«Почему калмыки больше ценят серебро, чем золото и платину»
Рыбакова Анна Владимировна, учитель химии и географии МКОУ
«Воробьёвская СОШ Приютненский район»
В одной сказочной Вселенной обитал
необычный народ. Этот народ делился на роды и касты. Простой люд относился к
роду Сферичных (14 великанов-воинов), были они просты и бесхитростны,
быстры в реакциях и послушны приказам вышестоящих начальников. На них просто
было повлиять и они легко отдавали все до последней нитки, даже если их и не
просили об этом. Великан по имени Цезий был самым крупным и таким
взрывоопасным, что приходил в ярость на свежем воздухе.
Люди другого рода (30 торговцев из рода Восьмеричных),
были побогаче и похитрее. Они также могли, но очень неохотно, расстаться со
своим добром, отдать его более сильному соседу из своего рода, но чаще
отбирали последнее у людей рода Сферичных и даже у людей из рода
Четырехлистных. Среди людей рода Восьмеричных были отшельники, они
ничего не хотели от жизни, жили в изоляции и ни с кем не общались. Было также
племя, и не пастухи и не торговцы, т. е., или пастухи-воины, или, просто
торговцы, в зависимости от того, с представителем какого рода они вступали во
взаимодействие. Самым крупным феодалом в этом роде являлся Фтор, он мог
отобрать скот даже у Кислорода, который являлся главным сборщиком дани!
Люди из третьего рода Четырехлистных
(32 хана) были знатны, богаты, властны и ни в чем не нуждались. Многие из них
– близнецы. Они все владели воинским искусством, но могли также заниматься
благотворительностью. Очень любили образовывать союзы, ассоциации и
октаэдрические комплексы. В союзе с другими участниками становились
ускорителями реакций в дипломатических переговорах между племенами. Еще одна
характерная особенность представителей рода Четырехлистных – страсть к
ярким цветам. Среди них был самый жалостливый хан – Гидраргирум, и самый
твердый и непреклонный хан – Вольфрам.
Над всеми этими жителями обитало 28 воинственных
божеств из рода Лотосовидных. Лотосоноиды – бесстрашные воины, все они
реагировали с водой с образованием элементарного водорода и гидроксида металла.
Обычные обитатели их не видели, но все знали об их существовании. Эти божества
были многоликими, легко превращались в других, мгновенно вступали в реакции,
щедро одаривали благами людей, но могли принести и непоправимый вред.
Все бодхисатвы, начиная с 93-го номера
(Нептуний), в природе не встречались и концентрировались в специальных храмах и
монастырях.
И вот, в одном ханском роде Четырехлистных
родились на свет три принцессы: Цаган Алтн (платина), Алтн
(золото) и Цаган Менгн (серебро). Росли девочки дружно, ни с кем не
спорили, ни с кем не воевали, всегда были доброжелательны и милы, красивы и
степенны. Первая была белая, самая строгая и ответственная, вторая была
желтая, очень красивая и спокойная, а третья – белая, как старшая сестра,
добрая, отзывчивая, веселая и простая.
Однажды на землю людей спустилась тьма. Люди
страдали от мрака, холода и злых духов. И решили сестры помочь людям.
«Я буду помогать ханам и правителям, я
старшая, и достойна быть с самыми лучшими людьми!» - сказала Цаган Алтн.
«А я хочу принести радость богатым людям,
любуясь на мою красоту, они забудут на время о своих невзгодах. Во мне они
увидят тепло и блеск своего божества, создателя всего живого на земле!» -
сказала Алтн.
Цаган Менгн
ничего не сказала, а поспешила к людям. Она бесстрашно становилась на защиту
от темных сил и дурного глаза, жизненных невзгод и болезней. Защищала мужчин и
женщин после смерти в загробном царстве Эрлик Номин-хана от змей. На шее,
кистях и поясах в виде серебряных монет оберегала людей от зла. Ею осыпали
молодоженов во время свадебного танца. Цаган Менгн была подарком
новорожденному ребенку в качестве серебряной монеты с пожеланием долгой жизни:
"Пусть он будет счастлив и долговечен подобно этой серебряной монете
" ("Эн цаган менглэ эдл монк наста бат кишгта болтха").
Вплеталась в девичью косу в виде оберега и создавала мелодичный звон при ходьбе
и танце. У калмыцких богатырей Цаган Менгн опоясывала бюшмюд поясом,
стоящим целое состояние, и охраняла покой кинжала. У калмыцких красавиц она
была серьгами, похожими на овечью или змеиную голову, или похожими на головки
степных цветов, на сердце, на седло.
Но это еще не все, во время болезней
серебряной монетой стали делать массаж детям, массаж головы, выправлять
"головной шов", прибинтовывать при переломах костей, прикладывать к
глазам при ухудшении зрения и дезинфицировать воду. В этом деле Цаган Менгн
часто помогала Алтн, при желтухе калмыцкие лекари - эмчи стали
прописывать больным пить воду, в которой два-три часа кипятили золото.
Считалось, что стригущий лишай излечивается от прикосновения золотой монеты. Цаган
Алтн в это время была слишком занята, чтобы помогать сестрам лечить всех
людей.
С тех пор калмыки любят носить серебро для
защиты души и тела больше, чем золото и платину.
Источники информации:
1.
http://izvestia.asu.ru/2009/4-3/hist/TheNewsOfASU-2009-4-3-hist-55.pdf
2.
http://www.bumbinorn.ru/2006/02/03/narodnyjj_kostjum.html
3.
http://kalmykia-online.ru/tradition/kalmytskie-ukrashenija
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.