Главная / Биология / Гуманизация учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гуманизация учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гуманизация учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.


МСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 27»

Дети нашей школы имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения центральной нервной системы, ослабленное зрение, слух и другие хронические заболевания. Состояние школьных навыков ниже среднего, темп мыслительной деятельности замедлен, речь слабо развита, работоспособность средняя – это ребята, которые обучаются по программе общеобразовательной школы

Также в школе обучаются дети по программе VIII вида (коррекции) и кроме выше названных, характерными для них являются следующие признаки:

- недоразвитие высших форм познавательной деятельности;

-низкая мотивация;

- узкий кругозор;

- слабое развитие мелкой моторики;

- трудности при выполнении навыков самообслуживания.

В настоящее время методика интегрированного обучения, как и вся дидактика,  переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и  новые подходы  в  изучении предметов через интегрированные образовательные  системы. Создаются новые концепции образования,  которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время  требует  перемены мышления во многих областях жизни. В образовании сейчас обострились старые противоречия, связанные с преобладанием целевых ориентиров на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы  «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». 

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате  проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, что приводит к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле  среди множества   решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда  время требует от нас  и наших детей  все чаще  интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но  найти свое место в жизни, критическое мышление  помогает  как никакое другое. 

Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.   Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ  сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе биологии, географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса. Наше время, перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет  особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую  информацию.

Не отвергая создание частных интегрированных методик, нужно стремиться, прежде всего, к интеграции знаний и представлений учащихся. Для этого нужно:

  • постоянно систематизировать и обобщать знания учащихся в разных учебных дисциплинах;

  • вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению явлений природы и общества;

  • стимулировать умение приобретать знания из различных источников.

Эти требования согласуются с концепцией развивающего обучения.

Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяется: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Требования к интегрированному уроку: - коррекционно-развивающее содержание необходимо компоновать так, чтобы придать системе определенную целостность, обеспечивающую системность, последовательность, доступность материала, что, в свою очередь, подготавливает к интеграции; - должна происходить последовательная интеграция занятия и сознания, при этом ведущим фактором является сознание ребенка; - смысловым и организационным центром образования становится сам ребенок. Особенности структуры интегрированных уроков: – предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала; - логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; – большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроках; - смена различных видов деятельности. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня  при использовании большого количества приемов. Возможно  проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80%  урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: телевидение, видео-художественный и - музыкальный ряд, декламация, чтение, показ  исторических и естественно-научных материалов, мультимедийное  сопровождение.  Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, позволяющие систематизировать знания, а также формировать у  учеников наиболее целостное   восприятие мира, что способствует развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Большая возможность использовать  на интегрированных уроках различных   технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях  нашей школы - это  здоровьесберегающий подход в обучении. Он основан на формировании мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких. Использование этого подхода на уроке позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков с широким использованием межпредметных связей. Поскольку знания по любым дисциплинам носят явно выраженный интегрированный характер, есть необходимость в проведении занятий на междисциплинарной основе. Межпредметная интеграция школьных курсов химии, биологии, географии, математики, физики способствует более успешному усвоению учебного материала. Самое узкое место интегрированного урока – это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строится по- разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя. Продолжительность интегрированного урока может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок.     Наиболее оптимальный  интегрированный межпредметный урок, так как на нем можно дать большой объем материала и сформировать наиболее общую картину изучаемого материала, поэтому я с Мариной Борисовной, учителем химии, провели  интегрированный урок с мультимедийным сопровождением по теме: «Углерод». Урок начала учитель химии. В начале урока была сообщена тема и цели занятия. После организационного момента при изучении новой темы «Углерод» использовалось вступительное слово в стихотворной форме, которое отчасти отразило применение углерода. Строение химического элемента углерода изучалось при помощи рассказа, объяснения учителем химии с привлечением учащихся, которые работали у доски. Физические свойства аллотропных модификаций углерода ребята подготовили заранее, в виде сообщений, их рассказы сопровождались   рисунками,  схемами, картами; здесь же была применена наглядность слов – алмаз, графит, древесный уголь, адсорбция – в виде презентации, с использованием мультимедиа и демонстрации. При объяснении отличий кристаллических решеток алмаза и графита, использовались их модели. Химические свойства углерода изучались с помощью объяснения, а также лабораторной работы в сочетании с мультимедиа. Далее учитель биологии плавно перешел к изучению биологической роли и применении углерода с использованием наглядных рисунков и опорных сигналов. К тому же привлекалась работа с учебником. При закреплении дети самостоятельно работали на компьютере – выполняли тестовые задания, где освещались задания и по химии, и по биологии. Урок был насыщен  разнообразными  приемами, поэтому не привел к утомлению детей. Предлагаемые задания носили корректный характер, не унижающий личность ребенка. Интегрированные уроки строятся с позиций гуманного и личностно-ориентированного подхода к обучающимся., повышающий познавательный интерес к разным предметам. Использованные педагогические технологии соответствуют стратегии развития образования в России и способствуют развитию общеучебных, интеллектуальных знаний и умений. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения и здоровья детей. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе уважения, взаимопонимания и веры в творческие способности каждого учителя. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам.

Киряева Татьяна Валентиновна, учитель биологии

Гуманизация учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Биология
Описание:

В настоящее время методика интегрированного обучения, как и вся дидактика,  переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и  новые подходы  в  изучении предметов через интегрированные образовательные  системы. Создаются новые концепции образования,  которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время  требует  перемены мышления во многих областях жизни. В образовании сейчас обострились старые противоречия, связанные с преобладанием целевых ориентиров на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы  «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». 

Автор Киряева Татьяна Валентиновна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 643
Номер материала 18431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓