Главная / Начальные классы / Игры для развития речи

Игры для развития речи

Игры для развития речи


1. Игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов. Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.


2. Игра "Сочини предложение". 

Учитель предлагает группе 2 карточки, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.  Примечания: 

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. 

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений. 


3. Игра "Противоположность".

Ведущий показывает одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.  Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.


4. Игра "Мостик".

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.  Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.  Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.



5. "Что означает выражение?" или "Пословицы".

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.  Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений. 

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент. 

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.  Например: Ребенок сказал: Взрослые говорят: 

пойти на исправку пойти на поправку 
куда глаза видят куда глаза глядят 
душа в подметки ушла душа в пятки ушла 
свободная птица вольная птица 
открыть Африку открыть Америку 
посчитать в голове посчитать в уме 
глаз упал на книжку взгляд упал на что-нибудь 
на свежий ум на свежую голову 
нервы скандалят нервы шалят 
в пятки не годится в подметки не годится. К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи. Пословицы: 

1. "Дело мастера боится". 
2. "Всякий мастер на свой лад". 
3. "На все руки мастер". 
4. "Портной испортит - утюг загладит". 
5. "Картошка поспела - берись за дело". 
6. "Без труда и в саду нет плода". 
7. "Каков уход, таков и плод". 
8. "Больше дела - меньше слов". 
9. "Всякий человек у дела познается". 
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай". 
11. "Без дисциплины жить - добру не быть". 
12. "Заработанный хлеб сладок". 
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко". 
14. "Без начала нет конца". 
15. "Без порядка толка нет". 
16. "Без работы пряников не купишь". 
17. "Глаза боятся - руки делают". 
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться". 
19. "Без труда нет добра". 
20. "Труд - лучшее лекарство". 
21. "Терпение и труд все перетрут". 
22. "Будешь книги читать - будешь все знать". 
23. "Дом без книги, что без окон". 
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум". 
25. "Где ученье - там уменье". 
26. "Ученье и труд вместе живут". 
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма". 
28. "Почитай учителя, как родителя".


6. Внимание! Розыск!

Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность. В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.  Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.  В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.


7. Игра "Два круга".

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). 
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое". 
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.


8. Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д.
Например: 
"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).


9. Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.


10. Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

11. "Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. 
Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. 
Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.


12. Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. 
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.


13. Цепочка.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. 
Выигрывает тот, кто придумал больше слов. 


14. Продолжи ряд.

 Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения.  Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.  Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка. 

Примеры заданий: 

Люди - человек, дети - … 
Сын - дочь, внук - …, племянник - … 
Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - … 
Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - … 
Шпалы - деревянные, рельсы - … 
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с … 
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - … 
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - … 
Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в … 
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … - 
много …


15. Снежный ком. 
Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы. 
Варианты игры:

1. "Собираемся в дорогу" 
Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...". 
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло". 
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. 
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например: 
2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин" 
Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню". 
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд". 
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д. 
3. "Накрываем на стол" 
Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу". 
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток". 
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д. 
4. "Собираемся на прогулку" 
Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги". 
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко". 
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. 
5. "Ждем гостей" 
Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы". 
Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы". 
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. 


16. История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д. 


17. Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова". 
Есть сладкое слово - конфета. 
Есть быстрое слово - ракета. 
Есть кислое слово - лимон. 
Есть слово с окошком - вагон. 
Есть слово колючее - ежик. 
Есть слово промокшее - дождик. 
Есть слово упрямое - цель. 
Есть слово зеленое - ель. 
Есть книжное слово - страница. 
Есть слово лесное - синица. 
Есть слово пушистое - снег. 
Есть слово веселое - смех. Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.


18. Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. 
Учитель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например: 
сахар сладкий, а перец ..., 
дорога широкая, а тропинка ..., 
пластилин мягкий, а камень ..., 
чай горячий, а мороженое ..., 
кисель густой, а морс ..., 
лист наждака шершавый, а лист бумаги ... 
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ... 
Днем светло, а ночью... Другой вариант: 
Кашу варят густую и ...(жидкую). Звери бывают смелые и ...(трусливые). Морковь можно есть сырой и ...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными).


19. Игра в рифмы - подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь. 
Учитель предлагает: "Я прочту вам стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а вы постарайтесь мне их подсказать". Ребенок подсказывает рифму. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова. 
Очень страшная история. 
(Даниил Хармс)

Доедая с маслом булку, 
Братья шли по переулку. 
Вдруг на них из закоулка 
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть, 
Хочет он на нас .. напасть. 
Чтоб в беду нам не попасть, 
Псу мы бросим булку в ... пасть. 
Все окончилось прекрасно. 
Братьям сразу стало .. ясно, 
Что на каждую прогулку 
Надо брать с собою… булку.

Шишки-мышки 
(А. Кондратьев) 
Жили-были на сосне две серьезных шишки. 
Жили-были под сосной две веселых мышки. 
И кричали мышки: 
- Эй, спускайтесь шишки! 
Вы же знаете о нас только понаслышке. 
Отвечали шишки: 
- Глупенькие мышки, 
Чем же плохо нам висеть 
Здесь на нашей вышке. Лучше мы вас пригласим: 
Залезайте, повисим. 


































За помощью к скороговоркам….



Для детей очень важно овладеть правильной и красивой речью еще в школьные годы. Ведь в этом возрасте человеческий мозг, как никогда, открыт для новой информации.

Не думайте, что чтение и заучивание скороговорок – это скучное занятие.

Выучив самостоятельно несколько интересных чистоговорок, ребенок сможет блеснуть своими знаниями среди сверстников и выделиться в любой компании.

***
Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

***
Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.

***
Ехал Грека через реку,
 
Видит Грека – в реке рак.
 
Сунул Грека руку в реку.
 
Рак за руку Греку – цап.

***
Топали да топали,
 
Дотопали до тополя,
 
До тополя дотопали,
 
Да ноги все протопали.

***
Не жалела мама мыла,
 
Мама Милу мылом мыла.
 
Мила мыла не любила,
 
Мыло Мила уронила.

***
Белый снег. Белый мел.
 
Белый сахар тоже бел.
 
А вот белка не бела.
 
Белой даже не была.

***
Вёз корабль карамель,
 
наскочил корабль на мель.
 
Матросы две недели
 
карамель на мели ели.

***
Колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.



***
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

***
В недрах тундры
 
Выдры в гетрах
 
Тырят в вёдра
 
Ядра кедров!

***
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
 
Чтоб было всем понятно.

***
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

***
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

***
Граф Тото играет в лото,
 
а графиня Тото знает про то,
 
что Граф Тото играет в лото,
 
если бы граф Тото знал про то,
 
что графиня Тото знает про то,
 
что граф Тото играет в лото,
 
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

***
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

***
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

***
Встретил в чаще еж ежа, – Как погода, еж? – Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.

***
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.

***
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

***
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

***
Тридцать три вагоня в ряд,
Тараторят, тарахтят.

***
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.

***
Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.

***
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.

***
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.

***
Скороговорун
Скороговорил – выскороговаривал,
Что скороговорки
Перескороговорит-перевыскороговорит.

***
Перепёлка перепелёнка перепелёнывала,
Перепелёнывала, еле перепеленала.



Игры для развития речи
  • Начальные классы
Описание:

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Автор Никитенко Оксана Александровна
Дата добавления 02.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 350
Номер материала MA-064407
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓