Инфоурок Технология Другие методич. материалыХудожественное творчество и народные ремесла. Уроки вышивки в 8 классе

Художественное творчество и народные ремесла. Уроки вышивки в 8 классе

Скачать материал

Художественное творчество и народные ремесла. Вышивание. 8-й класс

Цели: познакомить учащихся с историей вышивания; расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, орнаментальных мотивах и других узорах, материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами в зависимости от ее вида.

Оборудование: образцы изделий с различными видами вышивок; ножницы нескольких размеров, пяльца, канва, ткань, образцы ткани различных переплетений, нитки (мулине, шелковые, ирис), иглы, мультимедиа.

Ход урока.

I. Организация урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

- Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка впитала в себя традиции многовекового накопления мастерства. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым видом вышивки – свободное вышивкой, ее историей, научитесь правильно подбирать материалы и инструменты для вышивки художественной гладью.

III. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

а) Из истории вышивки<приложение 1>

Возникновение вышивания, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другии материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI -V векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вы шив кой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI-XVII веках во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

С конца XIII - начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотное шитье.

В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежды и обувь знатных скифов, изготовленные в VI-III веках до нашей эры. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и сарматов, живших здесь в I—III веках, украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитями.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимиром Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных мпдов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессия. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XIX - начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивки народов Поволжья - марийская, мордовская, чувашская - отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненными в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде. В национальной одежде нашли отражение занятия и ремесленничество наших предков и общение их с другими народами. Эта одежда помогла представить социальное и личное состояние человека, его возраст, этетический вкус. У казанских татар в декоративно-прикладном искусстве цветочно-растительный орнамент занимает важное место. Изобилие и разнообразие растительного мира вдохновляло наших мастеров в их творчестве.

В вышивке в форме любимого народом цветочно-растительного орнамента предстал весь многообразный мир чувств и настроений человека. Самые распространенные композиции – ленточная (бордюрная) и геральдическая в виде букета, изменяющиеся и переходящие друг в другша в одной декоративной плоскости, а также круговая, розетчатая, шахматная, сетчатая и буквенная. Нельзя не видеть среди множества мотивов татарской вышивки “булгарский” пласт в виде древних трилистников, лотосовидных, пальметт, многочисленных розеток, вьюнков, спиралей, используемых в традиционных бордюрных обрамлениях. Цветочные мотивы нанизываются на простую, довольно крупную ветвь, воплощающую значение “древа жизни”

б) Виды вышивки.

Для народной вышивки наиболее характерны счетные швы, выполняемые по счету нитей ткани, а также свободные. При выполнении свободной вышивки мастерица рисует на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, дополняя ее другими видами швов. Такую вышивку называют художественной.

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила двусторонняя широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками.

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров.

Верхошов - односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом.

Двусторонняя гладь с настилом выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой. Одной из разновидностей этой техники является белая гладь.

Гладь прорезная - сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы, «дырочка», «листик» и т. д.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра.

2. Рассматривание изделий, представляющих разные виды вышивок.

http://festival.1september.ru/articles/575025/img1.JPG

Задание 1. Определить вид вышивки (счетная, свободная).
Задание 2. Определить мотивы узоров: геометрический, меандровый, растительный, животный, человекообразный.
Задание 3. Определить вид вышивки (гладь односторонняя, двусторонняя, одноцветная и многоцветная и т.д.)

3. Материалы, инструменты, приспособления для вышивки гладью.

Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, хлопчатобумажные и смешанные ткани и нитки разных сортов.

Для вышивки гладью по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность.

В зависимости от назначения изготавливаемого изделия, техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно; для панно и ковриков - рогожку, бортовку, сукно, драп. Для нарядных платьев и блузок лучше использовать тонкие ткани - батист, шелк, тонкую шерсть.

Нитки, применяемые при вышивке гладью, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету.

Для вышивания на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в одну нить или шелковые нитки. Мулине в две-три нити используются в вышивках по рогожке, полотну. Шерстью в одну или несколько ниток и шелком, в зависимости от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных тканях. Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (6 ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, то они распушиваются, придают вышивке бархатистый вид. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее при вышивании должна быть не более 50 см, причем шерстяной - не более 40 см. Подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении, так как электрический свет искажает их цвет. Необходимо проверить нитки на линяемость - крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду, слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски, все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 минут. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в водно-уксусном растворе (одна столовая ложка на стакан воды) в течение 5 минут.

Иглы бывают разной длины и толщины - от № 1 до № 12.

Тонкие иглы (№ 2-3) подбирают для вышивания на тонких тканях, средние (№ 3-5) на льняных тканях. Для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, синтетическими нитками берут иглы № 6-12. Толстую ткань будет легче шить, если смазать иглу мылом. Правильность подбора иглы можно проверить, проколов ткань. Если на ткани не останется больших отверстий в местах прокола, то игла подобрана правильно.

Ножницы должны быть нескольких размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. Необходимы большие ножницы для раскроя ткани, средних размеров - для обработки краев изделия и разрезания ниток, маленькие с загнутыми концами - для обрезания рабочих ниток, надрезывания нитей в ткани.

Пяльцы - специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы диаметром 15-20 см. Для вышивания картин подойдут пяльцы квадратной или прямоугольной формы. К таким пяльцам ткань пришивают.

Наперсток предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать четкие проколы плотной ткани. Он может быть металлическим, пластмассовым и должен быть подобран по размеру.

Калька применяется для перевода рисунков с оригинала.

Копировальную бумагу лучше выбирать цветную. Она меньше пачкает ткань. Черную также можно использовать, если предварительно стереть с нее часть поверхностного слоя краски или взять бумагу уже бывшую в употреблении.

Карандаши простые должны быть твердо-мягкими (ТМ), остро заточенными.

4. Зарисовка узоров.

В традициях, созданных многими поколениями народных мастеров, вырабатывались и способы перенесения узоров на ткань.

В старину копировали узоры свободных вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания контуры углем. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла, мела и намачивания. Под натянутую на пяльцы светлую ткань, вышивальщица подкладывала вышитый предмет и терла ткань тыльной стороной алюминиевой ложки, куском свинца, а если это была темная ткань, то куском мыла, воска или мела. В результате трения образовывался слегка заметный контур рисунка, который обводили карандашом, углем или прошивали цветной ниткой. Для перевода рисунка методом намачивания подготовленную для вышивания ткань смачивали и накладывали на вышитую. Мокрая ткань плотно прилегла к вышивке, рельефно обрисовывая контур узора, который затем прометывался.

В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу.

Рабочий рисунок свободного контура переводят с оригинала с помощью прозрачной бумаги (кальки), которую накладывают на готовый узор, закрепляют по углам и обводят контуры рисунка карандашом. Рисунок с готового изделия переводят с помощью стекла, положенного на вышивку, поверх которого кладут прозрачного бумагу и обводят контуры. Рисунок с вышивки на непрозрачную бумагу переводят с помощью алюминиевой ложки или кусочка копировальной бумаги, потерев поверх бумаги по вышитому рисунку. Обозначившиеся на бумаге темные линии затем обводят карандашом.

Для того чтобы изменять размеры рисунков-узоров, сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.

5. Нанесение рисунка на ткань.

В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, характера и размещения рисунка на изделии существует несколько способов его нанесения (перевода) на ткань.

Самый простой способ перевода рисунка на ткань - при помощи копировальной бумаги. На выглаженную ткань к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желтую - для темных тканей, зеленую, красную - для светлых). Остро отточенным карандашом аккуратно обводим контуры рисунка.

На тонкие, прозрачные ткани узор можно перенести с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло кладут узор, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Включают свет и обводят контуры рисунка мягким острым карандашом.

На темные, блестящие и ворсовые ткани рисунок переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной, кальки). Рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань и прошивается по контуру рисунка частыми стежками шва «вперед иголку».

Перевод рисунка «припорохом» на бумагу, полотно, шелк, бархат, сукно выполняется с помощью трафарета, с помощью трафаретов-сколков, изготовленных следующим образом. На стол, застланный мягкой подстилкой (тканью, сложенной в несколько раз), кладется лист бумаги с нанесенным рисунком. Под него подкрадывается бумага или калька, и все прикрепляется к подстилке. Затем тонкой или более толстой, если сколок предназначен для плотных тканей, иглой или шилом по контуру рисунка, на расстоянии 2-3 мм, делаются проколы. Готовый трафарет протирают с обратной стороны наждачной бумагой, уничтожая выпуклости контура, и прикрепляют на поверхность ткани, предназначенной для вышивания. Контур рисунка наносится с помощью ватного тампона, смоченного смесью машинного масла и зубного порошка для темных тканей или смесью машинного масла и синьки для светлых тканей. Смесь проходит через проколы, оставляя отпечатки контура рисунка. По консистенции смесь должна напоминать сметану.

IV. Инструктаж по охране труда.

Учитель проводит инструктаж учащихся по инструкциям.

V. Практическая работа.

Задание 1. Выполнить увеличение рисунка для вышивания до размера 12 х 12 см.

http://festival.1september.ru/articles/575025/img2.JPG

http://festival.1september.ru/articles/575025/img3.JPG

http://festival.1september.ru/articles/575025/img4.JPG

http://festival.1september.ru/articles/575025/img5.png

Задание 2. Подобрать иглы для каждого вида предложенных тканей: батист, ситец, шелк, шерстяная ткань разной толщины; капрон и т. д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1.     Исходное положение - стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руки опираются о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.

2.     Исходное положение - стоя. Поднять левую (правую) ногу. Раз-гибать и сгибать (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение вы-полняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

3.     Исходное положение - стоя, поднять левую (прямую) ногу. Вы-полнить круговые движения стопой.

VI. Подведение итогов урока.

·         Что называется вышивкой?

·         Назовите виды вышивки.

·         Какие мотивы узоров используются при вышивании?

Сегодня на уроке вы познакомились с видом вышивки – художественная гладь. Это один из самых сложных и интересных видов вышивания, который требует от вышивальщицы не только совершенного освоения приемов, но и умения подбирать цветовую гамму, фантазии и хорошего вкуса. Освоив этот вид вышивки, вы сможете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким.

Выставление оценок.

Домашнее задание: учебник, §11,12 с.34 -38. Принести на следующий урок нитки 3 - 4 цветов, пяльцы, иглы.

Используемая литература:

1.     Технология. 8 класс (для девочек): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2.     Үзебез чигәбез (түбәтәй һәм калфак). Вышиваем сами (бисером). – Казань: ТаРИХ, 2003.

3.     Искусство Татарии. Червонная С.М. Москва, Искусство, 1987.

4.     http://vse-sama.ru/images/stories/vyshivka_lentami

5.     http://www.kulikova-master.narod.ru

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Художественное творчество и народные ремесла. Уроки вышивки в 8 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели: познакомить учащихся с историей вышивания; расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, орнаментальных мотивах и других узорах, материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами в зависимости от ее вида.

 

Оборудование: образцы изделий с различными видами вышивок; ножницы нескольких размеров, пяльца, канва, ткань, образцы ткани различных переплетений, нитки (мулине, шелковые, ирис), иглы, мультимедиа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 650 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Элективный курс по декоративно-прикладному творчеству "Гильоширование"
  • Учебник: «Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
  • Тема: Законы художественного конструирования
  • 30.09.2020
  • 269
  • 1
«Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 506
    • DOCX 238.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевлягина Ольга Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шевлягина Ольга Валериевна
    Шевлягина Ольга Валериевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4847
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 971 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 571 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 297 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 086 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 240 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 071 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов