Главная / Школьному психологу / "Игровые методы в работе педагога-психолога при проведении профориентационной работы"

"Игровые методы в работе педагога-психолога при проведении профориентационной работы"

Игровые методики в профориентационной работе педагога-

психолога е школе.

Выступление на ШМС практических психологов

Еще в конце 1980-х годов, в совершенно иных социально-экономических условиях, ученые говорили о том, что «необходимо как можно раньше начинать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися по формированию у них профессиональных интересов и мотивов выбора. Правильный выбор профессии предполагает сочетание трех факторов: мотивация, способность и необходимость - и может выражаться формулой - хочу + могу + надо = выбираю.

Профессиональное определение личности обусловливают:

  1. социальная направленность, определяющая отношение человека к действительности: потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, мотивы поведения;

  2. индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, навыков, умений, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека);

особенности психических процессов (ощущение, восприятие, представления, мышление, воображение, воля, эмоции);

физиологические и биологические особенности человека (характеристики нервной системы, физическая сила, выносливость и др.).

Фактически школа, по определению, в значительной степени должна обеспечивать первые два компонента. Направленная на это работа должна проводиться на всех уроках общеобразовательных дисциплин, трудового обучения и во внеучебное время. Вместе с тем необходимо обеспечить учащимся также и возможность объективной оценки их психологических и физиологических особенностей, а затем на этой основе формировать осознанное отношение к своему профессиональному будущему.

Необходимость начала целенаправленной работы в данном направлении подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности. О необходимости реализации возрастного подхода к трудовому воспитанию и профориентации школьников говорится и в литературе. В частности подростковый возраст является самым благоприятным для формирования умений и навыков, «свойственных взрослым (столярничать, водить машину, фотографировать и т.д.)», поскольку «стержневым центром личности в данный период развития является стремление войти в мир взрослых, определяющее направление и содержание социальной активности подростка Подростковый и ранний юношеский возраст отличаются ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в организации профессиональной ориентации школьников Так, работа, направленная на помощь подростку в профессиональном самоопределении, способствует развитию его личности в целом, позволяет удовлетворить обусловленные возрастным развитием актуальные потребности в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, психологической свободе, в достижении определенного социального статуса и др. Мятущийся подросток получает возможность «собрать» свою личность: определить цель в жизни, сориентироваться в мире профессий, увидеть жизненную перспективу.

Позитивная жизненная перспектива, намеченная профессиональная траектория помогут подростку избежать девиантного поведения, алкогольной или наркотической зависимости, которым наиболее подвержены представители именно этой возрастной Поскольку у подростка еще нет достаточно данных (о себе, обществе, мире профессий, экономической ситуации в стране) для полностью рационального профессионального выбора, без доверия к себе ему не обойтись.

Как уже отмечалось, на профессиональный выбор влияют самооценка и уверенность в себе. Здесь речь идет не только о том, как подросток оценивает свои возможности и способности, но и о том, каков уровень его притязаний, ибо от этого также зависит его профессиональная траектория, карьерные устремления и т.д. Так, по результатам исследования многие подростки не дифференцируют мотивы самореализации и самоутверждения, у них слабо выражено стремление зарабатывать на жизнь, быть богатым и влиятельным человеком в обществе . Это указывает на низкую социальную зрелость респондентов и на необходимость уделять больше внимания формированию соответствующей мотивации, адекватной уровню самооценки, в учебно-воспитательном процессе.

Анализ опросов подростков также показывает, что будущая предполагаемая профессия школьника зачастую меняется с переходом из класса в класс. Нередко изначально школьник мечтает о профессии, которая-явно не соответствует его физиологическим, психическим или интеллектуальным возможностям. В таком случае необходимо сконцентрировать внимание психолого-педагогической работы на самопознании, самоанализе, изложении требований, предъявляемых к специалистам данной профессии, с целью корректировки выбора.

Встречаются и такие случаи, когда подросток вообще не знает, кем он хочет быть, - не решил в данный момент. Это наиболее сложная и в то же время самая многочисленная категория подростков (особенно 5-6 классов). С одной стороны, это закономерно: еще не вызрела потребность профессионального самоопределения, нахождения своего места в социуме. С другой стороны, сама по себе такая потребность не появится. Этому нужно способствовать, соответствующе строить учебно-воспитательную и психолого-педагогическую работу, постепенно развивая профессиональные интересы, мотивацию учащихся.

Итак, к моменту перехода в 9 класс (последний на второй ступени обучения) учащийся должен обладать положительными установками в отношении мира труда, определенными знаниями себя с профессиональными альтернативами и требованиями. Он должен уметь отобрать спектр профессий для более широкого исследования и накопления трудового опыта. К этому времени большинство учащихся готовы освоить умения, необходимые для избранной сферы труда, и способны сформировать достаточно постоянный образ своего Я, который они смогут сохранить и усилить благодаря профессиональной деятельности.

В настоящее время роль первичного профессионального самоопределения значительно возросла. Это связано с необходимостью выбора профиля обучения, который предопределяет профессиональный выбор учащихся, в старших классах школы. Поэтому

крайне важно готовить учащихся к осуществлению выбора уже в 5-7 классах. Тем более что это подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности.

Психологи в практике своей профориентационной работы используют несколько методов: -профориентационное консультирование;

  • профориентационная диагностика;

  • профориентационное просвещение;

-профориентационные игры.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональной самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.

Актуальная особенность метода профориентацинных игр:

создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками

моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Условия проведения профориентационных игр:

высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводитьсякак бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы; акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях; соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто- то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать):

даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки самине заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;

стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;

при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;

не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому упражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект последействия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может даже откроют для себя такую истину, которую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал...

Профориентационные игры являются эффективной формой профориентационной работы с обучающимися всех возрастных категорий. Если в начальных и средних классах можно использовать самые простейшие: « Алфавит профессий» , «Самая самая», «Угадай профессию» и т.д. То со старшеклассниками необходимо использовать более сложные варианты профориентационных игр

Можно назвать следующие конкретные игровые методики. Ценностно-нравственные профориентационные игры; "Пришельцы", "Три ветерана" ("Три судьбы"), "Остров", "Спящий город", "Существо" Пробно-ознакомительные игры: "Стажеры-инопланетяне", "Ассоциации" (профориента-ционный вариант). "Угадай профессию", "Вакансия", "Новичок-Наставник", "Завод" ("Кооператив". "Музеи"). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: "Профконсулътация", "Приемная комиссия", "Пять шагов", "Советчик". Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего

«

обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс.

"Игровые методы в работе педагога-психолога при проведении профориентационной работы"
  • Школьному психологу
Описание:

Еще в конце 1980-х годов, в совершенно иных социально-экономических условиях, ученые говорили о том, что «необходимо как можно раньше начинать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися по формированию у них профессиональных интересов и мотивов выбора. Правильный выбор профессии предполагает сочетание трех факторов: мотивация, способность и необходимость - и может выражаться формулой - хочу + могу + надо = выбираю.

Автор Юнацкая Наталья Дмитриевна
Дата добавления 10.03.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 559
Номер материала MA-065494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓