Гуманизация
учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в
обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
МСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 27»
Дети нашей школы имеют
заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения центральной нервной
системы, ослабленное зрение, слух и другие хронические заболевания. Состояние
школьных навыков ниже среднего, темп мыслительной деятельности замедлен, речь
слабо развита, работоспособность средняя – это ребята, которые обучаются по
программе общеобразовательной школы
Также
в школе обучаются дети по программе VIII вида
(коррекции) и кроме выше названных, характерными для них являются следующие
признаки:
- недоразвитие
высших форм познавательной деятельности;
-низкая мотивация;
- узкий кругозор;
- слабое развитие
мелкой моторики;
- трудности при
выполнении навыков самообслуживания.
В
настоящее время методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего
образования, разрабатываются новые учебные планы и
новые подходы в изучении
предметов через интегрированные образовательные
системы. Создаются новые концепции образования,
которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время требует перемены мышления во многих
областях жизни. В образовании сейчас обострились старые противоречия, связанные
с преобладанием целевых ориентиров на высокое качество знаний, умений, навыков
и интеллектуальное развитие школьников. Современная действительность вызывает
необходимость замены формулы «образование на всю
жизнь» формулой «образование через всю жизнь».
Эта проблема тесно
связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических
технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных
методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по
разным предметам, в результате проведения которых у
детей возникает более целостное восприятие мира, что
приводит к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать,
а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных
решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти
свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.
Интегрированное
обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на
одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов и форм
обучения в пределах одного предмета и даже урока.
В
методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем,
которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой
системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и
форм организации обучения. Трудности в
образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных
предметов, в том числе биологии, географии, истории, литературы, языков,
математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно,
теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических
исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в
организации учебного процесса. Наше
время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной
информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их
в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Не отвергая создание частных
интегрированных методик, нужно стремиться, прежде всего, к интеграции знаний и
представлений учащихся. Для этого нужно:
·
постоянно систематизировать и обобщать знания
учащихся в разных учебных дисциплинах;
·
вырабатывать навыки интегрированного подхода к
изучению явлений природы и общества;
·
стимулировать умение приобретать знания из
различных источников.
Эти
требования согласуются с концепцией развивающего обучения.
Итак, эффективность интегрированного обучения
зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации
обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом
образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Интегрированный
урок – это особый тип урока, объединяющего в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия,
темы или явления. В таком уроке всегда выделяется: ведущая дисциплина,
выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие
углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Требования к интегрированному
уроку: -
коррекционно-развивающее содержание необходимо компоновать так, чтобы придать
системе определенную целостность, обеспечивающую системность, последовательность,
доступность материала, что, в свою очередь, подготавливает к интеграции; -
должна происходить последовательная интеграция занятия и сознания, при этом
ведущим фактором является сознание ребенка; -
смысловым и организационным центром образования становится сам
ребенок. Особенности структуры интегрированных
уроков: –
предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность
материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; –
большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на
уроках; - смена различных видов деятельности.
Интегрированные
уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании
большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках
целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80% урочного времени отводится
творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: телевидение,
видео-художественный и - музыкальный ряд, декламация, чтение, показ
исторических и естественно-научных материалов, мультимедийное
сопровождение. Интегрированные
уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные
задачи, позволяющие систематизировать знания, а также формировать у
учеников наиболее целостное восприятие мира, что способствует
развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия,
воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Большая возможность
использовать на интегрированных уроках различных технологий,
методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях
нашей школы - это здоровьесберегающий подход в обучении. Он
основан на формировании мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитании
ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких. Использование
этого подхода на уроке позволяет обучающимся успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности.
Интегрированное обучение подразумевает и проведение
бинарных уроков с широким использованием межпредметных связей. Поскольку
знания по любым дисциплинам носят явно выраженный интегрированный характер,
есть необходимость в проведении занятий на междисциплинарной основе.
Межпредметная интеграция школьных курсов химии, биологии, географии, математики,
физики способствует более успешному усвоению учебного материала. Самое узкое место интегрированного урока – это
технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их
действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность
каждого действия. Взаимодействие их при этом может строится по- разному. Оно
может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них
может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок
может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя.
Продолжительность интегрированного урока может быть разной. Но чаще всего для
него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок.
Наиболее
оптимальный интегрированный межпредметный урок, так как на
нем можно дать большой объем материала и сформировать наиболее общую картину
изучаемого материала, поэтому я с Мариной Борисовной, учителем химии, провели
интегрированный урок с мультимедийным сопровождением по теме: «Углерод».
Урок начала
учитель химии. В начале урока была сообщена тема и цели занятия. После организационного
момента при изучении новой темы «Углерод» использовалось вступительное слово в
стихотворной форме, которое отчасти отразило применение углерода. Строение
химического элемента углерода изучалось при помощи рассказа, объяснения
учителем химии с привлечением учащихся, которые работали у доски. Физические
свойства аллотропных модификаций углерода ребята подготовили заранее, в виде
сообщений, их рассказы сопровождались рисунками, схемами,
картами; здесь же была применена наглядность слов – алмаз, графит, древесный
уголь, адсорбция – в виде презентации, с использованием мультимедиа и
демонстрации. При объяснении отличий кристаллических решеток алмаза и графита,
использовались их модели. Химические свойства углерода изучались с помощью
объяснения, а также лабораторной работы в сочетании с
мультимедиа.
Далее учитель биологии плавно перешел к изучению биологической роли и
применении углерода с использованием наглядных рисунков и опорных сигналов. К
тому же привлекалась работа с учебником. При закреплении дети самостоятельно
работали на компьютере – выполняли тестовые задания, где освещались задания и по
химии, и по биологии. Урок был насыщен разнообразными приемами,
поэтому не привел к утомлению детей. Предлагаемые задания носили корректный
характер, не унижающий личность ребенка. Интегрированные уроки
строятся с позиций гуманного и личностно-ориентированного подхода к обучающимся.,
повышающий познавательный интерес к разным предметам. Использованные
педагогические технологии соответствуют стратегии развития образования в России
и способствуют развитию общеучебных, интеллектуальных знаний и умений. Педагогическая
деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно
интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности,
которое существует. От этого будет зависеть
успех, а значит и результат обучения и здоровья детей. Реализация интеграции
между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе
учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе уважения, взаимопонимания и
веры в творческие способности каждого учителя. Оба педагога должны давать себе
отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо
большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя
всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне
традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам.
Киряева Татьяна
Валентиновна, учитель биологии
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.