Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр»
Муниципального района
Сергиевский Самарской области
Литературное чтение
«И.Соколов-Микитов Узоры на
снегу»
Стародубцева
Тамара Валентиновна,
учитель начальных классов
Сергиевск 2014 год
Тема:
- «О чем ты думаешь, снегирь?» И.Беляков
- «Узоры на снегу» И.Соколов-Микитов
Цели:
- Работать над формированием навыков чтения и
развитием речи;
- Уделить внимание нравственному воспитанию
учащихся;
- Способствовать формированию основ здорового
образа жизни.
Оборудование: учебник,
тетрадь на печатной основе, мультимедийная презентация урока.
Ход урока.
1. Организация класса
- Прозвенел уже звонок.
Ну, а ты проверь, дружок,
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Должен помнить каждый:
Урок сегодня очень важный.
2. Актуализация знаний.
Учитель: - Вы попробуете сами определить тему, над которой мы
будем работать.
3. Речевая разминка (на доске карточки со следующими
фразами)
- Саночки-самокаточки,
- Садись, да катись.
- Летом не попотеешь-зимой не согреешься.
- Зимой в саду видали вы,
- На ветках зрели яблоки?
-Есть ли здесь хоть одна пословица? (дети читают)
-Какие еще произведения здесь есть?
Дети упражняются в выразительном чтении скороговорки, загадки.
-О ком загадка? Как догадались?
(слайд снегиря)
-Кто же догадался, чему мы посвятим сегодня урок? (дети
высказывают свои предположения)
Учитель: вы правы, мы
познакомимся с стихотворением И.Белякова, из которого узнаем, как зимует эта
птица.
4. Работа над стихотворением: «О чем ты думаешь, снегирь?»
- На стр.161 вы прочитаете это стихотворение и ответите на
вопрос.
(дети самостоятельно читают)
Ах, до чего мороз сердит!
Кругом снежок, снежок..
Снегирь на веточке сидит,
Снегирь пылает и горит,
Как маленький флажок.
И сад,
И роща, и пустырь…
Все в тихом зимнем сне.
- О чем ты думаешь, снегирь?
–Конечно, о весне!
-Почему вы так думаете? (ответы детей)
- Вы правы. Зима приносит много бед и птицам и животным.
Снегирь, хоть и зимующая птица, но и ему приходится и холодно, и голодно. Вы
уже знаете, как помочь нужно птицам.(Учащиеся высказывают свои варианты, как
можно помочь).
-Ребята, вы правильно думаете, я вижу, что вы не равнодушны к
мерзнувшим птицам. Но если вы еще будете и делать то, о чем сказали, это будет
очень ценно и для вас, и для птиц.
5. Первичное закрепление текста.
-А сейчас вернемся к первым строкам .
-Какие чувства передает автор? ( Если ученики затрудняются,
учитель подводит их к выводу: автор восхищается зимней природой).
- Какие чувства испытываете вы?
- Читаем следующую часть и учимся голосом передать наши
чувства.
-Почему он его так описывает? - Что его окружает?
Учащиеся упражняются в выразительном чтении.
6. Физ. Пауза: ( слайд)
7. Вторичное закрепление.
Работа в тетрадях на печатной основе
Стр.72 з.1
-Сколько здесь предложений? Вспомните, какие знаки были в
тексте у автора и выполните задание.
(работы проверяются учителем у отдельных детей)
8. Работа над текстом «Узоры на снегу» И. Соколов-Микитов.
(учащимся показывается слайд зимнего леса)
-Кто из вас захотел оказаться там? Но ведь в лесу много снега,
идти трудно, холодно.
(предположительные ответы: можно встать на лыжи)
-Именно это я хотела от вас услышать: свежий зимний воздух,
прогулка на лыжах доставит вам много радости и взбодрит ваш организм.
-Скажите, а много зверей вы встретите в это время в лесу?
Почему мы думаем, что они спят?
-Послушайте, как описал жизнь зверей зимой в лесу
И.Соколов-Микитов
(слайд
просмотр ролика)
-О каких узорах вы услышали?
- Какие звери встретились нам? Всех зверей вы представили?
Какой зверь не обитает в наших лесах?
-Ребята, посмотрите на меня и моргните, кто хочет читать, кто
не боится новых слов.
Повторное чтение проходит «цепочкой».
-Как вы думаете: все следы у зверей одинаковые? А нужно ли
знать их? Зачем?
Если вы считаете, что только охотникам, тогда я предлагаю вам
сыграть в игру «Охотники»
(детям показывают слайд со следами зверей: лисица, мышь,
лось, сорока, заяц, белка)
-Ваша задача, догадаться, чей где след?
(дети доказывают свои догадки )
9. Закрепление: выборочное чтение.
-Как описал автор поведение зайчика, хитрость лисы,
грациозность лося, сноровку горностая.
10. Физминутка.
Встать на лыжи нам пора.
Не устала, детвора?
Лыжи весело скользят
Хотят друг друга догонять.
11. Работа в тетради на печатной основе с.71
-Я вам предлагаю отгадать кроссворд, только работать вы будете
вдвоем, чтобы и быстрее, и правильнее, и помочь друг другу.
Проверка проходит фронтально.
12. Рефлексия:
- Кому понравилось и запомнилось стихотворение «О чем ты
думаешь, снегирь» ?
-Что интересного узнали из рассказа «Узоры на снегу»?
-Послушайте одну историю, ее вам расскажет ученик, как знания
помогают в жизни.
Но сначала посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чем
будет рассказ?
(подготовленный ученик кратко пересказывает рассказ Е.Пермяка
«Знакомые следы»)
13. Д .з.
Чтение текста с.159-160, с.161 выразительное
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.