Главная / Музыка / Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов марийского народа Среднего Поволжья

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов марийского народа Среднего Поволжья

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МАРИЙСКОГО НАРОДА



Танцевальная музыка - важнейший раздел марийского фольклора, опре­деляющим признаком которой служи! социально-историческая обусловлен­ность музыкальной хореографии.

Марийский танцевальный фольклор изобилует музыкальной хореографи­ей обрядового характера К этому жанру относятся календарные, заклинательные и семейно-бытовые танцы, разделяющиеся, в свою очередь, на свадеб­ные и погребальные.

Один из самых обширных и древних жанров марийского музыкально-хореографического искусства образуют хороводы и хороводные танцы. Музы­кальное сопровождение хороводов делится на вокальное, инструментальное и ритмически-шумовое. Хороводы и хороводные танцы состоят из одного, двух или трех различных по темпу частей.

Большое место в фольклоре марийского народа принадлежит жанру такмак-частушек. По построению они не отличаются от русских частушек. Боль­шинство мелодий имеют легкий плясовой характер, четкий двудольный ритм. Двудольные частушки очень часто звучали во время плясок, особенно в годы, когда не имели широкого распространения музыкальные инструменты. Под частушки же проходило большинство вечеров: молодежь, собравшись в из­любленных местах, выводила свои "восьмерки", "веревки". Под эти же частуш­ки танцевали и "кадрели" (кадрили).

Марийские народные танцы исполняются в сопровождении следующих народных инструментов - гуслей, волынки, скрипки, гармоники.

Гусли бытовали повсеместно в марийских деревнях, являясь жестким му­зыкальным инструментом.

В настоящее время гусельная традиция продолжает сохраняться. В де­ревнях мало кто из женщин не играет на гуслях, есть и свои мастера по изго­товлению инструмента. Для девушек в прошлом игра на гуслях считалась обя­зательной, и каждая мать считала своим долгом научить дочь играть. На гус­лях играли дома, на посиделках, вечерах и в хороводах, на свадьбах и гулянь­ях. Отсюда в репертуаре гуслей традиционные танцевальные мелодии и напе­вы популярных танцевальных песен

Другой инструмент - волынка - считается одним из самых популярных и является принадлежностью скотоводов (пастухов), но вначале XIX века волын­ка становится музыкальным инструментом, сопровождающим пляску

Волынка состоит из собственно мешка, который делали из шкуры козы или теленка. Трубок было обычно три игровая, снабженная пальцевыми от­верстиями, бурдонная или басовая, и третья, представлявшая собой мунд­штук, через который мешок обеспечивался воздухом. В игровую и бурдонную трубки вставлялись вырезанные соломинки тростника, функционировавшие как мундштук (трость) кларнета. Чтобы воздух не вырывался обратно, когда мундштук отпускали, у конца его в мешке закрепляли кусочек кожи; трубка от­крывалась, когда вдували воздух, и закрывалась, когда воздух устранялся другим путем. Мешок держали под мышкой, а пальцы на пальцевых отверстиях. Когда мешок сжимали, воздух стремился наружу по игровой и басовой труб­кам, когда же воздух кончался, надо было вовремя наполнить им мешок.

Одним из излюбленных музыкальных инструментов являлись деревянные дудки. Исходный материал для этих деревянных дудок - гладкий кусок дерева в два-три дециметра длиной и нескольких сантиметров в диаметре. Трубка име­ла слегка коническую форму, а внутренняя часть ее выжималась или выдалб­ливалась. При выжигании смола попадала в древесину, и та становилась еще тверже

Врубное отверстие вырезали в виде щели в форме полумесяца, прожига­ли или просверливали пальцевые отверстия, обычно шесть - восемь. Дере­вянная дудка употреблялась как танцевальный инструмент.

В старину марийские танцы исполнялись и в песенном сопровождении. В более поздний период песни, сопровождавшие многие древние танцы, были забыты.

Структура музыки марийских народных танцев довольно симметрична. Мелодии лишь хороводов отличаются ритмическими замедлениями. Ритм ме­лодии этих хороводов порывист и неровен. Значительно шире по объему ме­лодии более новых танцев, исполняемых на музыкальных инструментах. Они по большей части мажорные и отличаются законченной музыкальной формой.

Мелодии марийских народных танцев содержат от одной до четырех, а иногда и более музыкальных строк, имеющих, за некоторым исключением, по 4 или 8 тактов - каждая музыкальная стока, или только некоторые из них, по­вторяются два раза.

Благодаря своей ритмической гибкости большая часть танцевальной му­зыки марийского народа, приобретая текст, становилась песенной и, наобо­рот, многие народные песни превратились в танцевальные мелодии.

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов марийского народа Среднего Поволжья
  • Музыка
Описание:

Танцевальная музыка - важнейший раздел марийского фольклора, опре­деляющим признаком которой служи! социально-историческая обусловлен­ность музыкальной хореографии.

   Марийский танцевальный фольклор изобилует музыкальной хореографи­ей обрядового характера К этому жанру относятся календарные, заклинательные и семейно-бытовые танцы, разделяющиеся, в свою очередь, на свадеб­ные и погребальные.

   Один из самых обширных и древних жанров марийского музыкально-хореографического искусства образуют хороводы и хороводные танцы. Музы­кальное сопровождение хороводов делится на вокальное, инструментальное и ритмически-шумовое. Хороводы и хороводные танцы состоят из одного, двух или трех различных по темпу частей.

Автор Жильников Валерий Борисович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 779
Номер материала 52314
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓