Главная / Начальные классы / Игра как приём активизации мыслительной деятельности и формирование интереса у учащихся начальных классов на уроках математики.

Игра как приём активизации мыслительной деятельности и формирование интереса у учащихся начальных классов на уроках математики.

Игра как приём активизации мыслительной деятельности и формирование интереса у учащихся начальных классов на уроках математики.



ИЗ ОПЫТА














Учитель начальных классов

Сикорская Н.А.




Приёмы активизации мыслительной деятельности и формирование интереса у учащихся начальных классов на уроках математики.


По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: ученики, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще нелюбимым предметом.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Немаловажная роль здесь отводится современному и признанному методу обучения и воспитания – игре на уроках математики. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных математических идей, то есть обучать математике в процессе игры.

Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей и активизировать мыслительную деятельность. Цель их введения состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным. Для этого я применяю методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, то есть вызывала бы те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов и активизировала мыслительную деятельность.

На уроках математики, кроме задач, логических игр, ребусов я использую веселые стихи, загадки, скороговорки, пословицы.

Задачи в стихах:

  1. Посылали молодицу по холодную водицу.

А водица далеко и носить-то нелегко:

Два ведра по 10 раз – сколько ведер?

Не зевай, молодице помогай. (20 ведер.)

  1. В снег упал Серёжа, Зина и Антоша,

А за ними Лена, Катенька и Гена

А потом ещё Игнат,

Сколько на снегу ребят (7.)

Загадки:

  1. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы)

  2. Две сестры идут по одной дороге. (Ноги)

  3. На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)

  4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Пословицы:

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. У семи нянек дитя без глаза.

3. У беспокойной хозяйки семь пятниц на неделе.

Весь этот материал не просто связан с тем или иным числом, но развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества. Да и кто сказал, что занятия математикой – а тем более с малышами! – непременно должны быть строгими, сухими, скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками? Пусть уроки станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества».

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе игровых элементов активизировать мышление учащихся, превратить весь урок в процесс активной деятельность ребят по теме.


Игры я подбираю с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

  • игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

  • игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводительную деятельность;

  • игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;

  • игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

  • игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой необходимо доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать необходимые записи.

В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные выполняют роли контролеров, судей, учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств действий.

В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью использую такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки и разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей. Чтобы не нарушать впечатление от игры, ошибки анализирую в конце игры.

Дидактические игры часто используются при формировании умения решать задачи. Игры активизируют, заинтересовывают детей. Отработка умения решать задачи идет в живой, увлекательной, захватывающей, интересной для детей форме. Интерес к постижению трудного делает детей по-настоящему творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий и облегчает усвоение трудного материала.

При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:

  • игра не должна быть скучной и надоедливой;

  • игра не должна слишком возбуждать детей, так как последующее объяснение не будет воспринято должным образом;

  • игра должна соответствовать цели урока;

  • инструкции должны быть четкими;

  • характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;

  • в конце игры должен быть подведен итог; необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры;

  • игра должна быть развивающей.

Рассмотрим более подробно некоторые дидактические игры, помогающие формированию умения решать задачи.

«Дикторы»

От грамотного чтения, правильной постановки логического ударения, громкости, четкости, внятности произношения, зависит восприятие прочтенной задачи в целом. Плохое прочтение задачи понижает и интерес к ней. Поэтому я использую игру «Дикторы». Каждый ребенок может быть диктором на разном канале (музыкальном, детском, взрослом) и в разных программах («Новости», «Звездный час», «Ток-шоу» и так далее). От характера передачи зависит и способ прочтения. К каждому способу имеется своя схема. Во время такой игры дети «входят в образ», уделяют чтению задачи должное внимание, у них развивается речь. Особенно уместна эта игра во 2 классе. Исчезает монотонность, появляется желание читать задачу самому и несколько раз. Появляется логичность, Малыши учатся правильно выделять опорные слова, делают паузы, постигая шаг за шагом логику задачи. По интонации, мимике выявляется отношение ребенка к задаче: бурная радость; удивление; испуг; любопытство; спокойствие; сомнение.

Игра «Любопытный»

При решении любой задачи одному из учеников дается роль «любопытного». Его задача заключается в том, чтобы он смог задать как можно больше вопросов по ходу решения: «Зачем?», «Почему?», «Каким образом?» и так далее. Развивается умение анализировать, рассуждать.

«Полетный опрос»

Ребенок читает задачу и тут же устно приступает к ее решению. Работает смекалка, тренируется память, мышление, отрабатываются навыки устного счета.

«Хранитель времени»

Один из учеников отмечает, сколько времени потребовалось для каждого этапа (чтения, анализа, краткой записи, объяснения, записи и так далее). Анализируя, делаем вывод, на каком этапе застряли, а какой прошли успешно, что можно убрать в целях экономии времени или что, наоборот, добавить, так как осталось еще свободное место. “Хранитель времени” пользуется, если есть возможность, песочными часами.

«Толковый словарь»

По примеру С.И. Ожегова создаем свой толковый словарь. Учимся толковать, объяснять значение опорных слов. Например:

«Всего» – это значит вместе объединенные множества.

«Осталось» – это стало меньше. Остаток после того, как уехали, убежали и так далее.

«Больше на …» - столько же, да еще ….

Также к данным словам подбираем синонимы, антонимы. Это способствует развитию речи, умению анализировать, составлять задачи.

«Математическое табло»

На плакате написаны разным цветом, шрифтом, под разным наклоном, разным размером математические термины.

Проводится разминка для глаз. Развитие угла зрения способствует расширению поля зрения, коррекции восприятия цвета, формы, объема. Развивается внимание, зрительная память. Одновременно идет орфографическая работа, так как многие слова записываются в краткую запись. Из опорных слов можно составлять свои задачи с последующим устным объяснением.

«Блиц – турнир»

Учитель читает 4 – 5 простых задач в прямой и косвенной форме, а дети при помощи рук и глаз показывают действие, которым они будут решать задачу.

Сложение – « + » (перекрестить руки).

Вычитание – « - » (выставляют перед собой одну руку).

Умножение - « х » (закрывают один глаз).

Деление - « : » (закрывают оба глаза).

«Защита»

Ребенок получает задачу и три дня готовит ее защиту. Ученик выступает в роли учителя, т.к. должен объяснить всем задачу. Для этого он использует все, что считает нужным (рисунки, схемы, краткую запись, практическую работу, кубики и так далее)

«Математические кубики»

Обыкновенные кубики, на которые наклеиваются математические значки (+, -, х, :) и знаки препинания («?» и «!») являются очень хорошим средством обратной связи. Каждый принимает участие в коллективной работе, так как все трудятся, а не выкрикивают с места. Учитель видит работу каждого, при этом своевременно может оказать помощь в правильном выборе действия. Ученики также могут попросить помощи и оказать ее другим. Для этого на кубиках используют знаки:

!” – Мне легко. Я понял. Могу помочь другому. Все правильно.

?” - Мне трудно. Много вопросов по решению. Есть ошибки.

С помощью математических кубиков можно показать порядок выполнения действий при решении задачи. Это экономит время при проведении устного счета, при закреплении.

Например: «Маша съела 9 слив, а Ира на 3 меньше. Сколько всего слив съели девочки?»

Ученик, молча у доски, выставляет два кубика. А остальные с помощью знаков «!» или «?» проверяют задачу. Кубики можно заменить карточками

«Моя задача»

Дети очень любят оформлять на альбомном листе свои собственные задачи, которые они предлагают решить всему классу. Задачи могут быть произвольными, а могут быть направлены на отработку определенного вида задачи. Используются тематические задачи: «Магазин», «Возраст», «Игрушки» и так далее.


Задачи оформляются с выдумкой, дети используют перфокарты, сюжетные рисунки, ребусы, шутки, схемы, таблицы.

Ребенок должен почувствовать: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Поддержать интерес ребенка к учебе помогают яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Всем хорошо известно, что у младших школьников преобладает образное мышление. Образы понятий наглядны, а ведь наглядность, как известно, - один из основополагающих принципов дидактики.

Завершая разговор, хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

«Математические кубики»




×

÷

!

+

-

?


Игра как приём активизации мыслительной деятельности и формирование интереса у учащихся начальных классов на уроках математики.
  • Начальные классы
Описание:

Приёмы активизации мыслительной деятельности и формирование интереса у учащихся начальных классов на уроках математики.

 

По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: ученики, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще нелюбимым предметом.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Немаловажная роль здесь отводится современному и признанному методу обучения и воспитания – игре на уроках математики. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных математических идей, то есть обучать математике в процессе игры.

Игры и игровые формы  должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей и активизировать мыслительную деятельность. Цель их введения состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным. Для этого я применяю методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, то есть вызывала бы те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы  в  знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов и активизировала мыслительную деятельность.

На уроках математики, кроме задач, логических игр, ребусов я использую веселые стихи, загадки, скороговорки, пословицы.

 

 

Автор Сикорская Наталья Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 892
Номер материала 25004
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓