Главная / Начальные классы / "И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

"И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

Урок литературного чтения в 4-м «Б» классе по теме "И.А. Крылов

"Стрекоза и Муравей"

Цель: продолжить знакомство с художественным жанром-басней;

Задачи:

1 .Образовательная:

. добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей; обобщить знания детей о творчестве И.А. Крылова на основе прочитанных басен.

2. Развивающая:

. развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, . умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.

3. Воспитательная:

воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать

воспитательные возможности текста.

Оборудование:

портрет писателя И.А.Крылова, карточки на интерактивной доске с заданиями к басне, иллюстрация Стрекозы и Муравья, учебник "Литература» В.К. Павленко, Т. К. Абенова, Г. А. Фрумкина, Г. 3. Шашкина, выставка книг И.А. Крылова.

План урока.

1. Речевая разминка.

а) опорная скороговорка.

б) вводная беседа.

в) словарик настроений.

г) психологический настрой.

2. Проверка домашнего задания.

а) чтение наизусть басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

б) беседа по содержанию

3. Сообщение темы.

а) групповая работа.

б) главный вопрос урока.

4. Словарная работа.

5. Инсценировка басни

а) вопросы.

б) вывод: учитель -дети.

в) выборочное чтение.

6. Индивидуальное чтение басни "цепочкой"

7. Чтение басни учителем.

8. Физ. минутка.

9. Характеристика героев.

10. Фотоглаз

11. Пересказ басни.

12. Выборочное чтение диалога Стрекозы и Муравья.

13. Сопоставление героев.

14. Психологический портрет

15. Главный вопрос урока.


16. Обобщение пройденного.

17. Оценки.

18. Итог урока.

19. Домашнее задание.

Ход урока

1.Речевая разминка.

а) Опорная скороговорка Л.Н.Толстого.

Учитель: Ученик:

Кто хочет разговаривать? Мы будем разговаривать!

Тот должен выговаривать. И будем выговаривать!

Всё правильно и внятно. Так правильно и внятно.

Чтоб всем было понятно. Чтоб всем было понятно!

б) вводная беседа.

Диалог - "говорящий - слушающий" "слушающий - говорящий".

-Поговорим? (поговорим)

-О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Что - то знаешь ты, а что - то мне известно.)

-Поговорим? (поговорим).

-Нам будет интересно? (нам будет интересно)

в) словарик настроений (таблица на интерактивной доске).

-Как ваше настроение? (Приподнятое, бодрое, сонное, непонятное и т.).

Словарик настроений.

мечтательное

грустное

уютное

печальное

задумчивое

радостное

таинственное

светлое

приподнятое

неуютное

спокойное

беспокойное

тихое

капризное

торжественное

привередливое

тревожное

хвастливое

сердитое

насмешливое

обиженное

сонное

восторженное

ленивое

тоскливое

равнодушное



праздничное

хмурое

весёлое

мрачное

шутливое

угрюмое

прекрасное

непонятное

сказочное

противоречивое

доброе

приподнятое

Настроение, как "хамелеон", бывает изменчивое. Раньше других возникла внутренняя речь (голос), т.е. человек переживал, думал не вслух, а про себя. Внутренний голос души, сердца нужно будить. Прислушаемся к своему внутреннему голосу. О чём он должен напомнить?

г) психологический настрой (дети стоят, шёпотом проговаривают:)

Мой язык - моё лицо.

Знаю: мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь

Я должен знать: что, где, кому и как сказать.

2. Проверка домашнего задания.

а) чтение наизусть басни «Лебедь, Щука и Рак». ( картинка на интерактивной доске)

б) беседа по содержанию.

Что такое басня?

Что такое мораль басни?

Как вы понимаете слово поклажа?

Почему же воз оказался и «ныне там»?

В чём главный смысл басни?

2.Сообщение темы.

(на доске портрет писателя И.А. Крылова, выставка книг).

Продолжим знакомство и работу с баснями И.А. Крылова. Будем читать одну из лучших басен под девизом:

"Равнодушным вход запрещён", (запись на доске).

а) групповая работа.

1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:

-Что такое басня? Какие басни написал И.Крылов? Что знаете о Крылове7

Какие басни прочитали?

б) главный вопрос на уроке:

-Над чем смеётся И.А. Крылов в своей басне?

(на этот вопрос вы ответите в конце урока).

3.Словарная работа.

Итак, прежде чем познакомимся с басней " Стрекоза и Муравей",(картинка на интерактивной доске) нужно рассмотреть незнакомые, трудные слова. Кто знает, что обозначает каждое слово? Зачитаем их с ударением. (на доске)

«катит» - идёт, наступает

«помертвело» - признак смерти


«боле» - больше

«нужда» - потребность в чём-то (нет жилья, еды)

«удручена» - тяжёлое, подавленное состояние

«кум» - тот, кто совершенно свободен и доволен, ни от кого не зависит

«вешних» - весенних

«муравах» - молодая трава

«резвость» - играть и веселиться, находясь, всё время в движении

«всякий» - каждый

«вскружило» - сильно увлечь, лишив способности здраво рассуждать.

«без души» - без воодушевления (без увлечения)

4.Инценировка басни И.Крылова "Стрекоза и Муравей" (под звуки музыкального сопровождения, создающего определённую тональность, дети рассказывают басню, в костюмах и масках).

Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде насекомых. Сделать это надо не кистью, а с помощью языка, жестов.

- А как вести себя в театре вы знаете? (правила поведения).

После представления положены аплодисменты всем артистам. Кто же вам больше всего понравится из артистов?

Представление артистов: 1 .Стрекоза-Виктория Сухарева.2.Автор - Никита Ситников. З.Муравей - Пётр Дикусаров.

Итак: тишина

Инсценировка басни учащимися, заранее подготовленная дома, а) Вопросы: "Делитесь мыслями".

-Изменилось ли ваше настроение после прослушанной басни? -В какую сторону?

- Понравилась ли басня? Чем именно? Что запомнилось?

-Все ли герои понравились?

б) выводы: Слушая и читая басню, мы можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. В басне есть вывод (в начале или в конце), где дана главная мысль басни.

в) Выборочное чтение. Нахождение в тексте выводов. -Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (в конце, зачитайте)

-Как вы его понимаете? («Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»).

5. Индивидуальное чтение учащихся по "цепочке".

6. Чтение басни учителем.

-Кто герои этой басни?

-Жалко вам стрекозу? Или нет? Почему?

7. Физ. минутка. "Вы устали?"

Учитель: «Вы устали?»

Дети: «Что вы, что вы».

Учитель: «Нет устали!»

Дети: «Нет, нет, нет. Мы работали отлично и вели себя прилично!»

8. Характеристика героев, (картинка стрекозы и муравья, а также карточки, на интерактивной доске).

-Кто из вас видел стрекозу? Опишите её внешний вид.

-Поёт ли стрекоза?


-Как изменилось настроение Стрекозы с уходом тёплых дней?


-Кто наблюдал за муравьем? Опишите его внешний вид.

-Почему же Муравей остался равнодушным к судьбе Стрекозы?


-Чем занимался летом Муравей? Что делал?

На общих основаниях стрекоза и муравей находятся в лесу ...

-Какими предстали Стрекоза и Муравей в басне? Опишите их характер и поступки.

(вывешиваются картинки стрекозы и муравья на доске):

Стрекоза: Муравей:

-глупая трудолюбивый

-самолюбивая ласковый

-весёлая вежливый

-беззаботная умный

-легкомысленная справедливый

равнодушный -ленивая к J

(дети прикрепляют карточки со словами).

-Кем вы довольны?

-Только ли насекомые, звери и животные могут так себя вести? А люди?

Не задумывались ли вы, читая басню, есть ли у вас отрицательные качества? (если есть, то надо их исправлять)

-Составьте одно предложение о Стрекозе, используя её характеристику.

-Кому больше всего сочувствует автор?

9. Фотоглаз.

Муравей

Стрекоза

Песни

Щука

Пляски

1 .Запомните как можно больше слов из этой таблицы.

2.Какие слова лишние? Почему? (Щука не упоминается в данной басне)

3. Из какого произведения эта героиня?

(«Лебедь, Щука и Рак")

10.Пересказ басни (2 человека).

(на интерактивной доске опора)

Что произошло?

1. Сначала...

2. Потом..

3. Затем..

4. И, наконец..

11. Выборочное чтение диалога Стрекозы и Муравья.

- Что можно сказать о Стрекозе? (не петь и танцевать, а трудиться как Муравей, тогда была бы с жильём и едой)

- Что можно сказать о Муравье? (ему не страшен зной и холод, у него тёплый дом и запасы еды)

- Чему учит басня? (всему своё время)


-Найдите строчки, в которых заключается мораль басни. Кто произносит эти строки?


12.Сопоставление.

-Что в басне сказочное, а что настоящее?

Настоящее: стрекоза и муравей.


Сказочное: герои говорят, поют, танцуют.

13. Психологический портрет (на доске лица с мимикой, рисунок 1).

Рисунок 1 - Психологический портрет.

Скажи фразу: "Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты лето?»"- зло, ласково....

-Кто произнёс лучше? (думающие судьи - дети)

14. Главный вопрос на уроке:

- Над чем же смеётся автор? (над весельем стрекозы)

15. Работа по иллюстрации к басне

-Удалось ли художнику передать характеры героев басни?

-Какие недостатки людей высмеивает Крылов?

Чему учит читателя?

16. Оценивание.

17. Итог урока.

-Понравилось, как эмоционально рассказывали басню ребята...

-Хорошо мыслили....

- Выразительно читали....

18. Домашнее задание: выучить наизусть басню и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.


"И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"
  • Начальные классы
Описание:

Урок литературного чтения в 4-м «Б» классе по теме "И.А. Крылов

"Стрекоза и Муравей"

Цель: продолжить знакомство с художественным жанром-басней;

Задачи:

1 .Образовательная:

.   добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей; обобщить знания детей о творчестве И.А. Крылова на основе прочитанных басен.

2. Развивающая:

.   развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, .   умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.

3.  Воспитательная:

•    воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать

•    воспитательные возможности текста.

Оборудование:

портрет писателя И.А.Крылова, карточки на интерактивной доске с заданиями к басне, иллюстрация Стрекозы и Муравья, учебник "Литература» В.К. Павленко, Т. К. Абенова, Г. А. Фрумкина, Г. 3. Шашкина, выставка книг И.А. Крылова.

План урока.

1.  Речевая разминка.

а) опорная скороговорка.

б) вводная беседа.

в) словарик настроений.

г) психологический настрой.

2.  Проверка домашнего задания.

а) чтение наизусть басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

б) беседа по содержанию

3.  Сообщение темы.

а) групповая работа.

б) главный вопрос урока.

4.  Словарная работа.

5.  Инсценировка басни

а) вопросы.

б) вывод: учитель -дети.

в) выборочное чтение.

6.  Индивидуальное чтение басни "цепочкой"

7.  Чтение басни учителем.

8.  Физ. минутка.

9.  Характеристика героев.

10.         Фотоглаз

11.         Пересказ басни.

12.         Выборочное чтение диалога Стрекозы и Муравья.

13.         Сопоставление героев.

14.         Психологический портрет

15.         Главный вопрос урока.

 

16.         Обобщение пройденного.

17.         Оценки.

18.         Итог урока.

19.         Домашнее задание.

 

Автор Лихарева Надежда Николаевна
Дата добавления 13.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1302
Номер материала 53929
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓