Главная / Классному руководителю / Холокост- Методические рекомендации для учителя

Холокост- Методические рекомендации для учителя

Челябинская область Верхнеуральский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснинская средняя общеобразовательная школа



Региональный этап Международного конкурса

«Память о Холокосте – путь к толерантности»



«Источники изучения Холокоста»



Как подготовить день памяти жертв Холокоста

(Методические рекомендации для учителя)



hello_html_659ec059.jpg



Работу выполнила:

Горбань Наталья Анатольевна

Учитель музыки и МХК

Первой категории

МОУ Краснинская СОШ











2014 год

Содержание



  • Введение . . . . . . . . . . 3

  • Цели и задачи обучения . . . . . . . 4

  • Дни памяти жертв Холокоста в международном контексте . . 5

  • Методологические принципы . . . . . . 7

  • Практические образовательные стратегии . . . . 9

  • Заключение . . . . . . . . . 13

  • Дополнительная справочная и другая информация . . . 14


































Введение

В методических рекомендациях рассматривается то, как планировать мероприятия в память о жертвах Холокоста по случаю ежегодного Дня памяти жертв Холокоста.

В связи с существованием антисемитизма и в связи с тем, что в некоторых регионах нашей страны и в государствах-участниках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) антисемитизм распространяется с новой силой, нельзя допустить дискриминации, противодействие антисемитизму. Нужно расширять деятельности государства в сфере образования в вопросах Холокоста.

Национал-социалистическая Германия создала бюрократически организованный механизм для систематического массового уничтожения европейских евреев. Создание такой машины убийства, которая не только уничтожила миллионы, но и использовала их останки в промышленных целях, явилось поворотным моментом в истории человечества.

Беспрецедентный характер Холокоста оказывает влияние на будущее всего человечества. Изучая историю Холокоста и других случаев геноцида, учащиеся поймут, что такие преступления могут произойти вновь и пострадают евреи или другие народы. Эти преступления могут быть совершены одной группой людей против другой, и они могут быть не идентичными, но схожими. Учащиеся узнают об ответственности людей в гражданском обществе, которая заключается в том, чтобы открыто выражать свое несогласие, предотвращать и прекращать геноцид, где бы он не имел место.

Методические рекомендации для педагогов, рассматривающее существующие подходы к предоставлению школьникам общей информации о Холокосте, можно составить на основе материалов, находящихся на указанных в конце данного документа веб-сайтах.

Цели и задачи

При проведении Дня памяти жертв Холокоста перед учителями и перед учащимися стоят следующие задачи:

Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них;

Осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах,

спасителях и освободителях;

Признание того, что Холокост стал поражением, как для всей

цивилизации, так и для стран, которые напрямую в нем участвовали;

Лучшее понимание прошлого;

Получение новых знаний об историческом наследии данной области,

региона и страны;

Осознание опасности, которую несет существование радикальных,

экстремистских движений и тоталитарных режимов;

Повышение уровня осведомленности о существующих на сегодняшний

день формах антисемитизма, ксенофобии и всех видах нетерпимости;

Привлечение внимания к другим случаям геноцида;

Формирование уважительного отношения к правам человека, в

особенности, к правам меньшинств;

Стимулирование критического мышление и любознательности; и

Повышение уровня личной ответственности каждого как гражданина

демократического общества.















Дни памяти жертв Холокоста в международном контексте

«Холокост был систематическим, основанным на бюрократических процедурах, утвержденным государством преследованием и убийством примерно шестимиллионов евреев, осуществленным нацистским режимом и его сторонниками».

«Холокост» - это слово из греческого языка, означающее «жертва

всесожжения». Нацисты, пришедшие к власти в Германии в январе1933 года, считали, что немцы имеют«расовое превосходство» над другими народами и что евреи«недостойны жить». Во время Холокоста нацисты также преследовали и другие группы, считая их «нижестоящей расой»: цыган, инвалидов, а также некоторые славянские народы поляков, русских и других. Некоторые группы подвергались преследованию по политическим и поведенческим мотивам, среди таких групп коммунисты, социалисты и др.» Мемориальный музей Холокоста в США.

В январе2000 года 46 правительств, в том числе 41 государство-участник ОБСЕ, подписали Декларацию Стокгольмского международного форума по Холокосту, отметив, что «Холокост» основательно подорвал устои цивилизации. Беспрецедентный характер Холокоста всегда будет иметь вселенское значение. Спустя полвека он остается событием, когда оставшиеся в живых могут все еще свидетельствовать о тех ужасах, которые выпали на долю еврейского народа. Ужасные страдания многих миллионов других жертв нацизма также оставили неизгладимый след по всей Европе.

Мы берем на себе обязательство чтить память жертв Холокоста и почитать тех, кто боролся против Холокоста. Мы будем развивать разные формы увековечения памяти его жертв, включая ежегодный День памяти жертв Холокоста в наших странах.

Некоторые страны стали отмечать День памяти жертв Холокоста сравнительно недавно, тогда как в других государствах такие дни– давно существующая традиция. В День памяти жертв Холокоста правительства организуют и проводят официальные церемонии и специальные заседания парламента. Такие мероприятия широко освещаются местной, национальной и международной прессой.

hello_html_m27f9a53d.jpg





















В октябре 2002 года министры образования государств-участников Совета Европы приняли резолюцию о том, что во всех школах их стран следует проводить «День памяти», призванный почтить память жертв Холокоста.

Кроме того, на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи в ноябре 2005 года ООН приняла решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста.








Методологические принципы

Мероприятия, призванные почтить память погибших, не должны и не могут заменить изучение исторических событий. Ритуалы, призванные почтить память, такие как музыкальные номера, чтение текстов и имен жертв, имеют ограниченное воздействие, даже если они проводятся ежегодно.

Рhello_html_15ef263c.jpgекомендуется проводить мероприятия, в центре которых истории реальных

людей, чьи имена или лица известны, или их можно узнать в ходе исследования например, евреи, которые раньше жили в этом городе или районе, бывшие учителя или студенты школы. Если уделять особое внимание именам, лицам и жизни жертв Холокоста, это будет способствовать возрождению чувства собственного достоинства всех тех, кого убили. Представляя жертв как членов местных общин с давно существующими традициями, а не в виде статистических данных количества погибших в газовых камерах или захороненных в общих могилах, учителя могут передать многоцветное покрывало жизни евреев в Европе в период между двумя войнами.

Учителя должны поощрять учащихся демонстрировать личную инициативу и брать на себя ответственность за организацию соответствующих их возрасту мероприятий в рамках изучения разнообразных предметов, таких как музыка, драматическое искусство, литература, история, теология, философия и другие дисциплины. Приветствуются постановки пьес, чтение имен жертв и текстов, таких как дневники, проведение по инициативе учащихся экскурсий к местам, где происходили эти трагические события, выставок и других программ.

День памяти жертв Холокоста также может стать возможностью собраться всей школой для получения значимого образовательного опыта. Администрация школы, учителя и школьники могут также воспользоваться этой возможностью для того, чтобы рассмотреть и обдумать произошедшие в их окружении за последний год случаи ксенофобии, расизма и антисемитизма.

Учащимся можно дать задание написать исследовательскую работу о геноциде и преступлениях против человечества, об опасности тоталитаризма и воспитательных мер по предотвращению геноцида в будущем.

hello_html_25916d7e.jpg

























Практические образовательные стратегии

Перед тем, как начинать подготовку учащихся к проведению мероприятий, призванных почтить память погибших, учителям самим следует получить больше информации об этом сложном предмете, а также обменяться опытом с коллегами, которые посещали образовательные семинары для учителей, посвященные Холокосту и проведению Дней памяти. Во всех случаях учителям следует хорошо подготовиться к проведению дней памяти жертв Холокоста. Учителя, в целом, лучше знают своих учеников, и потому их подход к проведению дней памяти жертв Холокоста должен быть основан на собственной оценке потребностей и способностей своих учеников.

Многие преподаватели, проводя со школьниками образовательные мероприятия, призванные почтить память жертв Холокоста, привлекают к этой работе местные власти, неправительственные организации, СМИ и общественные учреждения.

В рамках Дня памяти жертв Холокоста можно организовать чтение имен жертв и поэтические чтения, просмотр фильмов, посещение выставок, обмен мнениями среди студентов после посещения мемориальных мест, связанных с Холокостом, или музея Холокоста, можно поставить спектакль или организовать выступление со специально сочиненными песнями.

Преподаватели могут проведение во время организуемых ими церемоний и других мемориальных мероприятий минуты молчания. Краткий период молчания может дать учащимся возможность обратиться к своим внутренним чувствам и мыслям о произошедшем во время Холокоста, однако, такая минута молчания не должна подменять собой процесс обучения или заменять проведение мероприятия, посвященного Дню памяти.


Посещение исторических мест, мемориалов, музеев

Очень эффективными для понимания учащимися того, что произошло, могут быть обучающие экскурсии по историческим местам, имеющим отношение к Холокосту, таким как бывшие места массового уничтожения и концентрационные лагеря. Кроме того, посещение классами музеев, где есть относящиеся к Холокосту экспонаты, мемориалов и образовательных центров может также дать ученикам особую возможность узнать больше об этом предмете. Преподавателям следует заранее хорошо подготовиться к таким экскурсиям по историческим местам Холокоста и/или походам в музеи. После таких экскурсий рекомендуется провести со школьниками обсуждение и организовать дополнительные дискуссии.

Такие экскурсии не обязательно должны проводиться именно в День памяти жертв Холокоста, но опыт участия в них поможет школьникам понять важность мемориальных мероприятий, и такой опыт можно впоследствии связать с мероприятиями, проводящимися в День памяти.

Самонаблюдение учащихся

Развитию творческих навыков и самовыражения могут способствовать письменные задания с целью подумать над проведенной в классе работой. Такие задания также могут стимулировать любознательность школьников. Стимулом к рассмотрению связанных с Холокостом тем могут стать конкурсы сочинений, которые полезны как для учителей, так и для учащихся. Необходимо учитывать то, что некоторые учащиеся могут пожелать держать при себе свои чувства в отношении этого вызывающего сильные эмоции сложного предмета.

Использование в мероприятиях современных технологий

Использование современных технологий может быть весьма эффективным инструментом для организации мероприятий, призванных почтить память жертв Холокоста. Например, организация дискуссии в рамках Интернет форума для школьников, которые прочли одну и ту же книгу или текст на разных языках, или проведение молодежной видеоконференции на национальном или международном уровне может успешно содействовать развитию дискуссии о значении дней памяти жертв Холокоста. Кроме того, такое виртуальное обсуждение может способствовать более глубокому осознанию учащимися своей принадлежности к международному сообществу.

История края

Проекты, связанные с историей края, такие как мемориальные экскурсии в родном городе, могут способствовать тому, чтобы школьники чувствовали связь с историей того города, где они живут. Исследуя историю своей местности, учащиеся могут узнать о том значении, которое до Холокоста еврейская культура имела для многих городов Европы, а также о том, как на еврейское население городов постепенно налагались ограничения, пока евреев не депортировали в лагеря смерти и не убили.

Исследовательские задания

Учителя и учащиеся могут осуществлять различные исследовательские проекты о Холокосте.

В исследовательских проектах в рамках проведения Дня памяти жертв Холокоста также могут рассматриваться такие вопросы как: Как День памяти жертв Холокоста отмечается в вашей стране и в других странах? Отмечается ли эта дата в один день или в разные, и почему были определены именно такие даты? Чем знаменательна эта дата? Чем знаменательна дата 27 января? Какие другие даты можно было выбрать?


Восстановление кладбищ

Преподаватели могут рассмотреть возможность организации в своей местности исследовательского проекта, завершением которого в День памяти жертв Холокоста станет внеклассная работа по восстановлению и уборке еврейских кладбищ и мест захоронения.

Уход за местными памятниками

Поддержание состояния памятника является эффективным способом, с помощью которого школьники могут продемонстрировать ответственность перед обществом. Когда учащиеся участвуют в проекте по уходу за местным памятником, можно их попросить рассмотреть различные вопросы, такие как:

Какому конкретному событию посвящен этот памятник? Есть ли еще

имеющие отношение к этому событию люди, с которыми школьники могут

встретиться, или об опыте которых можно узнать из письменных и видео источников?

Когда был установлен этот памятник, и как это характеризует почитание местной общиной памяти жертв Холокоста? Школьникам можно порекомендовать поговорить с людьми, имеющими отношение к истории самого памятника.

Учащиеся также могут изучать художественные или архитектурные характеристики памятника. Кто его автор? Что он выражает? Как этот монумент соотносится с другими памятниками? Какой изобразительный язык используется в этом монументе, и как он отражает время, в которое он был создан?

Школьникам можно дать задание нарисовать их собственный проект памятника, призванного увековечить произошедшее в этой общине событие, имеющее отношение к Холокосту.


Социальные акции

В числе социальных акций могут быть следующие: развешивание на остановках общественного транспорта плакатов на тему увековечивания памяти погибших; исследование мест, где проходила депортация или где когда-то жили евреи; обращение к местным властям с предложением совместной работы с целью создания мемориальных мест.

Заключение

Уже в ближайшие несколько лет останется очень немного очевидцев, которые могут лично рассказать о своем опыте и воспоминаниях о Холокосте. Когда последние из тех, кто пережил Холокост, будут рассказывать о своем прошлом, учителя вместе со своими учениками могут построить «мосты памяти», чтобы обеспечить то, чтобы уроки Холокоста не были забыты. Надо надеяться, что данное пособие по подготовке дней памяти жертв Холокоста окажется полезным для учителей при выполнении ими этой важной миссии.


hello_html_1571ee1c.jpg































Дополнительная справочная и другая информация

Дальнейшую информацию касательно обоснования причин для проведения занятий на тему Холокоста, а также рекомендации по тому, как подходить к изучению этой темы, можно найти на веб-сайте:

http://www.holocausttaskforce.org.

Учебные планы и другие ресурсы также можно найти в Интернете, в центрах и библиотеках педагогических ресурсов. Смотрите такие сайты:

Яд ва-Шем:

http://www.yadvashem.org

ОБСЕ/БДИПЧ:

http://www.osce.org/odihr

Совет Европы:

http://www.coe.int/T/E/Cultural_Co-operation/education/Teaching_Remembrance

Эриннерн- Австрия:

http://www.erinnern.at

Мешеленский Музей депортации и сопротивления – Бельгия:

http://www.cicb.be

Терезинский музей – Чешская Республика:

http://www.pamatnik-terezin.cz

Центр документации современного еврейства – Франция:

http://www.cdjc.org

Мемориальные музеи в Германии, посвященные жертвам национал-социализма – Германия:

http://www.topographie.de

Мемориалы памяти жертв нацистского режима – Германия:

http://www.memorial-museums.net

Дом борцов гетто («Бейт Лохамей ха-геттаот») – Израиль:

http://gfh.org.il

Фонд«Центр документации современных исследований еврейства» - Италия:

http://www.cdec.it

Международная комиссия по рассмотрению преступлений нацистского и

советского оккупационных режимов – Литва:

http://www.komisija.lt

Дом Анны Франк – Нидерланды:

http://www.annefrank.org

Государственный музей Освенцима-Биркенау – Польша:

http://www.auschwitz.org.pl

Российский фонд«Холокост» – Российская Федерация:

http://www.holofond.ru

Форум Живой истории – Швеция:

http://www.levandehistoria.org

Украинский центр изучения истории Холокоста – Украина:

http://www.holocaust.kiev.ua

Британский День памяти жертв Холокоста – Великобритания:

http://www.holocaustmemorialday.gov.uk

Образовательный фонд Холокоста – Великобритания:

http://www.het.org.uk

Имперский музей войны – Великобритания:

http://www.iwn.org.org.uk/lambeth/holoc-ex1.htm

Лицом к лицу с историей и с собой – Соединенные Штаты Америки:

http://www.facinghistory.org

Центр Симона Визеншталя – Соединенные Штаты Америки:

http://www.wiesenthal.com

Фонд визуальной истории «Пережившие Шоа» – Соединенные Штаты

Америки:

http://www.vhf.org

Мемориальный музей Холокоста в Соединенных Штатах – Соединенные Штаты Америки:

http://www.ushmm.org

15



Холокост- Методические рекомендации для учителя
  • Классному руководителю
Описание:

В  методических рекомендациях  рассматривается  то,  как  планировать  мероприятия в память о жертвах Холокоста по случаю ежегодного Дня памяти жертв Холокоста.

Цели и задачи

При  проведении  Дня  памяти  жертв  Холокоста  перед  учителями  и  перед учащимися стоят следующие задачи:

•  Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них;

•  Осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах,

спасителях и освободителях;

•  Признание того, что Холокост стал поражением, как для всей

цивилизации, так и для стран, которые напрямую в нем участвовали;

•  Лучшее понимание прошлого;

•  Получение новых знаний об историческом наследии данной области,

региона и страны;

•  Осознание опасности, которую несет существование радикальных,

экстремистских движений и тоталитарных режимов;

•  Повышение уровня осведомленности о существующих на сегодняшний

день формах антисемитизма, ксенофобии и всех видах нетерпимости;

•  Привлечение внимания к другим случаям геноцида;

•  Формирование уважительного отношения к правам человека, в

особенности, к правам меньшинств;

•  Стимулирование критического мышление и любознательности; и

•  Повышение уровня личной ответственности каждого как гражданина

демократического общества.

 

 

Автор Горбань Наталья Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 653
Номер материала 48019
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓