Занятие кружка «Радоница»- «Как у наших у
ворот»
Девиз
занятия: «Мы разные, но мы вместе»
Цели
и: - изучение подвижных
игр народов нашей страны;
-знакомство с национальными обычаями разных народов;
Задачи:
·
воспитывать чувство
уважения к традициям народов нашей страны;
·
активизировать интерес у обучающихся к
истории своего народа;
·
воспитание нравственных качеств,
характеризующих толерантную личность.
Целевая
аудитория: учащиеся 5-6 классов.
Ход мероприятия
Звучит
народная мелодия «Гусли»
Учитель:
Здравствуйте, ребята, дорогие гости!
«
Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их
и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух,
а будут передавать их своим детям, чтобы они могли передать их своим детям. Так
и случилось. До сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают
через специальные обряды - мы их называем «ИГРЫ».
Вопросы
к детям:
- Ребята, какие
игры вы знаете?
- В какие игры вы
любите играть?
-Как вы думаете,
дети в других странах любят играть?
-Знаете ли вы
национальные игры?
- Нужны ли игры
детям? Для чего?
Учитель: Сколько вопросов.
Будем искать ответы. А они вокруг нас.
Учитель: Есть у меня для вас
загадки:
Не
горьки, не кислы, не сладки.
Кто
сейчас все отгадает,
Тот
большой секрет узнает. (секрет дружбы, взаимопонимания-толерантности)
Загадка первая! Просьба
не слушать тех, которые нервные.
И
колковато и ноздревато, и мягко,
И
ломко и всех милей! (Хлеб).
Загадка
вторая, самая смешная.
«Овца
в корове» (Носок в сапоге) ( шерстяной носок в кожаном сапоге)
Ну ладно загадка третья. На неё то (хоть) ответьте!
3.
В брюхе - баня,
В
носу решето, на голове пуговица.
Всего
одна рука, да и та на спине! (Чайник)
Молодцы!
А вот ещё загадка:
4.
В печь несут – жидко,
Из
печи несут – твёрдо! (Каша).
5.
Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6.
Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7.
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8.
Всё прячу, сам на виду. (Сундук)
И
ещё одна загадка, она тоже с секретом. Кто догадается,
тому конфета: (бутафорская - большая из цветной
бумаги – внутри лепестки цветка толерантности со словами: ДОБРОТА ДУШИ, ДРУЖБА,
ДОВЕРИЕ, и т.д )
9.
Сел на плетень.
Кличет
день.
День
у ворот –
Зашагал
в огород. (Петух)
( ответ детей: в
этой загадке названия русских народных игр).Если не
отгадали, то учитель оставляет «конфету» себе и отвечает на вопрос сам.
Учитель: Правильно.
Хотите научиться этим играм?- Да.
Тогда
первая игра: Золотые ворота (русская игра)
В этой
игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх — это
круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно
огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота»,
повторяют речитативом стих .
«Золотые
ворота
Пропускают
не всегда.
Первый
раз прощается.
Второй
раз — запрещается,
А на
третий раз «Не пропустим Вас».
На
последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.
Пойманные
дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра
продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге
— все больше. Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько
детей.
У каждой игры есть
Правила и нарушать их нельзя. И не забываем заповедь «Не навреди»:
1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если
вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети так же считаются
пойманными.
2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок
«оторвался» от своей цепочки и остался один, он тоже считается пойманным.
(
для определения ведущего или начинающего игру использовать СЧИТАЛОЧКИ) -
приложение № 1
Учитель:
На пригорке, у ворот. Собирается народ
Два
бойцовых петуха. Не поделят червяка..
Не
на шутку у них спор. Не свалили бы забор!
Следующая
игра "Бой петухов"( русская игра)
Условия
игры:
На
полу начерчен мелом круг.
В
него становятся 2 игрока.
Одна
рука за спиной, одна нога согнута - поза боевого петуха.
Задача
вытолкнуть соперника за круг!
Правило:
Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку из-за спины.
-
Русские народные игры имеют многотысячную историю:
они сохранились до наших дней, и воспитывают характер, силу воли и ловкость.
Учитель:
А от наших, от ворот
Дед Фома плетень плетёт.
Игра
плетень ( русская игра)
(
детей можно разделить по росту, цвету глаз, цвету волос, девочки и мальчики -«мы
разные- но мы вместе)
Дети,
берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку
русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу
противоположной шеренге и кланяется.
После
поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети
выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя
известные плясовые движения. (мальчики- вприсядку, девочки притопывают)
Как
только музыка закончится, каждая шеренга занимает свое первоначальное место, а
дети быстро и правильно “заплетают плетень” (взяться за руки
крест-накрест).
Учитель:
А у наших у ворот,
Кто-то песенку поёт:
Игривый, шаловливый,
Болтливый,
говорливый.
В голубенькой
рубашке
Бежит по дну
овражка ( ручеёк). Есть такая игра?- Да.
Ребята
в эту игру мы сейчас поиграем.
Игра
«Ручеёк» ( музыка «Как у наших у ворот»)
Учитель:
Он перекинут через
реку.
Удобно стало человеку
Перебираться через воду,
Совсем забыв про непогоду.
На сваях закреплён помост.
Назвали это чудо - … (Мост).
Учитель:
По мосту всякий пройдёт и проедет. А вот по канату над шумной рекой? Надо
быть сильным, ловким, и смелым.
Игра
«Канатоходцы» ( узбекская игра)
Количество
играющих:5 и более человек.
На
площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10
метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в
стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты - "слетят с
каната". ( Можно разделиться на две команды. Начертить две черты. Кто
быстрее и без ошибок пройдёт «Канаты»).
Правила.
1. Один из игроков следит за "канатоходцами".
2.
Тот, кто сошел с "каната", становится наблюдателем.
Эта игра прививает расположенность к другим, умение владеть собой.
Учитель:
Ребята, игры тренируют мышцы и тело, а я вам
приготовила зарядку для ума: в народе говорят - Пословица – душа и ум народа.
В
ней к Родине любовь.
В
ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала
к труду в ней и презренье к лени.
Ребята, я буду называть два слова из пословицы. А вы
будете называть всю пословицу. Слушаем внимательно, отвечаем старательно:
1.
Труд
–пруд
(Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2.
Слово –
воробей.
(Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)
3.
Журавль –
синица
(Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4.
Волк –
лес.
(Волков бояться - в лес не ходить.)
5.
Снову –
смолоду.
(Береги платье снову, а честь смолоду.)
6.
Роток –
платок.
(На чужой роток, не накинешь платок.)
Помощник бросает на площадку конверт:
Учитель: Ой, ребята, что это? Письмо! Интересно, что в
нём? «Дорогие ребята, помогите перевести на русский язык зарубежные пословицы.
Латышов Павел». Ну что, ребята поможем Павлу? ( Поможем)- (взаимовыручка)
Вот послушайте:
Туркменская:
«Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»
Дети: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»- русская
Армянская:
«Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»
Дети: « Кто обжёгся на молоке - дует воду»- русская
Мордовская :
«Шуму много, а шерсти мало» .
Дети: «Много шуму из ничего»- русская
Аджарская:
«Сын леопарда, тоже леопард».
Дети: «Яблоко от яблони
недалеко падает»- русская
Английская:
«Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются»
Дети: « Жизнь дана на добрые
дела»- русская
Учитель: Молодцы, ребята.
Помогли Павлу. Ребята, пословицы разных народов схожи с русскими пословицами
по смыслу?.( Да).
Учитель:
А у наших у ворот,
Всё идёт наоборот,
Летят осенние деньки,
А вас ждут «Липкие пеньки»
Следующая
игра Башкирская :
«Липкие пеньки» (Башкирская
народная игра)
Три-четыре игрока садятся на
корточки как можно дальше друг от друга по начерченному кругу. Они изображают «липкие
пеньки». В центре круга корзинка с клубочками пряжи. Остальные играющие бегают
по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам, стараясь пробежать в центр
и захватить клубок «Пенечки» стараются коснуться пробегающих мимо детей.
Осаленные игроки становятся «пеньками».
Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с мест.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и
вырабатывают очень важные качества: выносливость, быстроту, прививают
честность, справедливость и достоинство.
Учитель:
А у наших у ворот,
Собирается народ.
Каждый место выбирает
Пусто место не бывает!
Узбекская народная игра – «Пустое место»
Описание. Играющие,
кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за
спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или
рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование.
Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную
сторону по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и
остается, а оставшийся без места становится водящим.
Правила. Водящий не имеет
права ударять вызываемого. Он может только коснуться его. Водящий может не
сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как
только увидит, в каком направлении он бежит, устремляется в обратную сторону по
кругу.
Учитель
: А у наших у ворот
Удивляется народ,
Гуси-лебеди летят
Машут крыльями, кричат.
Игра «Гуси летят» («Гуси
ляляць»-украинская игра) Количество играющих:10 и более человек.
Ведущий произносит название птиц,
дети поднимают руки, машут ими и говорят: «летят, летят». Если ведущий называет
не птиц (животных, рыб и т.д.). Дети молчат и не машут руками. Кто ошибся,
выбывает из игры.
Учитель
: А у наших у ворот,
Птичка - зёрнышко клюёт,
Рыбка - плавает по дну,
Начинай ,Вано, игру.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух» ( армянская игра)
Количество
играющих:8 и более человек. Инвентарь: мяч.
Ребята
становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков,
произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода",
"огонь" или "воздух". Если водящий сказал:
"Земля", тот, кто поймал мяч, должен назвать быстро какое-либо домашнее
или дикое животное; на слово "вода" играющий отвечает названием
какой-либо рыбы; на слово "воздух" - названием птицы. При слове
"огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, взмахивая
руками. Затем мяч возвращается ведущему.
Правило.
Медлительные, неповоротливые и невнимательные ребята выходят из игры после
первой же ошибки.
Учитель: А
у наших, у ворот,
Быстрая игра идёт
«Три,
тринадцать, тридцать»
От
друзей – латвийцев.
Игра «Три, тринадцать, тридцать» (латвийская народная
игра)
Количество
играющих: 10 и более человек.
- Игроки образуют круг, став на расстоянии вытянутых в
стороны рук. В середину его становится водящий (назначенный или выбранный по
жребию). Если он говорит: "Три!" - все игроки должны поднять руки в
стороны, при слове "Тринадцать!" - поднять их вверх, при слове
"Тридцать!" - положить на пояс (можно придумать другие движения).
Водящий называет быстро любое из трех перечисленных выше чисел. Игроки должны
быстро выполнять соответствующие движения. Допустивший ошибку отходит на шаг
назад и там продолжают играть или меняются ролью с водящим. Выигравшим,
считаются оставшиеся на своем первоначальном месте или ни разу не менявшиеся
ролью с водящим.
Правила.
1. Если игрок сделал хотя бы попытку к неправильному
движению, он считается проигравшим. 2. Водящий имеет право растягивать слова,
например: "Три-и-и:" Играющим надо внимательно следить за окончанием
слов.
Учитель: А от наших-то ворот,
Уж расходится
народ.
Раз-два-три-четыре-пять,
Скоро встретимся опять!
Учитель: Ребята, в какие игры мы сегодня
играли? ( игры разных народов) . Какая игра понравилась больше всего? Научите этим
играм своих близких?(да)
Ребята, а где же наша большая конфета. Я думаю ………..поделится
с нами. Ведь она такая большая на всех хватит (
разворачивает – а внутри цветок «толерантности»- на лепестках написаны
качества, которые дети получили в ходе мероприятия - доброта души, дружба, чувство
юмора, чуткость, умение владеть собой, доброжелательность, любознательность,
способность к сопереживанию.) Ребята, игры научили нас –(перечисляет слова
на лепестках).
Учитель: Вы, заметили, что все игры очень
похожи между собой. Это сказывается многолетняя дружба народов. Дружить мы
будем и дальше, а заодно играть в игры разных народов, тем более, что это так
забавно и интересно.
В
заключении давайте встанем в круг и пожелаем друг другу добра и понимания. (
дети передают друг другу маленький колокольчик ( со звоном) и пожеланием. Можно
передать колокольчик гостям с пожеланием)
Учитель:
До свидания. До новых встреч.
Приложение
«Дорогие ребята, помогите перевести зарубежные
пословицы. Латышов Павел».
Туркменская:
«Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»
Дети: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»- русская
Армянская:
«Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»
Дети: « Кто обжёгся на молоке - дует воду»- русская
Мордовская :
«Шуму много, а шерсти мало» .
Дети: «Много шуму из ничего»- русская
Аджарская: «Сын
леопарда, тоже леопард».
Дети: «Яблоко от яблони
недалеко падает»- русская
Английская:
«Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются»
Дети: « Жизнь дана на добрые
дела»- русская
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО… Русская народная
|
Гори, гори
ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле –
Едут там
трубачи
Да едят
калачи.
Погляди на
небо –
Звезды горят,
Журавли
кричат.
Раз, два, не
воронь,
Беги, как
огонь!
|
|
АТЫ-БАТЫ. Русская народная
|
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
|
|
ЭЙ, ВАНЮША, ПОСМОТРИ… Русская народная
|
|
Эй, Ванюша,
посмотри –
Мы пускаем
пузыри:
Красный,
синий, голубой,
Выбирай себе любой!
|
|
|
ЧТОБЫ ДОМ ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ... Русская народная
|
Чтобы дом
построить новый,
Запасают тёс
дубовый,
Кирпичи,
Железо,
Краску,
Гвозди,
Паклю
И замазку.
А потом,
потом, потом
Начинают
строить дом.
|
|
ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ… Русская народная
|
|
Шла коза по
мостику
И виляла
хвостиком.
Зацепила за
перила,
Прямо в речку
угодила.
Кто не верит —
это он,
Выходи из
круга вон!
|
|
|
|
|
|
КОНЬ РЕТИВЫЙ. Русская народная
|
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, Скачет
По полям Тут и там!
Тут и там! Где проскачет он –
Выходи Из круга Вон!
Конь ретивый Долгогривый
Скачет полем, Скачет нивой.
Кто коня Того поймает,
С нами в салочки Играет.
|
|
МЫ ПО ЛЕСЕНКЕ БЕЖАЛИ… Русская народная
|
Мы по лесенке
бежали
И ступенечки
считали:
Раз, два, три,
четыре,
Умножаем на
четыре,
Делим, делим
на четыре –
Получается
четыре.
|
|
|
АТЫ-БАТЫ. Русская народная
|
|
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.