Главная / История / Игра-викторина по истории средних веков

Игра-викторина по истории средних веков

hello_html_m4fe8ff0a.gifhello_html_65c7e752.gifhello_html_m2e89693f.gifhello_html_704ef020.gifИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(игра-викторина)

Цели и задачи: обобщить знания учащихся по истории средних веков, прививать интерес к предмету, развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами, логическими задачами


Ход урока

I. Вступительное слово учителя о целях и задачи игры.

Представление жюри. Представление команд.

П. Игра.

1. Разминка.

1 этап. Отвечают капитаны
«ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ». За 1 минуту учащиеся должны дать как можно больше правильных ответов. Всего вопросов 12. Для каждой команды своя последовательность 12-ти вопросов, определяемая жеребьевкой

Вопросы 1 команде

  • 1. Однажды Спарта заплатила огромный штраф, за то, что её воин вошел в этот город вооруженным. Как назывался этот город

  • 2. Граник, Исс, Гавгамелы, Тир… Кому эти географические названия принесли бессмертие?

  • 3. Он велел снять с себя мерку, чтобы вырыть могилу, принести воды и дров, чтобы управиться с телом и при этом всхлипывал и повторял: “Какой великий артист пропадает!”. Кто был этим артистом?

  • 4. Восточные славяне – это..

  • 5. Кирилл и Мефодий – первые славянские просветители были выходцами из..

  • 6. Хозяйство феодала, где работают зависимые крестьяне …..

  • 7. Глава государства у арабов …..

  • 8. Ярмарка - …

  • 9. Земельный участок, передаваемый по наследству …..

  • 10.Ратуша – это:

  • 11.Сколько дней в году должен был служить вассал сеньору:

  • 12. В “феодальную лестницу” не входили:

Вопросы 2 команде

1. В Древнем Риме эмблемой мира была птичка, которая свила своё гнездо в шлеме бога войны Марса. Она и сейчас используется как символ мира. Назовите эту птицу

2. Три богини поссорились из – за этого фрукта, а позже, по преданиям греков, это послужило поводом для войны. Из – за какого фрукта произошла ссора?

3. Самый лучший из императоров Рима.

4. По какой причине вассал мог быть лишен земли?

5. Объединение крестьян одной деревни…

6 Гильдия – это объединение..
7. Правила, обязательные для всех членов цеха
8. Разделение церквей произошло в..
9. В переводе слово “инквизиция” означает ..

10. Нормандское завоевание Англии в ..
11. Мусульмане почитают как пророка …

12. Путешествие с целью посещения святых мест.


2. Конкурс «Крылатые выражения».


Участники должны объяснить смысл выражения и рассказать об Истории его возникновения.

1) Ходить в Каноссу - унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побеждённым.

(Германский император Генрих IV вёл политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из- под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.)

2) Крестовый поход - беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем-либо.

XI-XII вв. западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по преданию, родился, жил, умер и был погребён Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добыче к странах Азии и Индии. Выражение «крестовый поход» до сих пор означает беспощадную войну с целью физического или духовного порабощения.)

3) Ломать копья - бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо.

(Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров ХIIIII вв. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на своё копьё платок, подаренный ею. Это своё утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья.)

Впоследствии выражение «ломать копья» стали употреблять говоря про человека, отстаивающего свои взгляды в жарком споре.

4) С открытым забралом - не скрывая истинных намерений, открыто.

(Слово «забрало» происходит от древнеславянского слова «забрало» - отсюда слово «забор». Заборалом в древности называли верхнюю часть крепостной стены, за которой защитники могли укрываться от вражеских стрел и копий. Позднее так стали именовать подвижную честь воинского шлема, закрывающую глаза воина от даров противника. Она опускалась во время битвы, а в обычное время была поднята, открывая верхнюю часть лица. Выражение выступить с открытым забралом» означает: открыто вступить в полемику или спор, не скрывая истинных намерений.)

5) Жить на широкую ногу - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.

(Это выражение возникло в средние века благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 сантиметров.)

6) Круглый стол - совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.

(Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний - так подчёркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.)

7) Философский камень - скрытая суть вещей.

(В Средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились, и выражение «философский камень» стали переносно использовать в значении «начало всех вещей, скрытая их суть».)

8) «Бросить перчатку»-вызов на спор, состязание.

(Для того,чтобы вызвать на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку- принимал вызов.)

3. Конкурс «Исторические портреты»

На экране изображены известные средневековые личности. По характеристике участникам необходимо определить о ком идет речь и показать портрет этого деятеля.

hello_html_m26e01244.png

1.Главная героиня «Рассказа о царе Шахрияре и его брате», окаймляющего персидский сказочный цикл «Тысяча и одна ночь» . Старшая дочь царского визиря, девушка редкой красоты и недюжинного ума, вызвавшаяся освободить народ от последствий неудачного брака Шахрияра. (Шехерезада)


http://festival.1september.ru/articles/600335/img2.jpg

2. Большую часть жизни он провёл в войнах в Европе. А когда возглавил 3 крестовый поход, утонул при переправе через горную  речку. (Фридрих 1 Барбаросса)


. http://festival.1september.ru/articles/600335/img5.jpg

3.Ещё он бороду не брил
А был уже стрелок
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог  
Но дом его сожгли враги
И …  исчез С ватагой доблестных стрелков
Ушёл в Шервудский лес.
(Робин Гуд) 

hello_html_m256bdb7.png


4.Франкский король с 768 года, с 800 года император; из династии Каролингов. Его завоевания (в 773-74 годах Лангобардского королевства в Италии, в 772-804 годах области саксов и др.) привели к образованию обширной империи. (Карл Великий)



hello_html_m7695d091.png


5.Считал себя не только наместником Христа, но и главой христианского мира. Он вмешивался в каждое важное событие своей эпохи, брал на себя роль всемогущего арбитра по сохранению или восстановлению Богом данного строя. (Иннокентий III)



hello_html_m70fbe563.png


6.Французский король, организатор Третьего Крестового похода. (Филипп IIАвгуст)



hello_html_m10f7c0b3.png


7.Французский король (с 1285 года) из династии Капетингов. Расширил территорию королевского домена. Захватил Фландрию (1300), но потерял ее (1302) в результате восстания фландрских городов. Поставил папство в зависимость от французских королей. Человек молчаливый, но очень красивый, «подобный статуе, изваянной из камня» . ( Филипп IV Красивый)


hello_html_m4b206e22.png

8.Знаменитая императрица Византийская, супруга св. Юстиниана Великого, благоверная царица.


4. Конкурс «Кому принадлежат данные высказывания»

1) «Так и ты поступил с моей чашей». (Хлодвиг.)

2) «Учитель и ученик - друзья во благе». (Пророк Мухаммед.)

3) Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его - уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно потратить на чтение книг». (Конфуций.)

4) «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». (Хлодвиг.

)5) «Земля та течёт молоком и мёдом. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии добычу. Кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты». (Папа Урбан II перед началом крестовых походов.)

6)«Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих» (Ответ папского посла в VIII веке во времена альбигойских воин )

5. Конкурс “Пиши правильно”

Ведущий: Командам предлагается выбрать правильный вариант написания слова.

Ва(с,сс)ал, м(о,а)нархия, г(е,и)рольд, к(а,о)рдинал, п(а,о)рламент, ер(и,е)тик, м(и,е)нялы, крест(о,а)носцы.

6 . Конкурс «Кроссворды»

Команды получают кроссворды с вопросами по культуре (время - 5 минут). Если вы правильно ответите на вопросы, то узнаете кто будет принимать участие в следующем конкурсе.

























Кроссворд 1.




6

с






х






о






л


2




а



п


4


с


1

е


ц

5

т


в

р


е

г

и

7

и

г

3

х

о

к

у

к

а

п

и

т

а

н

и

м

а


и


и

н

е

р


к


в

г

н

л


а


е

и

т

а




р


м




с

е

и

н

т

т

е

т














е






т






ы




Беспощадные воины-завоеватели, родина которых Швеция, Нормандия и Дания

  1. Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей, свиной или бараньей кожи.

  2. Высшее государственное законодательное представительное собрание

  3. Союзы мастеров одной специальности, живших в одном городе.

  4. Архитектурный стиль во Франции в .XIII .

  5. Средневековая «церковная» наука.

  6. Так называли школы, пользовавшиеся широкой известностью и обеспечивавшие преподавание хотя бы одного из специальных предметов: право, богословие, медицину.









Кроссворд 2.

1



а







р






7

а



4


6

г

б



к

5

р

у

е



и

в

о

т

с

2

3

р

и

л

е

к

а

п

и

т

а

н

и

л

о

л

р

н

б


х

р

л

а

д

е


и

т


ж


р


м

а




г


и

л






к







и








1) Геометрические узоры из переплетающихся линий.

2) Целью этих учёных были поиски «философского камня», превращающего любой недрагоценный металл в золото и продлевающий человеческую жизнь.

  1. Вход в храм.

  2. Один из братьев, создателей славянской азбуки.

5) Сюжетная декоративная композиция из стекла, пропускающего свет.

6) Герой эпической поэмы, наделённый всеми чертами безупречного рыцаря, погибший в борьбе за Родину.

7) Основатель книгопечатания.


III. Подведение итогов игры.

1. Награждение команд. Вручается грамота победившей команде, отмечаются лучшие игроки (медаль «Знатоку Средневековья»).

2. Поощряются самые активные болельщики.

3. Заключительное слово учителя.

4. Обращение к книжной выставке.













Конкурсы.

Баллы.

Команда 1.

Команда 2.

1 конкурс




2 конкурс




3 конкурс




4 конкурс




5 конкурс




6 конкурс




7 конкурс




Итог




































Награждается ___________________

_________________________________

в номинации









«__»____________2011 г.















Награждается ___________________

_________________________________

в номинации





Использованная литература:

История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах / авт.-сост. С.В.Парецкова, И.И.Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.

История: внеклассные мероприятия. 5-11 классы. Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол» / авт.-сост. Н.В.Кузьмина. - Волгоград: Учитель,2007.




Игра-викторина по истории средних веков
  • История
Описание:

Игра-викторина может быть проведена на итоговом уроке по завершении курса истории средних веков. Учащиеся разбиваются на 2 команды.Придумывают название команды и девиз. Игра прходит в шесть этапов.В конце игры победившей команде вручается грамота. Отмечаются лучшие игроки, награждаются  медалями  "Знатоку Средневековья". Поощряются самые акивные болельщики.

Целью игры является: углубить знания по истории средних веков, воспитывать интерес к предмету, развивать чувство коллективизма, а также развивать умения учащихся при работе с понятиями, датами, логическими задачами.

Автор Пуклакова Галина Геннадьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1245
Номер материала 18734
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓