Главная / Начальные классы / Игра-путешествие по городу Правовых знаний 2 класс

Игра-путешествие по городу Правовых знаний 2 класс

Учитель Носова Т.А.

2 класс, сш №23

Илийский район.

Игра-путешествие по городу Правовых знаний

Цель:

  • показать, что все люди имеют одинаковые права;

  • развивать речь, внимательность, способствовать воспроизведению пройденного материала через игру;

  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование: схема маршрута по городу Правовых знаний, экскурсионный поезд,

названия правовых документов, прав человека,

рисунки-памятки о правах детей,

государственные символы РК, Конституция РК, карта РК,

проект «Кодекса класса»,

сценки из сказок.

Ход игры

1. Организационный момент. Чтение стихотворения учителем.

- Здравствуйте! –

-Что обозначает это слово? (пожелания здоровья и счастья)

Скажем «здравствуйте» руками!

Скажем « здравствуйте» глазами!

Скажем «здравствуйте» мы ртом-

Станет радостней кругом!

- Многим людям хочется, чтобы все их друзья и даже совсем незнакомые люди относились бы к ним внимательно, по-доброму, с уважением. Поприветствуйте друг друга и гостей приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь пусть на самую капельку, стала радостнее и светлее. Думаю, что наш классный час сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

2. Сообщение темы и цели

- У каждого живущего на планете Земля есть общий дом – Родина.

- Как называется наша страна? (карта РК)

- Какие государственные символы Казахстана вы знаете? Назовите авторов герба, гимна, флага.

1. Авторы гимна – Н.Назарбаев, Нажиметдинов.

2. Авторы герба – Ж.Малибеков, Ш. Уалиханов.

3. Автор флага – Ш. Ниязбеков

- И мы все жители этой страны называемся … гражданами РК, казахстанцами.

- А значит, имеем свои права и обязанности. Назовите вашу самую главную обязанность на сегодняшний день. А о правах мы поговорим сегодня более подробно. Я предлагаю вам совершить путешествие по городу Правовых знаний на экскурсионном поезде, чтобы узнать ваши права. В дорогу с собой возьмем доброжелательность, вежливость и любознательность. Согласны? Тогда в путь.

3. Физминутка. ( звучит песня «Голубой вагон)

-Дует свежий ветерок, глубоко вдохните его. Движениями покажите, как кружатся и падают разноцветные листья, поднятые осенним ветром.

4. Изучение нового материала. ( на доске открывается рисунок – схема маршрута по городу Правовых знаний)

А) Наш трамвайчик прибыл на первую остановку «Основной закон нашей страны» ( Конституция РК)

- А как называется основной закон нашей страны?

- Что вы знаете о Конституции? ( это основной закон РК, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан).Право-это закон, установленный государством .Это правила, по которым живут люди. День принятия Конституции является государственным праздником. В нашей республике День Конституции отмечается 30 августа. Конституция РК была принята в 1995 году. В каждой стране свои законы, но есть общие, всемирные законы. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята 10 декабря в 1948 году. Это первый международный документ, защищающий права человека.

Декларация – означает всемирное торжественное заявление о правах личности

- А есть ли права у ребенка?

Ведь дети беззащитны, и с ними обращаются порой несправедливо. Вот поэтому, чтобы помочь детям, уберечь их от зла, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен и принят 20 ноября 1989 года документ – Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Конвенция- международный договор по какому-либо вопросу.

-Как вы думаете, эти документы важны? Для чего они нужны?

Б) Следующая остановка «Школа» ( иллюстрация здания школы)

- Давайте заглянем в один из классов этой школы.

Сценка «На уроке»

Елена Ивановна. Все взрослые Земли хотят, чтобы их дети были счастливы, здоровы и хорошо учились. Поэтому однажды взрослые собрались и составили Конвенцию о правах ребенка. Это что-то вроде закона, в котором записано, что у всех детей Земли есть право иметь семью, лечиться, если заболеют, отдыхать, когда устанут….Все, все дети, независимо на каком языке они говорят, какого цвета у них кожа, много денег у родителей или мало.

Вовчик. (выкрикивает с места) Ну, это вранье. У Сереги с нашего двора родители богатые, так они отдыхали на этих…как их … на Канарейкиных островах. А вот я – у бабушки в деревне.

Кирилл. На Канарских островах. Ну и что , плохо было тебе в деревне?

Вовчик. Нет, мне здорово было. Там сенокос, и еще я на лошади ездил и мне дядя Ваня дал трактор порулить. Но все равно, какое это равенство?

Елена Ивановна. И ты, и неизвестный мне Сережа имеют равные права на отдых, а взрослые по мере своих возможностей обеспечивают вам этот отдых. В Конвенции же не записано, что все -все дети Земли должны отдыхать именно на Канарских островах.

Юлька. Ха-ха, если бы все дети Земли сразу влезли на эти Канарейкины острова, то острова бы потонули! Детей-то много!

Елена Ивановна. Да, детей много, и они все имеют одинаковые права.

Юлька. А если два ребенка имеют право на одну мороженку? Тогда как?

Вовчик. Откусывать по очереди!

Елена Ивановна. Между прочим, это очень важный вопрос. Как быть, когда право одного человека сталкивается с правом другого? В древние времена один умный человек сказал: « Моя свобода размахивать руками кончается там, где начинается нос моего соседа.» Это значит, что надо соблюдать свои права и не нарушать чужие.

Юлька. Нет, иногда дать в нос очень полезно. Вот мальчишки не хотели меня брать играть в футбол, потому что я девчонка. А я одного как стукнула! Сразу взяли!

Елена Ивановна. Девочки и мальчики имеют равные права. Хоть играть, хоть драться. Но поверь мне, очень противно смотреть, когда девочки дерутся. (Юлька покраснела) А еще все-все дети Земли имеют право учиться. Вот сейчас за партами сидят русские и немцы, африканцы и эскимосы, индейцы и китайцы…

Кирилл. Хорошо, что все равны. Справедливо.

- О каких правах шла речь на уроке в школе? ( вывешиваю права, которые назвали учащиеся) Право на учебу, на отдых, на семью, на лечение, равноправие между мальчиками и девочками.

- Какой международный документ провозглашает все права детей?

- Как называется международный документ, в котором записаны общие, всемирные законы , защищающие права всех людей?

- Соблюдается ли равноправие между мальчиками и девочками в нашем классе?

- Поехали дальше.

В) Остановка «Сказочный парк»

- Любите ли вы сказки?

1) Вспомните сказку «Волк и семеро козлят» или показать отрывок из сказки и обсудить.

( ученик читает отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»)

- Какое право нарушил волк?( право на жизнь, на неприкосновенность жилища)

- Вы дома часто находитесь одни, что вы должны помнить?

- Почему надо закрывать дверь?

- Что будете делать, если придет незнакомый человек?

- У кого попросите помощи?

-А сейчас Амир напомнит вам об одном сказочном герое, вспомните его и назовите его имя.

5. Физминутка : Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

- Герой из какой сказки?

- Кто нарушал права в этой сказке? ( Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио)

- Какие права нарушены? (право на свободу, на неприкосновенность личности, имущества)

Г) Остановка «Сказочный театр»

-Посмотрите отрывок из сказки, вспомните ее название и автора этой сказки. Подумайте, какое право было нарушено и у кого из героев?

( инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина)

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. ( царица вздрагивает, вскакивает с лавки, замахивается и бьет по зеркальцу рукой)

Царица. Ах ты , мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир, мне равной нет. Так ли? ( сердито смотрит на зеркальце)

Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. (царица бросает зеркальце под лавку, топает ногами, зовет Чернавку)

Царица. Эй, Чернавка! ( входит девушка с опущенной головой) Веди царевну в глушь лесную и , связав ее, живую под сосною там оставь, на съедение волкам! (девушка, поклонившись уходит, царица радостно потирает руки)

Ведущий. Та , в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…

Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

- Вспомнили название сказки? А кто ее автор?

- Какое право здесь нарушено?( право на жизнь)

-Никто и никогда не имеет права лишать человека жизни. Молодцы! Продолжаем путешествие.

6. Закрепление материала.

Д) Прибываем на остановку «Аллея сказочных героев» (учащиеся называют героя и определяют, какие права были нарушены)

-Назовите известных сказочных героев, которые нарушали

право на жизнь (серый волк, баба яга, кощей б., ведьма змей г….)

право на труд (Емеля, Карабас Барабас, кот Базилио и лиса Алиса, …)

право на имущество(Лиса, волк, кощей,…)

-Угадай героя по описанию:

1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась опасности, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища и жизни.(Красная Шапочка)

2) Он жил в семье, но ушел из дома, имея право на свободу, право на защиту от нападений, но в итоге лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Колобок)

3) Эта героиня русских народных сказок очень хитра. Нарушая права других героев, она очень часто попадала в неприятные ситуации( лиса)

4) Ему очень не везло в жизни, сначала он был собственностью одного человека, потом стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. А вот правом на образование он не воспользовался, променяв Азбуку на билет в театр. (Буратино)

5) Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной хитрой плутовки, претерпел унижения и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.(заяц)

6) У нее была мачеха и старшие сестры, которые жестоко обращались с ней, нарушали ее права, заставляли прислуживать им. Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.( Золушка)

-_Да, это сказочные герои, которые страдали, переживали, даже умирали из-за того, что их права были нарушены.А как вы думаете, а в нашей сегодняшней жизни есть люди чьи права тоже нарушаются, а люди от этого страдают?

-Давайте посмотрим сценку из вашей жизни и подумаем, кто прав, а кто виноват.

Сценка «Игра»

Вед. –После уроков ребята решили поиграть.

1 м. –Давайте поиграем в войнушки!

2 м. –Вот здорово! Я буду командиром, а ты, Ильшат, будешь милиционером, а ты, Владик, будешь бандитом.

3 м. – А я не хочу.

1 м. –Чего не хочешь?

3 м .- Не хочу играть в войну!

2 м. –Как это не хочешь? Все будут, а он – нет. Будешь!

3 м . – Я не хочу.

1м. – Захочешь. ( показывает кулак)

3 м. – Что же вы меня заставите?

Вед. – Давайте разберемся. Кто прав, кто не прав?

-Как поступили Артем и Ильшат? Почему они не правы? Прав ли Владик? Какое право было нарушено у него?( право на свободу выбора)

-Где бы ты не жил, какие бы роли не исполнял- ты - человек, личность! Значит у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их никто не имеет права отнимать.

-Что нужно делать, чтобы права людей не нарушались?( надо изучать правовые документы и не нарушать ничьих прав)

-Какие правовые документы вы запомнили?

Е) Следующая остановка «Площадь Республики» (иллюстрация площади)

- Какой государственный праздник скоро будет отмечать наша страна?

( 25 октября – день РК)

Наша республика – самостоятельное независимое государство, которое будет лучше и чище, если вы научитесь больше, чем предыдущее поколение, пользоваться своими правами и свободами. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого.

- Посмотрите внимательно на эти памятки-знаки и определите место рисунка среди указанных прав.

( ученики выходят к доске и прикрепляют знаки к определенному праву)

Ж) Итоговая остановка «Кодекс класса»

- А что такое кодекс? ( свод законов и прав)

- Ребята, как вы думаете, мы можем составить свой документ о жизни нашего класса? Свой кодекс класса?

-Перед вами лежит проект Кодекса нашего класса. Задание следующее: прочитайте предложения и подумайте, какие из предложений подходят для класса , а какие предложения просто неприемлемы.

Кодекс класса ( проект)

- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.

- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

-Молодцы! Вы составили «Кодекс класса», а для чего? ( чтобы его выполнять и соблюдать, не нарушать ничьих прав)

-Наше путешествие подошло к концу.

7. Итоги.

- Понравилось ли путешествие по городу Правовых знаний?

- Что нового во время путешествия вы узнали?

- Какие права запомнили? Для чего были составлены права?

(Чтобы люди успешно трудились, жили счастливо, были защищены от насилия, чтобы ощущали себя гражданами своей страны, обладающими всеми правами и обязанностями)

-Какой вывод для себя сделали?

Вывод: Наше государство провозглашает равноправие всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по -братски.

- Как вы думаете, все ли права вы узнали?

-Конечно же, нет. Мы с вами продолжим знакомство с правами человека на следующих занятиях, во время следующих путешествий.

И в заключении послушайте стихотворения.

1. В мире есть закон, что знает каждый. 2. Будет очень дружным класс.

Все его Конвенцией зовут. Все получится у нас,

Охраняет жизнь, здоровье граждан, Если будем точно знать

Их права на отдых и на труд. И, конечно, выполнять

Нам с тобою тот закон знаком Правила, что класс создал

В жизни нам поможет очень он. И законом их назвал.

- ( хором) Ведь дружба и братство – лучшее богатство!

8. Домашнее задание. – Дома заполните анкету, ответив на вопросы:

1. Какие права ты имеешь, как ученик?

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями своих прав ты чаще встречаешься в школе, дома, на улице?

4. Что такое право?

5. Что такое обязанности?

6. Зачем придумали права и обязанности ?

- Всем спасибо за хорошую работу!














Игра-путешествие по городу Правовых знаний 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Учитель Носова Т.А. 

2 класс,  сш №23

Илийский район.

Игра-путешествие по городу Правовых знаний

Цель:

·        показать, что все люди имеют одинаковые права;

·        развивать речь, внимательность, способствовать воспроизведению пройденного материала через игру;

·        воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование: схема маршрута  по городу Правовых знаний, экскурсионный поезд,

                            названия  правовых документов, прав человека,

                            рисунки-памятки о правах детей,

                            государственные символы РК, Конституция РК, карта РК,

                            проект  «Кодекса класса»,

                            сценки из сказок.

Ход игры

1. Организационный момент. Чтение стихотворения учителем.

- Здравствуйте! –

-Что обозначает это слово? (пожелания здоровья и счастья)

                                                  Скажем «здравствуйте» руками!

Скажем « здравствуйте» глазами!

Скажем «здравствуйте» мы ртом-

                                                  Станет радостней кругом!

- Многим людям хочется, чтобы все их друзья и даже совсем незнакомые люди относились бы к ним внимательно, по-доброму, с уважением. Поприветствуйте друг друга  и гостей приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь пусть на самую капельку, стала  радостнее и светлее. Думаю, что наш классный час сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

2. Сообщение темы и цели

- У каждого живущего на планете Земля есть общий дом – Родина.

- Как называется наша страна? (карта РК)

- Какие государственные символы Казахстана вы знаете? Назовите авторов герба, гимна, флага.

1. Авторы гимна – Н.Назарбаев, Нажиметдинов.

2. Авторы герба – Ж.Малибеков, Ш. Уалиханов.

3. Автор флага – Ш. Ниязбеков

- И мы все жители этой страны называемся … гражданами РК, казахстанцами.

- А значит, имеем свои права и обязанности. Назовите вашу самую главную обязанность на сегодняшний день. А о правах мы поговорим сегодня более подробно. Я предлагаю вам совершить путешествие по городу Правовых знаний на экскурсионном поезде, чтобы узнать ваши права. В дорогу с собой возьмем доброжелательность, вежливость и любознательность. Согласны? Тогда в путь.

3. Физминутка. ( звучит песня «Голубой вагон)

-Дует свежий ветерок, глубоко вдохните его. Движениями покажите, как  кружатся и падают разноцветные  листья, поднятые осенним ветром.

4. Изучение нового материала. ( на доске открывается рисунок – схема  маршрута по городу Правовых знаний)

А) Наш трамвайчик прибыл на первую остановку «Основной закон нашей страны»                ( Конституция РК)

- А как называется основной закон нашей страны?

- Что вы знаете о Конституции? ( это основной закон РК, определяющий жизнь государства, права и обязанности его  граждан).Право-это закон, установленный государством .Это правила, по которым живут люди. День принятия Конституции является государственным праздником. В нашей республике День Конституции отмечается 30 августа.  Конституция РК была принята в 1995 году.  В каждой стране свои законы, но есть общие, всемирные законы. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята 10 декабря в 1948 году. Это первый международный документ, защищающий права человека.

Декларация –  означает всемирное торжественное заявление о правах личности

- А есть ли права у ребенка?

Ведь дети беззащитны, и с ними обращаются порой несправедливо. Вот поэтому, чтобы помочь детям, уберечь их от зла, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен  и принят 20 ноября 1989 года документ – Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Конвенция- международный договор по какому-либо вопросу.

-Как вы думаете, эти документы важны? Для чего они нужны?

Б) Следующая остановка  «Школа» ( иллюстрация  здания школы)

- Давайте заглянем в один из классов этой школы.

Сценка «На уроке»

Елена Ивановна. Все взрослые Земли хотят, чтобы их дети были счастливы, здоровы и хорошо учились. Поэтому однажды взрослые собрались и составили Конвенцию о правах ребенка. Это что-то вроде закона, в котором записано, что у всех детей Земли  есть право иметь семью, лечиться, если заболеют, отдыхать, когда устанут….Все, все дети, независимо на каком языке они говорят, какого цвета у них кожа, много денег у родителей или мало.

Вовчик. (выкрикивает с места) Ну, это вранье. У Сереги с нашего двора родители богатые, так они отдыхали на этих…как их … на Канарейкиных островах. А вот я – у бабушки в деревне.

Кирилл. На Канарских островах. Ну  и что , плохо было тебе в деревне?

Вовчик. Нет, мне здорово было. Там сенокос, и еще я на лошади ездил и мне дядя Ваня дал трактор порулить. Но все равно, какое это равенство?

Елена Ивановна. И ты, и неизвестный мне Сережа имеют равные права на отдых, а взрослые по мере своих возможностей обеспечивают вам этот отдых. В Конвенции же не записано, что все -все дети Земли должны отдыхать именно на Канарских островах.

Юлька. Ха-ха, если бы все дети Земли сразу влезли на эти Канарейкины острова, то острова бы потонули! Детей-то много!

Елена Ивановна. Да, детей много, и они все имеют одинаковые права.

Юлька. А если два ребенка имеют право на одну мороженку? Тогда как?

Вовчик. Откусывать по очереди!

Елена Ивановна. Между прочим, это очень важный вопрос. Как быть, когда право одного человека сталкивается с правом другого? В древние времена один умный человек сказал: « Моя свобода размахивать руками кончается там, где начинается нос моего соседа.» Это значит, что надо соблюдать свои права и не нарушать чужие.

Юлька. Нет, иногда дать в нос очень полезно. Вот мальчишки не хотели меня брать играть в футбол, потому что я девчонка. А я одного  как стукнула!  Сразу взяли!

Елена Ивановна. Девочки и мальчики имеют равные права. Хоть играть, хоть драться. Но поверь мне, очень противно смотреть, когда девочки дерутся. (Юлька покраснела) А еще все-все дети Земли имеют право учиться. Вот сейчас за партами сидят русские и немцы, африканцы и эскимосы, индейцы и китайцы…

Кирилл. Хорошо, что все равны. Справедливо.

- О каких правах шла речь на уроке в школе? ( вывешиваю права, которые назвали учащиеся) Право на учебу, на отдых, на семью, на лечение, равноправие между мальчиками и девочками.

- Какой международный документ провозглашает все права детей?

- Как называется международный документ, в котором записаны общие, всемирные законы , защищающие права всех людей?

- Соблюдается ли равноправие между мальчиками и девочками в нашем классе?

- Поехали дальше.

В) Остановка «Сказочный парк»

- Любите ли вы сказки?

1) Вспомните сказку «Волк и семеро козлят» или показать отрывок из сказки и обсудить.

( ученик читает отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»)

- Какое право нарушил волк?( право на жизнь, на неприкосновенность жилища)

- Вы дома часто находитесь одни, что вы должны помнить?

- Почему надо закрывать дверь?

- Что будете делать, если придет незнакомый человек?

- У кого попросите помощи?

-А сейчас Амир  напомнит вам об одном сказочном герое, вспомните его и назовите его имя.

5. Физминутка : Буратино потянулся,

                            Раз нагнулся, два нагнулся.

                            Руки в стороны развел

                            Ключик видно не нашел.

                            Чтобы ключик нам достать,

                             Нужно на носочки встать.

- Герой из какой сказки?

- Кто нарушал права в этой сказке? ( Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио)

- Какие права нарушены? (право на свободу, на неприкосновенность личности, имущества)

Г) Остановка «Сказочный театр»

-Посмотрите отрывок из сказки, вспомните ее название и автора этой сказки. Подумайте, какое право было нарушено и у кого из героев?

( инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина)

Царица. Свет  мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. ( царица вздрагивает, вскакивает с лавки, замахивается и бьет по зеркальцу рукой)

Царица. Ах ты , мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир, мне равной нет. Так ли? ( сердито смотрит на зеркальце)

Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. (царица бросает зеркальце под лавку, топает ногами, зовет Чернавку)

Царица. Эй, Чернавка! ( входит девушка с опущенной головой) Веди царевну в глушь лесную и , связав ее, живую под сосною там оставь, на съедение волкам! (девушка, поклонившись уходит, царица радостно потирает руки)

Ведущий. Та , в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…

Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

- Вспомнили название сказки? А кто ее автор?

- Какое право здесь нарушено?( право на жизнь)

-Никто и никогда не имеет права лишать человека жизни. Молодцы! Продолжаем путешествие.

6. Закрепление материала.

Д)  Прибываем на остановку «Аллея сказочных героев» (учащиеся называют героя и определяют, какие права были нарушены)      

-Назовите известных сказочных героев, которые нарушали

право на жизнь (серый волк, баба яга, кощей б., ведьма змей г….)

право на труд (Емеля, Карабас Барабас, кот Базилио и лиса Алиса, …)

право на имущество(Лиса, волк, кощей,…)

-Угадай героя по описанию:

1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась опасности, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища  и жизни.(Красная Шапочка)

2) Он жил в семье, но ушел из дома, имея право на свободу, право на защиту от нападений, но в итоге лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Колобок)

3) Эта героиня русских народных сказок очень хитра. Нарушая права других героев, она очень часто попадала в неприятные ситуации( лиса)

4) Ему очень не везло в жизни, сначала он был собственностью одного человека, потом стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. А вот правом на образование он не воспользовался, променяв Азбуку на билет в театр. (Буратино)

5) Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной хитрой плутовки, претерпел унижения и жестокое обращение пока  самозванка не была выставлена из дома.(заяц)

6) У нее была мачеха и старшие сестры, которые жестоко обращались с ней, нарушали ее права, заставляли прислуживать им. Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.( Золушка)

-_Да, это сказочные герои, которые страдали, переживали, даже умирали  из-за того, что их права были нарушены.А как вы думаете, а в нашей сегодняшней жизни есть люди чьи права тоже нарушаются, а люди от этого страдают?

-Давайте посмотрим сценку из вашей жизни и подумаем, кто прав, а кто виноват.

Сценка «Игра»

Вед. –После уроков ребята решили поиграть.

1 м. –Давайте поиграем в войнушки!

2 м. –Вот здорово! Я буду командиром, а ты, Ильшат, будешь милиционером, а ты, Владик, будешь бандитом.

3 м. – А я не хочу.

1 м. –Чего не хочешь?

3 м .- Не хочу играть в войну!

2 м. –Как это не хочешь? Все будут, а он – нет. Будешь!

3 м . – Я не хочу.

1м. – Захочешь. ( показывает кулак)

3 м. – Что же вы меня заставите?

Вед. – Давайте разберемся. Кто прав, кто не прав?

-Как поступили Артем и Ильшат? Почему они не правы? Прав ли Владик? Какое право было нарушено у него?( право на свободу выбора)

-Где бы ты не жил, какие бы роли не исполнял- ты - человек, личность! Значит у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их никто не имеет права отнимать.

-Что нужно делать, чтобы права  людей не нарушались?( надо изучать правовые документы и не нарушать ничьих прав)

-Какие правовые документы вы запомнили?

Е) Следующая остановка «Площадь Республики» (иллюстрация площади)

- Какой государственный праздник скоро будет отмечать наша страна?

( 25 октября – день РК)

Наша республика – самостоятельное независимое государство, которое будет лучше и чище, если  вы научитесь больше, чем предыдущее поколение, пользоваться своими правами и свободами. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого.

- Посмотрите внимательно на эти памятки-знаки и определите место рисунка среди указанных прав.

 ( ученики выходят к доске и прикрепляют знаки к определенному праву)

Ж)  Итоговая остановка «Кодекс класса»

- А что такое кодекс? ( свод законов и прав)

- Ребята, как вы думаете, мы можем составить свой документ о жизни нашего класса? Свой кодекс класса?

-Перед вами лежит проект  Кодекса нашего класса. Задание следующее: прочитайте предложения и подумайте, какие из предложений подходят для класса , а какие предложения просто неприемлемы.

Кодекс класса ( проект)

- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

- Все  в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.

- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

-Молодцы! Вы составили «Кодекс класса», а для чего? ( чтобы его выполнять и соблюдать, не нарушать ничьих прав)

-Наше путешествие подошло к концу.

7. Итоги.

- Понравилось ли путешествие по городу Правовых знаний?

- Что нового во время путешествия вы узнали?

- Какие права запомнили? Для чего были составлены права?

(Чтобы люди успешно трудились, жили счастливо, были защищены от насилия, чтобы ощущали себя гражданами своей страны, обладающими всеми правами и обязанностями)

-Какой вывод для себя сделали?

Вывод: Наше государство провозглашает равноправие всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по -братски.

- Как вы думаете, все ли права вы узнали?

-Конечно же, нет. Мы с вами продолжим знакомство с правами человека на следующих занятиях, во время следующих путешествий.

 И в заключении послушайте стихотворения.

1. В мире есть закон, что знает каждый.                                     2. Будет  очень дружным класс.

    Все его Конвенцией зовут.                                                           Все получится у нас,

    Охраняет жизнь, здоровье граждан,                                            Если будем точно знать

    Их права на отдых и на труд.                                                       И, конечно, выполнять

    Нам с тобою тот закон знаком                                                      Правила, что класс создал

    В жизни нам поможет очень он.                                                    И законом их назвал.

- ( хором) Ведь дружба и братство – лучшее богатство!

8. Домашнее задание. – Дома заполните анкету, ответив на вопросы:

1. Какие права ты имеешь, как ученик?

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями своих прав ты чаще встречаешься в школе, дома, на улице?

4. Что такое право?

5. Что такое обязанности?

6. Зачем придумали права и обязанности ?

-  Всем спасибо за хорошую работу!

 

 

 

 


 

 

 

Автор Носова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 602
Номер материала 19823
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓