ХАРАКТЕРИСТИКА
ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УДМУРТСКОГО НАРОДА
Удмуртский музыкально-танцевальный
фольклор - это художественное выражение мыслей и чувств человека посредством
ритмически упорядоченных телодвижений. Удмуртское хореографическое
творчество отражает своеобразие быта народа и передает в обобщенном виде
лучшие черты его духовной жизни и характера.
Удмуртский народный танец по своим
жанрам делится на календарно-трудовые, свадебные, погребальные и бытовые, а по
форме - хороводы, парные и сольные танцы.
В удмуртской народной хореографии
видное и значительное место занимает хоровод. Тексты песен и действия
участников отражают реальную действительность, связанную с трудом, бытовыми
обычаями, взаимоотношениями в семье и между отдельными людьми Удмуртские
хороводы имеют прямую связь с текстами песен, в частности, с особенностями их
строфической структуры, но вместе с тем зависит и от манеры исполнения. Под
аккомпанемент первой части танца участники ходили по кругу, а вторая
представляет собой интерлюдию, под которую танцевали парами в середине круга.
Первой частью обычно служила
какая-нибудь сентиментальная мелодия любовной песни. Напевы были медленные, с
большим диапазоном, с пунктированным ритмом и формами, с мелизмами и
глиссандо. Интерлюдией между отдельными куплетами служила веселая танцевальная
мелодия, составлявшая резкий контраст с первой частью.
Музыкальный размер обычно первой
части 4/4, а интерлюдии - 2/4.
В удмуртской народной хореографии
большое место занимает парный танец, аккомпанементом которого служит
инструментальная музыка.
Из инструментов, сопровождающих
ганец, следует отметить детскую музыкальную игрушку сверчок - кусочек выдолбленного
дерева, в углублении которого с помощью туго закрученной веревочки укреплялась
щепка, которую ударами пальцев заставляли издавать дробный ритмичный стук о
днище инструмента.
Широко был в XIX веке
распространен музыкальный инструмент варган (типа татаро-башкирского кубыза),
являясь женским инструментом. Железная рамка варгана приставлялась к зубам.
Полость рта служила резонирующей коробкой; изменяя ее объем и щелкая при этом
по железному язычку инструмента, свободно колеблющемуся во рту, получали
разные по высоте звуки, которые умелая исполнительница оформляла в жужжащую
танцевальную мелодию.
Популярным инструментом,
сопровождающим пляску и дающим более разнообразные музыкальные возможности
является свирель - род свистковой флейты
Пальцевых отверстий было 3-8. Мелодии
этих инструментов были, в основном, плясовые Близка к свирели была и глиняная
свистулька.
Из инструментов, сопровождающих удмурдский
танец, достойна внимания и идиоглотная дуда, у которой находится в верхнем
конце ствола и имеет 4-6 пальцевых отверстий. Играли на ней люди старшего
поколения. Специфические танцевальные мелодии имели быстрый характер, со
многими пассажами, украшениями, форшлагами и триолями. Инструменты,
напоминающие дуду, делали также из сосновой ветки, у которой выкручивалась
сердцевина с раструбом из бычьего рога (подобная русской жалейке).
Вершиной развития дуды является
волынка, мех которой изготовляется из собачьей или козьей кожи. Инструмент был
снабжен мелодической трубкой и 1-2 бурдючными трубками Звуки извлекались
посредством гусиного пера у мелодической трубки. Для волынки характерен
льющийся стиль со многими фигурациями, фиоритурами и украшениями, триолями и
синкопами. В начале танца обычно исполнялось короткое вступление, а в конце -
короткая трель в виде заключения.
Музыкальным сопровождением
удмуртских народных танцев, кроме вышеперечисленных, были балалайка, мандолина,
гусли, гармоника и очень редко скрипка или бубен.
Старики-весельчаки ухитрялись
выстукивать танцевальные ритмы на жестянко - печных заслонках и сковородах, а
также на обыкновенных деревянных столовых ложках.
В настоящее время музыкальным сопровождением служат гармонь и баян.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.