Инфоурок Химия Другие методич. материалыХимия и охрана окружающей среды

Химия и охрана окружающей среды

Скачать материал

ХИМИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Программа элективного курса по выбору учащихся 11 классов

Богданова Альфия Асадулловна, учитель химии второй квалификационной категории МАОУ «СОШ № 50»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

Целью экологизации химии в школе является получение знаний и воспитание учащихся в направлении удовлетворения потребностей человека при минимальном нарушении природных взаимосвязей и взаимодействий. Каждое поколение должно уметь решать собственные задачи, сохраняя имеющиеся ресурсы для последующего поколения.

Лучшим средством для решения этих задач является программа краеведения. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как курс включает характеристику основных объектов природы, проблем родного края. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Краеведение вовлекает учащихся самостоятельно в исследовательскую работу, раскрывает перед ними своеобразие родного края, красоту его природы и воспитывает любовь к нему. Краеведческие работы, особенно если они приобретают практическое значение, повышают авторитет школы, сильнее связывают школу с жителями окружающей территории.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является накопление тяжелых  металлов появляющихся путем сжигания топлива. В золе оставшейся после сжигания одной тонны каменного угля в среднем содержится 200г цинка, 300г кобальта,700г никеля, 400г урана, 100г свинца; в золе нефти обнаруживается до 65%  ванадия, ртуть, мышьяк.

Городской транспорт так же представляет собой один из основных источников загрязнения   воздуха. В выхлопных выбросах  автомобилей содержатся оксиды азота NO(II),  NO2(IV) , угарный газ СО(II) , углеводороды.

Курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес  к естественно-научным дисциплинам в целях организации предпрофильной подготовки. Знания и умения, полученные на занятиях курса, помогут в выборе профессии, поступлению в ВУЗы на факультеты химической технологии.

Задачи:

1.            углубление, расширение знаний учащихся о составе, строении, свойствах веществ, их взаимодействиях на окружающую среду;

2.            раскрытие механизмов биогеохимических процессов в природном круговороте элементов;

3.            формирование умений самостоятельно получать знания;

4.            совершенствование экспериментальных умений;

5.            привлечение учащихся к исследовательской работе по изучению экологических проблем.

Содержательные элементы: освоение понятий и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач, проблем.

Технология обучения: игровые технологии.

Методы обучения:

1.            репродуктивный

2.            практический

3.            наглядно-иллюстративный

4.            самостоятельные работы

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы организации обучения: беседы, деловые игры, практические занятия, семинары.

Критерии оценок ожидаемых результатов: защита творческих работ.

Отслеживание динамики интереса: анкеты, тесты, ответы на вопросы.

Формы отчетности для учащихся: защита рефератов, творческих работ на научно-практической конференции.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

После изучения элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» учащиеся должны:

знать о химических проблемах окружающей среды, мониторинг состояния окружающей среды, классификация загрязнений, стандарты качества окружающей среды, виды и методы очистки веществ; эколого-химические аспекты энергетики, экологический мониторинг воздуха; технологию очистки воды, рациональное использование и охрану водных ресурсов.

уметь проводить опыты; определять загрязнение воздуха по снежному покрову методом лихеноиндикации; анализировать результаты наблюдаемых опытов; высказывать предложения о возможных результатах эксперимента, определять рН раствора, обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, оформлять результаты наблюдений и опытов.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (3 часа).

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния окружающей среды. Взаимодействие в системе производства «окружающая среда». Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий. 

Тема №1. Загрязнители и их источники (5 часов).

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Экологическое нормирование: учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на окружающую среду. Стандарты качества окружающей среды. Стационарные и нестационарные источники. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Тема №2. Эколого-химические аспекты энергетики (6 часов).

Эколого-химические аспекты энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья.

Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития.

Автомобильный транспорт и экологические проблемы.

Электромобиль: имеет ли он будущее.

Тема №3. Воздух и его охрана (6 часов).

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, свинец, ртуть)

Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог.

Загрязнение атмосферы. Радиационное загрязнение. Электромагнитное загрязнение  бытовым мусором  Проблема промышленных отходов.

Способы очистки газообразных выбросов. Экологическое нормирование качества окружающей среды. Экологический мониторинг воздуха. Охрана атмосферы. Региональные программы по охране атмосферы.

Практическая работа №1.

«Определение загрязнений воздуха по почвенному покрову»

Практическая работа №2.

«Определение загрязнений воздуха методом учета транспортных средств»

Практическая работа №3.

«Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикации)»

Тема №4. Вода и ее охрана (9 часов).

Распределение воды на земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе.

Состав воды. Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода.

Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение воды; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором). Методы обработки воды.

Практическая работа №4.

«Определение рН воды при помощи индикаторов»

Экскурсия на тему:  «Очистные сооружения города».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Названия тем

Кол-во часов

В том числе

Формы              

       организации

Лекции

Экскур-сия

Прак-тика

 

Введение

3

3

 

 

Урок-лекция, беседа, дискуссии.

1.

Загрязнители и их источники

5

5

 

 

Урок-лекция, урок-семинар, дискуссии.

2.

Эколого-химические аспекты энергетики

6

6

 

 

Урок-семинар, урок-лекция, дискуссии.

3.

Воздух и его охрана

9

6

 

3

Урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, дискуссии.

4.

Вода и ее охрана

9

7

1

1

Урок-лекция, беседа, дискуссия, урок-семинар, урок-практикум, экскурсия.

5.

Подготовка рефератов, научно-исследовательских работ по теме: «Химия и окр. среда»

1

1

 

 

Индивидуальная работа.

6.

Итоговое занятие

1

1

 

 

Урок-конференция, защита  рефератов, научно-исследова-тельских работ.

Всего часов:

34

28

1

4

 

 

На основе реализации данного курса четко определяются следующие выводы:

1.            Учащимися приобретаются знания о химических проблемах окружающей среды, видах и методах очистки веществ,  охрана водных ресурсов родного края.

2.            Идет  формирование исследовательских навыков и практических умений учащимися в области состояния окружающей среды и влияния на здоровье человека.

3.            Происходит использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Богдановский Г.А. Химическая экология. – М.: Издательство московского университета, 2001.-201с.

2.                 Беспамятнов Г.П. Предельно-допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. – Л.: Химия, 2002.-150с.

3.                 Воробьев С.А. Земледелие. – М.: Агропромидат,2001.-288с.

4.                 Добровальский Г.В., Гриминка Л.А. Охрана почв. – М.: МГУ, 2003.-346с.

5.                 Жуков А.И. Методы очистки производственных сточных вод. – М.: Стройиздат, 1999.-350с.

6.                 Ильин В.Б. Тяжелые металлы в системе почва – растение. -Новосибирск,2003.-149с.

7.                 Крикунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. – М.: Дрофа,1995.-70с.

8.                 Самигуллин Г.Х., Багавиев И.И., Гафурова Э.Л. Профилизация экологического образования школьников. – Н.Ч.: ИНПО, 2004.-55с.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Химия и охрана окружающей среды"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ХИМИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Программа элективного курса по выбору учащихся 11 классов

Богданова Альфия Асадулловна, учитель химии второй квалификационной категории МАОУ «СОШ № 50»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

Целью экологизации химии в школе является получение знаний и воспитание учащихся в направлении удовлетворения потребностей человека при минимальном нарушении природных взаимосвязей и взаимодействий. Каждое поколение должно уметь решать собственные задачи, сохраняя имеющиеся ресурсы для последующего поколения.

Лучшим средством для решения этих задач является программа краеведения. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как курс включает характеристику основных объектов природы, проблем родного края. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Краеведение вовлекает учащихся самостоятельно в исследовательскую работу, раскрывает перед ними своеобразие родного края, красоту его природы и воспитывает любовь к нему. Краеведческие работы, особенно если они приобретают практическое значение, повышают авторитет школы, сильнее связывают школу с жителями окружающей территории.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является накопление тяжелых  металлов появляющихся путем сжигания топлива. В золе оставшейся после сжигания одной тонны каменного угля в среднем содержится 200г цинка, 300г кобальта,700г никеля, 400г урана, 100г свинца; в золе нефти обнаруживается до 65%  ванадия, ртуть, мышьяк.

Городской транспорт так же представляет собой один из основных источников загрязнения   воздуха. В выхлопных выбросах  автомобилей содержатся оксиды азота NO(II),  NO2(IV) , угарный газ СО(II) , углеводороды.

Курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес  к естественно-научным дисциплинам в целях организации предпрофильной подготовки. Знания и умения, полученные на занятиях курса, помогут в выборе профессии, поступлению в ВУЗы на факультеты химической технологии.

Задачи:

1.           углубление, расширение знаний учащихся о составе, строении, свойствах веществ, их взаимодействиях на окружающую среду;

2.           раскрытие механизмов биогеохимических процессов в природном круговороте элементов;

3.           формирование умений самостоятельно получать знания;

4.           совершенствование экспериментальных умений;

5.           привлечение учащихся к исследовательской работе по изучению экологических проблем.

Содержательные элементы: освоение понятий и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач, проблем.

Технология обучения: игровые технологии.

Методы обучения:

1.           репродуктивный

2.           практический

3.           наглядно-иллюстративный

4.           самостоятельные работы

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы организации обучения: беседы, деловые игры, практические занятия, семинары.

Критерии оценок ожидаемых результатов: защита творческих работ.

Отслеживание динамики интереса: анкеты, тесты, ответы на вопросы.

Формы отчетности для учащихся: защита рефератов, творческих работ на научно-практической конференции.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

После изучения элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» учащиеся должны:

знать о химических проблемах окружающей среды, мониторинг состояния окружающей среды, классификация загрязнений, стандарты качества окружающей среды, виды и методы очистки веществ; эколого-химические аспекты энергетики, экологический мониторинг воздуха; технологию очистки воды, рациональное использование и охрану водных ресурсов.

уметь проводить опыты; определять загрязнение воздуха по снежному покрову методом лихеноиндикации; анализировать результаты наблюдаемых опытов; высказывать предложения о возможных результатах эксперимента, определять рН раствора, обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, оформлять результаты наблюдений и опытов.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (3 часа).

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния окружающей среды. Взаимодействие в системе производства «окружающая среда». Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий. 

Тема №1. Загрязнители и их источники (5 часов).

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Экологическое нормирование: учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на окружающую среду. Стандарты качества окружающей среды. Стационарные и нестационарные источники. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Тема №2. Эколого-химические аспекты энергетики (6 часов).

Эколого-химические аспекты энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья.

Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития.

Автомобильный транспорт и экологические проблемы.

Электромобиль: имеет ли он будущее.

Тема №3. Воздух и его охрана (6 часов).

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, свинец, ртуть)

Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог.

Загрязнение атмосферы. Радиационное загрязнение. Электромагнитное загрязнение  бытовым мусором  Проблема промышленных отходов.

Способы очистки газообразных выбросов. Экологическое нормирование качества окружающей среды. Экологический мониторинг воздуха. Охрана атмосферы. Региональные программы по охране атмосферы.

Практическая работа №1.

«Определение загрязнений воздуха по почвенному покрову»

Практическая работа №2.

«Определение загрязнений воздуха методом учета транспортных средств»

Практическая работа №3.

«Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикации)»

Тема №4. Вода и ее охрана (9 часов).

Распределение воды на земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе.

Состав воды. Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода.

Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение воды; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором). Методы обработки воды.

Практическая работа №4.

«Определение рН воды при помощи индикаторов»

Экскурсия на тему:  «Очистные сооружения города».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Названия тем

Кол-во часов

В том числе

Формы              

       организации

Лекции

Экскур-сия

Прак-тика

 

Введение

3

3

 

 

Урок-лекция, беседа, дискуссии.

1.

Загрязнители и их источники

5

5

 

 

Урок-лекция, урок-семинар, дискуссии.

2.

Эколого-химические аспекты энергетики

6

6

 

 

Урок-семинар, урок-лекция, дискуссии.

3.

Воздух и его охрана

9

6

 

3

Урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, дискуссии.

4.

Вода и ее охрана

9

7

1

1

Урок-лекция, беседа, дискуссия, урок-семинар, урок-практикум, экскурсия.

5.

Подготовка рефератов, научно-исследовательских работ по теме: «Химия и окр. среда»

1

1

 

 

Индивидуальная работа.

6.

Итоговое занятие

1

1

 

 

Урок-конференция, защита  рефератов, научно-исследова-тельских работ.

Всего часов:

34

28

1

4

 

 

На основе реализации данного курса четко определяются следующие выводы:

1.           Учащимися приобретаются знания о химических проблемах окружающей среды, видах и методах очистки веществ,  охрана водных ресурсов родного края.

2.           Идет  формирование исследовательских навыков и практических умений учащимися в области состояния окружающей среды и влияния на здоровье человека.

3.           Происходит использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Богдановский Г.А. Химическая экология. – М.: Издательство московского университета, 2001.-201с.

2.                Беспамятнов Г.П. Предельно-допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. – Л.: Химия, 2002.-150с.

3.                Воробьев С.А. Земледелие. – М.: Агропромидат,2001.-288с.

4.                Добровальский Г.В., Гриминка Л.А. Охрана почв. – М.: МГУ, 2003.-346с.

5.                Жуков А.И. Методы очистки производственных сточных вод. – М.: Стройиздат, 1999.-350с.

6.                Ильин В.Б. Тяжелые металлы в системе почва – растение. -Новосибирск,2003.-149с.

7.                Крикунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. – М.: Дрофа,1995.-70с.

8.                Самигуллин Г.Х., Багавиев И.И., Гафурова Э.Л. Профилизация экологического образования школьников. – Н.Ч.: ИНПО, 2004.-55с.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 892 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация: Техника безопасности в кабинете химии
  • Учебник: «Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.
  • Тема: Практическая работа № 10. Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ УДАЛИТЬ
  • 03.10.2020
  • 618
  • 8
«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.04.2015 911
    • DOCX 24.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богданова Альфия Асадулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Богданова Альфия Асадулловна
    Богданова Альфия Асадулловна
    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 1791
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 477 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 656 человек

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе