Главная / География / храм Крестовоздвижения в селе Дарна

храм Крестовоздвижения в селе Дарна




Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Истра

МОУ «Ивановская СОШ»




Районная краеведческая конференция

«Летопись родного края»











«Храм у дороги»

(Судьба храма Крестовоздвижения с.Дарна)











Работу выполнили ученицы 10 класса

МОУ «Ивановская СОШ»

Куницына Вероника

Руководитель: Куницына Н.В.


Агрогородок 2012г.

Содержание.


Введение………………………………………………. ……………2

I. История возникновения и становления села Дарна.

1.1. История села Дарна с 15 по 17 века…………………………….4

1.2.Село Дарна в системе Русской Палестины……………………..5

II. Храм у дороги .

2.1. Строительство храма Крестовоздвижения…………………….6

2.2. Московское разорение 1812 года…………………………….8

2.3. Царские визиты………………………………………………9

2.4. Строительство нового храма…………………………..……10

2.5. Не стоит село без праведника. …………………….….. 11

2.6. Годы великого перелома………………………………...... 12

2.7. Восстановление храма……………………………………...…….15

Заключение………………………………………………………..….17

Список литературы ……………………………………………… 18















-1-

Введение.

Цели: изучить историю возникновения села Дарна и храма Крестовоздвижения. Сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма и духовности невозможно привести Россию к возрождению.


Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам простых людей;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

4) познакомить с прекрасными людьми нашего края.


Методы:

- изучение литературы. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

- анализ документов. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксирует в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно.

Древняя подмосковная истринская земля. Село Дарна (фото 1). Огромный краснокирпичный красавец – храм, вознёсшийся на холме при дороге, венчает собой живописную долину, через которую видны вдалеке золотые купола храмов Нового Иерусалима. Возле храма стоят два креста. Это первое, что приковывает внимание входящего в просторную храмовую ограду. Высокие кресты из чёрного

-2-

камня и дерева на аккуратных, ухоженных могилах – то, с чего началось новая жизнь Крестовоздвиженской церкви, то что определяет её духовную суть. И вряд ли кого-нибудь удивит сегодня действующая церковь. Понемногу начинается как бы заново оцениваться и её назначение, и её смысл среди нашей суетной жизни.

Одна из десяти заповедей блаженства убеждает человека в наилучшем, кротком отношении к земле и людям. Не забыт Божьим благословением Истринский край, где веками кипела жизнь, сменялись поколения христиан.

Неужто в нас – ни веры, ни любви

Не отыскать – зови иль не зови ?

Неужто – ни Аллаха, ни Христа,

Ни храма, ни молитвы, ни креста,

Ни истины, ни крестного пути?

Неужто – и трава хоть не расти?

Ни прошлого, которое в чести,

Ни берега, к которому грести?

Ни совести, дабы произнести

В последний миг последнее «прости»?

Но есть надежда это обрести…..

Мы много раз с родителями, с бабушками и дедушками бывали в нашем храме. Часто к нам в школу приходит настоятель этого храма отец Константин. Он рассказывал нам об истории этих мест, о том, как трудно было храм поднять из руин. Казначей храма, Татьяна Георгиевна Васильева, постоянно передаёт в школьный музей и библиотеку книги. Многие ребята посещают Воскресную школу при храме. В современном мире многие забывают о духовности, нравственности, милосердии. Проходя или проезжая мимо храма по несколько раз в день, люди даже не замечают его величия и красоты. Мы решили рассказать о нашем красивом храме на краеведческой конференции.




-3-

I. История возникновения и становления села Дарна.

1.1. История села Дарна с 15 по 17 века.

Село Воздвиженское - Дарна - одно из древних поселений Истринского края.

Название могло возникнуть в связи со словом «дор» - свободное от леса место, либо от созвучного ему - «дар». В Средние века и позже речку Доренку именовали Даренка, Даринка, Доронка. Название села по-разному писалось в документах - Дорна, Дарно, Дорны. В цветистом словотворчестве народ выражал радостную для сердца красоту родного края. (фото 2)

В XV-XVII веках Дарна (Доренское) входила в огромный Московский уезд, поделенный на станы и волости. Поселения на левом берегу речки Доренки относились к Сурожскому стану(фото 3). Впервые Дарна упомянута в разъезжей грамоте 1490-1499 годов. Грамота устанавливала границу Доренского и Павловского: межа двух крупных владений проходила по Волоцкой дороге. Владельцем села назван Иван Иванович Товарков-Пушкин, приближенный великого князя Московского Ивана III (фото 4). По документам тех лет известны два селения с одинаковым названием Доренское. В 1451 году великая княгиня Софья, жена Василия Дмитриевича Московского, сына Дмитрия Донского, (фото 5) завешала свое село Доренское московскому Вознесенскому монастырю, в котором хоронили всех женщин великокняжеского дома. (фото 6) «Вторым» Доренским называлось одно из двух больших сел - Алексино или Еремеево.

Многие здешние села были частью огромных владений Пушкиных, получивших земли на Истре в середине XIV века за службу московским князьям. Царский дьяк Истома Захарьевич Карташев, служивший при Феодоре Иоанновиче(фото 7), выкупил деревню Дарну из казны, и она стала считаться его вотчиной - собственной, покупной землей. В 1609 году хозяин Дарны руководил обороной Москвы против Тушинского вора - Лжедмитрия II (фото 8). Сохранились наказы - письма Карташева соседу по вотчине, царскому дьяку Матюшкину, владельцу деревни Кашино. После гибели Истомы Карташева от рук сторонников самозванца его жена продала вотчину на Доренке.

Покупателем Дарны явился родственник Пушкиных - Федор Чеботов. Через некоторое время Чеботова постигла служебная катастрофа, и вотчину забрали в казну. С 1635 года Дарна числилась в государевых землях и поступила в раздачу как поместье.

-4-

Поместьями жаловали за царскую службу. Село поделили на три части между дворянами Л. Суминым, К. Трусовым и К. Жоховым. В 1640-х годах царский стольник Афанасий Федорович Боборыкин купил у Каллистрата Жохова половину Дарны. Вместе с соседом и совладельцем села князем Степаном Шаховским он устроил в Дарне пруд. В 1648 году Афанасий Боборыкин умер, оставив село своей жене Олене. Дарна перешла к новому владельцу, троюродному брату царя Алексея Михайловича Григорию Стрешневу. Несмотря на близкое родство с первыми царями из династии Романовых, Стрешневы не сидели в приказах, а ходили по сибирским рекам многие версты в поисках ценных металлов. Нашли медную руду на реке Тагил. В двух кожаных мешках она была отослана в Москву. Молодой царь Алексей Михайлович хвалил своих родственников, но казенных денег на строительство рудников и заводов не выделил.

Стрешнев продал Дарну стольнику Ивану Ивановичу Чаадаеву. Иван Чаадаев - видный царедворец, служил в посольствах, заключил «вечный мир» с Польшей, за что был пожалован огромной суммой в три тысячи серебряных ефимок. Ездил с престолонаследником Иоанном Алексеевичем по монастырям или оставался «ведать» Москву (фото 9). Умер Иван Чаадаев в 1696 году, его отпевал сам Патриарх Адриан. Известный русский философ и друг лицейской юности А.С. Пушкина, Петр Яковлевич Чаадаев - прямой праправнук последнего частного владельца Дарны. В 1658 году деревню купил для монастыря Патриарх Никон, носивший наравне с царем титул Великого Государя.(фото 10)



1.2. Село Дарна в системе русской Палестины.

«Палестина» - это образ благолепия и совокупность святынь. Строительство Нового Иерусалима было задумано как создание копий святых мест, о которых каждый православный человек знал по евангельским текстам. Патриархом Никоном и его сподвижниками были переименованы многие места по Истре. Здесь зазвучали палестинские названия. Патриарх Никон предвосхитил миссию подмосковного Нового Иерусалима как Духовного центра Православного мира. Он даже населил обитель на

-5-

берегу Истры сугубо православным, но разноплеменным людом: братство монастыря составили русские, украинцы, белорусы, литовцы, немцы, поляки, греки. Монастырь был построен на землях, купленных у воеводы Романа Федоровича Боборыкина.

Первое приобретение монастыря в 1656 году - село Воскресенское! За него и три деревни - Макрушу, Котельниково и Рычково - Роман Боборыкин получил от Патриарха Никона две тысячи рублей. В 1657 году Боборыкин продал монастырю Ивановское-Кашино за тысячу рублей. Вторая половина Ивановского была отписана монастырю безвозмездно, по царскому повелению. Наконец, в 1658 году Патриарх Никон выкупает из казны деревню Дорну за две тысячи рублей. Внезапно положение Патриарха и создаваемых им Русских Палестин резко переменилось: царь Алексей Михайлович открыто выступил против Патриарха Никона. Удалясь от царского гнева, Патриарх облекся в бедную монашескую одежду и почти безвыездно провел в Новом Иерусалиме восемь лет, занимаясь делами строительства. Сотни мастеров, и не только из России, а также крестьяне монастырской вотчины участвовали в строительстве самого большого собора на Руси - копии Иерусалимского храма Воскресения Христова. Село Дарна включено в общую систему Русских Палестин еще при Патриархе Никоне и названо Воздвиженским заранее. (Фото 11)






II. Храм у дороги .


2.1. Строительство храма Крестовоздвижения.

Первый деревянный храм в Дарне был посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Согласно замыслу Никона, он должен был стать последним, завершающим в череде великих праздников, в честь которых освящены престолы Нового Иерусалима. Деревянная постройка 1686 года (при Патриархе Иоасафе) обошлась недорого, гораздо больше стоили богослужебные книги, священные сосуды, иконостас.

-6-

Политические перемены в Московском царстве относительно мало касались жизни монастырских сел. Монастырь продолжал оставаться государством в государстве, как при Алексее Михайловиче, так и при Феодоре Алексеевиче, Петре I, Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне. Население и священники сельских храмов, ближайших к Новому Иерусалиму, чаще имели дело с монастырским начальством, чем с государственными чиновниками и Епархией. О первом храме Воздвижения Креста Господня, построенном в Дарне, не сохранилось сведений, и неизвестно, как он прекратил свое существование. В 1757 году на его месте был поставлен Петро-Павловский храм. Россией правила тогда Елизавета, дочь Петра I (фото12). У ее невестки - будущей Екатерины II, жены Петра III, к тому времени уже родился сын-наследник - он станет императором Павлом I (фото13). Посвящение храмов святым Петру и Павлу - одна из примет эпохи. Апостольские имена - особые для династии Романовых и в русской истории. Сохранение прежнего названия села, Воздвиженское-Дарна, было принципиально важно для священной топографии Русской Палестины.

В 1762 году священники сел Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (Вознесенское, Преображенское-Никулино, Воздвиженское-Дарна, Троицкое, Чернево-Назарет, Соколово) огласили своим прихожанам правительственный документ, который положил начало новому периоду истории. Это был указ Петра III о конфискации церковных земель. Вступив на трон, Екатерина II отменила указ, но вскоре поняла свою выгоду, и монастырские села стали «экономическими».

В 1796 голу на престол вступил император Павел I. Унаследовав от матери великую державу, «романтический» император, однако, захотел немедленно переменить всю административно-территориальную систему. Московская губерния была перекроена. Город Воскресенск из уездного превратился в заштатный. Ближайшие окрестности Новоиерусалимского монастыря вопреки традиции были присоединены к Рузскому уезду. Село Воздвиженское-Дарна неожиданно оказалось центром вновь учрежденной экономической волости. В Воздвиженскую волость входили ближние монастырские деревни, села и слободы, расположенные по рекам Песочной и Истре: Котельники, Макруша. Троицкое, Полево, Никулино.



-7-

2.2. Московское разорение 1812 года.


Отечественная война 1812 года не обошла стороной Воскресенскую округу. Крупных военных действий не было, но из разоренной Москвы и Звенигорода к монастырю приходили с целью грабежа французские отряды (фото 14- 15). 6 августа 1812 года, накануне занятия французами Москвы, в церковь Петра и Павла в Дарне был назначен 22-летний священник Петр Иванович Воскресенский. Благодаря оборонительным действиям прихожан церковь в Дарне не была разорена: «Церковь цела и неприятелем неприкосновенна, одежда и антиминс целы и невредимы. Церковная утварь спасена. Иконостас, в нем иконы в окладах, целы и невредимы», - гласит опись тех лет. Воинами-поселянами был защищен город Воскресенск. Сохранилось свидетельство одной из крепостных барина Соймонова: «Барин идти из Москвы в его имение Теплое на Нудоли. В Песочну пришли - слышен в Воскресенском за рекой шум, крик. Увидели женщину: «Скажи нам, голубушка, что за шум?» - «Это наши мужички с французами воюют, а что там у них делается, не знаю». А вот что вышло. Французам хотелось собор ограбить; да мужички, кто с топором, кто с вилами, давай их катать, а французы в них стрелять. Такая пошла война, но Господь помог, не захотел, чтобы нехристи монастырь ограбили. Французов было 500 человек, наших против них немного, да прибавлялось, - из разных деревень сбегались на шум».

В Звенигородской округе было убито, ранено и взято в плен более двух тысяч неприятелей. Несколько жителей города Воскресенска и сотенный села Лучинского Павел Иванов были награждены памятными медалями. Отличившиеся при обороне храмов священники награждались памятным крестом с надписью. Среди них находим и имя дарновского пастыря Петра Воскресенского. Год войны с Наполеоном привел к численному преобладанию женщин в русских деревнях, это связано с многочисленными рекрутскими наборами в ходе войны. Потом положение выровнялось: отслужив положенные 25 лет, уцелевшие солдаты вернулись в родные края.



2.3.Царские визиты.

В 1816 году император Александр I Благословенный вернулся в Россию из французского похода и 24 августа побывал в Новоиерусалимском монастыре. В 1817 году в сентябре царь еще раз посетил Русские Палестины. На сей раз, по дороге из Петербурга, расставшись с императрицей в Клину, Александр I совершил объезд городов, сел и монастырей, в том числе и Новоиерусалимского.(фото 16) Государь проехал 120 верст с остановками в Фоминском, Дютькове, Кубинском, Звенигороде, Воскресенском и других селах. Порядок встречи царя, следовавшего по заранее определенному маршруту, был изложен в специальном указе Московской духовной консистории. Священники всех посещаемых им храмов получили эти указания. Священник дарновского храма в списке церквей, ожидавших приезда государя, назван Петром Павловским. Ясно, что это все тот же Петр Иванович Воскресенский, который сменил фамилию по месту служения в церкви Петра и Павла. Такие перемены не редкость в среде русского приходского духовенства.

В августе 1861 года Новый Иерусалим посетил великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III (фото 17), с родным братом - великим князем Владимиром. Осмотрев монастырь, они отобедали в монастырской гостинице, как простые паломники, заплатив за щи и кашу шесть рублей. Ехали, как все, через станцию Крюково, проезжая Еремеево и Дарну. Большое значение для Дарны имело строительство Николаевской железной дороги, связавшей Москву и Петербург (фото 18). До постройки в 1900 году Виндаво-Рыбинской (Рижской) железной дороги она была единственной транспортной магистралью к северо-западу от Москвы. Дарна оказалась на пути от станции Крюково в Воскресенск. Путь по проселочной дороге протяженностью в 21 версту занимал не менее пяти часов. Пассажиров возили шестиместные линейки, тарантасы, брички и простые повозки. Дачники, которые потянулись в Воскресенск, иногда ехали на велосипедах. У храма в Дарне они делали остановку, здесь была двухэтажная церковная гостиница для паломников.

В первую субботу по Пасхе 12 апреля 1903 года Новый Иерусалим посетили император Николай II с супругой Александрой Федоровной и великий князь Сергей Александрович с Елизаветой Федоровной (фото 19- 20), преподобномученицей, основательницей Марфо-Мариинской обители в Москве. В том же году состоялось прославление в лике святых преподобного Серафима Саровского. Много потрудившийся для его прославления архимандрит Серафим (Чичагов) был назначен настоятелем Воскресенского монастыря. За год пребывания в этой должности архимандрит Серафим отреставрировал Воскресенский собор.

-9-

2.4. Строительство нового храма.

В Еремееве, возле уже каменной церкви Вознесения с приделом святителя Николая Чудотворца, стали делать остановку паломники, направлявшиеся в Новый Иерусалим. Доехав поездом до станции Крюково, второй остановки от Москвы, они нанимали в Крюкове извозчика и ехали до Еремеева. В Еремееве путников кормили. А последняя их остановка была в Воздвиженском-Дорне. Путь был не из легких, особенно в слякоть и дождь. В 1885 году молодой доктор и начинающий литератор А.П. Чехов(фото 21) сетовал на то, что половину пути «теленком» прошагал за экипажем. Полдневные дорожные мытарства забывались только в Дарне. Богомольцы, шедшие на моление в Новоиерусалимский монастырь, любовались с холма золотеющими вдали куполами Воскресенского собора.

Во время Великого поста с 25 на 26 марта 1893 года деревянная церковь в Дарне сгорела. Горе прихожан было безмерным. Приход храма немедленно подал прошение, испрашивая благословить строительство временного храма, на что получил утешительный ответ. План постройки был утвержден под № 3628 строительным отделом Московской Духовной консистории. Проект выполнен архитектором С. Крыгиным. Временный храм в честь святых апостолов Петра и Павла в том же году был пристроен к существовавшей в селе с 1890 года церковноприходской школе. Большое содействие в этом оказала помещица Анна Сергеевна Цурикова (фото22). Освящение храма и литургию совершил благочинный, протоиерей Звенигородского Успенского собора Иоанн Рождественский. Церковно- приходская школа с пристроенной церковью находилась на расстоянии 21 метра к западу от паперти существующей ныне колокольни. Общая длина здания составила 21 метр, ширина - 11 метров. Проект пятиглавого кирпичного храма был выполнен в 1895 году архитектором Сергеем Владимировичем Шервудом. Им были составлены чертежи, а также земельный план местности (фото23).

На плане показаны проектируемая каменная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, церковно-приходская школа с пристроенной к ней временной деревянной церковью, дома церковнослужителей, крестьянские дворы и дорога на Воскресенск( фото24). Крестьянские дворы располагались за дорогой,

-10

ведущей в Воскресенск. Местоположение дороги в настоящее время осталось неизменным. В донесении благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского от 9 февраля 1895 года в Московскую Духовную консисторию написано: «Место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дорне Звенигородского уезда удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма - есть церковный кирпичный завод, в настоящее время уже готово двести тысяч штук кирпича». Завод, предположительно, был расположен на участке спуска от церковно-приходской школы к реке, вдоль дороги. Место удобное, так как вода необходима при кирпичном производстве. Большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня с приделами святителя Николая Чудотворца и Вознесения Господня был построен к 1898 году.

После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства был освящен в 1900 году. (фото25- 26) Нарядный краснокирпичный храм с колокольней, в убранстве которого сразу узнавались черты «русского стиля», столь любимого в конце XIX века, всегда посещали потомки рода Шервудов. Фамилия Шервудов навсегда вписана в историю православной империи, великой России. Строительство храма в Дарне, таким образом, явилось продолжением семейного дела и подвижничества русских художников и архитекторов Шервудов. Кажется чудом, что историческая связь Крестовоздвиженского храма с потомками рода не прервалась. Наша современница Елена Павловна Шервуд бывает в гостях у настоятеля храма протоиерея Константина Волкова.


2.5. Не стоит село без праведника.

Первым из священников в храме Воздвижения Креста Господня, построенном в 1686 году, служил Федор Емельянов, в документах он упомянут в 1704 году. При описании Московского уезда в 1715-1716 годах учтено все население городов и сел и, впервые в русской истории, перечислены женщины. Упоминается церковный двор в

-11-

Дарне-Воздвиженском и священник Федор Тимофеев. Есть сведения, что пастырь из Дарны, скорее всего именно Федор Тимофеев, нашел клад из старинных драгоценных вещей и преподнес его царю. В храме Святых апостолов Петра и Павла (1757-1893) известны следующие священнослужители. В клировой ведомости 1788 года упомянут священник Андрей Феофилов. В 1801 году в селе Дарны Рузской округи в церкви Петра и Павла служил священник Федор Андреев. В 1812 году сюда был назначен священник Петр Воскресенский. В ревизской сказке от 22 февраля 1834 года говорится, что священник Петр Иванов в 1832 году выбыл в Богородский округ в церковь Параскевы, что на речке Березовке, запрещенный к священнослужению.

В 1834 году на освободившееся штатное место был назначен 56-летний священник Иаков Евфимьевич Богословский, вдовец. Священник Александр Иоаннович Невский поставлен 31 июля 1841 года и назначен на приход Петра и Павла в Дарне. После 1857 года его служение проходило в окрестностях Воскре- сенска, но уже в другом храме. В 1857 году священником церкви в селе Воздвиженское- Дарна был назначен 43-летний Яков Иванович Ключарев. Согласно ведомости за 1879 год, здесь служил настоятелем 51-летний священник Александр Иоаннов Понятский.

В каменном Воздвиженском храме (1895) первым служил его строитель, священник Лазарь Гниловский. В 1905 году священником церкви села Дарна, заведующим и законоучителем дарновской церковно-приходской школы был назначен Александр Добронравов, переведенный из Дмитровского уезда. Последним из священников в Дарне был 59-летний Алексей Яковлевич Соловьев. Он поступил на это место 1 ноября 1926 года, переводом из Омской губернии. Псаломщиком значился 44-летний Дмитрий Николаевич Алешин. Храм был закрыт в 1937 году, а иеромонах Михаил Филиппович Дубовенко арестован и расстрелян.


2.6. Годы великого перелома.

С 1929 года религиозная жизнь была строго ограничена церковной оградой. В 1930-х годах селения, некогда составлявшие приход церкви в селе Дарна, оказались

-12-

разделены между разными административными образованиями: Дарна, Ивановское, Алексино и Подпорино были отнесены к Ивано-Алексинскому сельсовету, а Кашино и Рычково - к Кашинскому. В то же время была построена асфальтированная дорога от Истры на Дарну и новый мост в Кашино. По Волоколамскому шоссе проходило одно из главных направлений наступления немецко-фашистских войск на Москву. (фото27)

16 ноября 1941 года к столице рвались две танковые и две пехотные дивизии немцев. Против 400 немецких танков и 1030 орудий силы 16-й армии генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского и 5-й армии генерала Л.Д. Лелюшенко смогли выставить лишь 150 легких танков и 757 орудий и минометов. Истру обороняла 78-я стрелковая дивизия под командованием полковника А.П. Белобородова (фото 28). 26 ноября она отступила на правый берег Истры и два дня героически обороняла город. За этот подвиг дивизию в тот же день переименовали в 9-ю гвардейскую. 28 ноября враг овладел Истрой. К вечеру немецкие танки и бронетранспортеры заняли Дарну и ближайшие деревни. Здесь бои с немцами вел 258-й стрелковый полк М.А. Суханова и другие части Красной армии. (фото 29)

Самыми страшными для мирного населения оказались последние двое суток перед приходом Красной армии. Жителям Истры приказали покинуть город, иначе грозил расстрел. Приказ немецкого командующего, составленный на ломаном русском языке, гласил, что «частное население переводится в сборный лагерь».(фото 30) Длинной вереницей потянулись по шоссе люди, неся на руках грудных детей и скудные пожитки. Некоторые колонны гоняли из деревни в деревню, пока не нашли им место в Дарницкой церкви.(фото 31)

В одном из декабрьских номеров районной газеты за 1943 год опубликовано воспоминание жительницы деревни Сокольники Е.М. Смирновой. «7 декабря немцы сожгли деревню, а жителям приказали идти в Истру, а оттуда в Новый Иерусалим и Лучинское. На следующий день их из Лучинского погнали обратно в Истру. Мы шли через город, не останавливаясь, нас гнали через Макрушу, Полево, Высоково. По пути немцы факелами поджигали дома и, издеваясь, спрашивали нас: «Красивое зрелище? Тепло вам?» Грабеж не прекращался. У учительницы К.К. Кореневской гитлеровцы сняли с ног валенки, от Высокова до Ивано-Алексина она шла по снегу в одних чулках.

-13-

Когда мы подошли к Ивано-Алексину, деревня уже выгорела. В ней не осталось ни одного дома. Нас погнали в Дарну. Обессилевшие люди еле держались на ногах. Тех, кто падал от усталости, конвойные пристреливали. Пригнав нас в Дарну, где от огня уцелела лишь церковь, конвойные скрылись. А еще два дня спустя в деревню вошла родная Красная армия». (фото32- 33-34) В результате артиллерийских обстрелов и бомбежек пострадал и Крестовоздвиженский храм: были снесены два купола и полностью разрушен третий ярус колокольни.

Прихожанка храма Надежда Дмитриевна Газева вспоминает: «Немцы гнали нас мимо Крестовоздвиженского храма, он хоть и не действующий был, а битком набит людьми, которые здесь спасались. Мы, ребятишки, оттуда пошли к моей старшей замужней сестре. У них в доме стоял австриец. Австриец пожалел нас, потому что много малых детей собралось, и показал жестами на корову, которая была у сестры, чтобы мы в сени ее поставили и загородили, чем могли. Мы так и сделали. Немцы пришли и выгнали нас из дома, повели в деревню Небогатково. А там - стрельба, мы в овраге отсиживались. Как стрельба стихла –пошли на хутор Храброво. Там нас поселили в столовой вместе с детдомовскими детьми. Так мы дождались наших. Вернулись к себе в деревню, а у нас - ни домика, ни сада, яблони все попилили. Да и не только у нас, всю деревню сожгли и прилегающие строения. Сарай только стоял. Мы стали жить в сарае, отделали его, прорубили окошки. У сестры была дочка маленькая, так мы ее пеленки на себе сушили. Голодно было, есть хотелось постоянно. А есть-то нечего: все сгорело, ничего ни у кого нет».

По свежим следам в газете «Вечерняя Москва» от 16 декабря 1941 года военный корреспондент Александр Бек (фото 35), в будущем известный писатель, также писал, что из мирных жителей Дарны, согнанных в церковь, собирались сделать живой шит для эсэсовской армии. Вскоре, 7 января 1942 года, все советские газеты опубликовали «Ноту комиссара иностранных дел В.М. Молотова о повсеместных грабежах и чудовищных зверствах германских властей на захваченных советских территориях». В ней говорилось о двух тысячах мирных жителей Истры, которые могли стать жертвами второй Хатыни.Партизаны из отряда, организованного на Тучковской прядильно-ткацкой фабрике (командир Александр Кокорин), сообщили о лагере в церкви командованию 9-й

-14-

гвардейской дивизии наступавшей Красной армии(фото 36). 10 декабря село Дарна было освобождено нашими разведчиками. При подготовке контрнаступления Жуков, взглянув на карту, где около Дарны были обозначены речушка и болото, решил направить сюда силы дивизии Народного ополчения. Зимой 1941 года здесь лежал глубокий снег, а транспорта у ополченцев не было, двигались своим ходом. Первый полк выдвинулся вперед, но не успел занять оборону, как был атакован и разбит. Тогда командование приказало собрать вместе все части, оснащенные техникой, конные подразделения 17-й кавалерийской казачьей дивизии, прибывшей с Урала, и 2-й кавалерийский корпус под командованием генерала Белова. «Нас бросили сюда, чтобы перекрыть территорию танкового прорыва, - вспоминает Борис Павлович. - Мороз, снег глубокий, лошадям по нему в атаку галопом скакать очень тяжело, а прикрытия никакого». С командой «Шашки вон!» и «Атака!» Борис Батурин дважды водил свой конный эскадрон в смертельный бой. На вопрос, было ли страшно, отвечает: «Некогда было испугаться. После тех двух атак мы остановили немецкие танки. Потери были большие - порядка 900 человек. В живых осталось около 220 бойцов нашего дивизиона, раненые на сорокаградусном морозе быстро замерзали».

2.7. Восстановление храма.

В послевоенные годы храм служил гаражом для техники(фото37). Потом в нем сделали кузню и ремонтную базу сельскохозяйственной техники. С уходом механизаторов бесхозное здание пустовало. Ребятишки тут играли в казаки-разбойники. Люди мимоходом заходили в храм, смотреть элементы фресок. На какое-то время его закрыли под хранилище удобрений. Потом освободили от химикатов и оставили опять нараспашку. Ветер гулял, ребятня бегала, хулиганила, надписи всякие писали на настенных фресках. На высоких сводах и под куполом красовалась роспись, а потом купол упал. В разные годы в храме побывали гробокопатели, все перекопав в поисках золота и серебра.

Под видом «охраны памятников» в начале 80 х годов прошлого века за счет взимания немалой части и без того скромных приходских прибылей была задумана перепись движимого церковного имущества, которое считалось переданным в безвозмездное

-15-

пользование Церкви. В рассказах прихожан есть упоминание о кирпичах и досках, завезенных на территорию Дарницкого храма для реставрационных работ. Однако обезглавленный, разоренный храм и в 1990 году взывал к человеческой совести. Начать его настоящее восстановление Бог дал церковной общине, созданной в 1991 году.

В 1992 году был образован Истринский церковный округ, выделившийся из Солнечногорского благочиния. Истринское благочиние возглавил протоиерей Георгий Тобалов, настоятель Покровской церкви и известный в Москве духовник. Батюшка привлекал к себе духовной зрелостью и любовью, кротким, тихим нравом, сердечной добротой и внимательностью ко всем людям. Среди тридцати трех батюшкиных избранников, для которых он был духовным наставником, - протоиерей Константин Волков в Дарне.(фото 38)

В 1991 году полуразрушенное здание храма Воздвижения Креста Господня было передано местному приходу Русской Православной Церкви. Дарницкой обшине нужен был священник, и один из местных жителей, Николай Иванович Храбров, обратился к Константину Волкову, чтобы этим священником стал он. Призыв терпящего бедствие храма отозвался в сердце будущего настоятеля: «Я увидел храм, он мне очень понравился, и я пообещал людям обязательно поднять его из руин, сколько бы лет и сил у меня это ни отняло». Батюшку легко понять теперь, когда видишь храм, возникший из мечты. А в начале 90-х даже его духовному наставнику благочинному Георгию Тобалову выбор показался непонятным.(фото 39-40)

Через много лет после начала строительно-восстановительных работ храм стоит как заново рожденный. Чем быстрее, с ветерком, подъезжаешь к Дарне, тем внезапнее встает в полный рост - вырастает до небес - величавый храм- победитель. Издали он напоминает пасхальную свечу на увитом цветами подсвечнике. Нарядный, стройный, пятиглавый, он кажется нерукотворным чудом, явленным в земной красоте.



-16-

Заключение.

С 1985 года Ермолинский сельский округ возглавляет Нина Владимировна Смирнова. Глава Администрации по велению сердца несет вахту памяти о тех, кто ценой своей жизни сохранил наши. В кругу ветеранов-односельчан Нина Владимировна вместе с отцом Константином является организатором и душой мероприятий в День Победы - это молебны, крестные ходы, митинги у креста, победные салюты возле храма. Это лишь часть богоугодных дел жителей Истринского края. Организовано шефство школьников над воинскими захоронениями.

Молодежный клуб «Истоки», который находится под патронатом главы Истринского района Анны Щербы, собирает материалы о войне, по крупицам восстанавливает историческую панораму битвы за Москву. 9 мая 1999 года клуб «Истоки» установил памятный знак песне «В землянке» в деревне Кашино. Землянку, где были написаны слова песни, оказывается, вырыли не солдаты, а тогда еще совсем юные сыновья Аграфены Осиповны Кузнецовой Михаил и Владимир.

Церковь Крестовоздвижения своими ранениями и возрождением заслужила звание Храма воинской славы, которому посвящено стихотворение:

Стоит в виду у всей округи

Неистребимо Божий храм.

Его гвоздили злые вьюги,

Лихим подвластные ветрам,

Но он, безвременное диво,

Здесь на века, как видно, встал,

Он и в руинах был красивым,

Христа собой напоминал.

Все в брачных ризах - сестры, братья,

Стряхнув с души тяжелый сон,

Мы станем слушать на закате

Вечерний звон...

Пасхальный звон!

Как благовест народной силы

И единения сердец:

Воспрянет духом вся Россия

И возродится наконец!





-17-

Список литературы:

1. «Дарна – частица Святой земли» М. Вега Принт 2009г.

2.Киселёва Т. «Цветы для святой Дарии». М «Отчий дом» 2008г.

3. «Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья» Москва 2004г.

4. «Жития Истринских новомучеников» 2007г.

5. В.Г.Глушаков «Монастыри Подмосковья» Москва «Вече» 2008 г.

6. «Славянская энциклопедия 17-18 в» Олма-Пресс 2004г.

7. «Истра 1941 г» М «Московский рабочий» 1985 г.

Источники:

Записки В.С.Кусова «Земли современной Москвы и окрестностей в 18 веке»

Большая биографическая энциклопедия

Архимандрит Леонид Кавелин «Историческое описание ставропигального Воскресенского монастыря»

Рукописи древнехранилища М.П. Погодина в Императорской Публичной библиотеке №1623

Донесение благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского

Холмогоровы В и Г «Исторические материалы о церквах и сёлах 16-18 в».









-18-

F:\Новая папка (52)\1277291418_101487384_2--38--.jpg

Фото 1. Село Дарна.

F:\Новая папка (52)\7_resizedto_800X600.jpg

Фото 2. Речка Дарёнка.

F:\Новая папка (52)\1849.jpg

Фото 3




F:\Новая папка (52)\Ivan_III_of_Russia_3.jpg

Фото 4. Иван 3.


F:\Новая папка (52)\4689901.jpg

Фото 5. Княгиня Софья.

F:\Новая папка (52)\0_2589b_95607010_XL.jpg

Фото 6. Вознесенский монастырь.

F:\Новая папка (52)\44475617_Fyodor_Ioannovich_.jpg

Фото 7. Фёдор Иоаннович.


F:\Новая папка (52)\613081262.jpg

Фото 8. Оборона Москвы от Лжедмитрия 2.

F:\Новая папка (52)\80948079_f7faa608a5cf.jpgФото 9. Иоанн Алексеевич.

F:\Новая папка (52)\1265191567_b_e20f11de11f86c3464f3e1ba7179f768.jpg

Фото 10. Птриарх Никон.

F:\Новая папка (52)\1.jpeg

Фото 12. Императрица Елизавета Петровна

F:\Новая папка (52)\mapb.jpg


Фото 11






F:\Новая папка (52)\473px-Rokotov_paul_1_as_child.JPG

Фото 13. Павел 1.

F:\Новая папка (52)\I-30-OBSCH-mos-f15_640.jpg

Фото 14. Пожар Москвы.

F:\Новая папка (52)\0_7d4ea_6059da52_XL.jpg

Фото 15. Французские отряды.


F:\Новая папка (52)\1614889_f260.jpg

Фото 16. Александр 1.

F:\Новая папка (52)\7.jpg

Фото 17. Князь Александр Александрович, будущий император Александр III.

F:\Новая папка (52)\800_51a664bd011361b5b36eab3fc212dcff.jpg

Фото 18. Николаевская железная дорога.

F:\Новая папка (52)\188241992145.jpg

Фото 19. Николай II с супругой.

F:\Новая папка (52)\d181d0bdd0b8d0bcd0bed0ba3.jpg

Фото 20. Посещение Николаем II Новоиерусалимского монастыря.

F:\Новая папка (52)\Shexov_m.jpg

Фото 21. А.П.Чехов.

F:\Новая папка (52)\pamyatnik-tsurikovoy-anne-sergeevne_316194.jpg

Фото 22. Памятник Цуриковой.


F:\Новая папка (52)\shervurd.jpg

Фото 23. Сергей Шервуд.

F:\Новая папка (52)\home4.jpg

Фото 24. План храма Крестовоздвижения.

F:\Новая папка (52)\0_3e7a1_56e1df3_XL.jpg

Фото 25. Храм Крестовоздвижения

F:\Новая папка (52)\phoca_thumb_l_4.jpg

Фото 26. Убранство храма.

F:\Новая папка (52)\karta-bitwa-istra.jpg

Фото 27.

F:\Новая папка (52)\98174674.jpg


Фото 28. А.П. Белобородов.

F:\Новая папка (52)\000035.jpg

Фото 29. А.П. Белобородов и Суханов.

F:\Новая папка (52)\foto_voyny_1032196.jpeg

Фото 30. Жители оккупированной территории.



F:\Новая папка (52)\0_2963f_f1f72e51_orig.jpg

Фото 31. Колонна беженцев.

F:\Новая папка (52)\12_Monastir_doroga.jpg

Фото 32. Окупированная Истра.

F:\Новая папка (52)\istra-1941--00.jpg

Фото 33. Немцы у стен монастыря.

F:\Новая папка (52)\istra-1942--01.jpg

Фото 34.

F:\Новая папка (52)\s4IZjA35860KmbA35xYch6pVG5wV9Z.jpg

Фото 3. Александр Бек .

F:\Новая папка (52)\phoca_thumb_l_5.jpg

Фото 36

F:\Новая папка (52)\0_3f013_8cf66107_XL.jpg

Фото 37. Разрушенный храм в с.Дарна.

F:\Новая папка (52)\phoca_thumb_l_8.jpg


F:\Новая папка (52)\phoca_thumb_l_17.jpg


Фото 38. Начало восстановительных работ.

F:\Новая папка (52)\phoca_thumb_l_44.jpg

Фото 39. Отец Константин и первые прихожане.

F:\Новая папка (52)\osv_krest.jpg

Фото 40.






























Приложение

храм Крестовоздвижения в селе Дарна
  • География
Описание:

Древняя подмосковная  истринская земля.  Село Дарна (фото 1).  Огромный краснокирпичный красавец – храм, вознёсшийся на холме при дороге, венчает собой живописную долину, через которую видны вдалеке      золотые купола храмов Нового Иерусалима.  Возле храма стоят два креста. Это первое, что приковывает внимание входящего в просторную  храмовую  ограду.  Высокие кресты  из  чёрного

-2-

камня и дерева на аккуратных, ухоженных могилах – то, с чего началось новая жизнь Крестовоздвиженской  церкви,  то что определяет её духовную суть. И вряд ли кого-нибудь удивит сегодня действующая церковь.  Понемногу  начинается как бы  заново оцениваться и её назначение, и её смысл среди нашей  суетной жизни.

      Одна из десяти заповедей блаженства убеждает человека в наилучшем, кротком отношении к земле и людям. Не забыт Божьим благословением Истринский край, где веками кипела жизнь, сменялись поколения христиан.

   Неужто в нас – ни веры, ни любви

   Не отыскать – зови иль не зови ?

   Неужто – ни Аллаха, ни Христа,

   Ни храма, ни молитвы, ни креста,

    Ни истины, ни крестного пути?

    Неужто – и трава хоть не расти?

    Ни прошлого, которое в чести,

    Ни берега, к которому грести?

    Ни совести, дабы произнести

    В последний миг последнее «прости»?

    Но есть надежда это обрести…..

 

    Мы много раз с родителями, с бабушками и дедушками бывали в нашем храме. Часто к нам в школу приходит настоятель этого храма отец Константин. Он рассказывал нам об истории этих мест, о том,  как трудно было храм поднять из руин. Казначей храма, Татьяна Георгиевна Васильева, постоянно передаёт в школьный музей и библиотеку книги.   Многие ребята посещают Воскресную школу при храме.   В современном мире многие забывают о духовности, нравственности, милосердии. Проходя или проезжая мимо храма по несколько раз в день, люди даже не замечают его величия и красоты.  Мы решили рассказать о нашем красивом храме на краеведческой конференции.

Автор Куницына Наталья Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1104
Номер материала 41427
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓