Главная / Химия / игра - эстафета по химии для 8-11 классов

игра - эстафета по химии для 8-11 классов

Химическая эстафета

За 1-2 недели до мероприятия формируются разновозрастные команды, в которые входят по 1-2 человека от каждой параллели 8-11 классов .

Каждой команде заранее сообщается общий круг вопросов, которые будут обсуждаться на этапах.

Для каждой команды готовят маршрутный лист, в котором указывается порядок прохождения эстафеты. Маршруты составляют таким образом, чтобы конечным этапом было домашнее задание. Каждая станция проходила в отдельном кабинете, а домашнее задание и подведение итогов проводились в актовом зале. На дверях кабинетов указывается название станции, а в маршрутных листах – номер кабинета и название станции.

К эстафете каждая команда готовит: название, девиз, обращение к соперникам, обращение к жюри, выбирает капитана.

Домашнее задание: сочинить «гимн химии»


Этапы:1. Имя в истории химии – ( аукцион)

2. Удивительные вещества и элементы. Блиц-опрос

3.Химические загадки

4. Перевертыши

5.Конкурс домашних заданий

6. Чья цепочка длиннее

































Маршрутные листы:


Команда №1

Название этапа

Каб №

Оценка

1

Имя в истории химии

205


2

Удивительные вещества и элементы. Блиц-опрос

204


3

Химические загадки

Акт зал


4

Перевертыши

203


5

Чья цепочка длиннее

Акт зал


6

конкурс домашних заданий

Акт зал




Команда №2

Название этапа

Каб №

Оценка

1

Удивительные вещества и элементы. Блиц-опрос

205


2

Имя в истории химии

204


3

Перевертыши

Акт зал


4

Химические загадки

203


5

Чья цепочка длиннее

Акт зал


6

конкурс домашних заданий

Акт зал




Команда №3

Название этапа

Каб №

Оценка

1

Перевертыши

205


2

Химические загадки

204


3

Удивительные вещества и элементы. Блиц-опрос

Акт зал


4

Имя в истории химии

203


5

Чья цепочка длиннее

Акт зал


6

конкурс домашних заданий

Акт зал




Команда №4

Название этапа

Каб №

Оценка

1

Химические загадки

205


2

Перевертыши

204


3

Имя в истории химии

Акт зал


4

Удивительные вещества и элементы. Блиц-опрос

203


5

Чья цепочка длиннее

Акт зал


6

конкурс домашних заданий

Акт зал






Команда «Химики»


Девиз: «Нам не представляет муки грызть гранит химической науки»;


обращение к соперникам:

«Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы «химичим»с малых лет,

в этом наш большой секрет»;





Команда «Алмаз»


Девиз: «Нет в природе тверже нас,

потому что мы- алмаз»


обращение к соперникам:

«Попотеть придется вам.

Мы для вас не по зубам!»

Команда «Кислота»


Девиз: «Нас кислот огромный строй- водород тому виной»


обращение к соперникам:

«Разбегайтесь кто куда!

Мы – команда «Кислота»

Команда «Нейтрончики»


Девиз: «"Нейтрончики вперед,
Химия к себе зовет!"


обращение к соперникам:

« Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба вместе с ней.»




1 этап. Имя в истории химии.

Этап проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда - 10, при условии, что по первой же подсказке назывывает имя ученого-химика.При использовании второй подсказки -9 баллов и так далее.
№1

10 баллов. Это российский ученый родился 25 августа 1812 года в городе Шуше Елизаветпольской губернии. Лишившись родителей, он с раннего возраста остался на попечении двух старших сестер.
9 баллов. Во время учебы в Казанском университете на физико математическом факультете этот человек, проявив блестящие способности к математическим наукам и астрономии, привлек к себе внимание профессоров и ректора университета Н.И. Лобачевского.
8 баллов. Во время длительной заграничной командировки в Берлин он изучал математику, слушал лекции известного физиолога и анатома И.Мюллера, занимался у физиолога и гистолога Т.Шванна, интересовался также медициной, посещая для этого клиники и лечебницы.
7 баллов. В Петербурге 26 октября 1868 года было образовано Русское химическое общество, президентом которого единогласно был избран этот человек.
6 баллов. Русское химическое общество в ознаменование памяти этого ученого и другого выдающегося русского химика А.А.Воскресенского, скончавшегося в том же году, учредило премию, которая выдавалась раз в четыре года, за лучшие самостоятельные работы по химии, выполненные в России молодыми русскими химиками.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. Среди многочисленных учеников этого человека было два замечательных химика - А.М.Бутлеров и А.П.Бородин.
3 балла. Реакция, названная его именем, положила начало развитию в России анилино- красочной промышленности.
2 балла. Знаменитый ученый А.-В.Гофман, получив сообщение о смерти этого человека, свое выступление на заседании немецкого химического общества закончил словами6 если бы не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы вписанным золотыми буквами
1 балл. Знаменитое превращение, открытое этим ученым, можно записать уравнением.
C 6H5 NO2 + 3 H2 = C6H5 NH2 +H2O

Ответ: Николай Николаевич Зинин (1812-1880 гг.)
Комментарий учителя. Русский химик - органик. Научные исследования посвящены органической химии. Открыл реакцию восстановления ароматических нитросоединений, послужившую основой новой отрасли химической промышленности - анилокрасочной. Изучил свойства различных аллильных производных. Совместно с А.А. Воскресенским основал школу русских химиков.

№2
10 баллов. Он родился 6сентября 1828 года в городе Чистополе Казанской губернии и, рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки.
9 баллов. Его первыми учителями в Казанском университете были Н.Н.Зинин и К.К. Клаус. Под их руководством он получил великолепную лабораторную подготовку.
8 баллов. В представлении этого ученого на кафедру химии петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев писал: один из величайших русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов. Ученик знаменитого нашего академика Н.Н.Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает развивать самостоятельную химическую школу. В химии существует его школа, его направление.
7 баллов. После защиты докторской диссертации этот ученый для расширения своего кругозора предпринимает длительную заграничную командировку. В течение года он посещает все лучшие европейские лаборатории, слушает лекции выдающихся химиков и встречается с виднейшими представителями западноевропейской химической науки; говорит на четырех европейских языках.
6 баллов. Это ученый принимал горячее участие в развитии и укреплении женского высшего образования в России. Он говорил: надо стремиться к тому, чтобы в каждом университетском городе были не тошлько высшие женские курсы, а женские отделения университетов, и по всем факультетам.
5 баллов. Демонстрация портретов.
4 балла. С 1871 года этот ученый состоял членом Вольного экономического общества. Особенно известна и плодотворна его деятельность в этом обществе в деле развития в стране рационального пчеловодства. Его труд Пчела был издан Обществом, и общество присудило за эту работу почетную награду. Особенно большим успехом пользовалась его брошюра Как водить пчел.
3 балла. Этот ученый стал инициатором разведения чая на Кавказе. Обнаружив недалеко от Сухуми дикорастущие кусты чая, он основал первую на Кавказе чайную плантацию.
2 балла. В период наивысшего подъема своего творчества он написал свой знаменитый учебник Введение к полному изучению органической химии. Первый выпуск этого учебника вышел на русском языке в 1864 году. Вслед за этим последовал его перевод на немецкий язык, чрезвычайно способствовавший распространению среди зарубежных химиков теории химического строения органических веществ.
1 балл. Это ученый предложил изображать схематичное строение органических соединений с помощью структурных формул.
Ответ: Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886 гг.)
Комментарий учителя: Русский химик. Создатель теории химического строения органических веществ. Синтезировал полиформальдегид, уротропин, первое сахаристое вещество. Предсказал и объяснил изомерию органических веществ. Создал школу русских химиков. Занимался вопросами биологии сельского хозяйства, садоводством, пчеловодством, разведением чая на Кавказе.

№3
10 баллов Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.
9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой и топливной базы России он опубликовал ряд химико - экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменно угольной и нефтяной промышленности.
8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры абсолютного кипения. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.
7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метрологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
6 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико - технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему О соединении спирта с водой.
3 балла. В своем труде Основы химии он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.
2 балла. Его знаменитый закон гласит: Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов.
1 балл. Демонстрация таблицы Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг)
Комментарий учителя: Выдающийся русский химик, открывший периодический закон и создавший периодическую систему химических элементов. Автор известного учебника `Основы химии`. Провел обширные исследования растворов, свойств газов. Принимал активное участие в развитии угольной и нефтеперерабатывающей промышленности России.



№4
10 баллов. Этот ученый родился 22 декабря 1838 года в деревне Черноречье близ Нижнего Новгорода в семье офицера.
9 баллов. Уже будучи знаменитым ученым, он приступил к изучению состава кавказских нефтей. В своей статье исследование кавказкой нефти, выпущенной им совместно с В.Н.Оглобиным в 1883 году, он приходит к выводу о том, что главной частью Бакинской нефти ( до 80%) являются углеводороды, названные авторами нафтенами. Впоследствии эта группа углеводородов получила название 2ароматические углеводороды, или арены. За эту и другие работы в области изучения кавказских нефтей Международный нефтяной конгресс присудил этому ученому в 19909 году золотую медаль.
8 баллов. Он не был ученым, замкнутым в своей специальности. Его занимали вопросы минеральной химии и геологии. Он живо интересовался проблемой происхождения глауберовой соли в приволжских соляных озерах и вопросом о происхождении самих соляных озер.
7 баллов. Во время преподавания химии в Московском университете его лаборатория была одной из первых русских лабораторий, открывших свои двери женщинам. В числе первых работ, вышедших из этой лаборатории, была работа Ю.В. Лермонтовой О получении нормального бромистого пропилена.
6 баллов. Он был первым и наиболее талантливым учеником знаменитого русского химика А.М.Бутлерова. С согласия учителя, еще вовремя учебы в Казанском университете, он издает литографированный курс лекций по органической химии.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов этот ученый развил исключительно интенсивную деятельность по организации санитарной помощи действующей армии, работал над составлением Инструкции для дезинфекции госпиталей, санитарных поездов и полей сражений. А во время вспышки в 1878 году ветряной чумы он издал совместно с доктором Отраднинским популярную брошюру Чума в России и тогда же составил Практическое руководство к дезинфекции.
3 балла. Основным направлением его теоретических и практических исследований было изучение взаимного влияния атомов в молекулах веществ.
2 балла. Данная реакция подчиняется широко известному правилу его имени:
СН3СН = СН2 +НСl → СН 3 СНСl - СН3
1 балл. При галогенировании несимметричных алкенов этом водорода направляется к более гидрогенизированному, а атом галогена к менее гидрогенизированному атомам углерода. Кто автор этого правила?
Ответ: Владимир Васильевич Марковников (1837-1904 гг.)
Комментарий учителя: Исследования посвящены теоретической органической химии, органическому синтезу и нефтехимии. Сформулировал правила о направлении реакций замещения, отщепления, присоединения по двойной связи и изомеризации в зависимости от химического строения (правила Марковникова). Доказал существование циклов с числом углеродных атомов от 3 до 8; установил взаимные изомерные превращения циклов в сторону как увеличения, так и уменьшения числа атомов в кольце. Ввел много новых экспериментальных приемов анализа и синтеза органических веществ. Один из основателей Русского химического общества (1868 г.).



II этап Перевертыши (1балл за каждый правильный ответ)

Что зашифровано?


Лото-ярилап –

аллотропия;

Цирк -аяе -

реакция;

Нитка – ирод –

индикатор;

Мал-рени –

минерал;

Ролик-азата –

катализатор;

Фура-лом –

формула;

Кобра – пир –

пробирка;

Трек –ива –

реактив;

Тоннель-сват –

валентность;

Мелок – аул –

молекула;

Рост-вар

– раствор.

IIIэтап .Чья цепочка длиннее?

На выполнение задания дается 5 минут, в течении которых команды должны составить цепочку превращений. Выигрывает та команда, цепочка которой окажется длиннее. Дополнительными баллами оценивается наличие в одной цепочке переходов от органических к неорганическим (и наоборот) веществам.


IVэтап Химические загадки

  1. В холод прячется в нору, поднимается в жару. (Столбик ртути в термометре.)

  2. ''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция.)

  3. Кто с кем в родстве – дает ответ пером написанный портрет. (Химическая формула).

  4. Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная. (Кристаллическая решетка.)

  5. Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет. (Бумажный фильтр.)

  6. Только в воду окунется, невидимкой обернется. (Любое растворимое в воде вещество.)

  7. Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один.( Реакция соединения.)

  8. Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое. (Реакция разложения.)

9.Молоко не скисло, на стене повисло.
(Известковое молоко)

10.Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.
(Мел)

11.Порознь каждый ядовит, вместе будет — аппетит.
(Хлорид натрия)

12.Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
(Гашение извести или питьевой соды)

13.На полях они витамины, а на складе вроде мины.
(Селитры (нитраты))

14.Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.
(Нитрат аммония)

15.Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.
(Мрамор и известняк)

16.Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.
(Фосфоритная мука)

17.Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
(Калий)

18.Какой элемент называют по имени одной части света?
(Европий)

19.Соль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.
(Нитрат аммония)

20.Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит?
(Алюминий)

21.Имя натрия хлорид 6 раз по — разному звучит? Как?
(Хлорид натрия, хлористый натрий,
натриевая соль хлороводородной кислоты,
каменная соль, “натрий хлор”, поваренная соль
.)

22.Это и в учебнике читали вы не раз:
его прославил Глаубер, а он Кара-Богаз.
(Глауберова соль- сульфат натрия)

23.Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
(Йод)

24.Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.
(Графит в карандаше)

25.Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.
(Алмаз, графит)

26.Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.
(Белый и красный фосфор)

27.По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид.
(Хром)

28.Металл зимой не прочен: чума здоровье точит.
(Олово серое и белое)


Vэтап Удивительные вещества и элементы (блиц-конкурс)


Команда старается ответить на максимальное количество вопросов за одну-две минуты. Если ответ не известен команде, произносится слово «дальше» и читается следующий вопрос. За каждый правильный ответ 1 балл.

ВОПРОСЫ

- Какой элемент самый распространенный во Вселенной? (водород)

- Кто автор атомно-молекулярного учения? (М.В.ломоносов)

- Как называются соли угольной кислоты? (Карбонаты)

- Какой металл болеет «чумой»? (Олово)

- Как называется связь, возникающая между атомами посредствомоьразования общих электронных пар? (Ковалентная или атомная)

- Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разную структуру молекул? (Изомеры)

- Каково значение постоянной Авогадро? (6,02∙ 10 23моль -1)

- Какой металл называют летающим? (Алюминий)

- Как называют реакцию, протекающую между кислотой и щелочью с оьразованием соли и воды? (реакция нейтрализации)

- Какой металл обладает большей электро- и теплопроводностью – золото или алюминий? (золото)

- Что получают в результате реакции Кучерова?(уксусный альдегид)

- Назовите формулу едкого натра (NaOH)

- Какая женщина - химик была дважды удостоена Нобелевской премии? (Мария Склодовская – Кюри)

- Какой цвет приобретает лакмус в щелочной среде? ( синий)

- Какой газ называют «лисьим хвостом» (NO2)

- Какой тип химических реакций характерен для непредельных углеводородов? (присоединения)

- Кито сформулировал Периодический закон химических элементов? ( Д.И. Менделеев)

- Как называют атом или ион, принимающий электроны? (Окислитель)

- Какой тип кристаллической решетки характерен для воды? (молекулярная)

- Что стремились открыть алхимики? (философский камень)

- Качественную реакцию на какую функциональную группу называют «реакцией серебряного зеркала»? (альдегидную)

- Назовите формулу известняка. (CACO3)

- Как называются вещества, увеличивающие скорость химической реакции, но сами при этом не тратящиеся? (Катализаторы)

- Кто сформулировал основные положения теории строения органических соединений? (А.М.Бутлеров)

Какой газ обладает запахом «тухлых яиц»? (сероводород)

- Какие углеводороды отвечают общей формуле CnH2n+2 (алканы)

- Название какой группы элементов переводится с латинского как «рождающие соли»? ( галогены)


VI конкурс домашних заданий


Каждая команда представляет гимн химии


Подведение итогов


Награждение победителей и призеров (приз зрительских симпатий, приз самому эрудированному игроку, самому активному болельщику)






Использованная литература

  1. Л.Г.Волынова, Л.К.Сейдалиева, Н.П.Кузнецова, Е.В.Мейснер

Химия. Предметная неделя в школе Планы и конспекты мероприятий, Волгоград Учитель 2005г.

2. Е.П.КимХимия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия( игры, шоу-программы, театрализованные представления) Волгоград Учитель 2009г.


игра - эстафета по химии для 8-11 классов
  • Химия
Описание:

    В рамках декады химии в школе я проводила интеллектуальную игру Химическая эстафета для учащихся 8-11 классов. В задания эстафеты были включены вопросы из разных тем курса химии:

-история химии, химические элементы;

-ученые-химики;

-номенклатура международная и тривиальная;

-изомеры, гомологи;

-строение атома,кристаллические решетки;

-свойства неорганических и органических веществ;

-металлы и неметаллы, основные классы неорганических  и органических соединений ( решение химических цепочек);

-качественные реакции и др.

Такие мероприятия способствуют, прежде всего, развитию познавательного интереса к химии, расширению кругозора,подврдят к пониманию того как важна и необходими химия для нашей жизни. Кроме того мероприятие имеет и воспитательное значение. Работая в команде, ребята учатся совещаться друг с другом, находить общее решение, обсуждать различные вопросы, помогать друг другу, а также находить компромисс.

В игре задействовано шесть станций, на каждую отводится 5-7 минут.В жюри можно пригласить коллег из других школ или учителей родственных предметов.

Подготовка эстафеты. За 1-2 недели до проведения игры формируются разновозрастные команды, в которые входят по 1-2 человека от каждой параллели 8-11 классов.

Каждой команде заранее сообщаетсяобщий круг вопросов, которые будут обсуждаться на этапах.

Для каждой команды готовится марщрутный лист, в котором указывается порядок прохождения эстафеты. Маршрутные листы составляют таким образом, чтобы конечным этапом было домашнее задание.

 к эстафете команда готовит: название, девиз, обращение к соперникам, выбирает капитана.

Домашнее задание:сочинить гимн химии

Автор Десятниченко Ольга Алексеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 882
Номер материала 36735
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓