Главная / Школьному психологу / ИДЕЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАЗИИ

ИДЕЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАЗИИ

ИДЕЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАЗИИ

(из опыта работы педагогом-психологом Гимназии «Дмитров»)


Год написания - 2010


Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребёнком в школьной среде. Ребёнок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребёнка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:

  • Сопровождение ребёнка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребёнка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задаёт ему цели и задачи извне. В качестве важнейшего аксиологического принципа психологического сопровождения заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

  • Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно значимых жизненных выборов. Взрослый (в данном случае - психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль», на который ребёнок может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребёнка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

В процессе решения школьником задач образования, социализации и психологического развития постоянно возникают различные противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребёнка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать? «Корректировать» ребёнка, подгоняя его под заданные требования или изменять что-то в условиях обучения? Однозначно, приоритет должен быть отдан ребёнку, его актуальным и потенциальным возможностям. И задачей психолого-педагогического сопровождения будет создание условий для максимально успешного обучения данного, конкретного школьника.

Но, с другой стороны, гибкость и приспосабливаемость образовательной среды не может быть бесконечной. Для того, чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять некоторые требования к ребёнку и в плане его умений, наличия определённых интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т.д. Если эти требования разумны, оправданы логикой самого образовательного процесса, задачей психолога будет приспособление ребёнка к ним.

То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному ребёнку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жёстких правил, которые ребёнок должен усвоить, принять и реализовывать в своём поведении и общении.

Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких конфликтов. В каждом индивидуальном случае он должен решаться с учётом приоритета внутреннего мира ребёнка и значения некоторой необходимой и достаточной системы, предъявляемых ему требований со стороны образовательной и нормативной среды. Гарантом справедливого и продуктивного решения является психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого педагоги, психологи, родители и другие взрослые, окружающие ребёнка, находят наилучшее сочетание приспособления школьной среды к нему и его к школьной среде.

Психологическое сопровождение ребёнка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. По крайней мере, постулируется преимущество таких скрытых форм воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь ребёнка, его внутришкольные и внутрисемейные отношения. Это особым образом задаёт роль педагога в психологической практике. Он оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребёнка и основным её реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность психологической службы гимназии, как важнейшая составляющая образовательного процесса.

Утверждение идеи сопровождения в качестве основы школьной психологической практики, постулирование её объекта и предмета в описанной выше форме, имеет ряд важнейших следствий, на которые и опирается вся модель школьной психологической работы. Следствия эти касаются целей, задач и направлений этой деятельности, принципов её организации, содержания работы, профессиональной позиции психолога в отношениях с различными участниками учебно-воспитательного процесса, а также подходов к оценке эффективности его деятельности. В этой связи важно выделить следующие концептуальные следствия психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса гимназии:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых минут нахождения ребёнка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет чёткие представления о том, что именно он должен знать о ребёнке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьёзных этических и даже правовых вопросов.

  2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении, построенный по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.

  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определённые проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.


Таким образом, сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Выбор же пути - право и обязанность каждой личности, но если на перекрёстках и развилках с ребёнком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его обучения и видится основная цель школьной психологической практики.


В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создание специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.


Основные направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребёнка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учётом задач каждого возрастного этапа;

выявление психологических особенностей ребёнка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.


МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГИМНАЗИИ.


I этап – поступление ребёнка в школу.

Он начинается в сентябре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября следующего учебного года. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка. Это может быть индивидуальная диагностика и консультирование родителей по ее результатам. Как правило, данный вид работы происходит до апреля месяца. Второй вид работы - общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у поступающих в школу детей. При необходимости возможно дополнительное более глубокое обследование детей, показавших низкие результаты при общей диагностике. Это также индивидуальный вид работы для выяснения причин показанных результатов и осуществляется он по запросам заинтересованных родителей.

2. Проведение групповых консультаций родителей будущих первоклассников в форме родительского собрания. Это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребёнка перед началом школьных занятий.

3. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов.

4. Входная психолого-педагогическая диагностика первоклассников, проводимая в первой декаде сентября.

II этап – первичная адаптация детей к школе.

В рамках данного этапа осуществляется:

1. Проведение консультаций и просветительской работы в форме родительских собраний с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. Это могут быть различные классные часы и игры, цель которых состоит в ознакомлении детей с возможными школьными ситуациями, правилами и пр., обеспечивающими ребёнку возможность успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка.

5. Диагностика процесса адаптации первоклассников в середине учебного года. Осуществляется посредством специальных психологических методик, а также анкетирования родителей. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов диагностики, а также деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

В течении нескольких последних учебных годов в гимназии был проведен ряд мероприятий, направленных на успешную адаптацию учащихся первых классов к обучению в школе.

  1. Классные руководители в течение первого полугодия проводят консультации и беседы с родителями по всем возникающим у них вопросам. Родительские собрания посвящены вопросам адаптации детей: «Ваш ребенок – первоклассник», «Итоги первого этапа школьной жизни». Были проведены классные часы по теме «Зачем мы ходим в школу?», беседы о правилах поведения в школе «Я - ученик», о безопасности в здании гимназии, на прогулке, в спортивном зале, в зале хореографии, в столовой.

  2. Воспитателями ГПД был подготовлен цикл бесед о ЗОЖ, о формировании правильного отношения к своему здоровью: «Забота о глазах», «Как устроен человек», «И чихали мы на простуду», «В гостях у Мойдодыра», «Одевайся по сезону» и пр. Совместно с классным руководителем и родителями первоклассников организуются классные мероприятия, такие как просмотр спектаклей, поездки на елку, экскурсии, что способствует формированию коллектива.

  3. Педагогом-психологом проводится входная диагностика, позволяющая определить уровень педагогической и психологической готовности детей к обучению в школе. По результатам входной диагностики были проведены индивидуальные консультации с классными руководителями и родителями детей, показавших недостаточный уровень готовности. В ноябре организуется родительское собрание с видеопрезентацией по адаптации первоклассников. В середине учебного года проводится анкетирование родителей по адаптации детей, анкетирование и психологическое обследование детей на предмет определения школьной мотивации и комфортности пребывания ребёнка в школе.

  4. Учителем-логопедом гимназии были проведены следующие мероприятия:

    • Обследование первоклассников на предмет выявления детей с речевыми нарушениями;

    • Составление речевых карт на всех первоклассников;

    • Диагностика состояния слуха, моторики, нервной системы детей;

    • Организованы индивидуальные занятия с детьми, требующими коррекции речевого развития, в которые включены упражнения на совместную деятельность, развитие внимания, сосредоточенности, умения слушать и слышать учителя; используются приёмы, способствующие развитию речевых отделов головного мозга.

  5. Медицинский работник в течение первого полугодия изучает медицинские карты первоклассников, проводит беседы с родителями и детьми на предмет личной гигиены ученика, соблюдения режима дня, а также проводит беседу с родителями на тему профилактических прививок. Регулярно проводится доврачебное обследование детей скрининг-тестами, осуществляется контроль за соблюдением проведения физкультминуток, дыхательной гимнастики и зарядки для глаз, а также даются рекомендации по посадке детей за партами в соответствии с состоянием здоровья.

Перечисленные мероприятия способствуют благополучной адаптации детей к процессу обучения.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется по запросам классных руководителей и родителей и осуществляется в форме индивидуальной диагностики и консультирования.

IV этап - сопровождение учащихся 2 - 4 классов.

На данном этапе работа с учащимися ведётся в основном по развитию основных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, социальных навыков. используемые формы работы:

  1. Развивающие и коррекционные психологические занятия с учащимися (индивидуальные и групповые);

  2. Социально — психологические тренинги, способствующие развитию коммуникативных навыков и толерантности поведения;

  3. Консультирование родителей и педагогов;

  4. Организация и проведение общешкольных и классных родительских лекториев с целью психологического просвещения родителей по вопросам возрастного развития детей и оптимизации детско-родительских отношений;

  5. Психологическая диагностика учащихся, психологический мониторинг личностного развития учащихся (когнитивного, эмоционального и регулятивного компонентов психики).

В течении 4 лет в гимназии реализуется курс "Интеллектика" А.Зака. Цели и задачи данного курса состоят в развитии мыслительных способностей детей, такие как глубина, критичность и обоснованность мышления, анализ условий заданий, планирование и умение рассуждать. Кроме того, в процессе занятий по данному курсу у детей развивается самоконтроль и самосознание. Задания курса построены на неучебном материале. У каждого ребёнка есть индивидуальная тетрадь с заданиями урока. Уроки в первых-вторых классах дополняются заданиями на развитие мелкой моторики руки, зрительно-двигательной координации, зрительного восприятия и произвольной сферы. В третьих-четвертых классах уроки дополняются различными упражнениями, направленными на развитие индивидуально-личностных характеристик, на навыки социального взаимодействия. В течение года в рамках курса также выполняется несколько диагностических проб, показывающих динамику развития мыслительных качеств и общего психического развития. В целом, курс интересен именно своей нестандартностью и нетипичностью заданий поискового типа.

В течении десяти лет в гимназии реализовывается идея разработки и апробации собственных тестов диагностики степени овладения учащимися понятийного аппарата по основным предметам. Для каждой параллели, начиная с пятого класса, по подобию теста ШТУР с помощью учителей- предметников были разработаны задания субтестам: «Классификация», «Обобщение», «Дополнение предложения», «Синонимы», «Аналогии». В младшем звене подобные тесты разработаны совместно с методистом, апробированы и проводятся для учащихся 3 - 4 классов . Данный вид диагностики позволяет не только увидеть уровень овладения учащимися понятийного аппарата начальной школы, а также проследить уровень формирования и развития основных мыслительных операций. Кроме того, анализ выполнения учащимися данных заданий позволяет педагогам проанализировать некоторые ошибки и недочёты в преподавании основных предметов.

Родительские лектории, организуемые в гимназии в течении трёх лет, являются основной формой психологического просвещения родителей. Тематика лекториев разнообразна. Но каждый лекторий предворяется большой исследовательской работой, включающей разработку анкет, подбор диагностического материала, собственно диагностика и анализ результатов по соответствующей тематике.

V этап - переход учащихся в среднее звено.

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Со своей стороны учителя, отдающие массу сил и творчества своему делу, иногда не замечают ожиданий и проблем принимаемых ими на обучение пятиклассников. Поэтому существует необходимость помочь обеим сторонам учебного процесса: пятиклассникам — адаптироваться к средней школе, а учителям — оказывать поддержку своим подопечным. Немаловажным фактором является также и то, что в гимназии пятые классы являются предпрофильными, и психологу необходимо изучить детей еще и с этой стороны. Кроме того, в психологической поддержке нуждаются и родители, чьи дети находятся на этом переходном этапе. Поэтому работа по этому направлению начинается в гимназии в четвёртом классе.

1. Во втором полугодии четвёртого класса детям предлагаются следующие методики: "Опросник склонностей" и "Анкета творческих наклонностей", методика диагностики усвоения основных понятий начальной школы (разработанная на базе гимназии на основе ШТУР). Родителям предлагается заполнить "Анкету способностей вашего ребёнка", а учителям как экспертам предлагается метод рейтинговой оценки.

2. По результатам диагностики проводятся родительские собрания, на которых родители получают подробное объяснение относительно содержания заданий, а также получают индивидуальные результаты своих детей.

3. После подробных обсуждений совместно с классными руководителями формируются предпрофильные классы обычно с физико-математическим и с гуманитарным уклоном.

4. Кроме того, психологом проводятся индивидуальные консультации с родителями тех детей, которым трудно даётся обучение по углублённым программам гимназии. Возможно, этим детям требуется больше помощи и внимания со стороны родителей, особенно актуальным это будет на этапе адаптации к среднему звену.

5. Родительский лекторий, посвящённый психологическим особенностям перехода в среднее звено, является завершающим этапом в четвёртом классе.

6. В пятом классе работа по адаптации к среднему звену строится в основном в рамках тематических классных часов, основная цель которых создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче вступить в новый этап школьного обучения, поддержать и развить в детях интерес к знаниям, помочь им общаться с одноклассниками и новыми преподавателями. Задачи занятий: формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; формирование устойчивой учебной мотивации детей; создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; освоение детьми школьных правил; выработка норм и правил жизни класса; формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

7. В середине учебного года пятиклассникам предлагается стандартный набор диагностических методик, позволяющих оценить успешность прохождения адаптационного периода:

  • Опросник на выявление референтной группы для каждого подростка.

  • Опросник принадлежности к классу.

  • Методика диагностики преобладающих мотивов учения.

  • Социометрический срез.

  • Методика диагностики школьной тревожности.

  • Анкета самооценки адаптации к средней школе и некоторые другие.

8. Анализ результатов диагностики представляется на общешкольном и классных родительских собраниях, а также обсуждается с классными руководителями.


VI этап - система сопроводительной диагностики в среднем и старшем звене: личностное и профориентационное развитие.

Попадание ребёнка в предпрофильный пятый класс – это результат сочетания нескольких составляющих факторов:

  • мнение учителя начальных классов и результаты окончания начальной школы (полученные ЗУН)

  • мнение психолога младшего звена как результат анализа психологических наблюдений, тестов, групповой работы

  • желание родителей, так как многие из них уже представляют себе будущее своего ребёнка в той или иной сфере деятельности (хотя это представление и не всегда реально)

  • желание самого ребёнка, проявляющееся в его интересах и увлечениях

  • прочие трудно учитываемые факторы, такие как «многие друзья идут в этот класс», «предпочитаемые учителя по основным предметам» и пр.

Поэтому основная цель работы психологической службы в среднем звене (5 – 7 классы) – это сопровождение, движение рядом. Соответственно это и обладание достоверной информацией о ребёнке, о ситуации его развития и индивидуальных особенностях.

Необходимо сразу заметить, что информация, полученная в результате диагностики, делится на информацию для самого ребёнка (или коллектива), если он желает её получить, информацию для взрослых (учителей и родителей) и информацию для психолога.

Диагностика осуществляется в основном в групповой работе. При возникновении индивидуальных проблем меняется и характер диагностической работы – она становится более глубокой и детальной.

В целом, диагностические процедуры в среднем и старшем звене имеют три направления:

  1. диагностика интеллектуального развития (мышления, памяти, творческих способностей)

  2. диагностика развития личности, индивидуальных особенностей, процесса адаптации

  3. диагностика развития коллектива (прежде всего потому, что общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте)

Эти направления проходят по всем возрастам, меняется лишь набор психодиагностических методик в зависимости от возраста детей или стороны той или иной проблемы.

Кроме того, красной ниточкой внутри этих направлений идёт аспект профильности того или иного класса. При анализе результатов выполнения тестов и методик всегда идёт сравнение разных профильных классов внутри параллели и классов с одинаковым профилем по возрастам. Это помогает установить некоторые закономерности развития классных коллективов и отдельных личностей, и как следствие, предвосхитить и избежать некоторых проблем. Важным моментом работы с 6 – 8 классами является также тесный контакт с родителями, учителями и психологическое просвещение.

В качестве отдельного аспекта деятельности психологической службы гимназии можно выделить тренинговую работу с подростками и старшеклассниками. Опыт работы, хоть и небольшой, но все же имеется: разработаны и реализуются программы развития коммуникативных навыков, психологические игры для пятиклассников, тренинги личностного роста для подростков и старшеклассников.

Подростковый возраст — наиболее сложный и интересный период жизни как для самих подростков, так и для окружающих их людей. Именно в этом возрасте начинается переход человека во взрослую жизнь и решаются основные задачи: утверждение своей индивидуальности, независимости, формирование самосознания, отношения к себе, самоопределения (осознание себя в качестве члена общества, предпочтений будущей профессии, выбор ценностных ориентиров, идеалов, жизненного пути), «чувства взрослости» и т.п. И здесь необходима помочь подростку не запутаться в сложном мире, как внутреннем, так и внешнем, дать необходимую информацию, показать возможные пути движения, а также дать возможность поделиться опытом, мыслями, чувствами со своими сверстниками, что особенно важно, исходя из того, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. В течение учебного года с учащимися 5 - 9 классов проводятся занятия по темам, связанным с психологическими трудностями и особенностями подросткового возраста, совместно с заместителем директора по воспитательной работе и соцпедагогом проводятся классные часы с элементами психологического тренинга, посвящённые проблеме толерантности и воспитанности, диспуты по различным проблемам. Форма работы подобного рода всегда хорошо принимаются детьми, так как это позволяет им раскрыться с другой, с новой стороны, позволяет высказать своё мнение, а также полезна для классных руководителей, так как даёт возможность увидеть детей своего класса в нестандартной ситуации.

В рамках планирования и реализации социальной направленности воспитательного процесса в сотрудничестве с заместителем директора по воспитательной работе и социальным педагогом в гимназии разработан и реализуется школьный конкурса групповых творческих проектов «Мы не останемся равнодушными», целями и задачами которого являются:

  1. формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания гимназистов;

  2. формирование нравственности и альтруистического отношения к окружающему миру;

3. активизация творческого потенциала школьников.

Разработана тематика проектов и номинации, проводится диагностика различных аспектов воспитанности и толерантного отношения к окружающему, исходя их возрастных особенностей детей. Используются следующие методы и методики:

2 – 4 классы – Опросник «Проявления воспитанности» для учителей (экспертная оценка)

3 – 4 классы – Опросник «Нравственная мотивация»

5 классы – Опросники «Нравственная самооценка», «Этика поведения», «Нравственная мотивация»

6 – 10 классы – Опросник «Диагностика воспитанности», позволяющий выявить отношение школьника к семье, к Отечеству, к труду, к культуре, к знаниям и к себе.

11 классы – Опросник «Экспресс-диагностика уровня толерантности».

Дополнительная работа с учащимися выстраивается, исходя из актуальных проблем каждого классного коллектива. Необходимо отметить, что при реализации данной программы роль классного руководителя очень важна и он принимает обязательное участие во всех занятиях, наравне с подростками проживая все этапы.

Изменяющаяся структура экономики России влечёт за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. В связи с этим целью системы профессиональной ориентации, включая предпрофильную ступень, является содействие формированию у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, а также умению адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Опыт работы в предпрофильных классах и решение задачи формирования профильных десятых классов показал, что такие популярные психологические тесты как ШТУР, позволяющие определить уровень овладения школьной программой по трём основным циклам (физико-математическому, гуманитарному и естественнонаучному), или единичные тесты интересов не могут служить адекватным средством дифференциации детей, так как многие дети являются успешными и демонстрируют высокий познавательный интерес сразу в нескольких сферах. Поэтому для более сознательного выбора профиля дальнейшего обучения необходима серьёзная работа по самопознанию, с одной стороны, и знакомству с миром профессий, с другой.

С этой целью психологической службой гимназии разработаны программы «Основы самопознания и самоопределения», «Профессиональное самоопределение» для учащихся 8 – 11 классов, а также внедряется курс «Твоя профессиональная карьера». Основной целью этих курсов является формирование профессиональной готовности школьников, то есть готовности личности к профессиональной самореализации, сознательному выбору в треугольнике «хочу, могу и надо». В рамках курсов осуществляется целенаправленная систематическая диагностика различных аспектов развития личности. Старшеклассники хотят посмотреть на себя со стороны, услышать чьё-то мнение о себе, они способны анализировать собственные поступки и поведение других людей. Результаты выполнения различных тестов и методик, обмен мнениями и чувствами в идеале должны служить материалом для анализа и индивидуальных выводов старшеклассников относительно самих себя, своего жизненного пути и профессиональной деятельности, относительно окружающих людей и межличностного взаимодействия. Основные задачи этого направления работы состоят в содействии формированию адекватного представления учащимися о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий, содействие формированию у учащихся положительного отношения к самим себе и уверенности в своих силах применительно к обучению по выбранному профилю, содействие формированию у учащихся понимания меры ответственности, которую каждый человек несёт за свой профессиональный выбор, ознакомление учащихся со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Тематика родительских лекториев, организуемых в среднем и старшем звене гимназии, разнообразна. Это отчасти новая форма работы, так как, кроме традиционных лекций, на родительских собраниях использовались презентации с результатами анкетирования детей. Для родителей 5 - 6 классов разработаны тема «Почему дети лгут?», «Кризис подросткового возраста». Для родителей учащихся 7 - 8 классов темы лекториев были следующие: "Конфликты подросткового возраста. Как не поссориться с собственным ребенком", «Особенности подросткового возраста. Подростковая депрессия». Темы достаточно актуальна, особенно в связи с участившимися в Центральном регионе суицидальными попытками подростков. Что такое депрессия, что может вызвать депрессию у подростков, специфические симптомы подростковой депрессии, так как она сильно отличается от такого состояния у взрослых людей, как подростки могут выходить из депрессии, как родителям распознать это состояние и что нужно делать, если они подозревают у своего ребенка наличие депрессивных симптомов. Совместно с социальным педагогом проводятся родительские собрания 6 – 8 классов, посвящённые здоровью. Разработана презентация «Психологическое здоровье», в которой отражены понятия «психологическое здоровье», «модель и критерии психологического здоровья», раскрыты возможные причины нарушения психологического здоровья человека на различных этапах его развития, начиная с младенческого возраста. Также в презентации раскрыта взаимосвязь психологического и физического здоровья, психологического здоровья и успеваемости ребёнка.

Для родителей 9 и 11 классов в рамках лектория была показана презентация «Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ». Акцент был сделан на личностных особенностях детей и на том, как родители могут нивелировать эти особенности и помочь детям подготовиться к сдаче экзамена, как создать наиболее благоприятные условия для подготовки.

Еще одним важным направлением в системе психологического сопровождения образовательного процесса в гимназии является сопровождение исследовательской деятельности учащихся. Этот вид работы с детьми существует в гимназии уже достаточно долго. Старшеклассники с большим удовольствием работают над темами по психологии, проводят социально-психологические исследования. Детей, интересующихся этой загадочной наукой психологией в старшем подростковом и юношеском возрасте довольно много, особенно их интересует все, что касается их самих: отношения со сверстниками и родителями, мнение большинства таких же, как они, о разных «запретных» и открытых темах и пр. Со своими исследованиями ребята выступали на районных конференциях. Основными преимуществами данной формы работы можно назвать следующие. Во-первых, анонимность ответов на вопросы анкеты повышает откровенность, снимая некоторые барьеры социальной желательности. Во-вторых, чтение литературы по интересующему вопросу, обдумывание и анализ прочитанного удовлетворяют частично или полностью некоторые потребности. В-третьих, у психолога появляется возможность донести информацию до остальных детей не непосредственно из уст взрослого, пусть даже психолога, а опосредованно, через ровесников, понятным всем языком (такая своеобразная форма психологического просвещения). В-четвёртых, в этом есть элементы профориентации, так как у старшеклассников создаётся некоторое представление о работе психологов и социологов.

Если говорить о сопровождении исследовательской деятельности в целом, то необходимо уточнить, что существуют две основные группы предпосылок, обеспечивающие успешное развитие исследовательской деятельности детей: внутренние (связанные с собственно личностью ребенка) и внешние (связанные со средой, в которой он формируется).

Школа представляет требования общества и зачастую пропагандирует негативные его тенденции. Например, ярко проявляющаяся в современном российском обществе актуализация воспитания конкурентоспособной личности, когда стимулируется стремление к ранним достижениям, победам, при этом на первое место выходит результат в конкурсе, а не процесс развития личности.

Если акцент перемещается с процесса на результат, то это чревато тем, что для ребенка исследование может превратиться в «вагон», прицепленный к какому-нибудь основному процессу. Этот вагон хочется поскорее разгрузить, то есть отделаться от задания. Но исследовательская позиция – это свобода во всем, она не терпит планов, сроков, норм по количеству и темам и тому подобное.

Занятия исследовательской деятельностью с детьми предъявляют особые требования к педагогу. Например, у учителя должна быть позитивная «Я-концепция», он должен отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального развития, быть способным перейти на субъект-субъектные отношения и использовать личностную позицию в общении, быть исследователем по своей сути. Доминирующей должна быть внутренняя познавательная мотивация, а внешняя является блокатором исследовательской деятельности. Важным также является владение педагогом теоретическими аспектами проведения учебного исследования. Например, нередко понятие «исследование» и «проект» смешивают, а это не одно и то же. Исследование – это бескорыстный поиск истины, исследователь не знает, к чему приведет работа и какие результаты получатся. Проектировщик же точно знает, к чему он должен прийти, его задачи, как правило, прикладные. Например, создать модель, разработать схему.

Роль личности педагога в формировании исследовательских умений школьников огромна. Как утверждает В.С.Юркевич, автор книги «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность», надо ввести допуск учителей к руководству исследовательской работой школьников, поскольку при педагогических ошибках в таком руководстве (например, когда исследование навязывается неподготовленному ребенку) высока вероятность вреда для его личностного развития. Такими последствиями может быть или отвращение к любой творческой деятельности, или приучение ребенка выдавать фикцию за дело (списывание из книг или Интернета, представление работы взрослых, как своей).

Для изучения отношения учащихся и учителей к исследовательской деятельности разработана анкета, а также критерии диагностики степени развития субъектности учащихся как показателя исследовательской позиции, такие как:

  1. Интерес к теме исследования и к исследовательской деятельности вообще.

  2. Способность формулировать цели и задачи исследования.

  3. Способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию.

  4. Способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования.

  5. Способность видеть проблему выбирать пути ее решения.

  6. Креативность, творческий подход, нестандартные пути, ход мысли.

  7. Умение оценить имеющиеся и недостающие данные.

  8. Умение оценить результат, сделать выводы.

  9. Умение грамотно представить работу.

  10. Умение взаимодействовать с людьми в процессе выполнения и представления работы.

Данные материалы активно используются для построения работы с детьми в направлении исследовательской деятельности.


Таким образом, можно говорить о том, что система психологического сопровождения образовательного процесса гимназии, существующая уже второй десяток лет, является неотъемлемой частью всей системы работы гимназии. Она базируется на следующих теоретико-методологических основаниях:

  1. Системный подход, предполагающий, что относительно самостоятельные компоненты учебного процесса рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении (основная, профильная и дополнительные программы обучения с соответствующими учебным планом, программами предметов, методикой и технологий обучения, формами контроля знания и т.д.).

  2. Субъектно-деятельностный подход, предполагающий целенаправленную, активную и творческую позицию в достижении необходимого результата всех субъектов образовательного процесса (ребенок, педагог, родитель).

  3. 3.Индивидуально-личностный подход, требующий признания уникального своеобразия психологических качеств ребенка, опору на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, формирование необходимых компетенций и содействие созданию соответствующих этому условий.

  4. Гуманистический подход, ориентирующий на уважение прав и ценностных ориентаций ребенка, признание самоценности его личностных, профессиональных и мировоззренческих установок, а также на активную работу по их развитию.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.



Психолог Л.В.Коныжева






ИДЕЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАЗИИ
  • Школьному психологу
Описание:

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребёнком в школьной среде. Ребёнок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребёнка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:

·         Сопровождение ребёнка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребёнка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задаёт ему цели и задачи извне. В качестве важнейшего аксиологического принципа психологического сопровождения заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

 

·         Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно значимых жизненных выборов. Взрослый (в данном случае - психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль», на который ребёнок может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребёнка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

Автор Коныжева Лариса Вячеславовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1156
Номер материала 53474
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓