Главная / Русский язык и литература / И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ

И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ

И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ

Пожалуй, сегодня сохранять Русскую речь нам, словесникам России, становится все сложнее и сложнее. Ведь приходится не только сохранять, но и охранять. Причем охранять чаще от самих русских, от разнузданного искажения и в высших, и в низших сферах общества, охранять от неоправданного использования иноязычной лексики, от косноязычия вследствие малого словесного запаса.

Иронией горькой звучат сегодня бунинские слова:

«И НЕТ У НАС ИНОГО ДОСТОЯНЬЯ!»

Действительно, «иного достоянья» у учителей-то точно нет, но это не главное, главное, что у России скоро такого достоянья, как чистая, правильная речь - возможно, не будет. И эту возможность хочется исключить.

Коммуникативное направление в изучении школьного курса словесности, конечно, не случайно и объяснимо. И для достижения нужного эффекта от работы в этом направлении необходимо, чтобы процесс речетворчества для детей стал удовольствием. Слова «ура! сочинение», несомненно, вызывают позитивную мотивацию для участия в таком действе. А вызвать ее просто – творческие работы ниже, чем отметкой «4», не оценивать, ведь это проба пера, особенно в 5 классе. Но, чтобы и самим получать наслаждение от подобной пробы и ставить отметку максимально заслуженно, к этому событию нужно детей, естественно, готовить.

Малыши удивительно чутки к слову и безоглядно уверены в себе, в том, что смогут выполнить что угодно. И этим надо пользоваться. Расширять лексикон, развивать логическое мышление можно попутно, мимоходом, невзначай:

  • написали дату. А почему «сентябрь», кто придумал, зачем, а славяне как этот месяц называли? – и готова История!

  • встретилось незнакомое слово. Какие ассоциации вызывает, что мы назвали бы так, почему? Составим предложение. А на самом деле оно означает совсем не то, подставим это значение в наше предложение – смешно! Но – мы гениальны, если угадали!

  • читаем «Васюткино озеро» Астафьева. Почему листочки похожи на свеклу; а если бы мы были голодны, с чем сравнили бы; а если сыты, то с чем? Закапали слезки у самых нежных – жалко мальчика – родилось сочувствие, а вместе с ним обостренное внимание к Слову в тексте.

  • рифму трудно уловить? Попробуем буриме, сначала коллективно, а потом уже и врозь; пусть это еще не Поэзия, но шаг к ней уже сделан.

  • трудно начать? Прими, как подарок, первую букву и первое слово – и акростих станет твоей победой над постоянно ускользающими ритмом и рифмой. И, может, родится ЧУДО:

Человеку человек улыбнулся –

Утром к солнышку цветок потянулся…

Донеси свое тепло на ладошке,

Одари собою всех, хоть по крошке!

  • мир вокруг нас непостижимо увлекателен, а о скольких сторонах его мы даже не подозреваем, например, о чем думают шнурки на ботинках у Вани?, а снежинки за окном?, а хвост у нашей кошки?, а…

Рождаются монологи-стилизации, ребенок учится учитывать состояние аудитории, к которой обращается со Словом, учится вбирать в себя Мир, учится Жить. И тогда много позже, когда он подрастет, на вопрос «Что больше всего поразило вас в романе?», сможет родиться такой ответ-экспромт:

«Любовь лишь долг»,- сказала Ольга.

Обломов ей: «Лишь долг… и только?

Любовь – душа, полет, порывы…

Во мне была прекрасной Дивой

Ты, но ране…

Теперь же ты подобно ране

Томишь и ноешь, словно ложь…

А может, ты все лжешь… Не лжешь…



Судьба такая – не минуешь.

Но соглашусь, ты все волнуешь

Мне сердце…Я думал – жизнь грядет иная,

Но, нет, лежать мне, прозябая,

В халате, тапочках, пыли,

А ты сиренью…ты цвети!»

И теперь уже никакой критик не докажет Кате – автору этого экспромта, что Обломов плох, а Ольга – хороша. Слово писателя запало в душу, они оказались созвучны в понимании любви: Гончаров – Обломов – Девочка из XXI века.

Нам часто хочется собраться вместе, ведь подрастаем мы, растут наши речетворческие способности. И Литературный салон постепенно превращается из Салона Пушкина или Лермонтова в Салон Кати или Володи, когда при мерцающем свете свечи трепещет уже Великое Слово рождающегося Поэта:

Глубоко уснув, затаив печаль,

Видишь сладкий сон: в алом свете даль,

Посредине луг, а над ним туман,

Лошадь на лугу – камня белый стан.

На ее спине капельки росы,

И к земле бегут слезы бирюзы.

На краю земли, затаив рассвет,

Тает солнца блик, сея алый цвет.

Горы в вышине, небо разорвав,

Отражаясь в снах, дремлют на лугах;

И хрусталь реки, чуть разбив песок,

Спящему несет легкий холодок.

Солнце поднялось, подожгло росу,

Обагрив лучом медную гору.

И, вглядевшись вдаль, видишь водопад,

Что бросает вниз звонких капель град.

Каждый луч зари–солнечный кинжал,

На куски туман белый раскромсал,

В небе птицы крик – стаи журавлей…

И проснулся лес, сбросив сон с ветвей

Вдалеке туман догорал в заре,

По немым полям в спящей тишине

Уходил табун белых лошадей

В поисках лугов и лесных морей…

Чтобы создать свой текст, надо научиться познавать секреты речетворчества признанных мастеров. Открываем «Музей литературных героев», а вот что поместить, какие предметы и реликвии, решают Хранитель, Экскурсовод, Реставратор, Текстолог – исследователи и интерпретаторы, предлагающие свой вариант прочтения книги классу; они почти соавторы, потому что экскурсия должна проходить на языке Героя или Автора.

О! Музей – великая сила, столько времени на него потрачено, что хочется подарить себя, свою Речь, создаваемую по крупицам, потом и кровью, подарить максимально большему количеству людей – и идем «в люди» - в другие классы, в другие параллели.

Более тщательное, скрупулезное копание, можно даже сказать, перелопачивание и просеивание текста начинается в старших классах, когда мы всерьез увлекаемся научной реферативной и исследовательской работой: от этимологических изысканий до литературоведческих открытий. Слабым утешением звучит девиз НОУ «Дорогу осилит идущий», когда произведение не только изучено - уже заучено, а учитель предлагает вновь обратиться к тексту и подумать над тем-то и тем-то. О, Боже! Но… Не подозревают даже мои ученики, что мне самой еще не совсем все ясно, что учительница сама сидит часами над страницами книги, пытаясь разгадать, уловить мысль автора, включить ее в литературный и исторический контекст, найти ей место и объяснение, понять, почему именно это слово легло в эту строку и никакое другое здесь просто немыслимо. Предлагаю тему для реферата «Откровение Б.Пастернака», потому что навязчиво звучит после прочтения «Доктора Живаго» : откровение, откровение… И каково же было мое изумление, когда оно, это Откровение, было найдено, понято… Не дети – Мыслители. Одна только разгадка имени героя романа «Кысь» дорогого стоит, думаю, Т.Толстая и не подозревает, насколько многозначно и символично оно!

Нельзя научить думать ребенка, если остановился в развитии сам учитель, поэтому, наверное, не один преподаватель ночами уговаривает себя примерно вот так: «Ну, Наташенька, ты же можешь, ты же умница, ну, черкни статейку, ведь есть, чем поделиться… О, Господи, как хочется спать…Ну и что, что Лена заняла 2 место на Областной олимпиаде; ну и что, что Дима стал лауреатом Областного поэтического конкурса «Серебряное перышко»; ну и что, что в районе дети лучшие литературоведы НОУ; ну и что, что приглашают принять участие в научно-практической конференции преподавателей при ЧГПУ, что есть статьи в методических сборниках и журнале «Русская словесность», где, кстати, за 2003 год статья «ВСЕГО И НАДО, ЧТО ВЧИТАТЬСЯ…» К проблеме адаптации технологии «Новое образование» для классно-урочной формы обучения» признана одной из лучших, ну и что… Господи, как хочется просто жить!»

А утром опять встаешь, улыбаешься и - к новым открытиям, к новым ученикам, любимым, желанным и, конечно, самым умным на всей Планете! Вот он – новый виток в овладении Словом XIX века – уже в который раз читаю «Грозу» и «Войну и мир», но каждый раз по-новому, ведь дети-то другие. Их, сегодняшних учеников, отделяют от первых моих почти 15 лет жизни, а если по современным меркам – то это целая эпоха. И преподавать нужно, конечно, по-другому, и слова в контекст урока вписываются тоже другие: если раньше детям приходилось объяснять, что значит «Блудница», то сегодня – «Любовь». За объемом произведений в старших классах и раньше часто терялось художественное слово, но оставался хотя бы «понятым» - заученным идейный смысл: жизнь должна быть доброй. Сегодня порой теряется и то, и другое: условия существования, особенно бедной прослойки сельских учеников, убеждают в том, что жизнь – это одно, а книжка – это другое. Опаленные безверием, не верят ни в жизнь, ни в книжку просто потому, что нет у них возможности ни взять эту книгу в нищей школьной библиотеке, ни купить в магазине. И взамен могу предложить только вязь словесную, столь же прекрасную, несбыточно далекую, как мечта о счастье на Земле. Вот и примериваем на себя Слово писателя, пробуем проехать в карете Обломова, увиденной глазами, например, А.М.Пшенициной; творим свои сцепления и сопряжения слов – вслушиваемся во внутренний монолог бессловесной в сцене смерти Базарова Анны Сергеевны… Давно уже хочется нам с ребятами создать такой учебник литературы, чтобы он не был адовой мукой, чтобы не вздрагивать от ужаса при словах «Война и мир», чтобы урок литературы ожидался с нетерпением, а слова «ура! сочинение» стали естественными, ведь тогда бунинский призыв

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь

не канет в Лету, а воспримется и осознается просто потому, что мы - русские, и потому, что

НЕТ У НАС ИНОГО ДОСТОЯНЬЯ!


И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ
  • Русский язык и литература
Описание:

Коммуникативное направление в изучении школьного курса словесности, конечно, не случайно и объяснимо. И  для достижения нужного эффекта от работы в этом направлении необходимо, чтобы процесс речетворчества для детей стал удовольствием. Слова «ура! сочинение», несомненно, вызывают позитивную мотивацию для участия в таком  действе. А вызвать ее просто – творческие работы ниже, чем отметкой «4», не оценивать, ведь это проба пера, особенно в 5 классе. Но, чтобы и самим получать наслаждение от подобной пробы и ставить отметку максимально заслуженно, к этому событию нужно детей, естественно, готовить.

Автор Волченко Наталья Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 308
Номер материала 23672
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓