Главная / Русский язык и литература / Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).

Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).

Разработка: Шилькер НатальяНиколаевна «Днестровская сш№1»


Интегрированный урок развития речи в 5 Б классе.

Тема: Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).

Цели и задачи :

1. Дать понятие натюрморта.

2. Подготовить учащихся к

художественному описанию

натюрморта.

3. Формирование умения

построить устное описание

картины, используя лексико-

изобразительные средства.

4. Развивать творческие

способности учащихся.


Оборудование и материалы: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», репродукции натюрмортов , карточки, тексты стихотворений для анализа, аудио запись С.Рахманинова «Сирень»,Н.Баскова «Ах, эта белая сирень», слайды с заданиями,

Оформление доски:

  • Тема

  • Эпиграф


Сирень с печалью рядом не представить,
Она - восторг с безмерностью границ!
Цветёт сирень живая, чтобы славить
Весну и жизнь сияньем наших лиц!

Владимир

... И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”

Всеволод Рождественский



Ход урока

I.Организационный момент. Задачи урока(2 мин)

Дорогие дети!Сегодняшний наш урок развития речи посвящён подготовке к написанию сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» или «Героическая».Материал урока должен помочь приоткрыть волнующие тайны образа сирени, понять, как очаровательна, как музыкальна дивная сирень, и подготовить вас к сочинению. В ходе урока мы будем собирать материал к вашей работе. Помогут нам в этом музыкально-поэтические этюды . Запишите в тетради тему урока и эпиграф.(слайд 1,2,3)

II.Подготовка к восприятию картины. (8 мин)

Слово учителя.

1)Вступление.

Представьте, что мы в саду. Вокруг много различных цветов.(слайд 4) Цветы - одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота. Неслучайно в центре внимания писателей, поэтов, музыкантов, художников оказывается именно красота цветка. А как они её передают? Писатели, поэты – словами;(вот послушайте отрывок: “... благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...”(А.Куприн «В зелёном домике отца»)музыканты воссоздают с помощью звуков волшебной музыки; художники рисуют красками на холсте .(слайд 5):

Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.

Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.

Нет скромнее и проще малюток- цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Нас влекут за собой в недоступные выси….

Марина Ершова .

(слайд 6)

Сирень с печалью рядом не представить,
Она - восторг с безмерностью границ!
Цветёт сирень живая, чтобы славить
Весну и жизнь сияньем наших лиц!

2) Рассказ о художнике и картине.

Сегодня мы поговорим о натюрморте П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) . Русский живописец.

Он написал свыше полутора тысяч холстов, около пятисот акварелей, неисчислимое множество рисунков — такого количества хватило бы на большой коллектив художников. В искусстве он был неистощим, писал много и быстро. Пётр Петрович писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. (слайд8)

Одно из важных мест в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

3) Понятие «натюрморт».(слайд9)

«Натюрморт» — слово французское, означает оно буквально — «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы, снедь. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Люди любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, искусства натюрморта. Умение видеть красоту в обыденном было свойственно не только голландским художникам, но и русским, в частности, Петру Кончаловскому.

Кончаловский любил изображать цветы, он к ним был неравнодушен. Им он посвятил не одно своё полотно, где мы можем увидеть букет сирени в вазе, полевые цветы на столе, на фоне открытого окна . Художник не переставал восхищаться совершенством цветов. Писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. (слайд10)

Пётр Петрович говорит, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». О Петре Кончаловском можно сказать, что он пишет цветы, как музыкант играет гаммы . (слайд 11)

(показ слайда с натюрмортами Кончаловского12)

«Сирень в корзине».. именно об этом натюрморте мы сегодня говорим. Авы знаете, что это народное название картины. На самом деле она называется «Героическая». Почему? Картина написана в 1933 году. Это было тяжёлое время для всей страны . И Павел Петрович своей картиной хотел рассказать нам о том времени и о надежде которая никогда не угасает. Обратите внимание на фон картины – это серая небеленая стена то ли дома , то ли сарая. И на этом фоне она – сирень – яркая и воспевающая жизнь. Каждый цвет имеет своё значение, а особенно - в картине .
Например, белый цвет означает - чистоту, благородство, мудрость.
Красный цвет передаёт импульс активности, некоторой агрессии, стремления к победе. Розовый цвет, принадлежит юности и нежности, а сиреневый – это фантазия и мечты.
Сиреневый букет – символ простоты и народной красоты.
(слайд13)

3) Чтение отрывка по Е. Кирсановой(слайд14)

«Под окном нашего дома широко разросся куст сирени. Июньский ветер ворвался в распахнутое окно, откинул занавески, наполнил комнаты ароматом волнующих запахов, словно сообщая – лето пришло, зацвела сирень. А вслед за ветром склонилась грузная сиреневая кисть.
Лето пришло в наши северные края, перелистало страницы учебника, заполнило мысли мечтами о близких каникулах, вытеснило напрочь из головы завтрашнюю контрольную по математике. Я загляделась на сирень. Аккуратно уложенные, как завитые, мелкие цветки нанизывались на стержень стебля и образовывали крупные кисти, которые вздрагивали от каждого прикосновения ветра. Самая крайняя сиреневая ветвь склонилась почти к плечу. Не позволяя заниматься сложными преобразованиями синусов в косинусы, отвлекала, заставляла обратить внимание. Я обратила - и сразу заметила выделявшуюся среди одинаковых крестообразных цветков пятилепестковую звездочку - предвестника свершения заветного желания.

Осторожно — осторожно, боясь спугнуть близкое счастье, выщипнула лапчатый цветок. Теперь надо быстро загадать желание» (Е. Кирсанова)

4)чтение стихотворения(слайд15)

Сирень

Сирень кипящая клубится,
И сердце хочет ярче биться.
Нежнейшим цветом,
Люминесцентным светом
В еще холодный серый город
Несет сирень весенний голод
И жажду света и тепла.
Уже сверкают купола,
И зелень вешняя светла —
Лишь только лето началось.
Как хочется, чтоб всё сбылось!
В сирень зарыться и вдохнуть,
И голова кружится — жуть!
То светлый, то почти лиловый
Твой мир четырехлепестковый.
Всего четыре лепестка,
А гроздь душиста и легка
Пока напоена весною.
…Но все же ищем мы изгоя,
В ком пять счастливых лепестков
Сулят удачу и любовь.
Так где ж он?!
Где он?!..
Где он?!..
Есть!
Теперь сорвать его
И съесть!

Марина Шапиро

III. Работа класса по картине.(20-25 мин)

Вопросы к классу:

А)чувства- (слайды 17-18)

Какое впечатление произвела на вас картина П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»?

Какие чувства вызвала у вас данное произведение художественного искусства?

Запишите в тетрадях слова характеризующие чувства.

Б) Настроение и музыка.(слайд19, аудио запись С. Рахманинова «Сирень»)

В) Цвет и цветки сирени.(слайд 20)

Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

Какого цвета, каких оттенков сирень?

С чем можно сравнить цветы?

(запись в тетрадях , слайд 21)

Г) аромат и вид сирени

Очевидно, такая сирень ароматная.

Подберите синонимы к этому прилагательному.

Опишите грозди сирени.

Листочки какие? (слайд22)

Запись в тетрадях. (слайды23-25)

Д) фон.(слайд26)

С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному?

Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету?

На каком фоне изображён букет?

На чём и в чём он стоит?

  1. Легенда о сирени.

Молодой Пан - Бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой , но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень. Вот о чём гласит древнегреческая легенда. (слайд27)

2)слово учителя.

Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу.
Глядя на эту картину, можно сказать: «В этом букете все живет, цветет и радуется» (слайд28)

Работа с художественными средствами.(7мин)

Чтение стихотворений.

СЧАСТЬЕ /С.Маршак/

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".

С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.

Белая сирень. /Цветова Т.И./

Невестой белой расцвела
Весной сирень в саду моём
И дышит мне в окно краса :
С тобою снова мы вдвоём.

Могу пред нею я стоять,
Любуясь пышной белизной,
Часами глаз не оторвать
Моля : мой май, побудь со мной.

Могу я ночи напролёт
Вдыхать сирени аромат
И слушать : соловей поёт -
Зовёт соловушку к нам в сад.




Вставал обыкновенный вешний день,

Парил туман, заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко,не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде,

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как в половодье.


Сирень” /поэт Всеволод Рождественский/

“Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”


Слайды29-30 тексты на столах

Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворении?

Назовите средства художественной выразительности, использованные поэтом в данном стихотворении. (Слайд 31)

V.Д/З(3 мин)

слайд 32 - записать план и конструкции к сочинению

Написать сочинение-описание по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине» Примерный план:

1. П. П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2.Чудесный букет сирени. а) цвет; б) гроздья; в) листья; г) корзина.

3. Впечатление от картины.( “В букете все живет, цветет и радуется”.)


Урок развития речи в 5 классе "Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" ("Героическая"). Урок давался в мае, когда у нас цветет сирень. Класс оформили фотовыставкой , детскими рисунками и живыми натюрмортами с сиренью. На уроке проводилась работа с синонимами, средствами художественной выразительности, работа со словом( выделяли суффиксы у прилагательных, обращали внимание на написание слова "натюрморт" и сложных слов). В архиве есть план-конспект, презентация, конструкции к сочинению, картинки, эпиграфы, музыка, слова-синонимы, которые вывешивались на доску. Физразминка проводилась перед работой с картиной П.П.Кончаловского. Стихотворения дети учили наизусть, хотя в презентации они есть( на случай, если дети разволнуются). Сообщения о Кончаловском распределила по отрывкам между детьми.




























Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).
  • Русский язык и литература
Описание:

Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).Сирень с печалью рядом не представить,

                                                        Она - восторг с безмерностью границ!
                                                        Цветёт сирень живая, чтобы славить
                                                        Весну и жизнь сияньем наших лиц!

                                                                                Владимир

“... И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”

Всеволод Рождественский.

Автор Шилькер Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1358
Номер материала 31886
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓