Главная / Другое / Характеристика учебных программ по предметам для образовательных учреждений VIII вида

Характеристика учебных программ по предметам для образовательных учреждений VIII вида

Ковалик Марина Николаевна

КОУ Омской области «Шербакульская школа-интернат»












Характеристика учебных программ по предметам для образовательных учреждений VIII вида








Учитель М.Н.Ковалик






Шербакуль, 2014





(слайд) Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида представлен в 2-х вариантах. (Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).

Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования разработаны программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. И.М. Бгажноковой;

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред И.М. Бгажноковой;

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. В.В. Воронковой;

программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой.

Программе под редакцией Воронковой В.В. соответствует I вариант БУПа, программе под редакцией И.М. Бгажноковой – II вариант плана.

Данные программы разработаны на основе специального образовательного стандарта с учётом особенностей интеллектуального и речевого развития, а также познавательной деятельности умственно отсталых школьников. В них определено содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения материала по годам обучения.

Предлагаю Вашему вниманию краткую сравнительную характеристику указанных программ. (слайд)

Каждая программа (по каждому учебному предмету) содержит подробную пояснительную записку, в которой раскрываются основные принципы построения программного материала, кратко обозначается содержание предмета по годам обучения, определяются его цели и задачи. Указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец учебного года (что учащиеся должны уметь и что знать).

Программа под редакцией В.В. Воронковой для подготовительного, 1-4 класса содержит следующие предметы:



Подготовительный класс:

  • Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

  • Чтение.

  • Письмо.

  • Математика.

  • Изобразительное искусство.

  • Музыка и пение.

  • Ритмика.

  • Физическое воспитание.

  • Трудовое обучение.

1-4 Класс

  • Русский язык (включает обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).  

  • Математика.

  • Изобразительное искусство.

  • Музыка и пение.

  • Ритмика.

  • Физическое воспитание.

  • Трудовое обучение.

(слайд)

Программа под редакцией И. М. Бгажноковой для 0-4 класса содержит следующие предметы:

  • Русский язык.

  • Математика.

  • Живой мир.

  • Занимательный ручной труд.

  • Музыка.

  • Изобразительное искусство.

  • Физическая культура.

Принципиальное отличие двух программ в том, что в программе под редакцией И. М. Бгажноковой учитывается  сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программы по всем учебным предметам указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й - базовый уровень, 2-й - минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

(слайд) Последний раз программа под ред. Воронковой издавалась в 2013 г.

(слайд) «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Сборник 1 - Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011, 2012 год

(слайд)

Сборник 2

(слайд)

«Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2010 год

(слайд)

Не смотря на достоинства второй программы, министерство образования РФ, министерство образования Омской области рекомендуют к использованию программу под редакцией В.В. Воронковой. Это объясняется тем, что она полностью обеспечена учебно-методическими материалами (учебниками нового поколения, учебными и методическими пособиями по предмету). Программа под редакцией И.М. Бгажноковой не в полной мере обеспечена учебниками по линиям предметов, поэтому, при реализации данной программы целесообразно изучить перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных для данной программы; дополнить данный перечень другими учебниками и учебными пособиями, которые имеются в Учреждении.

При сравнении программ по предметам для коррекционной школы VIII вида и общеобразовательной школы наблюдается сходство лишь в названии основных разделов. Объём, содержание и система изучения учебного материала в коррекционной школе имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.





(слайд)

Таким образом,

  • Учебные программы определяют содержание по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения.

  • Содержание обучения по всем предметам имеет коррекционную и практическую направленность, что обеспечивает подготовку школьников с ОВЗ к включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

  • Учебный материал в программе выстроен по концентрическому способу. При таком способе построения содержания программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов.

  • В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.



  • Обучение в школе носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Пояснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям.

Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом для учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя.

Учебники для специальных (коррекционных) школ VIII вида удовлетворяют общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям:

- обеспечивают воспитывающий характер обучения;

- соблюдают научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

- развивают мышление, внимание, память обучающихся;

формируют основные приемы умственной деятельности, развивают речь;

- обеспечивают подготовку к самостоятельному (в достигнутых пределах) приобретению знаний;

- соответствуют возрастным особенностям обучающихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

- четкое структурное и графическое видение выводов, ключевых понятий и т.п.;

- достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

- включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний;

- отбор словесного материала для объяснения, закрепления, повторения; методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов); иллюстраций, схем, таблиц и т.д.

В учебниках соблюдается принцип коррекционной направленности обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, как необходимое условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.





Характеристика учебных программ по предметам для образовательных учреждений VIII вида
  • Другое
Описание:

Данная статья адресована специалистам, работающим с детьми, имеющими ограниченные интеллектуальные способности.

Обучение в школах VIII вида осуществляется на основании базисного учебного плана  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, представленного в 2-х вариантах. Программе под редакцией Воронковой В.В. соответствует I вариант БУПа, программе под редакцией И.М. Бгажноковой – II вариант плана.

В статье даётся сравнительная характеристика указанных программ.

 

Автор Ковалик Марина Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2360
Номер материала 11027
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓