Главная / Русский язык и литература / Игра по русскому языку "Умники и умницы" (7 класс)

Игра по русскому языку "Умники и умницы" (7 класс)


Игра по русскому языку «Умники и умницы».

7 класс 2009г

Составила и провела

учитель русского языка и литературы Никифоренко Д.И.


1 тур. Отборочный.


Вопросы для отборочного тура:

  1. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный»? (антоним)

  2. Он бывает между корнем и окончанием. (суффикс)

  3. Что есть и у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного на бумаге?

(корень)

  1. Слово, в котором 100 согласных. (стоЛ, Н, Г)

  2. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? ( Ь; Коля – колЬя)

  3. У каких слов нет окончания: небо, тоскливо, пальто, кружево? (пальто, тоскливо)

  4. В каком глаголе НЕТ слышится сто раз? (стонет)

  5. Антоним к выражению «жить душа в душу»? ( как кошка с собакой)

  6. В каких лесах не водится дичи? (строительных)

  7. Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)

  8. В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в- «О»-да)

  9. Какая ветка не качается даже при очень сильном порыве ветра? (железнодорожная)

  10. Ради какой буквы сделал своё изобретение русский учёный Попов? (ради «О»)

  11. Кто ходит сидя? (шахматист)

  12. Сколько букв «Д» в военном мероприятии, иногда происходящем на Красной площади? (пара «Д»)

  13. Содержимое ступы, которое будет толочь только бестолочь? (вода)

  14. Машина завернула за угол, направо. Какое колесо у неё будет на весу? ( запасное)

  15. Мною людей забавляют и суп заправляют. (петрушка)

  16. Почему покупают зимнее пальто? (даром не дают)

  17. Сколько поворотов в Москве? ( два: правый и левый)

  18. Что можно набрать, ничего не беря в руки? (воздух)

  19. Что нужно сделать с существительными дорога и сера, чтобы, не меняя ни одной буквы, превратить их в прилагательные? ( поменять ударение)

  20. Что общего у винтовки и у дерева? (ствол)

  21. Ещё одно название алфавита. (азбука)

  22. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире? (карман)

  23. Эта часть бывает золотой. (середина)

  24. В каком слове из пяти букв 5 «О»? (оПЯТЬ)



Если спорная ситуация:


1) Кто больше?

За 1 минуту составить слова: - - РО- -


2) Из слова ДОМ, меняя 1 букву, составить как можно больше слов.





2 тур


Участвуют 3 игрока. Выбирают красную, жёлтую, зелёную дорожки ( у кого больше очков, тот выбирает первым)


Темы на доске:


Словообразование Морфемика Морфология Синтаксис и пунктуация культура речи

Этимология пословицы и поговорки

Фразеология смекалка

Лексика

Графика Орфоэпия Фонетика


Играющие выбирают для себя тему и номер вопроса.


Фразеология:

  1. Может ли голова человека приготовить еду? (да, если варит)

  2. Какое животное надо съесть человеку, чтобы доказать, что он очень хорошо разбирается в данном деле?( собаку)

  3. Что надо испортить на лице, чтобы крепко запомнить что-либо) (заруби на носу)


Лексика.

1) Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное слово поможет ответить на вопрос? (диалог; диа – два)

2) Замените каждое слово синонимом:

Доктор прописал пациенту инъекции ( Врач назначил больному уколы)

  1. Замените устаревшие слова современными:

Палец (перст)

Жизнь( живот)

Шея (выя)

Губы (уста)

Можно (льзя)


Фонетика. Графика. Орфоэпия.

  1. Игорь написал на доске прописью: сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Допустил ли он в вычислении ошибку? ( нет, если при чтении ударение в слове сорок на 2-ой слог)

  2. Я - в озёрах и реках, но в воде меня нет. Я – в арбузах и огурцах, а в дыне меня нет. ( р)

  3. В русском языке сочетания –оро-, -оло-, -ере- сочетаются с РА, ЛА, РЕ: ворота-вратарь, берег-прибрежный, молодой-младенец. Доказать на примере слов СРЕДА и КОРОТКИЙ ( середина, краткий)


Словообразование. Морфемика

  1. Одинаковы ли по составу слова: слепить глаза – слепить игрушку? ( нет, корни разные)

  2. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово? (-ИЩ-; ножищи)

  3. Совята у совушки умные головушки. На каждый совушкин совет глазами хлопают в ответ. (однокоренные слова)







Морфология.


  1. Вы знаете лишь 2 последние буквы слова – ЛО. К какой части речи можно отнести слово? (около – предлог; бело – краткое прилагательное; тепло – наречие; упало – глагол; повидло – существительное)

  2. Назовите существительное, начальная форма которого по написанию совпадает с начальной формой глагола (течь, печь)

  3. В каком падеже в слове сердце произносится «Д»? (сердец)


Синтаксис. Пунктуация.

  1. Глохая куздра штеко будланула бокра. Определить части речи.

  2. Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.

Завещание правителя.

«Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»

  1. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Правильно ли расставлены знаки препинания?


Этимология

1)Коло (круг),

2) тук (жир)

3) велий (бол

В каких современных словах сохранилась эта часть?

(тучный, великий, коловорот и др.)


Культура речи.

Исправить речевые ошибки.

  1. Расскажи кратко свою автобиографию.

  2. Заниматься ему ничто не мешало.

  3. Я одел пальто и пошёл гулять.



Вопросы на смекалку.

Четвёртое лишнее.

  1. мама, папа, дочь, бабушка ( по склонению – дочь; по роду – папа)

  2. Витя, Дима, Серёжа, Миша( 3 слога)

  3. Анна, Боря, Вера, Сева (не по алфавиту)


Пословицы и поговорки.


Подобрать схожую по смыслу русскую пословицу:

  1. Всё хорошо в своё время (англ) (Делу время – потехе час)

  2. Разговорами риса не сваришь ( китайская)(Гостя баснями не кормят)

  3. Терпение ведёт к добру – поспешность к злу (немец) (Поспешишь – людей насмешишь)




















Игра

по русскому языку

«Умники и умницы»


















Составила и провела

учитель русского языка и литературы МСОШ

Никифоренко Д.И.









2009г

























Филологический КВН (5-6 классы)

1 Представление команд (название, девиз, эмблема)

2 Разминка ( быстро ответить, набрав как можно больше баллов за 1 минуту; если не знают ответа, говорят «дальше»)


Конкурс 1. Вопросы для разминки:


1)Часть слова перед корнем ( приставка)

2)Автор сказки « Конёк - Горбунок» (Ершов)

3)Картина, изображающая природу (пейзаж)

4)Слова, имеющие один корень и схожее лексическое значение (однокоренные)

5)Окоп для медведя на зиму (берлога)

6)часть речи, отвечающая на вопрос Какой? Чей? (прил-ное)

7)Кто свинье не товарищ (гусь)

8)Няня А.С. Пушкина (Арина Родионовна)

9)Автор книги «Приключение Незнайки и его друзей» (Носов)

10)Жи-ши пиши, печатай с буквой (и)

11)Сторона листа бумаги в книге, тетради (страница)

12)Домик, где живёт мыло (мыльница)

13)Утро, вечера … (мудренее)

14)Сказка о пользе коллективного труда (репка)

15)Автор « Золотого ключика или приключения Буратино ( Толстой)

16)Трусливый, как …(заяц)

17)Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)

18)Без чего не бывает дыма? (без огня)

19)Французский сказочник (Шарль Перро)

20)Литературное произведение о русских богатырях, в корне значение слова «было» (былина)


Конкурс 2. «Галерея»


Определить, чей это портрет ( назвать фамилию писателя)


Конкурс 3. «Ума палата»


А) «Путаница»


  1. Как с совы вода (с гуся)

  2. Стреляный петух (воробей)

  3. Конское упрямство (ослиное)

  4. Подложить барана (свинью)


Б) «Животные»

  1. Топает как (слон)

  2. Кривляется как (обезьяна)

  3. Нем как (рыба)

  4. Работает как (лошадь)

  5. Ползёт как (черепаха)

  6. Скачет как (коза)


В) Загадки.

  1. Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

  2. Ёжик странный у Егорки на окне живёт в ведёрке. Он сидит и дремлет, спрятав ножки в землю. (кактус)

  3. Я и приправа хорошая к столу. И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

  4. Какой колокольчик не звенит (цветок)

  5. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)

  6. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз (стонет)

  7. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают (очки)

  8. Кто говорит на всех языках (эхо)

  9. Название какого животного составлено из 2 предлогов ( к – от)

  10. Название какого животного составлено из 3 предлогов (к – о – за)



Конкурс 4. Конкурс редакторов.


Исправить ошибки:

  1. Мальчику очень понравился рыбий суп (рыбный)

  2. Он так мало знает! Он такой невежа! (невежда)

  3. Это была памятливая для меня поездка (памятная)

  4. Шоколад – самый нежный, самый молочный (из рекламы продукта) ( самый молочный – неправильно)


Конкурс 5. «Конкурс смекалистых»


А) Разгадать ребус (на листочках)


Б) Отгадай профессию:

РАТЕВЕРИН (ветеринар)

КОЖУХДИН (художник)


В) Допиши слово так, чтобы эта часть заканчивала 1-ое слово и начинала 2-ое)

У ( ) ОВА (у КОРова)

ОБЫ ( ) КА (обыЧАЙка)

ВАМ ( ) АМИДА (вам ПИР амида)

СВИР ( ) НИК (свир ЕЛЬ ник)


Конкурс 6. «Библиотека»


А)

Ребятам предлагаются отрывки из текстов произведений, изученных в 5 и 6 классе. Указать автора произведения.


Б) Узнай героя ( на листочках описание героя)

5 класс «Муму» Герасим

6 класс «Ночь перед Рождеством» чёрт

Спереди совершенно немец… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… потому что у него висел хвост такой острый и длинный, как теперешние мундирские фалды


Конкурс 7 «Чёрный ящик»

6 класс

1) Одежда на них как-то машется, и не разобрать, что такое надето и для какой надобности: тут одно что-нибудь, а ниже ещё другое пришпилено. А если ещё наденут это … , то станут «совсем точно обезьяна сапажу – плисовая пальма»

( ногавочки на руках какие-то «Левша» Н.Лесков (носки)

5 класс

2) Приносит здоровье,большущую радость, с его помощью можно посмотреть белый свет со всеми его чудесами, но это ни в коем случае нельзя было надевать на мизинец.

( колечко К.Паустовский «Стальное колечко»)

Конкурс 8 «Конкурс смекалистых»

Превратить каждое из слов в другое, добавив одну букву в начале, середине или в конце.


Свет (совет) рожь (дрожь)

Враг (овраг) клюка (клюква)

Шпага (шпагат) село (седло)

Заря (заряд) база (базар)

Дочка (удочка) роза (гроза)

Дача (удача) кошка (крошка)


Конкурс (написать на доске)

В чём особенность построения стихов В.Я.Бирюкова


Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень и июль

Колыбельной лаской млеет.

(Начальные буквы по АЛФАВИТУ)


Ребусы:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Молчанье-знак согласия.


Конкурс (из слова «простокваша» ) составить как можно больше слов за 1 минуту (стараться из большого количества букв)


Рост квас

Ток просо

Кот протока

Шар остов

Трос остров

Каша восток

Вакса автор

Сорт товар

сор вор


Вопросы на смекалку

1)Как большой дом превратить в маленький?

(дом + суффикс «Ик»)

2)Какую морфему можно найти в земле?

(корень)

3)Какие 2 местоимения мешают транспорту?

(я-мы)

4)Половина, какой буквы даёт название войскового подразделения?

(пол к)

5)назовите слово в котором сто согласных?

(стол, стон)

6)из каких 2 букв можно приготовить вкусную пищу?

(ка ша)

7)Какое местоимение хвастливое и в тоже время самое скромное?

(я)






Фразеологизмы

1)От рук отбиться - в руки взять.

2)На чужой шее сидеть – своим горбом жить.

3)Не покладая рук – сложа руки.

4)Ворон считать- держать ухо востро.


Пословицы

1)полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется.

2)Правой рукой строит0левой разрушает.

3)Сам погибает -товарища выручает.

4)Правда и со дна моря выплывет, неправда потонет.



Игра по русскому языку "Умники и умницы" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Игра предназначена в качестве внеклассного мероприятия. Проверяет знания программного материала по разным разделам русского языка, а также наличие смекалки, умения нестандартно мыслить. Игра состоит из 2 туров, во 2 туре учащиеся передвигаются по 3 дорожкам красного, зелёного и жёлтого цвета, выбирая вопрос из разделов Словообразование. Лексика .Морфемика. Морфология .  Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Этимология.   Пословицы и поговорки. Графика Орфоэпия Фонетика .  Фразеология. Смекалка                                                                                                                          

                                                   

 

                                                                            

 

                                                                          

 

                                                                                   

 

Автор Никифоренко Дина Ивановна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1129
Номер материала 57544
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы