ХАРАКТЕРИСТИКА
ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ БАШКИРСКОГО НАРОДА
Танцевально-музыкальное искусство
башкир, как и любого другого народа, обусловлено характером труда и быта. До
революции основой хозяйства башкир было полукочевое скотоводство. Поэтому,
исключительное место коня в жизни башкир нашло своеобразное отражение в
искусстве музыки, танца и слова. Музыковед Л.Н Лебединский впервые обратил на
то, что в башкирских инструментальных пьесах и музыкальных мелодиях
"преобладают быстрые характерные ритмы, воспроизводящие ритм бега
коня".1
Традиционное танцевально-музыкальное
искусство башкирского народа по своим функциям, формам и жанрам подразделяется
на обрядовые, подражательные, мужские, женские и коллективные.
Основными музыкальными
инструментами, сопровождающими танец, были курай, кубыз, гармоники, а роль
ударных инструментов выполняли ведро и поднос
Под аккомпанемент курая исполнялись
в основном, мужские танцы. Соответственно играли на курае юноши и мужчины
Курай - своего рода свирель, изготовляемая самими исполнителями из стебля
одноименного растения.
Башкирский курай является духовым
инструментом. Имеющиеся на курае количество пальцевых отверстий - пять - дает
основную последовательность всего в шесть тонов всей диатонической
(семиступенной) гаммы в полном объеме. Благодаря сохранению этого звукоряда
позволяет исполнителям с легкостью переходить к освоению сложных диатонических
и хроматических звукорядов. Курай - инструмент октавирующий. Диапазон курая
достигает двух октав и может простираться от малой до четвертой октавы.
Искусство игры на курае высоко
ценилась у башкир. За игру на курае исполнители танцев одаривали музыканта. На
больших праздниках некоторые кураисты собирали столько денег, что могли купить
коня. Девушки могли пригласить кураиста на свои "девичьи игры"
Каждая девушка по окончании плясок вешала на курай бусы, монеты, иногда бусами
и монетами обвешивали руки кураиста
Женские пляски исполнялись под аккомпанемент
кубыза. Кубыз (варган) - язычковый духовой инструмент и главные исполнители на
нем -женщины.
Башкирский кубыз имеет дугообразную
форму, выковывается из железного прута, в центре которого в продольном
направлении приклепывается тонкий стальной язычок с крючком на конце. В
некоторых случаях куют кубыз из меди, бронза, серебра, украшая орнаментом. На
кубызе игра производится следующим образом: инструмент прикладывается ко рту,
концы вилок зажимаются зубами или плотно прижимаются к ним, а выступающая часть
язычка - крючок - приводится в колебание пальцем или тоненькой палочкой; иногда
к крючку привязывается жилка или нитка, за которую подергивают В некоторых
случаях исполнитель берет весь инструмент в рот и дергает язычок его не рукой,
а языком. Звук кубыза тихий вибрирующий. За время исполнения искусные исполнители
обогащают его тихим подсвистом, придыханием, быстро касаются язычка органа
своим языком, вызывая "трель", чуть слышным голосом произносят целые
фразы - "выговариваю мелодию"
В большинстве случаев на кубызе
исполняют пьесы импровизационного характера, короткие танцевальные мелодии и
наигрыши.
Часто игра на кубызе сочеталась с
аккомпанементом ударной музыки. В качестве ударных инструментов у башкир
использовались ведро, поднос. Аккомпанирующая надевала на пальцы наперстки и
барабанила о донышко ведра или о поднос. Дополнительный аккомпанемент издавали
монеты на кольцах, браслетах нагрудника, на косах и платках.
__________________________
1 Лебединский Л.Н.
Музыка и песни.- В книге: Очерки о истории Башкирской АССР, Уфа, 1956г., том 1,
ч. 1, стр 78
Пляски на подносах исполняли мужчины
ради особого эффекта, производимого стуком подкованных каблуков о
металлические предметы. Поднос ставили на землю, становились
на него и демонстрировали свое
мастерство, не сходя с места. Шумовое сопровождение пляски и ритм танца,
производимый от притопов ног на подносе, имели магическое значение, служили
средством отпугивания злых духов.
В конце XIX в. широкое
распространение получили плясовые песни - такмак. Как правило, напевы такмака
состоят из 8-тактового периода, где второй четырехтакт повторяется дважды.
Первая часть напева поется в высоком регистре, вторая - в низком. Исполняется в быстром плясовом темпе. На каждый слог
приходится восьмая нота, в завершающих фразах - четвертная. Лад - пентатоника
мажорного наклонения.
Плясовые и игровые такмаки, в
большинстве случаев, исполняются индивидуально, без сопровождения на
музыкальных инструментах. Такмаки пела то одна, то другая исполнительницы
танца. Текст плясовых песен не был закреплен за отдельной танцевальной
мелодией.
В конце XIX в. - начале XX вв. в Башкирии
получили распространение гармонь, скрипка, мандолина, тальянка
Башкирские танцевальные мелодии
состоят из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер,
как правило, 2/4. преобладающими являются мелодии квадратной мелодической и
метроритмической структуры. Ритм танца поддерживается также хлопками в ладоши,
подбадривающими и звукоподражательными возгласами
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.