Главная / Музыка / Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов удмуртского народа Среднего Поволжья

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов удмуртского народа Среднего Поволжья

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УДМУРТСКОГО НАРОДА



Удмуртский музыкально-танцевальный фольклор - это художественное выражение мыслей и чувств человека посредством ритмически упорядочен­ных телодвижений. Удмуртское хореографическое творчество отражает свое­образие быта народа и передает в обобщенном виде лучшие черты его духов­ной жизни и характера.

Удмуртский народный танец по своим жанрам делится на календарно-трудовые, свадебные, погребальные и бытовые, а по форме - хороводы, пар­ные и сольные танцы.

В удмуртской народной хореографии видное и значительное место зани­мает хоровод. Тексты песен и действия участников отражают реальную дей­ствительность, связанную с трудом, бытовыми обычаями, взаимоотношения­ми в семье и между отдельными людьми Удмуртские хороводы имеют прямую связь с текстами песен, в частности, с особенностями их строфической струк­туры, но вместе с тем зависит и от манеры исполнения. Под аккомпанемент первой части танца участники ходили по кругу, а вторая представляет собой интерлюдию, под которую танцевали парами в середине круга.

Первой частью обычно служила какая-нибудь сентиментальная мелодия любовной песни. Напевы были медленные, с большим диапазоном, с пункти­рованным ритмом и формами, с мелизмами и глиссандо. Интерлюдией между отдельными куплетами служила веселая танцевальная мелодия, составляв­шая резкий контраст с первой частью.

Музыкальный размер обычно первой части 4/4, а интерлюдии - 2/4.

В удмуртской народной хореографии большое место занимает парный та­нец, аккомпанементом которого служит инструментальная музыка.

Из инструментов, сопровождающих ганец, следует отметить детскую му­зыкальную игрушку сверчок - кусочек выдолбленного дерева, в углублении ко­торого с помощью туго закрученной веревочки укреплялась щепка, которую ударами пальцев заставляли издавать дробный ритмичный стук о днище ин­струмента.

Широко был в XIX веке распространен музыкальный инструмент варган (типа татаро-башкирского кубыза), являясь женским инструментом. Железная рамка варгана приставлялась к зубам. Полость рта служила резонирующей коробкой; изменяя ее объем и щелкая при этом по железному язычку инстру­мента, свободно колеблющемуся во рту, получали разные по высоте звуки, ко­торые умелая исполнительница оформляла в жужжащую танцевальную мело­дию.

Популярным инструментом, сопровождающим пляску и дающим более разнообразные музыкальные возможности является свирель - род свистковой флейты

Пальцевых отверстий было 3-8. Мелодии этих инструментов были, в ос­новном, плясовые Близка к свирели была и глиняная свистулька.

Из инструментов, сопровождающих удмурдский танец, достойна внимания и идиоглотная дуда, у которой находится в верхнем конце ствола и имеет 4-6 пальцевых отверстий. Играли на ней люди старшего поколения. Специфиче­ские танцевальные мелодии имели быстрый характер, со многими пассажами, украшениями, форшлагами и триолями. Инструменты, напоминающие дуду, делали также из сосновой ветки, у которой выкручивалась сердцевина с рас­трубом из бычьего рога (подобная русской жалейке).

Вершиной развития дуды является волынка, мех которой изготовляется из собачьей или козьей кожи. Инструмент был снабжен мелодической трубкой и 1-2 бурдючными трубками Звуки извлекались посредством гусиного пера у мелодической трубки. Для волынки характерен льющийся стиль со многими фигурациями, фиоритурами и украшениями, триолями и синкопами. В начале танца обычно исполнялось короткое вступление, а в конце - короткая трель в виде заключения.

Музыкальным сопровождением удмуртских народных танцев, кроме вы­шеперечисленных, были балалайка, мандолина, гусли, гармоника и очень ред­ко скрипка или бубен.

Старики-весельчаки ухитрялись выстукивать танцевальные ритмы на жестянко - печных заслонках и сковородах, а также на обыкновенных деревян­ных столовых ложках.

В настоящее время музыкальным сопровождением служат гармонь и ба­ян.

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов удмуртского народа Среднего Поволжья
  • Музыка
Описание:

Удмуртский музыкально-танцевальный фольклор - это художественное выражение мыслей и чувств человека посредством ритмически упорядочен­ных телодвижений.      Удмуртское хореографическое творчество отражает свое­образие быта народа и передает в обобщенном виде лучшие черты его духов­ной жизни и характера.

    Удмуртский народный танец по своим жанрам делится на календарно-трудовые, свадебные, погребальные и бытовые, а по форме - хороводы, пар­ные и сольные танцы.

    В удмуртской народной хореографии видное и значительное место зани­мает хоровод. Тексты песен и действия участников отражают реальную дей­ствительность, связанную с трудом, бытовыми обычаями, взаимоотношения­ми в семье и между отдельными людьми

Автор Жильников Валерий Борисович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 749
Номер материала 52329
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓