Главная / Музыка / Хотите быть умнее? Начинайте с музыки!

Хотите быть умнее? Начинайте с музыки!

ХОТИТЕ БЫТЬ УМНЕЕ? НАЧИНАЙТЕ С МУЗЫКИ!


Мой уважаемый читатель, друг и коллега! Есть одна почти волшебная
история из прошлого о маленькой девочке. Она обратилась к дядюшке с
просьбой показать, что у него в медальоне, который тот все время носил
на груди. Мужчина снял медальон и сказал: «Никому не показывал, а тебе
покажу». Открыл - там всего четыре ноты: соль-диез, си, фа-диез и ми.
«Верни мне медальон, все равно ты ничего не поймешь», - потребовал
взрослый. «Нет, дядюшка, я знаю, что там написано – «Я люблю вас!» -
возразила девочка. Всего четыре ноты - но как нужно было учить эту
девочку в провинциальной гимназии, чтобы она в двенадцать лет знала
ноты ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин!»
Так учили раньше. А что теперь? Этой статьей я хочу поднять вопрос о
влиянии музыки на развитие интеллектуальных способностей и личность
школьника. Парадокс наших дней заключается в том, что возможности
организма ребенка остаются неизменными, а знаний и умений от
современного ученика требуется несоизмеримо больше, чем в прежнее
время. Этим объясняется педагогическая тенденция к более раннему
интенсивному развитию и обучению: в практике все шире применяются
методы раннего развития, что касается и школьного обучения. Однако
следствием возросших, порой не совсем адекватных учебных нагрузок
являются стрессы, состояние повышенной тревожности, ухудшение детского
здоровья, с чем согласны не только многие учителя, но и
врачи-педиатры.

Существует утверждение, что интеллектуальная деятельность школьника обеспечивается четко скоординированной работой мозга, связанной с процессами восприятия и переработки информации. Обратившись к трудам психофизиологов, мы узнаем, что до восьми-девяти лет от момента рождения, в то время, когда формируется высшая нервно-психическая деятельность ребенка, вклад левого полушария в обеспечение
психологического функционирования гораздо меньше, чем правого. Но, к
моему глубокому сожалению, ведущие методы преподавания, в основном,
ориентированы как раз на левополушарное восприятие, что влечет за
собой отсутствие мотивации к учебной деятельности. Безусловно, это не
может не отражаться на эффективности учебного процесса, более того,
это пагубно сказывается на физическом и психическом здоровье
современных школьников. Да, уважаемые коллеги, жизнь требует от нас таких педагогических технологий, которые должны, в первую очередь, быть нацелены на более раннее обучение, обеспечить детям глубокие и качественные знания, создать интеллектуальную базу для последующего обучения и, наконец, они должны быть сориентированы на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать возрастные особенности. В связи с этим особого внимания заслуживают возможности использования в педагогике музыкального искусства. Вот всего один наглядный пример по теме нашего разговора. Думаю, мало,
кто из вас знает о том, что Жерар Депардье, всемирно известный
киноактер и ныне гражданин нашей страны, в начале своей карьеры
страдал от сильного заикания и плохой памяти. К счастью, на его
жизненном пути встретился врач, который определил у молодого актера
серьезные проблемы со средним ухом. Он прописал ему несколько месяцев
ежедневного слушания классической музыки - ошеломительный результат
всем известен. Потом он скажет: «До встречи с Томатисом я не мог
произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать
завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого
процесса мышления». Согласитесь, музыка и мысль неразделимы: вторая явилась из первой, и, на мой взгляд, нет ничего правильней, чем, развивая умственные способности школьника, обратиться к музыкальным истокам. С давних времен достоверно известно, что музыка воздействует на разные аспекты жизни и деятельности человека. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленным, что она оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление и даже уровень сахара в крови. По их данным, она может повысить или понизить мышечный тонус, стимулировать развитие эмоций, улучшить вербальные и арифметические способности, активизировать процессы восприятия и памяти, творческое мышление. Это достоверно установил еще И. Догель в девятнадцатом веке. Но разговоры на эту тему ведут начало из античных времен. Так, для древнегреческой медицины показательна связь музыки и здоровья человека. Великий Аристотель отмечал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис
снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей
медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий
врачеватель древности Авиценна, наряду с диетой, запахом и смехом,
называл мелодию «нелекарственным» способом исцеления и сильнейшим
средством профилактики нервно-психических расстройств. Да и
впоследствии, уже в двадцатом веке, известный русский хирург, академик
Б. Петровский во время сложных операций неизменно использовал музыку,
считая, что под ее действием человеческий организм начинает работать
более гармонично.

Поэтому мне непонятно отношение учителей других предметов, которые
порой заявляют: «Что у вас там, на музыке - сиди себе и пой». Я всегда
отвечаю так: главное, что мы делаем на своих уроках - воспитываем
культуру. Если вы хотите узнать, как развит и воспитан тот или иной
ученик, зайдите ко мне на урок. Тут дети не боятся получить
отрицательную оценку, а значит, более свободные, раскрепощенные и
независимые. В наши дни можно с уверенностью сказать, что специально
подобранная музыка способна оптимизировать деятельность мозга. Когда
речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные
воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень
важно, чтобы ребенок с рождения имел возможность слышать красивую,
богатую разнообразными звуками музыку. Благотворное влияние музыки на интеллектуальное развитие подтверждается многочисленными исследованиями зарубежных ученых. Так, профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как: повышение уровня читательских навыков,
повышение уровня речевых навыков, улучшение навыков, необходимых для
решения пространственных и временных задач, улучшение вербальных и
счетно-арифметических способностей, улучшение концентрации внимания,
улучшение памяти, улучшение моторной координации. Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) представила ряд положений относительно музыкального эффекта перемещения. Сразу уточню, что «эффектом перемещения» называют усовершенствование одной
познавательной способности или моторного навыка за счет
предшествующего изучения или практики в другой области. Обычный пример перемещения моторного навыка: умение ездить на велосипеде значительно облегчает процесс обучения катанию на коньках или другое действие, которое требует умения поддерживать равновесие при движении. Спайхигер указала, что эффекты перемещения между музыкой и учебными предметами наиболее вероятны, поскольку, как и множество других известных эффектов перемещения, основаны на подобиях между умственными и эмоциональными действиями.

В Калифорнийском университете был поставлен один довольно
показательный эксперимент. Были отобраны три группы студентов. Каждый
из них прошел IQ-тест на интеллект. Затем первая группа сидела в
полной тишине, вторую попросили слушать аудиокниги, а представители
третьей слушали классическую музыку. Затем тест на интеллект они
прошли повторно. Оказалось, что в первой группе результаты увеличились
на 14%, во второй - на 11%, а представители третьей контрольной группы
увеличили свои показатели в среднем на 62%. Впечатляет, не правда ли?
Эти выводы мировых ученых подтверждает и моя многолетняя
педагогическая практика. Я постоянно наблюдаю за тем, как
положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию детей,
активизируют их деятельность, стимулируют когнитивные процессы. Могу
уверенно заявить о том, что пение, музицирование, прослушивание музыки
неизменно пробуждают интерес к излагаемому материалу, развлекают,
успокаивают моих учеников, придают им силы. Дети, серьезно
занимающиеся музыкой, выгодно отличаются от своих сверстников: у них
более развиты процессы восприятия, памяти; речевые, орфографические и
вычислительные навыки; такие дети более дисциплинированны и
эмоциональны. Мыслительные процессы таких детей отличают более высокая скорость мышления, способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации.

Чем же можно объяснить такое воздействие? Все эксперименты по его
изучению основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на
мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. А для детей это
может означать формирование новых нейронных сетей, что оказывает
сильнейшее влияние на умственное развитие ребенка.
Первые опыты в этом направлении были проведены на лабораторных крысах.
В течение двух месяцев по двенадцать часов в сутки этих животных
принуждали к прослушиванию одной и той же классической музыки. А потом заметили, что крысы стали проходить лабиринт на 27% быстрее, чем те, что составляли контрольную группу и находились в тишине, и допускали
значительно меньше ошибок. У людей ученые исследовали музыкальное воздействие с помощью метода магниторезонансной томографии. Оказалось, что музыка – это единственный из известных нам видов творчества, затрагивающий оба полушария мозга единовременно. Как образно выразились исследователи, практически вся кора головного мозга «начинала светиться».

Эффект воздействия музыки на головной мозг человека в настоящее время доказан по двум направлениям: частоте самого звука и частоте смены
ритма. Во-первых, наукой установлено, что самый большой резонанс в
коре мозга получают звуки высокой частоты (от 3 000 до 8 000 Гц).
Считаю нужным отметить, что большинство классических произведений (к
примеру, творчество Моцарта) как раз такими частотами и насыщены.
Во-вторых, подтверждено, что наша нервная система имеет частоту ритма
20-30 секунд. Можно предположить, что наибольший резонанс в коре мозга
вызывают звуковые волны с такой же частотой. Американские
исследователи из штата Иллинойс, проанализировав частотные
характеристики произведений шестидесяти пяти композиторов на предмет
наличия звуковых волн такой частоты, поставили музыку Моцарта на
первое место. Этот феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали
- «эффект Моцарта».

Обобщая все вышесказанное, хочется повторить вслед за Гектором Берлиозом: «Музыка - самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств». Эти известные слова, сказанные почти два столетия назад, актуальны и по сей день. Изучение взаимодействия человека с музыкой продолжаются. Уже открыты связи между тем, что слушает человек, и свойствами его характера. Но главное, на мой взгляд, состоит в следующем: не смотря на то, что возможности использования музыкальных произведений в практике учителя требуют тщательного анализа и педагогического эксперимента, представляя собой обширное исследовательское поле. Уже сегодня, опираясь на собранные наукой факты, можно утверждать: влияние этого вида искусства на интеллектуальный рост детей благотворно и значимо - важно лишь понять, какую именно музыку и как часто нужно слушать.

Я надеюсь, мне удалось хотя бы немного убедить вас в волшебной силе
музыки. Эта статья - повод встретить среди вас единомышленников,
которые рискнут проводить такие эксперименты, а в дальнейшем будут
широко использовать музыку на своих уроках - и не только на открытых,
а в обычном учебном процессе. Пусть в наших школах станет традицией
создание классов художественно-эстетического воспитания. Пусть на
переменах звучит Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен! Пусть звонок на урок в
виде известного отрывка из классического балета или симфонии
мотивирует учащихся к активной познавательной деятельности! Я призываю
прислушаться к словам Михаила Семеновича Казиника, нашего знаменитого
лектора-искусствоведа, скрипача и педагога, который, открывая
Нобелевский концерт, сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали
первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии -
начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного
мышления!»

Хотите быть умнее? Начинайте с музыки!
  • Музыка
Описание:

Жизнь требует от нас таких педагогических технологий, которые должны, в первую очередь, быть нацелены на более раннее обучение, обеспечить детям глубокие и качественные знания, создать интеллектуальную базу для последующего обучения и, наконец, они должны быть сориентированы на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать возрастные особенности. В связи с этим особого внимания заслуживают возможности использования в педагогике музыкального искусства. 

 

Я призываю прислушаться к словам Михаила Семеновича Казиника, нашего знаменитого лектора-искусствоведа, скрипача и педагога, который, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии - начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!»

Автор Лемешева Эльза Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 340
Номер материала 26384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓