Игровая
программа по теме:
«Кровь
и система кровообращения»-
«Биологический бизнес - банк»
(Заключительный урок по
данной теме в 8 классе)
Цели и задачи:
Развитие творческого потенциала личности ребенка и
коллективного мышления микрогруппы. Повторение темы, ее основных понятий и
процессов в игровой, занимательной форме. Демонстрация умения оказания первой
медицинской помощи, повторение основных правил гигиены сердечно – сосудистой
системы.
Оборудование:
ИКТ, карточки с заданиями. Плакат «Биологический бизнес –
банк» и плакаты с названиями конкурсов, валюта «тромбики», оборудование для
оказания первой медицинской помощи. Палочки с цифрами 1,2,3,4 (комплект на
группу).
Ход урока (этапы):
1. Объяснение учителем правил игры с
бизнесменами: каждая команда представляет свой банк, который получает
валюту «тромбики» за выполнение заданий, которые объявляются по алфавиту. (Это
правило сохраняется для всего цикла игровых программ – все конкурсы начинаются
с букв от А до Я).
В конце игры все заработанные тромбики участники
игры могут разделить между собой поровну или в зависимости от активности
каждого. Оценка за урок выставляется пропорционально количеству заработанной
валюты.
2. «Аукцион знаний»
Каждая группа по очереди отвечает по теме : «Кровь
и система кровообращения», «Функции клеток, органов, системы в целом». Банкиры-
ассистенты выплачивают валюту. Учитель направляет обсуждение, ударом молоточка
прерывая неправильный ответ. За последний ответ начисляется дополнительная
валюта. Учитель ставит вопросы, уточняя свойства кровяных клеток и системы в
связи с функциям. Особенности крови как соединительной ткани и составляющего
компонента внутренней среды.
3. «Конкурс барона Мюнхаузена»
Даны 4 утверждения, одно из которых – неверно. Каждая
команда по очереди отвечает, а все остальные показывают неверный ответ с
помощью карточек с номерами.
а)Клетки крови образуются в красном костном мозге – 1
Клетки крови образуются в
лимфатических узлах – 2
Клетки крови образуются в
легких – 3
Клетки крови образуются в
селезенке – 4
б) Эритроциты содержат
гемоглобин – 1
Образование эритроцитов
происходит в красном костном мозге – 2
Кровь, насыщенная кислородом,
называется артериальной – 3
Эритроциты имеют форму диска
и округлое ядро - 4
в) У людей различаются 4
группы крови – 1
Агглютинация происходит при
неправильном переливании -2
Люди с 4 группой крови
называются универсальными донорами – 2
Кровь первой группы можно
переливать всем людям – 4
г) Лейкоциты имеют амебоидную
форму и способны передвигаться – 1
Процесс переваривания
чужеродных частиц лейкоцитами называется фагоцитозом – 2
Фагоциты способны проникать
сквозь стенки сосудов – 3
Гной – это скопление погибших
тромбоцитов – 4
д) Лейкоциты, вырабатывающие
антитела, называются лимфоцитами – 1
Действие антител
универсально для всех возбудителей – 2
Антитела по химическому
составу являются белками – 3
Антитела в крови сохраняются
долгое время, так возникает
невосприимчивость к
некоторым болезням -4
е) При врожденном иммунитете в
крови с рождения находятся антитела – 1
Во время прививки вводят
готовые антитела – 2
Иммунитет, выработанный после
болезни – приобретенный – 3
Для выработки искусственного
иммунитета вводят сыворотку – 4
ж)Тромбоциты, клетки крови, участвуют
в свертывании крови – 1
Тромбоциты не имеют ядра – 2
В 1 мм3 содержится
4,4 – 5 млн. тромбоцитов – 3
Тромбоциты образуются в
красном костном мозге и селезенке – 4
4. «Видео - Блиц!»
Этот конкурс происходит с использованием ИКТ. На
экране высвечивается процесс (его изображение), например «Образование тромба».
Учащиеся должны привести как можно больше фактов, касающихся этого процесса.
Следующий процесс – «Агглютинация» и.т.д.
(образование тромба)
(агглютинация)
5. «Гадание на картах»
Каждой группе выдаются «карты» по теме « Строение
кровеносной системы» с цифровыми обозначениями органов:
1. «Большой круг кровообращения»
2. «Малый круг кровообращения»
3.
«Строение
сердца»
За 2 минуты группы должны на контрольном листе
написать названия органов. Оценивают работу подготовленные ассистенты.
6. «Дама сдавала в багаж»
На ИКТ показаны логические цепочки. Командам
необходимо определить, какой принцип объединяет данные слова и какое слово в
«багаже» является лишним:
a. Артериальное, венозное, внутренне,
лимфатическое.
b. Артерии, вены, предсердия, капилляры.
c. 0,5 м/сек; 0,5-1,2 мм/сек; 0,2 м/сек;
120/70 мм рт. ст.
d. Систола предсердий, систола
желудочков, пульс, диастола.
e. Аорта, нервные клетки, сердечная
мышца, диастола.
f.
Левый
желудочек, аорта, капилляры мозга и туловища, легочная вена.
Команды показывают ответ (лишний термин) с помощью палочек с цифрами, одна из
команд по очереди объясняет решение.
7. «Если хочешь быть здоров»
Каждая группа последовательно продолжает начатую учителем
фразу и обосновывает ее:
Þ Если у тебя дурная привычка
курить ….
Þ Если нетренированный человек
пробежит марафон ….
Þ Если у человека происходит
закупорка сосуда, снабжающего сердце…..
Þ Если нерационально,
неправильно питаться….
Þ Возрастная гипертония
возникает в результате…..
Þ При воздействии радиации….
Þ Если развивается малокровие….
Þ Если сильно загрязнена рана
….
8. «Загадочный диктант»
Группы записывают свои варианты ответа к загадкам,
которые читает учитель. Ассистенты проверяют варианты ответов, затем следует
общая проверка.
А) Не страдать болезнью чтобы
Вводят слабые микробы.
Лимфоцит тут на ходу
Что – то выделил в среду.
Отчего микроб стал плох
И, конечно, сразу сдох!
Жду я, письменно ответа,
Что за вид иммунитета?
(прививка, антитела, искусственный иммунитет)
Б) Нет белка в крови важней:
Состоит из двух частей.
В легких О2
забирает
И название меняет.
Дальше, где то протекая,
Кислород белок теряет.
(гемоглобин, оксигемоглобин, капилляр)
В) Что за тяжкая работа!
Сокращаюсь я без счета!
Утомления не знаю –
Что- то первым сокращаю.
Не сижу потом без дела:
Два еще сожму отдела.
И теперь, а в этом суть,
Можно мне передохнуть!
(систола предсердий, систола желудочков, диастола)
И так, настало время подсчитать заработанные тромбики
и распределить их в зависимости от вашей активности. Ребята! Большое вам
спасибо, вы действительно показали нам хорошие знания по данной теме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.