Главная / ИЗО, МХК / Художественные напривления искусства XX века.

Художественные напривления искусства XX века.

Общеобразовательная школа № 26







Открытый урок



«Художественные направления искусства XX века»






Подготовила учитель
художественной культуры

Артеменко Л.А.









Симферополь 2013г.


Тема урока: «Художественные направления искусства XX века»


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: определить суть понятия «модернизм»; раскрыть особенности художественных способов направлений искусства XX века;

Задачи: познакомить с лучшими достижениями художественных направлений искусства XX века, с творчеством известных деятелей этих направлений;

развивать умения воспринимать художественные произведения, художественный вкус;

воспитывать интерес к искусству.

Оборудование урока: презентация Power Point «Художественные направления искусства XX века», репродукции картин, карточки, видеоряд «фрагмент танца в стиле модерн», музыкальный ряд К. Дебюсси


Ход урока

1.Орг. момент

2.Актуализация опорных знаний

1. Назовите автора картины «Бар в Фоли-Бержер».

А) Клод Моне

Б) Эдуард Мане

В) Эдгар Дега

2. О какой картине идёт речь:

« Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъярённой толпы. На следующий день картину размещают так высоко, чтобы возмущённая публика не смогла в ярости пронзить её острым зонтиком».

А) «Завтрак на траве»

Б) «Абсент»

В) «Олимпия»

3. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression ?

А) восторг

Б) впечатление

В) восхищение

4. Одна из особенностей живописного языка импрессионистов:

А) изображение исторических событий;

Б) фронтальность композиции;

В) техника пастели.

5. Назовите картину художника Огюста Ренуара:

А) «Голубые танцовщицы»

Б) «Качели»

В) «Абсент»

6. Соотнесите название картины и их автора:

А) Э.Мане 1)Б «Впечатление. Восход солнца»

Б) К.Моне 2)В «Голубые танцовщицы»

В) Э.Дега 3)А «Олимпия»

7. « Вольный воздух» (от французского pleiair) для художников – импрессионистов это:

А) пленер

Б) пастель

В) передача света

8. Как называлась выставка картин, открытая 15 мая 1863г.?

А) «Салон импрессионистов»

Б) «Салон отверженных»

В) «Постимпрессионизм»

9. К какому из художников принадлежат данные картины «Бульвар Капуцинок в Париже», «Кувшинки», «Впечатление. Восход Солнца», «Стог сена в Живерни».

А) Э.Мане

Б) К.Моне

В) Э.Дега

10. Кто из художников – импрессионистов успешно использовал приёмы будущего кино – деление на кадры, наезд камеры, показ фрагментов.

А) К.Моне

Б) Э.Дега

В) О.Ренуар

3. Новый материал

В XX веке развитие науки и техники шло небывалыми темпами. Важнейшими достижениями, оказавшими своё влияние на культуру и мировоззрение людей современной цивилизации, оказались:

- открытие ядерной энергии

- возникновение космонавтики

- создание компьютеров

- изобретение магнитофонов

- изобретение телевидения, огромного количества бытовой техники

- развитие транспорта и современных средств связи

К концу XX века человечеству удалось понять, что оно породило такие силы, которые могут грозить гибелью всему человечеству.

- экологические проблемы

- техногенные катастрофы

Небывалыми темпами в ХХ веке шло развитие искусства, которое получило название модернизм или авангард.

Модернизм – (от фр. moderne – современный, новейший) -направление в искусстве ХХ века, которое характеризуется отказом от традиций классического искусства, стремлением к поиску новых не традиционных форм в искусстве. Модернизм явился совокупностью разнообразных художественных течений и направлений в искусстве. Самые известные течения модернизма - абстракционизм, дадаизм, кубизм, футуризм, сюрреализм символизм.

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусстваXXв. представители которого принципиально отказались от изображения реальных предметов и явлений. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Демонстрация зрительного ряда

Василий Кандинский - русский живописец, график и основоположник абстракционизма. Считал, что живопись это стихия красок. Не нужно ни каких предметных изображений, краски сами по себе способны передавать самые глубокие чувства. Живопись соединяет в себе силу поэзии и музыки. Художник должен только правильно подобрать сочетание красок на картине.

Казимир Малевич (1878 – 1935) российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. На нём изображён чёрный квадрат на белом фоне. Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев. Впоследствии Малевич написал несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» — один.

Пит Мондриан – (1872 - 1944) нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Кубизм (фр. Cubisme) —направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века. На картинах кубистов изображения людей и предметов складываются из простейших геометрических кубов, конусов и цилиндров. Предмет изображается не целиком, а частями и не с одной , а сразу с нескольких сторон. Мы видим не только внешнюю сторону, например, гитары или скрипки, но и эти предметы изнутри.

Демонстрация зрительного ряда

Жорж Брак (1882—1963) французский художник, график, сценограф, скульптор.

Пабло Пикассо (1881 - 1973) - испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.

«Портрет Амбруаза Воллара», созданный Пикассо в 1910 году. Воллар (1865—1939), известный собиратель живописи и знаток искусства, первым среди парижских торговцев картинами обратил внимание на творчество молодого Пикассо и уже в 1901 году устроил в своей галерее выставку его работ. В картине присутствует несомненное портретное сходство с моделью, в его прикрытых тяжелыми веками глазах, в жесткой линии сжатого рта, широком перебитом носе, высоком лбе. Все детали образуют однородную кристаллическую материю и создают на глазах у зрителя напряженный процесс сложения образа, в котором принимает участие и фон. Каждый из многочисленных планов картины написан так, что воспринимается одновременно находящимся и впереди и позади соседнего.

«Герника» - маленький испанский городок уничтоженный во время фашистских бомбардировок. Картина состоит из фрагментов человеческих фигур, домов, которые будто рушатся на глазах зрителя. С полотна словно несется крик ужаса и боли. Пикассо будто предвидел 2М.В. и своим искусством говорил, что человечество нуждается в защите. Картина «Герника» стала символом предостережением войны, которая не раз вторгалась в мирную жизнь XX века.

Дадаизм, или дада —направление в искусстве ХХ века. Зародилось во время Первой мировой войны. Существовало с 1916 по 1922 г.

Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета.

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов.

Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Тристана Тцару, и художников, Макса Эрнста и Марсель Дюшан.

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Демонстрация зрительного ряда

Марсель Дюшан - (1887-1968 гг.) французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма.

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать эмоции через краски. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн.

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и приходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.

Демонстрация зрительного ряда

Винсент Ван Гог (1853 - 1890) всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

«Звездная ночь», 1889 Эта знаменитая картина Ван Гога демонстрирует огромную мощь художника и его неповторимую индивидуальную манеру письма, его особое видение окружающего мира.

1. Звезды, нарочито увеличенные, огромные, окружены ореолами мерцающего света, создающими ощущение вращения в бездонных глубинах Вселенной.

2. Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце.

3. Кипарисы, в левой части картины, тянутся к небу подобно языкам пламени, однако темный цвет придает им вес, приземляет их, благодаря чему ощущение движения небесных тел не перегружает картину в целом.

4. Спиральные завитки света проносятся по небу, создавая стилизованный образ Галактики.

Поль Сезанн (1839-1906) - французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, натюрморт. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов

Поль Гоген - (1848–1903), французский живописец.

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

Художники этого течения убеждены, что в окружающем мире нет высшей логики, жизнь абсурдна и подобна ужасному или фантастическому сну.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь галлюцинаций.

Демонстрация зрительного ряда

Сальвадор Дали (1904 – 1989) Испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр, поэт, теоретик искусства, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Он создавал причудливый мир своей живописи, используя не привычные, даже абсурдные сочетания разных предметов.

«Постоянство памяти»

Эта картина Сальвадора Дали одна из наиболее известных и популярных. Сейчас она находит в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке с 1934 года.

На этой картины изображены часы, как символ человечского переживания времени, памяти. Здесь они показаны в больших искажениях, какими иногда бывают наши воспоминания. Здесь Дали не забыл и себя, он так же присутствует на этой картине в виде спящей головы, которая не однократно появляется в разных картинах. Что самое интересно картину Сальвадор написал из-за ассоциаций и размышлением о плавленном сыре.

Женщина с головой из роз

Эта картина была написана Сальвадором Дали в 1935 году. Тонкая фигурка женщины украшена головой из букетов роз. Картина словно наполнена воздухом и пространством. Прозрачные накидки, словно руки мужчин охватывают тонкую талию женщины и ее изящные запястья. Женщина слева, для Дали существо нежное и хрупкое, которую можно сравнить с королевой цветов – розой

«Сон»

В картине «сон» Дали вновь использует образ огромной мягкой головы с практически отсутствующим телом, который так часто появлялся в его работах. Однако здесь это не автопортрет. Сон и сновидения — важнейшая область бессознательного и, следовательно, сфера повышенного интереса для психоаналитиков и сюрреалистов. Спящий — или персонификация сна — у Дали выглядит неспокойным, и требуется огромное количество подпорок, чтобы поддерживать эту голову и сохранять черты ее лица в правильном положении. Подпорки — один из постоянных образов Дали, наводящий на мысль о хрупкости основ того, что составляет реальность; однако на этой картине буквально ничто не выглядит стабильным, и даже собака нуждается в опоре, чтобы не упасть! Вся сцена, кроме спящей головы, купается в бледно-голубом свете, усиливающем чувство отъединенности от дневного рационального мира.

Футури́зм (лат. futurum — будущее) –течение в европейском искусстве 1910-1914 гг. в основе которого стремление освободить искусство от бремени прошлого и восславить современность. Характерный изобразительный прием – наложение друг на друга разных положений одного и того же объекта.

Художники – итальянцы: Д. Балла, К. Кара, Д. Северини, У. Боччони

Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело.

Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Г


лавные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Представитель Михаил Врубель

Михаил Врубель (1856 – 1910) русский художник, график, скульптур.

Царевна-Лебедь 1900. Образ Царевны-Лебеди был взят из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Сказочная девушка-птица.

«Демон» Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе: Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Архитектура моде́рнизма (— архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы. В архитектуре «модернизм» изменил внешний вид благодаря использованию новых технологий (металл, стекло), материалов, конструкций. Главной задачей архитекторов было стремление создать удобное и практичное здание.

Появилась необходимость строить быстро и дешево. Много и прочно.

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия здания и его функций.

Его строительными материалами стал бетон и железобетон. Ведущими представителями функционализма в XX веке был Ле Корбюзье, блестяще заметивший демографическую проблему и решал ее с помощью строительства многоэтажных домов с простыми крышами, где должны были разводить сады, чтобы даже в городах-мегаполисах человек жил в содружестве с природой.

Вилла Савой (Villa Savoye) 1929-30 гг Жилое помещение поднято над уровнем почвы на ряд бетонных опор. Благодаря этому нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада.

Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад.

«Свободный план» подразумевает открытое внутреннее пространство, не загромождённое перегородками и несущими конструкциями.

Не вертикальные, а горизонтальные окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции.

В отличие от традиционных построек, у здания «свободный фасад», членение которого не предопределено задачей переноса веса здания на несущие конструкции.

Фрэнк Ллойд Райт- американский архитектор-новатор. Пропагандировал открытый план в архитектуре.

Музыкального искусства первой половины ХХ века.

Музыкальное искусство первой половины ХХ века подверглось влиянию модернизма. Обращение к фольклору, джазу, усилился интерес к танцевальным, пластическим жанрам.

Разнообразностью выделяется творчество Стравинского. Он создал симфонии, произведения для фортепиано, оперы, концерты. Мировую славу приобрели балеты «Жар - птица», «Петрушка»

На протяжении ХХ века творили такие классики, как С. Прокофьев, Д. Шостакович. Они разнообразили и усложнили выразительные способы музыки, сделали ее более острой, жесткой чем у предшественников. В музыкальных произведения все чаше встречается дисгармония, образы зла, разрушения.

В ХХ веке широко распространяются такие направления, как джаз, рок, рок-н-ролл. Элвис Пресли, «Битлз».

Закрепление изученного материала.


Д/З














Художественные напривления искусства XX века.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Тема урока: «Художественные направления искусства XX века»

Тип урока: урок изучения нового материала.


Цель: определить суть понятия «модернизм»; раскрыть особенности художественных способов направлений искусства XX века;


Задачи: познакомить с лучшими достижениями художественных направлений искусства XX века, с
творчеством известных деятелей этих направлений;
развивать умения воспринимать художественные произведения, художественный вкус;
воспитывать интерес к искусству.
Оборудование урока: презентация Power Point «Художественные направления искусства XX века», репродукции картин, карточки, видеоряд «фрагмент танца в стиле модерн», музыкальный ряд К. Дебюсси.

Автор Артеменко Людмила Александровна
Дата добавления 06.04.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 891
Номер материала 59290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓