Главная / Классному руководителю / Игровая программа "Как у наших у ворот"

Игровая программа "Как у наших у ворот"

Занятие кружка «Радоница»- «Как у наших у ворот»

Девиз занятия: «Мы разные, но мы вместе»

Цели и: - изучение подвижных игр народов нашей страны;

-знакомство с национальными обычаями разных народов;

Задачи:

  • воспитывать чувство уважения к традициям народов нашей страны;

  • активизировать интерес у обучающихся к истории своего народа;

  • воспитание нравственных качеств, характеризующих толерантную личность.

Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов.

Ход мероприятия

Звучит народная мелодия «Гусли»

Учитель: Здравствуйте, ребята, дорогие гости!

« Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы они могли передать их своим детям. Так и случилось. До сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды - мы их называем «ИГРЫ».

Вопросы к детям:

- Ребята, какие игры вы знаете?

- В какие игры вы любите играть?

-Как вы думаете, дети в других странах любят играть?

-Знаете ли вы национальные игры?

- Нужны ли игры детям? Для чего?

Учитель: Сколько вопросов. Будем искать ответы. А они вокруг нас.

Учитель: Есть у меня для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот большой секрет узнает. (секрет дружбы, взаимопонимания-толерантности)

Загадка первая! Просьба не слушать тех, которые нервные.

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).


Загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) ( шерстяной носок в кожаном сапоге)

Ну ладно загадка третья. На неё то (хоть) ответьте!

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

Молодцы! А вот ещё загадка:

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

5. Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

6. Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7. Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8. Всё прячу, сам на виду. (Сундук)

И ещё одна загадка, она тоже с секретом. Кто догадается, тому конфета: (бутафорская - большая из цветной бумаги – внутри лепестки цветка толерантности со словами: ДОБРОТА ДУШИ, ДРУЖБА, ДОВЕРИЕ, и т.д )

9. Сел на плетень.

Кличет день.

День у ворот

Зашагал в огород. (Петух)

( ответ детей: в этой загадке названия русских народных игр).Если не отгадали, то учитель оставляет «конфету» себе и отвечает на вопрос сам.

Учитель: Правильно. Хотите научиться этим играм?- Да.

Тогда первая игра: Золотые ворота (русская игра)

В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих .

«Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается.

Второй раз — запрещается,

А на третий раз «Не пропустим Вас».

На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше. Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.

У каждой игры есть Правила и нарушать их нельзя. И не забываем заповедь «Не навреди»:

1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети так же считаются пойманными.

2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, он тоже считается пойманным.

( для определения ведущего или начинающего игру использовать СЧИТАЛОЧКИ) - приложение № 1

Учитель: На пригорке, у ворот. Собирается народ

Два бойцовых петуха. Не поделят червяка..

Не на шутку у них спор. Не свалили бы забор!

Следующая игра "Бой петухов"( русская игра)

Условия игры:

На полу начерчен мелом круг.

В него становятся 2 игрока.

Одна рука за спиной, одна нога согнута - поза боевого петуха.

Задача вытолкнуть соперника за круг!

Правило: Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку из-за спины.

- Русские народные игры имеют многотысячную историю: они сохранились до наших дней, и воспитывают характер, силу воли и ловкость.

Учитель: А от наших, от ворот

Дед Фома плетень плетёт.

Игра плетень ( русская игра)

( детей можно разделить по росту, цвету глаз, цвету волос, девочки и мальчики -«мы разные- но мы вместе)

Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.

После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. (мальчики- вприсядку, девочки притопывают)

Как только музыка закончится, каждая шеренга занимает свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплетают плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Учитель: А у наших у ворот,

Кто-то песенку поёт:

Игривый, шаловливый,

Болтливый, говорливый.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка ( ручеёк). Есть такая игра?- Да.

Ребята в эту игру мы сейчас поиграем.

Игра «Ручеёк» ( музыка «Как у наших у ворот»)

Учитель:

Он перекинут через реку.
Удобно стало человеку
Перебираться через воду,
Совсем забыв про непогоду.
На сваях закреплён помост.
Назвали это чудо - …
(Мост).

Учитель: По мосту всякий пройдёт и проедет. А вот по канату над шумной рекой? Надо быть сильным, ловким, и смелым.

Игра «Канатоходцы» ( узбекская игра)

Количество играющих:5 и более человек.

На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты - "слетят с каната". ( Можно разделиться на две команды. Начертить две черты. Кто быстрее и без ошибок пройдёт «Канаты»).

Правила. 1. Один из игроков следит за "канатоходцами".

2. Тот, кто сошел с "каната", становится наблюдателем.

Эта игра прививает расположенность к другим, умение владеть собой.

Учитель: Ребята, игры тренируют мышцы и тело, а я вам приготовила зарядку для ума: в народе говорят - Пословица – душа и ум народа.

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Ребята, я буду называть два слова из пословицы. А вы будете называть всю пословицу. Слушаем внимательно, отвечаем старательно:

1. Труд –пруд                            (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей.                  (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица                (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес.                            (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Снову – смолоду.                 (Береги платье снову, а честь смолоду.)

6. Роток – платок.                     (На чужой роток, не накинешь платок.)

Помощник бросает на площадку конверт:

Учитель: Ой, ребята, что это? Письмо! Интересно, что в нём? «Дорогие ребята, помогите перевести на русский язык зарубежные пословицы. Латышов Павел». Ну что, ребята поможем Павлу? ( Поможем)- (взаимовыручка)

Вот послушайте:

Туркменская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

Дети: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»- русская

Армянская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

Дети: « Кто обжёгся на молоке - дует воду»- русская

Мордовская : «Шуму много, а шерсти мало» .

Дети: «Много шуму из ничего»- русская

Аджарская: «Сын леопарда, тоже леопард».

Дети: «Яблоко от яблони недалеко падает»- русская

Английская: «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются»

Дети: « Жизнь дана на добрые дела»- русская

Учитель: Молодцы, ребята. Помогли Павлу. Ребята, пословицы разных народов схожи с русскими пословицами по смыслу?.( Да).

Учитель: А у наших у ворот,

Всё идёт наоборот,

Летят осенние деньки,

А вас ждут «Липкие пеньки»

Следующая игра Башкирская :

«Липкие пеньки» (Башкирская народная игра)

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга по начерченному кругу. Они изображают «липкие пеньки». В центре круга корзинка с клубочками пряжи. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам, стараясь пробежать в центр и захватить клубок «Пенечки» стараются коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся «пеньками».

Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с мест.

На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и вырабатывают очень важные качества: выносливость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Учитель: А у наших у ворот,

Собирается народ.

Каждый место выбирает

Пусто место не бывает!

Узбекская народная игра – «Пустое место»

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила. Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его. Водящий может не сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком направлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

Учитель : А у наших у ворот

Удивляется народ,

Гуси-лебеди летят

Машут крыльями, кричат.

Игра «Гуси летят» («Гуси ляляць»-украинская игра) Количество играющих:10 и более человек.

Ведущий произносит название птиц, дети поднимают руки, машут ими и говорят: «летят, летят». Если ведущий называет не птиц (животных, рыб и т.д.). Дети молчат и не машут руками. Кто ошибся, выбывает из игры.

Учитель : А у наших у ворот,

Птичка - зёрнышко клюёт,

Рыбка - плавает по дну,

Начинай ,Вано, игру.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух» ( армянская игра)

Количество играющих:8 и более человек. Инвентарь: мяч.

Ребята становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух". Если водящий сказал: "Земля", тот, кто поймал мяч, должен назвать быстро какое-либо домашнее или дикое животное; на слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово "воздух" - названием птицы. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему.

Правило. Медлительные, неповоротливые и невнимательные ребята выходят из игры после первой же ошибки.

Учитель: А у наших, у ворот,

Быстрая игра идёт

«Три, тринадцать, тридцать»

От друзей – латвийцев.

Игра «Три, тринадцать, тридцать» (латвийская народная игра)

Количество играющих: 10 и более человек.

- Игроки образуют круг, став на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину его становится водящий (назначенный или выбранный по жребию). Если он говорит: "Три!" - все игроки должны поднять руки в стороны, при слове "Тринадцать!" - поднять их вверх, при слове "Тридцать!" - положить на пояс (можно придумать другие движения). Водящий называет быстро любое из трех перечисленных выше чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Допустивший ошибку отходит на шаг назад и там продолжают играть или меняются ролью с водящим. Выигравшим, считаются оставшиеся на своем первоначальном месте или ни разу не менявшиеся ролью с водящим.

Правила.

1. Если игрок сделал хотя бы попытку к неправильному движению, он считается проигравшим. 2. Водящий имеет право растягивать слова, например: "Три-и-и:" Играющим надо внимательно следить за окончанием слов.

Учитель: А от наших-то ворот,

Уж расходится народ.

Раз-два-три-четыре-пять,

Скоро встретимся опять!

Учитель: Ребята, в какие игры мы сегодня играли? ( игры разных народов) . Какая игра понравилась больше всего? Научите этим играм своих близких?(да)

Ребята, а где же наша большая конфета. Я думаю ………..поделится с нами. Ведь она такая большая на всех хватит ( разворачивает – а внутри цветок «толерантности»- на лепестках написаны качества, которые дети получили в ходе мероприятия - доброта души, дружба, чувство юмора, чуткость, умение владеть собой, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию.) Ребята, игры научили нас –(перечисляет слова на лепестках).

Учитель: Вы, заметили, что все игры очень похожи между собой. Это сказывается многолетняя дружба народов. Дружить мы будем и дальше, а заодно играть в игры разных народов, тем более, что это так забавно и интересно.

В заключении давайте встанем в круг и пожелаем друг другу добра и понимания. ( дети передают друг другу маленький колокольчик ( со звоном) и пожеланием. Можно передать колокольчик гостям с пожеланием)

Учитель: До свидания. До новых встреч.









































Приложение

«Дорогие ребята, помогите перевести зарубежные пословицы. Латышов Павел».

Туркменская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

Дети: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»- русская

Армянская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

Дети: « Кто обжёгся на молоке - дует воду»- русская

Мордовская : «Шуму много, а шерсти мало» .

Дети: «Много шуму из ничего»- русская

Аджарская: «Сын леопарда, тоже леопард».

Дети: «Яблоко от яблони недалеко падает»- русская

Английская: «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются»

Дети: « Жизнь дана на добрые дела»- русская



ГОРИ, ГОРИ ЯСНО… Русская народная


Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди в поле –

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо –

Звезды горят,

Журавли кричат.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!



АТЫ-БАТЫ. Русская народная


Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.


ЭЙ, ВАНЮША, ПОСМОТРИ… Русская народная


Эй, Ванюша, посмотри –

Мы пускаем пузыри:

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой!




ЧТОБЫ ДОМ ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ... Русская народная

Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи,

Железо,

Краску,

Гвозди,

Паклю

И замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.


ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ… Русская народная


Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон!





КОНЬ РЕТИВЫЙ. Русская народная


Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, Скачет
По полям Тут и там!
Тут и там! Где проскачет он –
Выходи Из круга Вон!

Конь ретивый Долгогривый
Скачет полем, Скачет нивой.
Кто коня Того поймает,
С нами в салочки Играет.


МЫ ПО ЛЕСЕНКЕ БЕЖАЛИ… Русская народная


Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре,

Умножаем на четыре,

Делим, делим на четыре –

Получается четыре.



АТЫ-БАТЫ. Русская народная

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.




14


Игровая программа "Как у наших у ворот"
  • Классному руководителю
Описание:

Девиз занятия: «Мы разные, но мы вместе»

Цели : - изучение подвижных игр народов нашей страны;

          -знакомство с  национальными обычаями разных народов;

Задачи:

·        воспитывать чувство уважения к традициям народов нашей страны;

·        активизировать интерес у обучающихся к истории своего народа;

·        воспитание нравственных качеств, характеризующих толерантную личность.

 

Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов.

Автор Вартанова Светлана Александровна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 547
Номер материала 3937
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓