Главная / Технология / «Художественное творчество как средство познания духовной культуры и приобщения к различным видам практической деятельности человека».

«Художественное творчество как средство познания духовной культуры и приобщения к различным видам практической деятельности человека».




На пользу занятий, связанных с рукоделием, указывали еще многие дореволюционные педагоги, поскольку «через это детские способности предохраняются от ржавчины праздности, тело укрепляется и приобретает привычки к занятиям, необходимым в общественной жизни, и самому духу незаметно сообщаются различные познания»


Орлинский Евсевий еп. Могилевский

О воспитании детей в духе христианского благочестия





Тема урока:


«Художественное творчество как средство познания духовной культуры и приобщения к различным видам практической деятельности человека».

Цели:

Познакомить учащихся с понятием «художественное творчество»; Сформировать представление о видах народного творчества на примере значимых событий, произошедших в истории русской культуры.

Задачи:

  1. Формировать знания о художественном творчестве как о части культуры, мыслительной и материальной деятельности человека по созданию художественных образцов.

  2. Познакомиться с несколькими видами художественных ремесел.

  3. Узнать из истории русской культуры о значении костюмированного бала 1903 года как национальной идеи возрождения русского стиля.

  4. Развивать творческие способности, умения понимать и ценить искусство;


  1. Формировать основы нравственно-эстетической культуры личности.



Средства обучения:

Иллюстрации, образцы изделий декоративно-прикладного творчества, показ презентации: «Костюмированный бал в Зимнем дворце»,

Фильма «Выставка декоративно-прикладного творчества».


Методы обучения: Словесно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Основные понятия: Природа творчества, художественное творчество, русский национальный костюм.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Знакомство с темой. Мотивация урока. Цели и задачи урока

3.Актуальность темы. Изложение нового материала.

4.Обобщение

5.Закрепление

6.Домашнее задание

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. Цель и задачи урока

Слово учителя: Можно ли сравнивать художественную ценность изображений цветущего дерева на живописном полотне, на фотографии, на вышитой скатерти? Обладает ли красиво цветущее растение художественной ценностью? Что является источником вдохновения народных умельцев? Кто может показать яркий пример творческой деятельности? Ответы на эти вопросы вы получите сегодня на уроке.

3.Изложение нового материала


Актуальность темы: Художественное творчество – неотъемлемая часть жизни человека.

«Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», - гласит древняя пословица.

Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценивать свои способности, выразить свое собственное мироощущение. Приобщаясь к искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может быть, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.


Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших памятью себе на века своими прекрасными творениями. Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, чьи работы не утратили свой блеск

по прошествии нескольких столетий, живописцы, чьи фрески привлекают нас так же, как и в XV веке.

Природа является источником вдохновения народных умельцев. Травные узоры Хохломы; расписанные цветами платки Павлово-Посада, подносы Жостова, пейзажи Федоскино – все это имеет глубокие корни, связанные с красотой русской природы. А сколько интереснейших промыслов у других народов России! Здесь и домотканые ковры, нежнейшие кружева, расшитые полотенца, платья, рубахи, вышитые удивительными мастерами вышивки.

Технологии декоративно-прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать…

Вот такой род технологий, как художественная обработка материалов, тесно связан с понятием творчество. Творчество может быть художественным, техническим, научным.

Художественное творчество – часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образцов.


Одним из видов художественных ремесел является вышивка.

Вышивка – вид народного искусства. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер. В России вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, предметы быта.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства с художественными своеобразными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением.

В XIX - начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны. Художественная вышивка – это особый вид народного ремесла, имеющий возможность гармонично соединяться с искусством шитья и кроя.

На сегодняшний день идея русского национального костюма вдохновляет многих дизайнеров одежды: стили «славянский», «русский», «боярский». В наши дни вещи с «национальным колоритом» становятся актуальными.

Мода не может существовать отдельно от жизни, отдельно от культуры и народных традиций. Современная русская мода должна быть именно русской, нести в себе образ девушки-славянки.

В начале XX столетия у нас в России произошло удивительное событие. Костюмированный бал в Петербурге, прошедший в начале февраля 1903 года, стал ярчайшим явлением не только в жизни двора, но и всего российского общества. По инициативе Императора Николая II это торжественное событие было возвращение в эпоху Царя Алексея Михайловича, второго из династии Романовых.


hello_html_78fe08b1.jpg

Показ презентации «Костюмированный бал 1903 года в Петербурге»


Приглашенные явились в одеждах и платьях XVII века и танцевали старинные русские танцы, которые перед этим разучивали несколько недель.

Когда прошел первый костюмированный бал, Император Николай Александрович записал в своем дневнике об открытии праздника в Романовской галерее. По мнению Императора в театре очень интересно выглядела зала, наполненная древними русскими людьми.

Каждый костюм отличался своей индивидуальностью, сложностью кроя и гармоничным соответствием всего образа. Древнерусский стиль особо подчеркивала богато выполненная вышивка. Техника исполнения художественной вышивки отличалась разнообразием и обилием дорогих отделочных материалов. Пышность праздника и великолепие маскарадных нарядов свидетельствовали о стремлении Государя подчеркнуть красоту и богатство русской культуры.

Можно себе представить, как волновались Царственные супруги, открывая костюмированный бал! Сохранились фотографии императорской четы с изображением Их высочайшего выхода в древних царских одеждах:

Николай Александрович в костюме царя Алексея Михайловича и Александра Феодоровна в платье русской царицы.

По воспоминаниям современников Николай Александрович Романов высоко ценил национальную культуру во всех ее проявлениях. Его супруга, Императрица Александра Феодоровна, была прекрасно образована и с большими художественными задатками. Государыня очень любила искусство, имела знания и опыт по различным видам рукоделия.

Исключительными качествами, отличавшими, семью последних Царствующих Романовых являлись: безграничная любовь к Родине, удивительное трудолюбие и богатые творческие дарования каждого члена августейшей семьи.

Государыня, имея большой опыт в рукоделии, всегда старалась разумно организовать досуг своих дочерей, выбирая позицию творчества.

Воспитательный метод Царственных родителей принес богатые плоды: чудные работы и вышивки выходили из-под их изящных, быстрых детских ручек.

Великие Княжны одевались просто, но со вкусом, летом - почти всегда в белом. Портнихой была у них мадам Brisac. Однако и сами Великие княжны выполняли швейные работы.

Государыня устраивала благотворительные базары. Она и Великие Княжны выставляли свои рукоделия, а маленький Алексей Николаевич стоял возле матери на прилавке, протягивая ручки с вещами восторженной толпе. Полученные с благотворительности средства вся семья жертвовала на постройку больниц и лечебных санаториев.

Особенно старались Царские дети во время войны. Императрицей было основано «Общество Рукоделия», где наряду с взрослыми Царские дочери шили рубахи раненым, вязали теплые вещи солдатам. Четыре сестры: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – жили и трудились дружно, сплоченно. Они даже придумали себе коллективное имя ОТМА и подписывали им подарки и письма, как от единого лица. Алексей, единственный мальчик в «букете» сестер во всех творческих начинаниях являлся вдохновителем и неустанным помощником.

Наглядный пример дружной царственной семьи Романовых вдохновляет и нас к приобщению мира декоративно – прикладного искусства.



hello_html_m56967051.jpg

Показ фильма «Декоративно-прикладное искусство»








hello_html_f8df4de.jpg


Слово учителя:

Творческий досуг – это огромный пласт в жизни человека. Народная мудрость, например, по этому поводу говорит: «Приобретешь на досуге – пригодится в жизни». Разумный досуг воспитывает человека, обучает и развивает.

Художественное творчество воздействует на все стороны жизнедеятельности человека, приобщает к богатству духовной культуры и позволяет участвовать во многих видах практической деятельности.

4. Обобщение урока: Учитель подводит итог урока.


5. Закрепление изученного материала

Учитель задает вопросы по изученному материалу.

6. Домашнее задание: Разработать эскиз нарядного платья с применением русского мотива.










Список источников и учебно-методической литературы:


  1. Бонецкая Н. К. Царские дети, Москва, Сретенский монастырь, 2000 г.

  2. Беловинский Л.В. Технология русского народного костюма, 1997 г.

  3. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки, 1978 г.

  4. Орлова Л. В. Азбука моды , 1988 г.

  5. Скопцова М. Й. Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5 – 8 классов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 480с.

  6. Интернет-ресурсы.


10


«Художественное творчество как средство познания духовной культуры и приобщения к различным видам практической деятельности человека».
  • Технология
Описание:

 

 

Тема урока:

 

«Художественное творчество как средство познания духовной культуры и приобщения к различным видам практической деятельности человека».

 

 

 

Цели:

 

Познакомить учащихся с понятием «художественное творчество»; Сформировать представление  о видах народного творчества на примере значимых событий, произошедших  в истории русской культуры. 

Задачи:

1.     Формировать знания о художественном творчестве как  о части культуры, мыслительной и материальной  деятельности человека по созданию художественных образцов.

2.     Познакомиться  с несколькими видами  художественных ремесел.  

3.     Узнать  из  истории  русской культуры  о  значении костюмированного бала 1903 года как национальной идеи возрождения русского стиля.   

4.      Развивать творческие способности, умения понимать и ценить искусство;

 

5.     Формировать основы  нравственно-эстетической  культуры личности.

 

 

 

Средства обучения:

Иллюстрации, образцы изделий декоративно-прикладного творчества, показ презентации: «Костюмированный бал в Зимнем дворце»,  

 Фильма «Выставка декоративно-прикладного творчества».

 

Методы обучения: Словесно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Основные понятия:  Природа творчества, художественное творчество, русский национальный костюм.

План урока

1.  Организационный момент

2.           Знакомство с темой. Мотивация урока. Цели и задачи урока

3.Актуальность темы. Изложение нового материала.

4.Обобщение

5.Закрепление

6.Домашнее задание

Автор Никитина Елена Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 840
Номер материала 30871
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓