Химические свойства средних солей
Цели: исследовать
химические свойства солей; формировать навыки и умения проведения химического
эксперимента и анализа наблюдаемых явлений; совершенствовать умения составлять
уравнения химических реакций, делать выводы и обобщения.
Оборудование: на столах наборы
реактивов и химической посуды, необходимые для опытов; таблица растворимости
оснований, кислот и солей, фломастеры для каждой группы, инструкции по технике
безопасности.
Тип урока: практическое получение
знаний.
Форма работы: урок-проект.
Девиз урока: «Услышу – забуду, увижу -
запомню, сделаю сам – пойму!»
Ход урока
I.
Организация
класса
Объединение
учащихся класса в четыре группы: «Металлы» , «Щелочи», «Кислоты», «Соли».
Инструктаж
по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами.
Тема,
девиз и план урока записаны на доске.
1.
Организация
класса(3 мин)
2.
«Мозговой
штурм»(5 мин)
3.
Работа
над проектом(20 мин)
4.
Презентация
мини-проектов(12 мин)
5.
Общие
выводы о работе групп. Оценивание работы групп (5 мин)
II.
Актуализация
опорных знаний
«Мозговой штурм»
Составить
как можно больше формул солей ( карбонатов, сульфатов, хлоридов, нитратов,
сульфидов, сульфитов, фосфатов, силикатов.)
III.
Формирование
проблемы проекта: экспериментальное изучение химических свойств солей
Каждая группа получает задание (на карточках) исследовать,
как взаимодействуют соли с другими веществами, и , используя учебник,
дополнительную литературу и необходимые таблицы, создать мини-проект в виде
плаката.
Правила работы в группе:
ᵡ
уважать друг
друга;
ᵡ
слушать;
ᵡ
помогать;
ᵡ
быть
толерантным;
ᵡ
думать;
ᵡ
быть
активным.
Задание
для групп
Группа «Металлы»
Исследовать
взаимодействие солей с металлами.
Дано:
железный гвоздь, гранулы цинка, толстая медная проволока, растворы сульфата
меди (II), сульфата железа (II).
Группа
«Щелочи»
Исследовать
взаимодействие солей со щелочами.
Дано:
растворы сульфата меди(II), сульфата
железа (III), хлорида натрия, гидроксида
калия.
Группа
«Кислоты»
Исследовать
взаимодействие солей с кислотами
Дано:
растворы
карбоната натрия, хлорида бария, хлорида натрия, серной кислоты.
Группа
«Соли»
Исследовать
взаимодействие солей между собой.
Дано:
раствор хлорида натрия, нитрата бария, сульфата натрия, серной кислоты.
IV.
Выполнение
проекта
ᵡ выполнение эксперимента;
ᵡ обсуждение эксперимента и запись уравнений реакции;
ᵡ черновое оформление проекта;
ᵡ создание презентации проекта в виде плаката.
V.
Презентация
мини-проектов
1.
Взаимодействие
солей с металлами
Группа исследовала взаимодействие солей с металлами.
Выяснили, что не все металлы реагируют с солями.
1)
CuSO4 + FeSO4 = FeSO4 + Cu (красный налет на поверхности гвоздя) ;
2)
CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu (красный налет на поверхности гранул) ;
3)
FeSO4
+ Cu ≠ (не
взаимодействует).
Вывод: соли взаимодействую с
металлами при условии, что металл – более активен, чем тот, который входит в
состав соли.
2.
Взаимодействие
солей со щелочами
Группа исследовала взаимодействие
солей со щелочами
Выяснили, что не все соли реагируют
со щелочами.
1)
CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4 (выпал голубой осадок) ;
2)
Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3↓ + 3K2SO4 (выпал бурый осадок) ;
3)
NaCl + KOH ≠ (не взаимодействует).
Вывод: растворы солей реагируют со щелочами
с образованием нового основания и новой соли, одна из которых нерастворима в
воде и образует осадок.
3.
Взаимодействие
солей с кислотами
Группа исследовала взаимодействие солей с кислотами.
Выяснили, что не все соли взаимодействуют с кислотами.
1)
Na2CO3
+ H2SO4 = Na2SO4 + H2O +
CO2↑ (бурное выделение газа) ;
2)
BaCl2
+ H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl (выпадает белый осадок) ;
3)
NaCl + H2SO4 ≠ (реакция не происходит).
Вывод: соли взаимодействуют с
кислотами, если образуется осадок или выделяется газ.
4.
Взаимодействие
солей между собой
Группа исследовала взаимодействие солей между собой.
Выяснили, что соли не всегда взаимодействуют между
собой.
1)
NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3 (выпадает белый осадок) ;
2)
Ba(NO3)2
+ Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaNO3 (выпадает белый осадок) ;
3)
NaCl + Ba(NO3)2 ≠ (не взаимодействует).
Вывод: соли взаимодействуют между
собой если образуется осадок.
VI.
Общие
выводы о химических свойствах солей на основе мини-проектов, созданных
учащимися
VII.
Подведение
итогов урока. Оценивание работы групп
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.