Главная / Начальные классы / Художественная литература: Чтение рассказа Н. Носова "Огурцы"

Художественная литература: Чтение рассказа Н. Носова "Огурцы"

Художественная литература: Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы».

Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; освоение форм драматизации.

Задачи:

Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;

Умение анализировать характер и поступки героев;

Умение составлять план рассказа.

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитание нравственных качеств личности.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.

Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.

Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли?

– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.

(На доске – рисунок театра.)

Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.

Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?

(Свободные высказывания детей.)

На доске портрет Н. Носова.

Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.

Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.

4. Физкультминутка

Незнайка: А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.

5. Первичное чтение

– Угадайте название рассказа Н. Носова.

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!

А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова «Огурцы»

– Кто главный герой этого произведения?

А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение “трудных” слов.

6. Чтение и анализ рассказа Н. Носова

– Хорошо. Теперь вы готовы к слушанию этого текста.

а) чтение до слов: “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.

– Предположите, что могло произойти дальше с Котькой?

(Ответы 1–2 учеников.)

– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой радостный.)

б) чтение до слов: “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл по улице”.

Автор; мама; Котька:

Это I часть – вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.

– Что мы узнали о двух друзьях?

– Как вы относитесь к поступку Павлика?

– Какой Павлик? 

– Каким вы представляете Котьку? 

– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?

– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)

в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”

– Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице?(Зачитать.)

– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)

– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

– Каким изобразил его автор?

– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)

– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)

– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)

– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)

– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой – сторожем)

г) чтение III части (Развязка – логическое заключение).

– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)

– Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение дедушки.)

– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

– От чьёго имени ведётся рассказ?

Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.

Автор; Мама; Котька; Сторож.

Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?

(Необходимо выразить возмущение, строгость.)

– Какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа:

Радость

чувство удивления

досады

растерянности

плач

8. Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:

Стыдно сказать, а грех утаить.

Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

Правда дороже золота.

В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)

9. Подведение итогов

– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актерами: инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.

– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?

– Какую оценку поставите?

– С каким настроением вы заканчиваете урок?

– На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.



Художественная литература: Чтение рассказа Н. Носова "Огурцы"
  • Начальные классы
Описание:

Художественная литература: Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы».

Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; освоение форм драматизации.

Задачи:

Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;

Умение анализировать характер и поступки героев;

Умение составлять план рассказа.

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитание нравственных качеств личности.

                                   Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.

Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.

Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли?

– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.

(На доске – рисунок театра.)

Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.

Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?

(Свободные высказывания детей.)

На доске портрет Н. Носова.

Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.

Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.

4. Физкультминутка

Незнайка: А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.

5. Первичное чтение

– Угадайте название рассказа Н. Носова.

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!

А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова «Огурцы»

– Кто главный герой этого произведения?

А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение “трудных” слов.

6. Чтение и анализ рассказа Н. Носова

– Хорошо. Теперь вы готовы к слушанию этого текста.

а) чтение до слов: “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.

– Предположите, что могло произойти дальше с Котькой?

(Ответы 1–2 учеников.)

– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой радостный.)

б) чтение до слов: “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл по улице”.

Автор; мама; Котька:

Это I часть – вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.

– Что мы узнали о двух друзьях?

– Как вы относитесь к поступку Павлика?

– Какой Павлик? 

– Каким вы представляете Котьку? 

– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?

– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)

в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”

– Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице?(Зачитать.)

– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)

– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

– Каким изобразил его автор?

– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)

– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)

– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)

– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)

– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой – сторожем)

г) чтение III части  (Развязка – логическое заключение).

– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)

– Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение дедушки.)

– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

– От чьёго имени ведётся рассказ?

Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.

Автор; Мама; Котька; Сторож.

Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?

(Необходимо выразить возмущение, строгость.)

– Какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа:

Радость

чувство удивления

досады

растерянности

плач

8. Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:

Стыдно сказать, а грех утаить.

Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

Правда дороже золота.

В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)

9. Подведение итогов

– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актерами: инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.

– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?

– Какую оценку поставите?

– С каким настроением вы заканчиваете урок?

– На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.

 

 

Автор Шестакова Елена Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2914
Номер материала 22016
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓