Главная / Химия / Химия и охрана окружающей среды

Химия и охрана окружающей среды

ХИМИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Программа элективного курса по выбору учащихся 11 классов

Богданова Альфия Асадулловна, учитель химии второй квалификационной категории МАОУ «СОШ № 50»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

Целью экологизации химии в школе является получение знаний и воспитание учащихся в направлении удовлетворения потребностей человека при минимальном нарушении природных взаимосвязей и взаимодействий. Каждое поколение должно уметь решать собственные задачи, сохраняя имеющиеся ресурсы для последующего поколения.

Лучшим средством для решения этих задач является программа краеведения. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как курс включает характеристику основных объектов природы, проблем родного края. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Краеведение вовлекает учащихся самостоятельно в исследовательскую работу, раскрывает перед ними своеобразие родного края, красоту его природы и воспитывает любовь к нему. Краеведческие работы, особенно если они приобретают практическое значение, повышают авторитет школы, сильнее связывают школу с жителями окружающей территории.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является накопление тяжелых металлов появляющихся путем сжигания топлива. В золе оставшейся после сжигания одной тонны каменного угля в среднем содержится 200г цинка, 300г кобальта,700г никеля, 400г урана, 100г свинца; в золе нефти обнаруживается до 65% ванадия, ртуть, мышьяк.

Городской транспорт так же представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота NO(II), NO2(IV) , угарный газ СО(II) , углеводороды.

Курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес к естественно-научным дисциплинам в целях организации предпрофильной подготовки. Знания и умения, полученные на занятиях курса, помогут в выборе профессии, поступлению в ВУЗы на факультеты химической технологии.

Задачи:

  1. углубление, расширение знаний учащихся о составе, строении, свойствах веществ, их взаимодействиях на окружающую среду;

  2. раскрытие механизмов биогеохимических процессов в природном круговороте элементов;

  3. формирование умений самостоятельно получать знания;

  4. совершенствование экспериментальных умений;

  5. привлечение учащихся к исследовательской работе по изучению экологических проблем.

Содержательные элементы: освоение понятий и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач, проблем.

Технология обучения: игровые технологии.

Методы обучения:

  1. репродуктивный

  2. практический

  3. наглядно-иллюстративный

  4. самостоятельные работы

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы организации обучения: беседы, деловые игры, практические занятия, семинары.

Критерии оценок ожидаемых результатов: защита творческих работ.

Отслеживание динамики интереса: анкеты, тесты, ответы на вопросы.

Формы отчетности для учащихся: защита рефератов, творческих работ на научно-практической конференции.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

После изучения элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» учащиеся должны:

знать о химических проблемах окружающей среды, мониторинг состояния окружающей среды, классификация загрязнений, стандарты качества окружающей среды, виды и методы очистки веществ; эколого-химические аспекты энергетики, экологический мониторинг воздуха; технологию очистки воды, рациональное использование и охрану водных ресурсов.

уметь проводить опыты; определять загрязнение воздуха по снежному покрову методом лихеноиндикации; анализировать результаты наблюдаемых опытов; высказывать предложения о возможных результатах эксперимента, определять рН раствора, обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, оформлять результаты наблюдений и опытов.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (3 часа).

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния окружающей среды. Взаимодействие в системе производства «окружающая среда». Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Тема №1. Загрязнители и их источники (5 часов).

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Экологическое нормирование: учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на окружающую среду. Стандарты качества окружающей среды. Стационарные и нестационарные источники. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Тема №2. Эколого-химические аспекты энергетики (6 часов).

Эколого-химические аспекты энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья.

Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития.

Автомобильный транспорт и экологические проблемы.

Электромобиль: имеет ли он будущее.

Тема №3. Воздух и его охрана (6 часов).

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, свинец, ртуть)

Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог.

Загрязнение атмосферы. Радиационное загрязнение. Электромагнитное загрязнение бытовым мусором Проблема промышленных отходов.

Способы очистки газообразных выбросов. Экологическое нормирование качества окружающей среды. Экологический мониторинг воздуха. Охрана атмосферы. Региональные программы по охране атмосферы.

Практическая работа №1.

«Определение загрязнений воздуха по почвенному покрову»

Практическая работа №2.

«Определение загрязнений воздуха методом учета транспортных средств»

Практическая работа №3.

«Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикации)»

Тема №4. Вода и ее охрана (9 часов).

Распределение воды на земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе.

Состав воды. Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода.

Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение воды; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором). Методы обработки воды.

Практическая работа №4.

«Определение рН воды при помощи индикаторов»

Экскурсия на тему: «Очистные сооружения города».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Названия тем

Кол-во часов

В том числе

Формы

организации

Лекции

Экскур-сия

Прак-тика


Введение

3

3



Урок-лекция, беседа, дискуссии.

1.

Загрязнители и их источники

5

5



Урок-лекция, урок-семинар, дискуссии.

2.

Эколого-химические аспекты энергетики

6

6



Урок-семинар, урок-лекция, дискуссии.

3.

Воздух и его охрана

9

6


3

Урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, дискуссии.

4.

Вода и ее охрана

9

7

1

1

Урок-лекция, беседа, дискуссия, урок-семинар, урок-практикум, экскурсия.

5.

Подготовка рефератов, научно-исследовательских работ по теме: «Химия и окр. среда»

1

1



Индивидуальная работа.

6.

Итоговое занятие

1

1



Урок-конференция, защита рефератов, научно-исследова-тельских работ.

Всего часов:

34

28

1

4




На основе реализации данного курса четко определяются следующие выводы:

  1. Учащимися приобретаются знания о химических проблемах окружающей среды, видах и методах очистки веществ, охрана водных ресурсов родного края.

  2. Идет формирование исследовательских навыков и практических умений учащимися в области состояния окружающей среды и влияния на здоровье человека.

  3. Происходит использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богдановский Г.А. Химическая экология. – М.: Издательство московского университета, 2001.-201с.

  2. Беспамятнов Г.П. Предельно-допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. – Л.: Химия, 2002.-150с.

  3. Воробьев С.А. Земледелие. – М.: Агропромидат,2001.-288с.

  4. Добровальский Г.В., Гриминка Л.А. Охрана почв. – М.: МГУ, 2003.-346с.

  5. Жуков А.И. Методы очистки производственных сточных вод. – М.: Стройиздат, 1999.-350с.

  6. Ильин В.Б. Тяжелые металлы в системе почва – растение. -Новосибирск,2003.-149с.

  7. Крикунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. – М.: Дрофа,1995.-70с.

  8. Самигуллин Г.Х., Багавиев И.И., Гафурова Э.Л. Профилизация экологического образования школьников. – Н.Ч.: ИНПО, 2004.-55с.






Химия и охрана окружающей среды
  • Химия
Описание:

ХИМИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Программа элективного курса по выбору учащихся 11 классов

Богданова Альфия Асадулловна, учитель химии второй квалификационной категории МАОУ «СОШ № 50»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

Целью экологизации химии в школе является получение знаний и воспитание учащихся в направлении удовлетворения потребностей человека при минимальном нарушении природных взаимосвязей и взаимодействий. Каждое поколение должно уметь решать собственные задачи, сохраняя имеющиеся ресурсы для последующего поколения.

Лучшим средством для решения этих задач является программа краеведения. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как курс включает характеристику основных объектов природы, проблем родного края. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Краеведение вовлекает учащихся самостоятельно в исследовательскую работу, раскрывает перед ними своеобразие родного края, красоту его природы и воспитывает любовь к нему. Краеведческие работы, особенно если они приобретают практическое значение, повышают авторитет школы, сильнее связывают школу с жителями окружающей территории.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является накопление тяжелых  металлов появляющихся путем сжигания топлива. В золе оставшейся после сжигания одной тонны каменного угля в среднем содержится 200г цинка, 300г кобальта,700г никеля, 400г урана, 100г свинца; в золе нефти обнаруживается до 65%  ванадия, ртуть, мышьяк.

Городской транспорт так же представляет собой один из основных источников загрязнения   воздуха. В выхлопных выбросах  автомобилей содержатся оксиды азота NO(II),  NO2(IV) , угарный газ СО(II) , углеводороды.

Курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес  к естественно-научным дисциплинам в целях организации предпрофильной подготовки. Знания и умения, полученные на занятиях курса, помогут в выборе профессии, поступлению в ВУЗы на факультеты химической технологии.

Задачи:

1.           углубление, расширение знаний учащихся о составе, строении, свойствах веществ, их взаимодействиях на окружающую среду;

2.           раскрытие механизмов биогеохимических процессов в природном круговороте элементов;

3.           формирование умений самостоятельно получать знания;

4.           совершенствование экспериментальных умений;

5.           привлечение учащихся к исследовательской работе по изучению экологических проблем.

Содержательные элементы: освоение понятий и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач, проблем.

Технология обучения: игровые технологии.

Методы обучения:

1.           репродуктивный

2.           практический

3.           наглядно-иллюстративный

4.           самостоятельные работы

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы организации обучения: беседы, деловые игры, практические занятия, семинары.

Критерии оценок ожидаемых результатов: защита творческих работ.

Отслеживание динамики интереса: анкеты, тесты, ответы на вопросы.

Формы отчетности для учащихся: защита рефератов, творческих работ на научно-практической конференции.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

После изучения элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» учащиеся должны:

знать о химических проблемах окружающей среды, мониторинг состояния окружающей среды, классификация загрязнений, стандарты качества окружающей среды, виды и методы очистки веществ; эколого-химические аспекты энергетики, экологический мониторинг воздуха; технологию очистки воды, рациональное использование и охрану водных ресурсов.

уметь проводить опыты; определять загрязнение воздуха по снежному покрову методом лихеноиндикации; анализировать результаты наблюдаемых опытов; высказывать предложения о возможных результатах эксперимента, определять рН раствора, обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, оформлять результаты наблюдений и опытов.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (3 часа).

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния окружающей среды. Взаимодействие в системе производства «окружающая среда». Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий. 

Тема №1. Загрязнители и их источники (5 часов).

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Экологическое нормирование: учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на окружающую среду. Стандарты качества окружающей среды. Стационарные и нестационарные источники. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Тема №2. Эколого-химические аспекты энергетики (6 часов).

Эколого-химические аспекты энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья.

Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития.

Автомобильный транспорт и экологические проблемы.

Электромобиль: имеет ли он будущее.

Тема №3. Воздух и его охрана (6 часов).

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, свинец, ртуть)

Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог.

Загрязнение атмосферы. Радиационное загрязнение. Электромагнитное загрязнение  бытовым мусором  Проблема промышленных отходов.

Способы очистки газообразных выбросов. Экологическое нормирование качества окружающей среды. Экологический мониторинг воздуха. Охрана атмосферы. Региональные программы по охране атмосферы.

Практическая работа №1.

«Определение загрязнений воздуха по почвенному покрову»

Практическая работа №2.

«Определение загрязнений воздуха методом учета транспортных средств»

Практическая работа №3.

«Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикации)»

Тема №4. Вода и ее охрана (9 часов).

Распределение воды на земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе.

Состав воды. Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода.

Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение воды; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором). Методы обработки воды.

Практическая работа №4.

«Определение рН воды при помощи индикаторов»

Экскурсия на тему:  «Очистные сооружения города».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Названия тем

Кол-во часов

В том числе

Формы              

       организации

Лекции

Экскур-сия

Прак-тика

 

Введение

3

3

 

 

Урок-лекция, беседа, дискуссии.

1.

Загрязнители и их источники

5

5

 

 

Урок-лекция, урок-семинар, дискуссии.

2.

Эколого-химические аспекты энергетики

6

6

 

 

Урок-семинар, урок-лекция, дискуссии.

3.

Воздух и его охрана

9

6

 

3

Урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, дискуссии.

4.

Вода и ее охрана

9

7

1

1

Урок-лекция, беседа, дискуссия, урок-семинар, урок-практикум, экскурсия.

5.

Подготовка рефератов, научно-исследовательских работ по теме: «Химия и окр. среда»

1

1

 

 

Индивидуальная работа.

6.

Итоговое занятие

1

1

 

 

Урок-конференция, защита  рефератов, научно-исследова-тельских работ.

Всего часов:

34

28

1

4

 

 

На основе реализации данного курса четко определяются следующие выводы:

1.           Учащимися приобретаются знания о химических проблемах окружающей среды, видах и методах очистки веществ,  охрана водных ресурсов родного края.

2.           Идет  формирование исследовательских навыков и практических умений учащимися в области состояния окружающей среды и влияния на здоровье человека.

3.           Происходит использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Богдановский Г.А. Химическая экология. – М.: Издательство московского университета, 2001.-201с.

2.                Беспамятнов Г.П. Предельно-допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. – Л.: Химия, 2002.-150с.

3.                Воробьев С.А. Земледелие. – М.: Агропромидат,2001.-288с.

4.                Добровальский Г.В., Гриминка Л.А. Охрана почв. – М.: МГУ, 2003.-346с.

5.                Жуков А.И. Методы очистки производственных сточных вод. – М.: Стройиздат, 1999.-350с.

6.                Ильин В.Б. Тяжелые металлы в системе почва – растение. -Новосибирск,2003.-149с.

7.                Крикунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. – М.: Дрофа,1995.-70с.

8.                Самигуллин Г.Х., Багавиев И.И., Гафурова Э.Л. Профилизация экологического образования школьников. – Н.Ч.: ИНПО, 2004.-55с.

 

 

 

Автор Богданова Альфия Асадулловна
Дата добавления 03.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 1447
Номер материала 59184
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓