Главная / Музыка / Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов чувашского народа Среднего Поволжья

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов чувашского народа Среднего Поволжья

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ЧУВАШСКОГО НАРОДА



Художественное наследие чувашского народа уходит своими корнями в глубокую древность Особенно большой жизненной силой обладают нацио­нальные традиции в музыке, танце и песенном творчестве.

Чуваши издавна отличались большой музыкальностью. Пляски чуваш со­вершались в любое время года, но преимущественно в весенне-летние меся­цы; во время свадеб, молодежных гуляний и хороводов. Нередко чуваши-язычники свои пляски совершали во время обрядов жертвоприношения и по­минок. В русской этнографической литературе имеются, например, упомина­ния о пении, пляске и игре на музыкальных инструментах во время языческих молений и обрядов. Поминовение усопших чуваши совершали таким образом: играют в волынки, поют песни, пляшут и в ла­доши бьют с великим криком и штурмом для увеселения мертвых".1

Плясовые мелодии, исполняемые на различных инструментах, подразде­лялись на девичьи, женские, мужские, молодежные, пляски пожилых. Они про­стые по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного небольшого наигрыша. Ритм и структура танцевальных мелодий чуваш отличаются квадратностью и четкостью. Музыкальный раз­мер, в основном, двух и четырехчетвертной. Все это подчеркивает, как и вы­шивке, любовь чувашского народа к квадратной симметрии.

Мелодии женского танца имеют обычно умеренный темп, а мужского - бы­стрый, оживленный. Темповые отклонения внутри танцевальных мелодий, а также сопоставления в одном танце контрастных по темпу эпизодов для чу­вашской традиционной хореографии не типичны. Нет также медленных тан­цев, сопровождающихся мелодиями широкого дыхания.

Существовало много разновидностей чувашских народных музыкальных инструментов - специфически национальных и заимствованных у русских или других народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Из духовых инструментов наиболее древним считается волынка - пузырь. Данный инструмент употреблялся большей частью на свадьбах и других все­общих увеселениях, которые требовали шумной музыки. Под звуки пузыря ве­село плясали свадебные гости. За свою игру музыкант получал деньгами от жениха и подарками от невесты.

Главной частью пузыря являются две оловянные трубки длиною около 31-35 см, продетые внутрь пузыря и находящиеся от него с нижней стороны. В старину эти трубки были кленовые и даже тростниковые. На пузыре можно иг­рать в любом положении: сидя, стоя, во время езды в повозке или даже сидя верхом на лошади. В репертуаре пузырника преимущественно плясовые наигрыши

Не менее известны среди чуваш и другие духовые инструменты, сопровождающие пляску или танцевальные действия. В частности, тутут - с одинар­ным бьющим (кларнетным) язычком, напоминающий русскую жалейку; дудка; изготовляемая из различных материалов из дерева или металлической труб­ки, из липовой коры или глины, из стебля растения.

Среди струнных любимым музыкальным инструментом у чуваш, счита­лись гусли. На гуслях играли не только мужчины, но и девушки и женщины.

Чувашские гусли изготавливаются из соснового или елового дерева. Струны у старых гуслей были все кишечные. В зависимости от размера инст­румента количество струн бывает различным - от 15 до 30-40 шт. Строй чу­вашских гуслей диатонический.

При игре гусли кладутся в наклонном положении, широким краем на коле­ни, а узким упираются в грудь

На гуслях чуваши исполняют как преимущественно, плясовые мелодии с гармоническим сопровождением, так и аккомпанемент голосу, скрипке и дру­гим инструментам

Из струнных музыкальных инструментов, бытовавших среди чуваш и ак­компанирующих танцу, следует отметить также скрипку. На скрипке чуваши исполняют преимущественно коротенькие плясовые наигрыши с большим ко­личеством многократно повторяемых свободных вариаций. Нередко эти тан­цевальные наигрыши строятся по принципу методического контраста между отдельными их звеньями. Исполняются не только одноголосные, но и двухго­лосные мелодии.

Ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник) приме­нялись, главным образом, на свадьбах и ярмарках. Под ритм барабанного боя не только пели, но и плясали.

Чувашский барабан представляет собой деревянное лукошко, обтянутое с обоих концов собачьею или бараньею шкурою.

В качестве аккомпанемента танцу у чувашских женщин служили даже се­ребряные монеты. Монеты, пришиваемые к оставу головного убора, прикреп­лялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставлялись промежутки, чтобы во время исполнения танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

В народе издавна бытовала также русская балалайка. От русских же чу­ваши переняли и гармонику, которая появилась во второй половине XIX века. Распространены различные виды гармоники: однорядная с натуральным стро­ем, двухрядная с так называемым "русским строем", тальянка-однорядка, из­вестная в некоторых местах под словом "минор" и напоминающая татарскую гармонику. С начала 30-х годов популярность завоевала "хромка" - с хромати­ческим строем, у которой при сжиме и разжиме мехов извлекаются звуки оди­наковой высоты. Гармоника широко звучала на свадьбах, ярмарках, молодеж­ных гуляниях и особенно, при исполнении ганцев и танцевальных действий

Чувашской народной танцевальной музыке свойственны характерные особенности метро-ритмического строения, где большинство мелодий разви­ваются по ступеням пентатонивых звукорядов, восьмыми, четвертными, а в молодежных танцевальных мелодиях шестнадцатыми нотами.




_____________________________

1 Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в 16-18 веках (Исторический очерк) ИОАИЭ, т. 28,ып.1-3. Казань, 1912г., стр. 143


Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов чувашского народа Среднего Поволжья
  • Музыка
Описание:

Художественное наследие чувашского народа уходит своими корнями в глубокую древность Особенно большой жизненной силой обладают нацио­нальные традиции в музыке, танце и песенном творчестве.

   Чуваши издавна отличались большой музыкальностью. Пляски чуваш со­вершались в любое время года, но преимущественно в весенне-летние меся­цы; во время свадеб, молодежных гуляний и хороводов. Нередко чуваши-язычники свои пляски совершали во время обрядов жертвоприношения и по­минок. В русской этнографической литературе имеются, например, упомина­ния о пении, пляске и игре на музыкальных инструментах во время языческих молений и обрядов. Поминовение усопших чуваши совершали таким образом: играют в волынки, поют песни, пляшут и в ла­доши бьют с великим криком и штурмом для увеселения мертвых".1

Автор Жильников Валерий Борисович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 602
Номер материала 52332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓