Главная / Музыка / Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов башкирского народа Среднего Поволжья

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов башкирского народа Среднего Поволжья

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ БАШКИРСКОГО НАРОДА



Танцевально-музыкальное искусство башкир, как и любого другого народа, обусловлено характером труда и быта. До революции основой хозяйства баш­кир было полукочевое скотоводство. Поэтому, исключительное место коня в жизни башкир нашло своеобразное отражение в искусстве музыки, танца и слова. Музыковед Л.Н Лебединский впервые обратил на то, что в башкирских инструментальных пьесах и музыкальных мелодиях "преобладают быстрые характерные ритмы, воспроизводящие ритм бега коня".1

Традиционное танцевально-музыкальное искусство башкирского народа по своим функциям, формам и жанрам подразделяется на обрядовые, подра­жательные, мужские, женские и коллективные.

Основными музыкальными инструментами, сопровождающими танец, бы­ли курай, кубыз, гармоники, а роль ударных инструментов выполняли ведро и поднос

Под аккомпанемент курая исполнялись в основном, мужские танцы. Соот­ветственно играли на курае юноши и мужчины Курай - своего рода свирель, изготовляемая самими исполнителями из стебля одноименного растения.

Башкирский курай является духовым инструментом. Имеющиеся на курае количество пальцевых отверстий - пять - дает основную последовательность всего в шесть тонов всей диатонической (семиступенной) гаммы в полном объеме. Благодаря сохранению этого звукоряда позволяет исполнителям с легкостью переходить к освоению сложных диатонических и хроматических звукорядов. Курай - инструмент октавирующий. Диапазон курая достигает двух октав и может простираться от малой до четвертой октавы.

Искусство игры на курае высоко ценилась у башкир. За игру на курае ис­полнители танцев одаривали музыканта. На больших праздниках некоторые кураисты собирали столько денег, что могли купить коня. Девушки могли при­гласить кураиста на свои "девичьи игры" Каждая девушка по окончании плясок вешала на курай бусы, монеты, иногда бусами и монетами обвешивали руки кураиста

Женские пляски исполнялись под аккомпанемент кубыза. Кубыз (варган) - язычковый духовой инструмент и главные исполнители на нем -женщины.

Башкирский кубыз имеет дугообразную форму, выковывается из железно­го прута, в центре которого в продольном направлении приклепывается тонкий стальной язычок с крючком на конце. В некоторых случаях куют кубыз из меди, бронза, серебра, украшая орнаментом. На кубызе игра производится следую­щим образом: инструмент прикладывается ко рту, концы вилок зажимаются зубами или плотно прижимаются к ним, а выступающая часть язычка - крючок - приводится в колебание пальцем или тоненькой палочкой; иногда к крючку привязывается жилка или нитка, за которую подергивают В некоторых случаях исполнитель берет весь инструмент в рот и дергает язычок его не рукой, а языком. Звук кубыза тихий вибрирующий. За время исполнения искусные ис­полнители обогащают его тихим подсвистом, придыханием, быстро касаются язычка органа своим языком, вызывая "трель", чуть слышным голосом произ­носят целые фразы - "выговариваю мелодию"

В большинстве случаев на кубызе исполняют пьесы импровизационного характера, короткие танцевальные мелодии и наигрыши.

Часто игра на кубызе сочеталась с аккомпанементом ударной музыки. В качестве ударных инструментов у башкир использовались ведро, поднос. Ак­компанирующая надевала на пальцы наперстки и барабанила о донышко вед­ра или о поднос. Дополнительный аккомпанемент издавали монеты на коль­цах, браслетах нагрудника, на косах и платках.

__________________________

1 Лебединский Л.Н. Музыка и песни.- В книге: Очерки о истории Башкирской АССР, Уфа, 1956г., том 1, ч. 1, стр 78

Пляски на подносах исполняли мужчины ради особого эффекта, произво­димого стуком подкованных каблуков о металлические предметы. Поднос ста­вили на землю, становились

на него и демонстрировали свое мастерство, не сходя с места. Шумовое сопровождение пляски и ритм танца, производимый от притопов ног на подносе, имели магическое значение, служили средством отпугивания злых духов.

В конце XIX в. широкое распространение получили плясовые песни - такмак. Как правило, напевы такмака состоят из 8-тактового периода, где второй четырехтакт повторяется дважды. Первая часть напева поется в высоком ре­гистре, вторая - в низком. Исполняется в быстром плясовом темпе. На каждый слог приходится восьмая нота, в завершающих фразах - четвертная. Лад - пентатоника мажорного наклонения.

Плясовые и игровые такмаки, в большинстве случаев, исполняются инди­видуально, без сопровождения на музыкальных инструментах. Такмаки пела то одна, то другая исполнительницы танца. Текст плясовых песен не был за­креплен за отдельной танцевальной мелодией.

В конце XIX в. - начале XX вв. в Башкирии получили распространение гар­монь, скрипка, мандолина, тальянка

Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер, как правило, 2/4. преобла­дающими являются мелодии квадратной мелодической и метроритмической структуры. Ритм танца поддерживается также хлопками в ладоши, подбадри­вающими и звукоподражательными возгласами


Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов башкирского народа Среднего Поволжья
  • Музыка
Описание:


Танцевально-музыкальное искусство башкир, как и любого другого народа, обусловлено характером труда и быта. До революции основой хозяйства баш­кир было полукочевое скотоводство. Поэтому, исключительное место коня в жизни башкир нашло своеобразное отражение в искусстве музыки, танца и слова. Музыковед Л.Н Лебединский впервые обратил на то, что в башкирских инструментальных пьесах и музыкальных мелодиях "преобладают быстрые характерные ритмы, воспроизводящие ритм бега коня".1

   Традиционное танцевально-музыкальное искусство башкирского народа по своим функциям, формам и жанрам подразделяется на обрядовые, подра­жательные, мужские, женские и коллективные.

Автор Жильников Валерий Борисович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 420
Номер материала 52309
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓