Внеклассное
мероприятие по технологии
Игра
– викторина
«
Семь раз отмерь…»
Цели:
1. Систематизировать
знания по предмету «Технология».
2. Повышение
технологической культуры, расширение кругозора.
3. Воспитание
наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
Время работы:
45 минут (1 урок).
Класс:
5.
Дидактическое
обеспечение: раздаточный материал, презентация.
Оборудование:
швейная машинка, ИКТ.
Межпредметные
связи: информатика, история, русский язык.
Структура
мероприятия:
1. Приветствие
команд.
2.
Объявление состава жюри.
3.
Проведение 9 игр - викторины.
4.
Подведение итогов.
5. Награждение
команд.
Ход
мероприятия:
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, дорогие девочки! Я рада
приветствовать вас на нашем празднике – игре – викторине «Семь раз отмерь…».
Сегодня в нашей игре – викторине участвуют две команды: «Ниточка» и «Иголочка».
Приглашаем команды занять свои места. Капитан команды «Ниточка» - …, учащаяся
5 б кл. Капитан команды «Иголочка» - …., учащаяся 5 б кл.
Команды приветствуют друг друга и по –
очереди представляют себя:
1-я команда: «Ниточка» / Девиз:
« С миру по нитке - голому рубашка
».
2-я команда: « Иголочка» / Девиз:
« Без топора не плотник, без иглы не
портной».
Каждой из вас будет представлена
возможность продемонстрировать то, чему вы научились на уроках швейного дела. Вопросы
игры - викторины позволяет проверить ваши знания по дисциплинам швейного производства
(оборудование, материаловедение, конструирование). И главное – не победить в
игре, а хорошо и интересно провести время, проверить и закрепить свои знания и
умения, и хотелось бы, чтобы вы относились ко всему с юмором, помогали друг
другу и радовались бы за другую команду так же, как и за себя.
Представление членов жюри (педагоги
школы).
Владеть
иглой – большое дело!
Не
каждому дано одежду шить.
Для
этого всего лишь нужно.
Свою
профессию любить.
Менялась
мода, люди, шли года.
Двадцать
первый век ворвался, словно заводной:
Одни
профессии унес, иль заменил другой,
Но
есть такие, что оставил.
Без
них нельзя, и среди них – профессия портных.
Ты
для себя её открой,
Ты
полюби её и сердцем, и душой,
Она
тебе отплатит тем же, ты поверь.
Она
тебе в самом себе откроет дверь,
Ведущую
к добру, гармонии и славе.
В течение всей истории существования
человеческого общества люди создавали для себя одежду, и каждое последующее
поколение вносило свой вклад в этот беспрерывный процесс. Причем процесс этот
творческий, бесконечно разнообразен и доступен большинству людей. Любой может
проявлять здесь фантазию, понимание прекрасного и мастерство. Во все века
одежда служила не только для защиты от непогоды. Очень важными были её
социальная и эстетическая функции. По костюму всегда можно было догадаться об
общественном положении, достатке и роде занятий его владельца. Благодаря одежде
человек мог изменить свой внешний вид, украсить, скрыть недостатки, подчеркнуть
достоинства внешности.
Стремление выглядеть неповторимо вызывает
у многих желание научиться шить. В настоящее время возросли требования не
только к качеству исполнения одежды, но и к уровню мастерства исполнения.
Итак, начинаем нашу игру – викторину «
Семь раз отмерь…». Желаю удачи!
Викторина 1. « Верите ли Вы, что…»
Каждой команде задается по 8 вопросов. За
каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
« Верите ли Вы, что…».
1. Первый
проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи? (Да. В конце 15 в.)
2. Первые
швейные машины по форме напоминали пистолет? (Да. Первые швейные машины
напоминали по своей форме пистолет или оружейный приклад и снабжались самыми причудливыми
украшениями, рисунками и резьбой.)
3. Существуют
машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом? (Нет)
4. Поповская
швейная машина называется так потому, что на ней шили только попы? (Нет.
Поповская швейная машина называется так потому, что её сконструировал Попов в
конце 40-х годов 19 в.)
5. Первый
завод в России по выпуску швейных машин был основан в городе Подольске фирмой
«Зингер»? (Да. В 1900 г.)
6. Один
изобретатель смог сконструировать деревянную швейную машину? (Да. Её
сконструировал французский изобретатель Тимонье в конце 18 в.)
7. Одна
из основных деталей швейного машины имеет название детали одежды? (Да. Эта
деталь называется «Рукав».)
8. В
первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально
привозились из Африки? ( Нет. Иглы всегда были металлическими.)
9. Существуют
машины, которые шьют без ниток? (Да. Это так называемые безниточные машины, которые
соединяют ткань путём сварки. Такие машины могут не только «сшивать» химические
материалы, но и изготавливать петли, выполнять отделку и «вышивку» изделий и
т.д. С их помощью были изготовлены специальные жилеты для собак Белки и
Стрелки, побывавших в космосе, а также одежда для космонавтов.)
10. Челночное
устройство швейной машины было изобретено Уолтером Хантом? (Да. Это произошло в
1834 г.)
11. Есть
машины, управляемые не одной, а двумя ножными педалями?(Да. Такие машины
используются на швейном производстве и имеют электрический привод.)
12. Существуют
даже «говорящие» швейные машины, предупреждающие домохозяйку в случае её неправильных
действий при управлении машиной? (Да. Эти машины были разработаны японской
фирмой и управляются они с помощью встроенной ЭВМ.)
13. Элиос
Ход создал швейную машину, которая заменяет труд пяти портных? (Да. В 1844-1845
гг.)
14. С
помощью швейных машин можно пришить даже пуговицы и крючки? (Да.)
15. Англичанин
Уильям Ли изобрел швейную машину, наблюдая за движением вязальных спиц в руках
жены? (Да. В конце 16 в. Он придумал швейную машину, по своему принципу
напоминающую образование однониточных цепных стежков.)
16. Швейная
машина – это устройство, предназначенное для соединения деталей изделий с
помощью швейных ниток? (Да.)
Викторина 2. « Шесть «Е».
Во всех шести предложенных словах
присутствует буква «Е». Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите
буквы в пустые клеточки. За это задание вы получите 3 балла.
1. Первую
«Е» снимают в ателье (мерки)
2. Этот
«Е» в рабочей коробке (инструмент)
3. Эта
«Е» творческий, самостоятельный (проект)
4. Этими
«Е» занимаются модельеры (моделирование)
5. Эта «Е» нужна везде: и в мастерской, и в ателье (творчество)
6. Эта
«Е» стоит в цехе (оборудование)
Викторина 3. « Запоминай-ка».
На экране демонстрируются 20 картинок
(фотографий) с изображением различных предметов гардероба: платье, пальто,
комбинезон, шорты и т.д. ( с подписями) в течение 2-3 минут. Задание: запомнить
как можно большее количество предметов одежды и правильно записать их. Выигрывает
тот, кто перечислил большое количество предметов. Команда получает 3 балла.
После выполнения задания я еще раз
демонстрирую слайды, а жюри и участники проверяют.
Викторина 4. «Загадки».
Конкурс оценивается по 1 баллу за
правильный ответ.
1. Я
скрепляю и скрепляю
Без шурупов и винтов. (Клей.)
2. По
реке Простыне идет пароход.
А за ним такая гладь – ни
морщинки не видать. (Утюг.)
3. Из
этого ведерка нельзя воды напиться. (Напёрсток.)
4. Стежок
за стежком встали рядком. (Строчка.)
5. Я
красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка.)
6. Он
похож на телевизор, только во 100 крат умней,
Папе пишет он программы,
набирает тексты маме.
И меня не забывает –
весело со мной играет. (Компьютер.)
7. Ткани
я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток.)
8. Маленькая,
остренька, с хвостиком. (Иголка с ниткой.)
9. Инструмент
бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет!
(Ножницы.)
10. Я
вдоль ткани хожу, а мой братец поперёк. (Основа и уток.)
11. Топили,
колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали, на стол постилали. (Лён.)
12. На
стеблях белеют чашки, них и нити и рубашки. (Хлопок.)
Викторина 5. « Слова, спрятанные в
слове».
Из букв одного слова составить как можно
больше слов (в именительном падеже единственного числа). На выполнение
отводиться 3 минуты. Выигрывает команда, составившая большое количество слов.
Она получает 3 балла.
Ответ: Моделирование
– мода, модерн, море, мера, мёд, мел, мир, дело, дерево, дрова, диван, ров,
вор, лира, лимон и т.д.
Конструирование – контора, конура, руно,
ров, вор, ирис, нота, ватин, висок, сок, струна, оса, осина и т.д.
Викторина 6. «Понимание».
Участники конкурса должны продолжить
пословицу:
1. «Встречают
по одежке,………..(а провожают по уму)».
2. «Без
труда…………….(не вынешь рыбу из пруда)».
3. «Делу
время, …………(а потехе час)».
4. «Любишь
кататься……(люби и саночки возить)»,
5. «Что
посеешь………….(то пожнешь)».
6. «Терпенье
и труд……...(все перетрут)».
7. «Труд
кормит,……….(а лень портит)».
8. «Семь
раз отмерь…….(один раз отрежь)».
9. «Лес
рубят……………(щепки летят)».
10. «Поспешишь
- ………..(людей насмешишь)».
11. «Дело
мастера…………(боится)».
12. «Кончил
дело -……….(гуляй смело)».
Конкурс оценивается за каждый правильный
ответ по 1 баллу.
Викторина 7. «Ребусы».
Из зашифрованных рисунков нужно отгадать
слово. На выполнение отводиться 3 минуты. Конкурс оценивается в 3 балла (см. Приложение).
Ответы: 1.
Игла. 2. Напёрсток. 3. Ножницы. 4. Стежок. 5. Строчка. 6. Лекало.7. Утюг.8.
Булавка.
Викторина 8. «Конкурс капитанов».
1-й этап: «Заправить швейную машину».
2-й этап: « Выполнить шов в подгибку с закрытым
срезом».
Жюри оценивает качество и скорость работы.
Конкурс оценивается в 5 баллов.
Викторина 9. « Дефиле».
Под музыку команды показывают сделанные
фартуки своими руками.
Жюри оценивает дефиле девочек. За этот
конкурс 5 баллов.
Приложение
Оценочный
лист игры – викторины «Семь раз отмерь…»
№
п/п
|
Название викторин
|
Команды
|
Ниточка
|
Иголочка
|
1.
|
«Верите
ли Вы, что…»
|
|
|
2.
|
«Шесть
«Е»
|
|
|
3.
|
«Запоминай
– ка»
|
|
|
4.
|
«Загадки»
|
|
|
5.
|
«Слова, спрятанные
в слове»
|
|
|
6.
|
«Понимание»
|
|
|
7.
|
«Ребусы»
|
|
|
8.
|
«Конкурс
капитанов»
|
|
|
9.
|
«Дефиле»
|
|
|
Всего:
|
|
|
1 место_________
2 место_________
Председатель
жюри__________
Члены
жюри________________
________________
________________
Викторина 2. « Шесть Е». Ответ
Во всех шести предложенных словах
присутствует буква «Е». Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите
буквы в пустые клеточки. За это задание вы получите 3 балла.
1. Первую
«Е» снимают в ателье
2. Этот
«Е» в рабочей коробке
3. Эта
«Е» творческий, самостоятельный
4. Этими
«Е» занимаются модельеры
М
|
О
|
Д
|
Е
|
Л
|
И
|
Р
|
О
|
В
|
А
|
Н
|
И
|
Е
|
5. Эта «Е» нужна везде: и в мастерской, и в ателье
6. Эта
«Е» стоит в цехе
Викторина 2. « Шесть «Е».
Команда «Иголочка»
Во всех шести предложенных словах
присутствует буква «Е». Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите
буквы в пустые клеточки. За это задание вы получите 3 балла.
1. Первую
«Е» снимают в ателье
2. Этот
«Е» в рабочей коробке
3. Эта
«Е» творческий, самостоятельный
4. Этими
«Е» занимаются модельеры
5. Эта «Е» нужна везде: и в мастерской, и в ателье
6. Эта
«Е» стоит в цехе
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.