Главная / История / ИГРОВАЯ ФОРМА КАК ВАРИАНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ

ИГРОВАЯ ФОРМА КАК ВАРИАНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в новую систему студенческих отношений. Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в СПОУ является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в техникуме.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента. Не стоит забывать, что подросток приходит в техникум на довольно короткий срок – 2-3-4 года и уже имеет установку на получение специальности (профессии).  Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия

Студенчество определяется как мобильная социальная группа, цель деятельности которой - организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей.

На этапе вхождения в новую социальную среду общения с окружающими людьми происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение требованиям и контролю.  

Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни каждого человека. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки.

И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств. . В УЗ в настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у студентов к предметам, одновременно преследуя цели и адаптации подростка к новым условиям, проводя различные конкурсы,  олимпиады и другие игровые технологии.Это говорит о том, что принцип активности ученика в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, используемые на уроках обществознания. Каждый обучающий хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние.  Я считаю, что учитель,  использующий дидактическую игру на уроке, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

В процессе игры у обучащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

     Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением.  Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.

Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условиях ситуации. Игра побуждает учащихся перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» условный или знакомый чей-то образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев, учащиеся моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностнозначимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности учащихся к восприятию, сопереживанию. У нынешних студентов очень много проблем и много соблазнов. Самые страшные соблазны - это курение, алкоголь. Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегать к легкому, как им кажется, решению проблемы, расслабиться и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей.  

Общение является составной частью учебной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании в среде составляет отличительную особенность юношеского возраста.

Мы видим, что период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива,

- неопределенность мотивации выбора профессии,

- неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей,

- отсутствие навыков самостоятельной работы,

- неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой,

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях,

- налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие.

Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми. Вот здесь и должна помочь студенту игровая ситуация, своеобразный тренинг. Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А.С.Макаренко, В.Н.Сухомлинский и другие. Организация игр – не всегда простое занятие. Быть может, учитель загорится идеей игр и начнет активно внедрять их на уроках. Но не тут-то было: первые, же попытки организовать игру обнаружат много проблем.

Во-первых, дисциплина: азарт игры может превратить урок в шумное мероприятие. Во-вторых, серьезное отклонение от предмета. Ведь учитель должен дать детям знания, а они должны быть научны. А игра? Она может внести хаос в процесс обучения. Оценка в игре – еще одна проблема. Если ставить оценки, то как, за что, где критерий объективности?

Таким образом, много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т.д.

     Я убедился, что на  уроках с применением игры  ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением.В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и самое главное – социализации подростка, активного вхождения его в выбранную среду.Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей, которых в нашем техникуме довольно много.  Когда же нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений меж детьми. Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения.Игровую форму можно и должно отнести к групповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное запоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности. Дидактические игры на уроках обществознания предназначены для обычных подростков, они не требуют особой материальной базы и технической подготовки. Игры требуют разной степени самостоятельности – от игр «с самим собой», до состязательных. Роль учителя на таких уроках складывается из следующих операций:

обозначение времени;

определение места (расстановка парт, формирование групп);

подбор средств (таблицы, видео, диафильмы, демонстрационные материалы);

ролевое распределение;

внесение элементов новизны;

эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение);

общее руководство.

Ученикам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств.

 В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется   возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед одноклассниками. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников.

Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке истории могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.

Наиболее часто в обучении обществознания  используют так называемые ролевые и деловые игры.  В этих играх создается напряженная, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения, в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия других участников игры.

Само участие подростка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, ролевая игра способствует развитию творческого мышления.

Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера на занятии в группе. Преподавателю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников.

Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются.Примерами таких игр являются : Азбука бизнеса (Познавательная игра). Выборы. (Политико-правовая игра). Голубоглазые и кареглазые. (Игра о расов. дискр-ции). Команда президента. (Интел. игра.) Мнение жителей города (предотвр-ние прав-ний у детей). Рол. игра. На тропе белой смерти. Игра. (Соц. нормы и отклон. пов-е). Рекламный рай. (Экономич. Игра). Ролевые игры и ситуации по гражд-нию. Суд над наркоманией. Хочу отказаться от военной службы по убеждениям. (Ролев. Игра).Интеллектуальные игры с применением презентаций «С гордостью об Отчизне», «Герои войны», «Герои космоса» и т.д.

Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

Обязателен элемент соревнования между участниками игры

Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Исходя,  из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:

вызвать интерес к теме;

спровоцировать потребность работы с учебной литературой;

направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса, выработать самостоятельное мышление для реализации активного поведения, отвечающего потребностям и студента и общества, позволить ему как можно быстрее адаптироваться в нём.








ИГРОВАЯ ФОРМА КАК ВАРИАНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ
  • История
Описание:

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в новую систему студенческих отношений. Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в СПОУ является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в техникуме.

Автор Андреев Михаил Константинович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 419
Номер материала 43206
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓