Главная / Русский язык и литература / И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_5ed598f4.gifhello_html_4edda62a.gifhello_html_m5ef115b2.gifhello_html_m4f6a60a4.gifhello_html_m2868375f.gif6 класс Урок 1 Русская литература


Тема урока: Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Цели урока:

1. познакомить учащихся с термином «миф», с шестым и двенадцатым подвигом Геракла;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся интерес к мифологии и истории возникновения слова.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, сборник «Мифы Древней Греции», иллюстрации к тексту, толковый словарь Ожегова

Работа со словами: миф, предания, жертвоприношение


Ход урока:

1.Организационный момент.

  1. Изучение нового материала

-Что такое миф? (выслушать мнение учащихся)

-Работа с толковым словарём

МИФ – это предание первобытных людей, рассказывающие об устройстве вселенной, о происхождении человека (записать в тетрадь)

*Рассказ учителя о мифах, о причинах их происхождения

3. Закрепление нового материала

*Что такое миф?

*Когда возникли мифы?

*Чем отличается миф от сказки? Что в них общего ? (составить диаграмму Венна)


СКАЗКА

МИФ








4.Самостоятельная работа:

*Чтение 6 и 12 подвигов Геракла.

*Ответьте на вопросы учебника

5.Домашнее задание: прочитать 6 и 12 подвиги Геракла, стр.5-9,

пересказать

Подведение итогов занятия.



6 класс Урок 2 Русская литература


Тема урока: Сказки. Царевна - лягушка

Цели урока:

1. познакомить учащихся с русской народной сказкой;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание совершать в жизни только добрые и хорошие поступки.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрации к сказке


Ход урока (урок по технологии RWST)

1.Организационный момент.

  1. Побуждение к действию

-Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Чем отличается народная сказка от литературной?

3. Осмысление изученного


4

3

2

1









Стратегия Жигсо -1 (текст сказки делится на 4 части, каждая группа ведет рассчёт на 1-4, учащиеся пересаживаются по столам, где указаны номера с 1 по4. Группа под 1 номером изучают в группе 1 часть сказки, 2 группа –вторую часть и т.д. Затем все учащиеся возвращаются после обучения в свою первичную группу , где каждый учащийся обучает остальнвх членов группы по той части сказки, которую он изучил в «командировке».)


4.Обратная связь (Рефлексия)

Стратегия Аквариум (с каждой группы по одному ученику выходят к доске и пересказывают одну из заданных учителем часть сказки)

5.Домашнее задание: прочитать сказку, стр.13-20 +пересказать

6.Подведение итогов занятия.






6 класс Урок 3 Русская литература


Тема урока: Сказки « Аист и Соловей» и «Болтливая жена».

Цели урока:

1.познакомить учащихся с содержанием сказок;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать чувство юмора и отрицательное отношение к такому качеству как болтливость.


Тип урока: изучение нового материала


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие


Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

прочитать сказку «Царевна - лягушка», стр.13-20 +пересказать


3.Изучение нового материала

*Чтение сказки «Аист и Соловей»

*Работа по вопросам:

-О чем эта сказка?

-Чему она учит?

*Чтение сказки «Болтливая жена»

*Работа по вопросам:

-Почему сказка так называется?

-Дайте характеристику Ивану и его жене.

-Какой совет вы бы дали Ивану и его жене?

-Что бы вы посоветовали себе, прочитав эту сказку?


4. Закрепление нового материала

Работа в тетрадях:

-выпишите однокоренные глаголы

-нарисуте схему движения Ивана от дома к кладу

-прочтите сказку по лицам


5. Домашнее задание: прочитать сказки, стр.22-24, перессказать


6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 4 Русская литература


Тема урока: Сказка « По щучьему велению».

Цели урока:

1.познакомить учащихся с содержанием русской народной сказки;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать трудолюбие, доброжелательность по отношению друг к другу.


Тип урока: изучение нового материала


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрации к сказке, видео -мультфильм

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

прочитать сказки, стр.22-24, перессказать


3.Изучение нового материала

*Чтение 1 части сказки «По щучьему велению»

*Работа по вопросам:

-Каким мы видим Емелю в начале сказки?

-Почему Емелю называют дурачком?

-Какое событие произошло с Емелей?

-Какие чудеса произошли с Емелей после встречи с щукой?

*Чтение 2 части сказки

*Работа по вопросам:

-Как поступил царь с Емелей?

-Что произошло в сказке после того, как героев засмолили в бочку?

-Какой выход нашёл Емеля?

-Осуждается ли в сказке лень Емели?

-Чему учит сказка?


4. Закрепление нового материала

*Просмотр видео (мультфильма)по теме урока

5. Домашнее задание: прочитать сказку, стр.25-32, пересказать


6. Подведение итогов занятий


6 класс Урок 5 Русская литература


Тема урока: Загадки, пословицы и поговорки

Цели урока:

1.познакомить учащихся с ещё одним видом устного народного творчества;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать интерес к устному народному творчеству.


Тип урока: изучение нового материала


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, сборник русских пословиц и поговорок

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

прочитать сказку, стр.25-32, пересказать


3.Изучение нового материала

*Беседа по вопросам:

-Что накое фольклор?

-Какие виды устного народного творчества вы знаете?

-Что такое загадка?

Почему люди придумывали загадки?

-Чтение текста «Как строятся загадки», стр.35


4. Закрепление нового материала

*Чтение и отгадывание загадок, стр.34-37

*Чтение статьи «Чему учат пословицы и поговорки?», стр.38

*Составление рассказов по данным пословицам, стр.40

5. Домашнее задание: составьте рассказ по одной из пословиц, стр.39+прочитать и пересказать, стр.35-39

6. Подведение итогов занятий









6 класс Урок 6 Русская литература

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Цели урока:

1.познакомить учащихся со сказкой Пушкина;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать интерес к сказкам Пушкина.

Тип урока: изучение нового материала

Работа со словами: повариха, полотно, светлица, ткачиха, гонец

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, слайд - шоу «А.С. Пушкин», иллюстрации к сказке, отрывок из мультфильма

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

составьте рассказ по одной из пословиц, стр.39+прочитать и пересказать, стр.35-39

-Как строятся загадки?

-Чему учат пословицы и поговорки?

3.Изучение нового материала

*Учащиеся самостоятельно читают текст «Что такое литературная сказка?»стр.41

*Составление диаграммы Венна

Литературная сказка

Народная сказка






*Рассказ учителя о Пушкине с показом слайд-шоу о поэте

*Чтение сказки, стр.42


4. Закрепление нового материала

*Просмотр отрывка из мультфильма по сказке Пушкина

*Ответьте на вопросы:

-Совпадает ли материал мультфильма с оригиналом?

*Ответьте на вопросы из учебника

*Дайте лексическое толкование слов: повариха, полотно, светлица, ткачиха, гонец

*Прочтите выразительно понравившийся отрывок

5. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок, стр.42-61 (на выбор)


6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 7 Русская литература


Тема урока: Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

Цели урока:

1.познакомить учащихся с рассказом;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать интерес и к природным явлениям.


Тип урока: комбинированный


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портреты Мамина –Сибиряка и Л.Толстого, иллюстрации к рассказу «Серая Шейка»

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

выучить наизусть отрывок, стр.42-61 (на выбор)


3.Повторение изученного материала

-Что такое фольклор?

-Какие виды устного народного творчества вы знаете?

-Что такое пословица? Поговорка?

-В чём их отличие?

Чем отличается народная сказка от литературной?

4. Изучение нового материала

*Чтение басни Л.Н. Толстого «Белка и волк», стр 62

-Чему учит эта басня?

*Чтение рассказа «Серая Шейка», стр.63-71

5. Закрепление изученного материала

*Анализ текста по вопросам учебника

*Выполнение обобщающих заданий

-

6. Домашнее задание: прочитать рассказ, стр.63-71, пересказать

7.Подведение итогов урока






6 класс Урок 8 Русская литература

Тема урока: А. М. Горький «Воробьишко»

Цели урока:

1.познакомить учащихся с рассказом А. М. Горького;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать интерес к жизни птиц.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрация воробья и воробушка, портрет А.М. Горького

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

прочитать сказку, стр.25-32, пересказать

3.Изучение нового материала

гнездо

мама - воробьиха

*Составление рассказа на тему «Воробьишко» по данным ключевым словам

Воробьишко





петь песни

кошка








*Прослушать несколько вариантов сочиненных детьми рассказов

*Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»,стр.72-75

4. Закрепление нового материала

*Сравнить свою версию рассказа с оригиналом (диаграмма Венна)

Мой рассказ

Рассказ Горького







*Анализ рассказа по вопросам учебника

*Чтение по лицам

*В тетрадях записать слова образованные от глаголов несовершенного вида( махать, глотать, чирикать и качать ) глаголы совершенного вида с суффиксом -НУ -

*Запишите к слову ВОРОБЕЙ однокоренные и формы одного слова


5. Домашнее задание: прочитать , стр.72-75, пересказать

6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 9 Русская литература


Тема урока: Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (1,2 части)

Цели урока:

1.познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Г.Х. Андерсена и 1,2 частями сказки;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать любознательность.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, материал о Г.Х. Андерсене (слайд-шоу)

Работа со словами: вдребезги, искажение, башенные часы, не видно ни зги, сущая правда

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Прочитать и пересказать рассказ «Воробьишко» М. Горького

3.Изучение нового материала

* Показ портрета Г.Х. Андерсена

-Кто это?

-Какие его сказки вы знаете?

*Показ слайд-шоу на тему «Великий сказочник»

*Самостоятельное чтение материала о детстве сказочника, стр.78

-Что нового вы узнали из этого очерка?

*Чтение 1и 2 частей сказки «Снежная королева», стр.79-86


4. Закрепление нового материала

*Словарная работа: вдребезги, искажение, башенные часы, не видно ни зги, сущая правда

*Вопросы по содержанию прочитанных глав:

-О какой забаве тролля рассказывает Андерсен в первой сказке?

-Какая беда стала началом истории со Снежной королевой?

-Расскажите, как произошла встреча Кая со Снежной королевой?

-Какие Кай испытывал чувства?

-Как изменился Кай, когда осколок дьявольского зеркала попал в его сердце?

-Как произошла вторая встреча Кая со Снежной королевой?

-Какие чувства теперь испытывал Кай? Почему Кай перестал мерзнуть?

-Чем занимался Кай у снежной королевы?


5. Домашнее задание: прочитать 1и2 части сказки, стр.79-86, пересказать,

6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 10 Русская литература


Тема урока: Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (3,4 части)

Цели урока:

1.познакомить учащихся с 3и 4 частями сказки;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению к близким людям.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрации к сказке «Снежная королева», иллюстрация клюквы, мультфильм (отрывок)

Работа со словами: грядка, замешкаться, клюква, перина, была вне себя, жить припеваючи, дурманом опьянили

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Прочитать и пересказать 1и 2 части сказки «Снежная королева»

3.Изучение нового материала

*Чтение 3 и 4 частей сказки

* Просмотр отрывка из мультфильма «Снежная королева»

* Сопоставьте то, что вы прочли и то, что вы посмотрели. Совпадает ли видео вариант с оригиналом?


4. Закрепление нового материала

*Словарная работа: грядка, замешкаться, клюква, перина, была вне себя, жить припеваючи, дурманом опьянили

*Вопросы по содержанию и анализу прочитанных глав:

-Почему Герда решила искать Кая?

-Как Герда попала к волшебнице?

-Как Герда вспомнила о Кае?

-Почему Герда забыла о Кае?

-Почему Герде было так понятно слово «одинокая»?

-Расскажите о приключениях Герды, когда она познакомилась с лесным вороном.

-Почему Герда не осталась у принца с принцессой?

*Выразительное чтение отрывков, которые особенно понравились.


5. Домашнее задание: прочитать 3 и 4 части сказки, стр.88-99, пересказать,

6. Подведение итогов занятий


6 класс Урок 11 Русская литература


Тема урока: Г.Х. Андерсен «Снежная королева» ( 5,6,7 части)

Цели урока:

1.познакомить учащихся с 5,6,7 частями сказки;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению к близким людям.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрации к сказке «Снежная королева», мультфильм (отрывок)

Работа со словами: брыкаться, закопчённый, необузданный, ниша, плут, привольно, своенравный, чертоги, дюжина, свиток, шкипер

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Прочитать и пересказать 3 и 4 части сказки «Снежная королева»

3.Изучение нового материала

*Чтение 5,6 и 7 частей сказки

* Просмотр отрывков из мультфильма «Снежная королева»

* Сопоставьте то, что вы прочли и то, что вы посмотрели. Совпадает ли видео вариант с оригиналом?

4. Закрепление нового материала

*Словарная работа: брыкаться, закопчённый, необузданный, ниша, плут, привольно, своенравный, чертоги, дюжина, свиток, шкипер

*Вопросы по содержанию и анализу прочитанных глав:

-Какое впечатление произвела на вас маленькая разбойница?

-Почему у неё «печальные глаза»?

-Как вы думаете, почему маленькая разбойница помогает Герде?

-Какой предстает маленькая вначале и в конце сказки?

-Как объясняет финка силу Герды, которая помогала ей преодолевать препятствия?

-Как описывает Андерсен царство Снежной королевы?

-Какое слово хотел сложить Кай из льдинок?

-Почему слово вечность не может уже остановить Кая?

-Чему учит сказка Андерсена?

*Выразительное чтение отрывков, которые особенно понравились.


5. Домашнее задание: прочитать 5,6 и 7 части сказки, стр.100-112, пересказать,

6. Подведение итогов занятий


6 класс Урок 12 Русская литература

Тема урока: И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере басни «Стрекоза и Муравей»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать самостоятельность и инициативу, уважение к труду

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, аудиозапись басни, тетради, маркеры, схемы, листочки и конверты для голосования, портреты Крылова и Лафонтена, иллюстрации к басне

Работа со словами: нужда, удручить, вешний, мурава

Ход урока:


1.Организационный момент.

2. Побуждение к действию

Слово учителя: ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным баснописцем и.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями как инолсказание, аллегория и мороаль басни. И.А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы, джрузья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват» и многие другие

-Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним.

Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль

Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.

Мораль - поучение

Работа по стратегии «Ключевые слова» (Учащиеся составляют свой небольшой рассказ, используя данные ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима )

* Прослушивание 3-4 рассказов учащихся

3. Осмысление изученного материала

*Словарная работа: нужда, удручить, вешний, мурава

*Прослушивание басни (аудиозапись)

*Составление диаграммы Венна (сравнивание своего рассказа с басней Крылова: что общего и разного)

*Игра «На месте другого» (два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные задают им вопросы)

*Анализ басни:

-Какими словами Крылов показывает, что жизнь для Стрекозы – это лето, вечный праздник?

-Почему просьба Стрекозы для Муравья кажется странной?

Кто в нашей жизни Стрекоза, а кто Муравей?

-Докажите, что это басня, пользуясь записями в тетради.

-Найдите здесь иносказание, аллегорю и мораль.

4.Обратная связь (Рефлексия)

*Стратегия «Круглый сто Рауд Робин»(учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свое мнение на утверждение, джанное учителем: «Муравей поступил правильно, отказав в помощи Стрекозе» и голосуют «ДА», «НЕТ» - это надписи в конвертах для голосов)

*Подсчёт голосов, выводы

5.Домашнее задание: выучить басню крылова наизусть, стр117 + теоретический материал из тетради

6.Подведение итогов занятия.































6 класс Урок 13 Русская литература


Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Цели урока:

1.познакомить учащихся басней Крылова;

2.развивать умение находить в басне аллегорию, мораль и иносказание;

3.воспитывать жить с окружающими в согласии и единстве.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрации к басне, портрет И.А. Крылова

Работа со словами: воз, лад, мука, поклажа

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Рассказать наизусть басню Крылова «Стрекоза и Муравей»

-Что такое басня?

-Что такое аллегория, иносказание и мораль?

3.Изучение нового материала

*Чтение басни «Лебедь, Щука и Рак», стр. 118

*Словарная работа: воз, лад, мука, поклажа

4. Закрепление нового материала

*Выразительное чтение басни.

*Анализ басни по вопросам:

-Найдите в басне мораль.

-Какую житейскую ситуацию имеет в виду автор?

-Были ли с вами в жизни такие случаи?

-Опишите житейскую ситуацию, где были бы уместны слова «воз и ныне там».

*Прослушать несколько вариантов придуманных детьми рассказов.

Материал для дополнительного чтения «Рассказ о винограде» Руми, стр.114 (прочтите и ответьте на вопросы учебника)


5. Домашнее задание: стр. 118, выучить басню наизусть+ выразительное чтение притчи Руми, стр.114

6. Подведение итогов занятий











6 класс Урок 14 Русская литература


Тема урока: С.В. Михалков «Муха и Пчела», «Муха и Слон»

Цели урока:

1.познакомить учащихся баснями С.В.Михалкова;

2.развивать у учащихся речь, мышление, память;

3.воспитывать трудолюбие.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет С.В. Михалкова, иллюстрации его известных детских произведений

Работа со словами: бездумно, отвага, даром, загодя

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

* Рассказать наизусть басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

-Что такое басня?

-Что такое аллегория, иносказание и мораль?

*Прочесть выразительно притчу Руми «Рассказ о винограде», стр.114

3.Изучение нового материала

* Рассказ учителя о Сергее Михалкове (показ портрета) и его творчестве.

*Чтение басен «Муха и Пчела», «Муха и Слон»

*Словарная работа: бездумно, отвага, даром, загодя


4. Закрепление нового материала

*Выразительное чтение басни «Муха и Пчела»

*Анализ басни по вопросам:

-В чём мораль басни? (Если что-то даётся человеку не трудом, а даром, то это не приносит счастья).

-Приведите примеры из жизни на это утверждение.

*Чтение басни «Муха и Лев», стр.122

-В чём мораль басни? (Надо иметь собственное мнение, а не жить чужим умом)

-Были ли с вами в жизни такие случаи?

-Опишите житейскую ситуацию, походящую под эту мораль.

*Прослушать несколько вариантов придуманных детьми рассказов.

5. Домашнее задание: стр. 120-122, прочитать басни выразительно

6. Подведение итогов занятий








6 класс Урок 15 Русская литература


Тема урока: А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Цели урока:

1.формировать у учащихся понятие о Пушкине как поэте, писателе, положившему начало золотому веку русской литературы;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого чтения, навыки анализа художественного произведения;

3.воспитывать интерес к творчеству Пушкина.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет А.С. Пушкина, слайд-шоу о Пушкине

Работа со словами: вознестись, доколь, заветный, непокорный, прах, пиит, приемли, сущий, тленье

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

* Прочесть выразительно одну из двух басен С. Михалкова.

-Что такое басня?

-Что такое аллегория, иносказание и мораль?

3.Изучение нового материала

-Кто такой А.С. Пушкин?

-Какие его произведения вы знаете?

-Какие его сказки вы помните?

-Кто может наизусть прочесть отрывок из его творчества?

* Рассказ учителя о А. С. Пушкине с показом слайд-шоу

С Пушкина начался золотой век русской литературы. Он имел право говорить о себе как о надежде России, её славе. Об этом – стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», являющееся переводом стихов римского поэта Горация.

*Словарная работа: вознестись, доколь, заветный, непокорный, прах, пиит, приемли, сущий, тленье

*Чтение стихотворения учителем.

4. Закрепление нового материала

*Выразительное чтение стихотворения учащимися.

*Работа над произношением трудных слов, подбор к словам антонимов и синонимов, стр.125

*Анализ стихотворения по вопросам, стр.125-126

5. Домашнее задание: стр. 124, выразительно прочитать стихотворение

6. Подведение итогов занятий



6 класс Урок 16 Русская литература


Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком»

Цели урока:

1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта и его стихотворениями «Утёс», «На севере диком»;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого чтения, навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения;

3.воспитывать интерес к творчеству Лермонтова

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портрет М. Ю. Лермонтова, слайд-шоу о Лермонтове

Работа со словами: лазурь, морщина, утёс вершина, горючий, дремать, риза, сыпучий

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

* Прочесть выразительно стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

3.Изучение нового материала

-Кто такой М.Ю. Лермонтов?

-Какие его произведения вы знаете?

* Рассказ учителя о М. Ю. Лермонтове с показом слайд-шоу

М. Ю. Лермонтов – русский поэт, автор стихотворений, поэм, романа. Он умер молодым, но сумел оставить глубокий след в литературе. Как и Пушкин, он погиб на дуэли.

Лермонтов рано стал сиротой, его воспитанием занималась бабушка, богатая дворянка Арсеньева. Её роль в жизни Лермонтова была значительной.

Детство Лермонтова прошло на Кавказе. Многие сюжеты произведений связаны с Кавказом.

*Чтение стихотворения «Утёс»

*Словарная работа: лазурь, морщина, утёс

*Чтение стихотворения «На севере диком»

*Словарная работа: вершина, горючий, дремать, риза, сыпучий

4. Закрепление нового материала

*Выразительное чтение стихотворения учащимися.

*Анализ стихотворения по вопросам, стр.126-127

5. Домашнее задание: стр. 126-127, выучить стихотворения наизусть

6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 17 Русская литература


Тема урока: Осенние стихи (А. С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев)

Цели урока:

1. познакомить учащихся со стихотворениями поэтов на осеннюю тематику;

2.развивать у учащихся навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения;

3.воспитывать чувство прекрасного, прививать эстетический вкус.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портреты Пушкина, Некрасова и Фета

Работа со словами: ядрёный, студёный, колос, серп, праздный

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

* Прочесть наизусть стихотворения Лермонтова «Утёс» и «На севере диком».

3.Изучение нового материала

*Вступительное слово учителя о новом разделе учебника «Природа и мы»

*Чтение учащимися народных примет и пословиц, стр.131

*Чтение стихотворений о временах года, стр. 132

*Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», стр.132

-Какие эпитеты использует поэт?

-Какое настроение они создают?

-Какие метафоры использует автор?

-Какое слово является основным в описании осени?

* Рассказ учителя о Н.А. Некрасове (обзорно)

*Работа над его стихотворением «Славная осень», стр.134

-Найдите в стиховорении сравнения и эпитеты.

-Какое настроение создает стихотворение?

*Чтение стихотворения Тютчева « Есть в осени первоначальной» , стр.135

*Словарная работа: колос, лучезарный, праздный, серп

-Какие эпитеты использует автор?

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения стихотворений

5. Домашнее задание: стр. 132,134,135, выучить одно из стихотворений наизусть

6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 18 Русская литература


Тема урока: Стихи о природе Н.Некрасова, А.Фета и А.Ахматовой

Цели урока:

1. познакомить учащихся со стихотворениями поэтов на тему природы;

2.развивать у учащихся навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения;

3.воспитывать эстетический вкус и любовь к природе.

Тип урока: комбинированный

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портреты Пушкина, Некрасова и Фета

Работа со словами: ядрёный, студёный, колос, серп, праздный

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

* Прочесть наизусть (на выбор учащихся )одно из стихотворений Пушкина, Некрасова или Тютчева

3.Повторение пройденного материала

-Какие художественно- выразительные средства используют поэты для создания художественного образа?

-Что такое эпитет?

-Что такое сравнение?

-Что такое метафора?

-Что такое олицетворение?

-Что такое антитеза?

4.Изучение нового материала

* Игра «Четвёртый лишний», стр.136

*Чтение стихотворений:

1. «Зелёный шум» Н. Некрасова

2. «Я пришёл к тебе с приветом» А. Фета

3. «Весна» А. Ахматовой

Словарная работа проводится после каждого прочтения стихотворения.

4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения стихотворений

*Анализ стихотворений по вопросам из учебника, стр.138,139,140

5. Домашнее задание: стр. 137,139,140 , выучить одно из стихотворений наизусть

6. Подведение итогов занятий








6 класс Урок 19 Русская литература

Тема урока: С. Есенин «С добрым утром!», «Метелица»

В. Суслов «Слушал шорох тишину»

Цели урока:

1. познакомить учащихся со стихотворениями поэтов;

2.развивать у учащихся навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения;

3.воспитывать интерес к теме природы в поэзии.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портреты С. Есенина и В. Суслова

Работа со словами: брезжит, заводь, затон, перламутр, озябли

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

* Прочесть наизусть одно из данных стихотворений (Н. Некрасова, А. Фета или А. Ахматовой)

3.Изучение нового материала

*Вступительное слово учителя о С. Есенине

Сергей Есенин – певец русской природы. Он описал природу средней полосы России. Берёзы, бескрайние поля, голубое небо… В его поэзии много солнца, голубых и золотых красок.

*Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», стр.141

*Словарная работа: брезжит, заводь, затон, крапива, перламутр, шаловливо, шептать

-Подберите синонимы к словам: задремали, задрожало, брезжит, румянит, шаловливо, улыбнулись, растрепали, шелестят, горят, обрядились.

-Найдите в тексте стихотворения метафоры и эпитеты. Какова их роль в стиле стихотворения?

*Чтение стихотворения «Метелица»

-Какую метафору использует автор для описания метелицы?

-Какие эпитеты использует поэт для описания злой вьюги?

Как при помощи эпитетов Есенин показывает отношение к пташкам.

- Есть ли в стихотворении антитеза?

*Работа над стихотворением В. Суслова «Слушал шорох тишину», стр.143

-Почему автор так много использует слов с буквой Ш?

4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения стихотворений

5. Домашнее задание: стр. 141,142,143, выучить одно из стихотворений наизусть

6. Подведение итогов занятий


6 класс Урок 20 Русская литература

Тема урока: Г. Харлампьев «Покинутое гнездо»

Г. Скребицкий «Крылатые гости»

Цели урока:

1. познакомить учащихся с художественными текстами о птицах;

2.развивать у учащихся навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения, умение самостоятельно мыслить и высказывать свою точку зрения;

3.воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрация скворечника и скворца.

Работа со словами: жердь, вылупились, пища

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

* Прочесть наизусть одно из данных стихотворений ( В.Суслова или С.Есенина)

3.Изучение нового материала

*Чтение рассказа Г. Харлампьева «Покинутое гнездо», стр.147

*Словарная работа: гнездо, орех, покинутый

-Когда птицы покидают гнёзда?

-Что испытал Никита, когда кричал, что «эта птица не покинет своего гнезда»?

-Как автор показывает правоту учителя?

*Чтение рассказа Г. Скребицкого «Крылатые гости», стр.148

* Найдите в тексте синонимы к словам: жердь, вылупились, всегда, пища

-Как мальчик догадался, что загадка о скворце?

-Чем питаются скворцы?

-Какую пользу они приносят?

-Какие признаки весны описаны в рассказе?


4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказов

5. Домашнее задание: стр. 147-149, прочитать и пересказать

6. Подведение итогов занятий










6 класс Урок 21 Русская литература

Тема урока: И. Шкляревский «Живём в одуванчике»

Цели урока:

1. познакомить учащихся с экологическим этюдом;

2.развивать у учащихся речь, мышление и память;

3.воспитывать бережное отношение к природным ценностям.


Тип урока: изучение нового материала


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие


Работа со словами: экология, планета, мазут, сейф, бриллиант, минерал, стратосфера, озоносфера, шедевр, сигнализация, газета

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

стр. 147-149, прочитать и пересказать


3.Изучение нового материала

*Чтение экологического этюда И. Шкляревского «Живём в одуванчике», стр.150-152

*Словарная работа: экология, планета, мазут, сейф, бриллиант, минерал, стратосфера, озоносфера, шедевр, сигнализация, газета


4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения текста

*Анализ текста по вопросам:

-О чём этот рассказ?

-Какова основная мысль текста?

-Как автор передаёт эту мысль? При помощи каких х/в средств?

-Каким видится человек со стороны?

-Найдите 10 характеристик человека.

-Найдите 10 противоречий в поведении человека.

-Можно ли надеяться, что человек сможет сохранить природу?

5. Домашнее задание: стр. 150-152, прочитать и пересказать

6. Подведение итогов занятий








6 класс Урок 22 Русская литература

Тема урока: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цели урока:

1. познакомить учащихся со стихотворением Некрасова;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения;

3.воспитывать бережное отношение к «братьям нашим меньшим».


Тип урока: изучение нового материала


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Н. Некрасова, видео (мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы»)


Работа со словами: аршин, багор, бревно, горемыка, гуторить, зипун, кабы, копошиться, лопотать, озимь, плут, половодье, сажень, тягота

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Пересказать или выразительно прочитать экологический этюд

И. Шкляревского «Живём в одуванчике».


3.Изучение нового материала

* Рассказ учителя о Некрасове:

Некрасов учит нас беречь природу. Язык его произведений близок и понятен. Добрая ирония, простота образов и сюжета заставляет задуматься о таких простых вопросах, как забота о наших младших братьях.

Форма монолога, которую использовал поэт, вызывает у читателя доверие.

* Чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», стр.153

*Словарная работа: : аршин, багор, бревно, горемыка, гуторить, зипун, кабы, копошиться, лопотать, озимь, плут, половодье, сажень, тягота


4. Закрепление нового материала

*Просмотр мультфильма по одноимённому произведению Н. Некрасова.

*Сравните текст с мультфильмом. Есть ли разница?

* Отработка выразительного чтения стихотворения.

*Анализ текста по вопросам:

-Почему дедушке «жалко до слёз» зайцев?

-Как Мазай называет зайцев, какими словами? (найдите в тексте)

-Как это характеризует Мазая?

-Какова основная мысль стихотворения?


5. Домашнее задание: стр. 153-155, выразительно прочитать

6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 23 Русская литература

Тема урока: И.С. Тургенев «Перепёлка»

Цели урока:

1. познакомить учащихся содержанием и основной мыслью рассказа «Перепёлка»;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение высказывать своё мнение;

3.воспитывать бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет И.С. Тургенева, иллюстрация птиц перепелки куропатки

Работа со словами : перепёлка, куропатка, сочиться, хутор

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Выразительно прочитать стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

3.Изучение нового материала

* Рассказ учителя о И.С. Тургеневе:

Иван Сергеевич Тургенев писал, в основном, произведения о любви к природе. Его герои – чуткие, благородные люди. Красота природы, красота человеческих чувств – тема его рассказов, повестей и романов.

Тургенев подробно описывает чувства и переживания людей.

* Чтение рассказа «Перепёлка» (1 часть), стр.156-157

*Словарная работа: перепёлка, куропатка, сочиться, хутор

*Вопросы по содержанию 1 части:

-Как писатель описывает удовольствие, которое герой испытывал, отправляясь на охоту с отцом?

-Каким должен быть настоящий охотник, по мнению мальчика?

-Какие чувства испытывал герой во время охоты?

*Чтение 2 части рассказа, стр.157-159

*Вопросы по содержанию 2 части:

-Как куропатка пыталась обмануть Трезора?

-Что испытывал мальчик, глядя на раненую перепёлку?

-Почему мальчик считал происходящее несправедливостью? Почему отец считал хитростью поведение перепёлки?

-Как Тургенев показывает, что отец мальчика «страстный охотник»?

-Как изменилось отношение мальчика к охоте после истории с перепелом?

4. Закрепление нового материала

*Практическое задание:

-Составьте портрет мальчика, используя слова на стр.159

-Подберите к словам синонимы: неожиданно, посмотрел, подвиг, поступок, очень большой

* Отработка выразительного чтения рассказа.

5. Домашнее задание: стр. 156-159, прочитать и пересказать

6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 24 Русская литература

Тема урока: Л.Н. Толстой «Старая лошадь»

Цели урока:

1. познакомить учащихся с писателем Л.Н. Толстым и его рассказом «Старая лошадь»;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение высказывать своё мнение;

3.воспитывать бережное и уважительное отношение к пожилым людям.


Тип урока: изучение нового материала


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , альбом с материалом о Л.Толстом


Работа со словами : конюшня, кучер, облезший, сударь, хлыст, шибко


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Выразительно прочитать или пересказать рассказ И.С. Тургенева «Перепёлка»

3.Изучение нового материала

* Рассказ учителя о Л.Н. Толстом:

Лев Николаевич Толстой написал много поучительных рассказов для детей вашего возраста. Писатель придавал большое значение воспитанию доброты, сострадания, жалости к беззащитным, слабым, больным, старым людям. Любовь к животным была для русского писателя признаком доброты и душевного тепла.

* Чтение рассказа «Старая лошадь», стр. 160

*Словарная работа: конюшня, кучер, облезший, сударь, хлыст, шибко

*Вопросы по содержанию рассказа:

-Прочитайте выразительно описание старика Пимена.

-какое чувство в читателе хочет вызвать писатель?

-Что испытывают братья, катаясь на Воронке?

-Какое чувство вызывает у вас герой рассказа, когда он мучает Воронка?

-в чём проявляется мудрость дядьки?

-Над чем заставил задуматься дядька?

-Что переживает герой рассказа после слов дядьки?

-Чему учит рассказ?


4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

5. Домашнее задание: стр. 156-159, прочитать и пересказать


6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 25 Русская литература

Тема урока: Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Цели урока:

1. познакомить учащихся с рассказом Мамина – Сибиряка «Приёмыш»;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение выделять из прочитанного главное и важное;

3.воспитывать бережное и уважительное отношение к природе и животному миру.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Д. Мамина - Сибиряка

Работа со словами : жить бобылём, отнять кусок, приёмыш, грезиться, затосковать

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Выразительно прочитать или пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Старая лошадь»

3.Изучение нового материала

* Рассказ учителя о Д. Мамине - Сибиряке:

Рассказ «Приёмыш» написан автором уже знакомой вам «Серой Шейки». Теперь перед вами не литературная сказка, а рассказ, в основе которого лежат произошедшие события.

Как и многие русские писатели, Мамин-Сибиряк считал, что человек, любящий природу, бережно к ней относящийся, не способен на зло, не способен причинить страдания другим. Когда такой человек теряет животных или птиц, ставших ему друзьями, он переживает это, как беду.

* Чтение рассказа «Приёмыш», стр. 163

*Словарная работа: жить бобылём, отнять кусок, приёмыш, грезиться, затосковать

*Вопросы по содержанию рассказа:

-Как в выражении «жить бобылём» проявляется отношение автора?

-С каким чувством Тарас произносит слово «гуляка»?

-Как еще можно произнести это слово? Можно ли произнести с интонацией злости, осуждения? Попробуйте.

-Почему смешно со стороны смотреть на Собольку и Приёмыша?

-Почему писатель сравнивает Тараса с ребёнком?

-Каким предстает Тарас в 1 части рассказа? За что его любил автор?

-Каким мы видим Тараса во 2 части рассказа?

-Как автор описывает тоску Приёмыша?

-Как писатель описывает прощание Приёмыша с Тарасом?

4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

*Выполнение обобщающих заданий на стр.166,168

5. Домашнее задание: стр. 163-168, прочитать и пересказать

6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 26 Русская литература

Тема урока: А. Алексин «Актриса»

1. познакомить учащихся с А. Алексиным и его рассказом «Актриса»;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;

3.воспитывать бережное и уважительное отношение к людям, которые нас окружают, относиться с пониманием к старости и одиночеству других людей.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет А. Алексина

Работа со словами : бессонница, искренне, поспешно, торжество,траурный

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Выразительно прочитать или пересказать рассказ Мамина-Сибиряка «Приемыш»

3.Изучение нового материала

* Рассказ учителя о Анатолие Алексине:

Анатолий Алексин – детский писатель. Герои его произведений – образованные люди, люди глубоких чувств. Самой большой ценностью для них является совесть и способность делать добро

* Чтение рассказа «Актриса», стр. 169

*Словарная работа: бессонница, искренне, поспешно, торжество, траурный

*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:

-Кого ждал у служебного входа герой рассказа?

-Почему герой называет старую актрису волшебной актрисой?

-Как актриса смогла продлить жизнь бабушки героя? Докажите словами из текста.

-Почему герой называет актрису волшебной?

-Почему герой называет характер бабушки удивительным?

-Почему герой решил пригласить в театр бабушку?

-Какое качество характера он проявил при этом?

-Как описывает Алексин детскую влюблённость героя? Найдите это место в тексте?

Что было общего в спектакле и жизни бабушки?

-Почему спустя годы герой пришел на этот спектакль?

-Почему актриса молчит и крепко держит героя за руку? Что она испытывает?

-Чему учит рассказ?

4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

5. Домашнее задание: стр. 169-174, прочитать и пересказать

6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 27 Русская литература

Тема урока: Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»

1. познакомить учащихся с идейным содержанием стихотворения Некрасова;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;

3.воспитывать у учащихся трудолюбие.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Н. Некрасова, иллюстрации к стихотворению

Работа со словами : в полушубке овчинном, в студёную пору, миновал, парнище, с ноготок, шествуя важно, уж больно ты грозен

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Выразительно прочитать или пересказать рассказ А. Алексина «Актриса»

3.Изучение нового материала

* Рассказ учителя о Н. Некрасове:

Николай Некрасов пишет о детях. Его маленькие герои из крестьян вынуждены рано познать недетские проблемы. От этого они чувствуют себя почти взрослыми, подражают им.

* Чтение стихотворения «Мужичок с ноготок», стр. 176

*Словарная работа: в полушубке овчинном, в студёную пору, миновал, парнище, с ноготок, шествуя важно, уж больно ты грозен

*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:

-Как автор подчёркивает важный вид ребёнка?

-Какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «мужичок», «ноготок»?

-Какие чувства испытывает поэт при виде рёбёнка?

-Случайно ли автор упоминает о «студёной поре», «сильном морозе»?

-Как ребёнок подражает взрослым? Найдите в тексте эти слова.

-Какими словами автор подчёркивает особенности народной речи?

-Какова идея произведения?

4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

5. Домашнее задание: стр. 176, выразительно прочитать или выучить наизусть

6. Подведение итогов занятий








6 класс Урок 28 Русская литература

Тема урока: М. Салтыков – Щедрин «На барском дворе»

1. познакомить учащихся с идейным содержанием рассказа Салтыкова – Щедрина;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;

3.воспитывать у учащихся отрицательное отношение к жестокости и несправедливости.

Тип урока: комбинированный

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет М. Салтыкова - Щедрина

Работа со словами : барин, помещица, забранит, крепостной, оботри, племянник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Выразительно прочитать или рассказать наизусть «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова

3.Повторение изученного материала

Игра «Кто помнит?» (учитель зачитывает из учебника отрывки изученных ранее произведений, а учащиеся должны вспомнить название произведения и автора прочитанных строчек. Выигрывает ученик, ответивший больше всех на вопросы учителя)

4.Изучение нового материала

* Рассказ учителя Салтыкове - Щедрине:

Салтыков – Щедрин – русский писатель, посвятивший свои произведения темам жестокости, насилия над крестьянами. Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом, он всю жизнь осуждал издевательства богатых над бедными.

В своих знаменитых сказках и повестях он высмеивал глупость и трусость, хвастовство и лень, жадность и лицемерие.

* Чтение текста «На барском дворе», стр. 178

*Словарная работа: барин, помещица, забранит, крепостной, оботри, племянник.

*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:

-Почему писатель называет помещицу «злой»? Докажите это словами из текста.

-Прочитайте сцену страданий девочки. Почему писатель подробно описывает мучения девочки?

-Что испытывает Никанор, видя привязанную девочку?

-Почему девочка отказывается от помощи Никанора?

-Прочитайте ответ помещицы. Какой она показана в этой сцене?

-Как заканчивается рассказ?

-Какова идея произведения?

5. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

6. Домашнее задание: стр. 179-182, самостоятельно прочитать и пересказать рассказ Г. Сенкевича «Янко- музыкант»

7. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 29 Русская литература

Тема урока: В. Драгунский «Девочка на шаре»

1. познакомить учащихся с содержанием рассказа;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, умение высказать свое мнение;

3.воспитывать у учащихся чувство прекрасного чудесного.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие

Работа со словами : неразборчивый, потеха, суматоха


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Пересказ рассказа Г. Сенкевича «Янко-музыкант»


3.Изучение нового материала

* Рассказ учителя В. Драгунском:

Виктор Драгунский – детский писатель, автор знаменитой книги, любимой многими детьми вашего возраста, о приключениях Дениса Кораблёва и его друга Миши Слонова. Драгунский пишет смешные истории, но в этих историях, серьёзных и запоминающихся, есть грустная нота. Дети узнают законы мира взрослых. Иногда это трудные уроки.

* Чтение рассказа «Девочка на шаре», стр. 184

*Словарная работа: неразборчивый, потеха, суматоха

*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:

- Как описание цирка передаёт ощущение праздника?

-Какой момент в представлении оказался самым смешным для друзей?

-Почему девочка на шаре произвела такое глубокое впечатление на Дениса?

-Опишите состояние героя во время представления.

-Попробуйте описать состояние Дениса в ожидании следующего воскресения.

-Какие чувства испытал герой, узнав об отъезде девочки?

-Почему у папы Дениса было «очень серьёзное и грустное лицо»? Что он испытал?


4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.


5. Домашнее задание: стр. 184-191, прочитать и пересказать


6. Подведение итогов занятий





6 класс Урок 30 Русская литература

Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово»

1. познакомить учащихся с содержанием рассказа;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, умение высказать свое мнение;

3.воспитывать у учащихся желание быть вежливым.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет В. Осеевой, иллюстрации к рассказу «Волшебное слово»

Работа со словами : буркнуть, покоситься, пустяки, поддать, пробормотать, морщинистое, досада, противень, смущенно, стряпать, взъерошить, потрепать, усмехнуться.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Пересказ рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»

3.Изучение нового материала

* Беседа:

-Как вы понимаете выражение «волшебные слова»?

-В прямом или переносном выражении оно употреблено?

-Какие «волшебные» слова вы знаете?

-Как вы думаете, почему же они волшебные?

Прочтите небольшое стихотворение на стр.192

Прочтите текст «Почему у гостей Серёжи испортилось настроение?»

-Как принято принимать подарки, даже если они вам не нравятся? Почему?

Давайте посмеёмся, прочитав шуточное стихотворение Г. Остера «Вредные советы», стр.192

-Будете ли вы пользоваться этими советами? Почему?

* Чтение рассказа «Волшебное слово», стр. 196

*Словарная работа: буркнуть, покоситься, пустяки, поддать, пробормотать, морщинистое, досада, противень, смущенно, стряпать, взъерошить, потрепать, усмехнуться.

*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:

-О каком состоянии мальчика говорит его «красное, сердитое лицо»?

-Как разговаривает Павлик со стариком? Вежливо?

-Как разговаривает старик с Павликом?

-Какой совет дал старик Павлику?

-Как вы думаете, какое волшебное слово имел в виду старик?

-Помогло ли волшебное слово Павлику? В каких ситуациях?

-Почему Павлик стал искать старика?

-Чему учит рассказ?

4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

5. Домашнее задание: стр. 196-199, прочитать и пересказать


6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 31 Русская литература

Тема урока: Я. Тайц «Две ученицы и тридцать учителей»

1. познакомить учащихся с содержанием рассказа;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, воображение и фантазию;

3.воспитывать у учащихся чувство интернационализма.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие

Работа со словами : с глазками-угольками, с метлой, успех


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Пересказ рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»


3.Изучение нового материала

* Слово учителя:

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Я. Тайца «Две ученицы и тридцать учителей». Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?

Учащиеся заполняют первую графу таблицы предсказания


Таблица предсказания

Что будет?

Что было?









*Прослушать несколько вариантов предсказания.

* Чтение рассказа Я. Тайца «Две ученицы и тридцать учителей», стр. 210

*Словарная работа: с глазками-угольками, с метлой, успех

*Заполнение второй графы таблицы после прочтения рассказа.

*Составление сравнительной диаграммы Венна

Рассказ автора

Мой рассказ




*Вопросы по содержанию и анализу рассказа, стр.211

4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

5. Домашнее задание: стр. 210-211, прочитать и пересказать


6. Подведение итогов занятий

6 класс Урок 32 Русская литература

Тема урока: Л. Пантелеев «Буква «ты»

1. познакомить учащихся с содержанием рассказа;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, умение высказать свое мнение;

3.воспитывать у учащихся чувство юмора.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие

Работа со словами : голубушка, сударыня, посмотреть искоса, попасться на удочку, одолеть всю азбуку, скажите на милость, пролепетала, пошло-поехало, уткнулась носом в страницу


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Две ученицы и тридцать учителей».

3.Изучение нового материала

* Беседа:

-Не показалось ли вам странным название рассказа? Почему?

-Сколько букв в русском языке?

-По какому учебнику малыши изучают буквы?

-А знаете ли вы, откуда произошло слово азбука?


* Чтение рассказа «Буква «ты », стр. 213

*Словарная работа: голубушка, сударыня, посмотреть искоса, попасться на удочку, одолеть всю азбуку, скажите на милость, пролепетала, пошло-поехало, уткнулась носом в страницу

*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:

-Почему этот рассказ вызывает у вас улыбку?

-Можно ли назвать его юмористическим?

-Прочтите отрывок, который, на ваш взгляд, самый смешной.

-Дайте характеристику Иринушке? Какая она?

-Почему автор не называет девочку Ира или Ирина, а Иринушка?

-Как вы думаете, чему может научить рассказ?


4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

*Чтение по ролям

5. Домашнее задание: стр. 213-216, прочитать и пересказать


6. Подведение итогов занятий





6 класс Урок 33 Русская литература

Тема урока: В. Голышкин «Вратарь»

1. познакомить учащихся с содержанием рассказа;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, умение высказать свое мнение;

3.воспитывать у учащихся интерес к спорту, желание быть сильным и здоровым


Тип урока: изучение нового материала


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие

Работа со словами : передразнивать, уступал в росте, чудо случилось


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

* стр. 213-216, прочитать и пересказать

* чтение по ролям рассказа Л. Пантнлеева «Буква «ты»

3.Изучение нового материала

* Беседа:

-Любите ли вы заниматься спортом? Почему?

-Что дает спорт человеку?

-Какой вид спорта вам интересен больше всего? Почему?


* Чтение рассказа «Вратарь », стр. 220


*Словарная работа: передразнивать, уступал в росте, чудо случилось


*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:

-Что мы знаем о Вове – маленьком?

-Какие изменения произошли с Вовкой, когда он влюбился в футбол?

-Как автор описывает счастливое состояние Вовки?

-Почему Вовку – маленького прозвали вратарём?


4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

*Чтение по ролям


5. Домашнее задание: стр. 220-221, прочитать и пересказать


6. Подведение итогов занятий



6 класс Урок 34 Русская литература

Тема урока: Мой Казахстан

1. познакомить учащихся с небольшими текстами о Казахстане;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, умение высказать свое мнение;

3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну


Тип урока: изучение нового материала


Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие


Работа со словами : заселяют, многочисленный, относится, складывалось, берёг от дурного глаза, надменный, мольба, предание, преображался


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Пересказ рассказа В. Голышкини «Вратарь».

3.Изучение нового материала

* Составление ассоциативного кластера на тему: «Мой Казахстан»



Мой Казахстан






*Просмотр видео фильма о Казахстане (см электонный учебник)

-Какие чувства вы испытывали при просмотре фильма?

* Чтение небольших текстов о Казахстане, стр.230-236

*Словарная работа: заселяют, многочисленный, относится, складывалось, берёг от дурного глаза, надменный, мольба, предание, преображался

*Вопросы по содержанию и анализу рассказа:

(после каждого прочтения текста)


4. Закрепление нового материала

* Отработка выразительного чтения рассказа.

5. Домашнее задание: стр. 230-236, прочитать


6. Подведение итогов занятий






И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей» Цели урока: 1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере басни «Стрекоза и Муравей»; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать самостоятельность и инициативу, уважение к труду Тип урока: изучение нового материала Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, аудиозапись басни, тетради, маркеры, схемы, листочки и конверты для голосования, портреты Крылова и Лафонтена, иллюстрации к басне Работа со словами: нужда, удручить, вешний, мурава Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Побуждение к действию Слово учителя: ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным баснописцем и.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями как инолсказание, аллегория и мороаль басни. И.А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы, джрузья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват» и многие другие -Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним. Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей. Аллегория – когда под животными подразумеваются люди. Мораль - поучение Работа по стратегии «Ключевые слова» (Учащиеся составляют свой небольшой рассказ, используя данные ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима ) * Прослушивание 3-4 рассказов учащихся 3. Осмысление изученного материала *Словарная работа: нужда, удручить, вешний, мурава*Прослушивание басни (аудиозапись) *Составление диаграммы Венна (сравнивание своего рассказа с басней Крылова: что общего и разного) *Игра «На месте другого» (два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные задают им вопросы) *Анализ басни: -Какими словами Крылов показывает, что жизнь для Стрекозы – это лето, вечный праздник? -Почему просьба Стрекозы для Муравья кажется странной? Кто в нашей жизни Стрекоза, а кто Муравей? -Докажите, что это басня, пользуясь записями в тетради. -Найдите здесь иносказание, аллегорю и мораль. 4.Обратная связь (Рефлексия) *Стратегия «Круглый сто Рауд Робин»(учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свое мнение на утверждение, джанное учителем: «Муравей поступил правильно, отказав в помощи Стрекозе» и голосуют «ДА», «НЕТ» - это надписи в конвертах для голосов) *Подсчёт голосов, выводы 5.Домашнее задание: выучить басню крылова наизусть, стр117 + теоретический материал из тетради 6.Подведение итогов занятия.

Автор Тургамбаева Баян Тлеугазовна
Дата добавления 08.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 572
Номер материала MA-064611
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓