Главная / Технология / "Гуманизация образовательной школьной среды – залог личностно-ориентированного образования". Из опыта работы

"Гуманизация образовательной школьной среды – залог личностно-ориентированного образования". Из опыта работы

Гуманизация образовательной школьной среды –

залог личностно-ориентированного образования.


Хахулина Л.А., учитель технологии

высшей квалификационной категории

МБОУ г.Иркутска СОШ №38

Нужна такая среда, которая стимулировала бы деятельность ученика – не заучивание, заданных на дом параграфов, а постановка собственных вопросов и поиск ответов. Проектирование среды, способствующей к пробуждению творческой активности, и поиск адекватных способов управления в ней – задачи, адресованные работникам образования.

Гуманизация образовательной школьной среды является условием личностно-ориентированного образования

Радость –если солнце светит,

Если в небе месяц есть,

Сколько радости на свете –

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы,

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

Радость и красота –это наши дети. Главное открыть дар неповторимость для самого ребёнка. Любить ребёнка можно по-разному, но работать с детьми нужно только талантливо, самозабвенно, только с вдохновением. Чтобы появился талант и одарённость нужен индивидуальный личностно-ориентированный подход . И не только, ещё нужно пространство, где талант учителя и дар ребёнка составляют единое целое. А Вы, учитель, можете только помочь ему открыть это в себе, свою неповторимость. Но важно при этом передать ребёнку опыт социума, адаптировать его к тем нравственным нормам и ценностям, которые сложились во времени и пространстве.

Отсюда и основной признак гуманизма: устроить мир и педагогический процесс так, чтобы ребёнок познавал и усваивал истинно человеческое, познавал себя как человека, проявлял свою индивидуальность, находил общественный простор для развития соей истинной природы. Но современное состояние социума лишает человека психологического комфорта. Обострились проблемы взрослых, нет гармонии поколений, границ между добром и злом, притупилось чувство ответственности за детей, а отсюда – отчуждение от семьи и школы.

Всё это позволило определить главное в инновационном преобразовании школы: необходимо создание инновационного пространства, где бы задачи решались на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учеников, учителей, родителей, администрации.

Личностно-ориентированный подход, где личность представляется центром собственного развития, она способна избирать индивидуальный путь самостроительства, а педагог должен оказывать помощь, создавать нормальные условия для этого саморазвития.

Развитие способностей и талантов в системе ДО через создание творческих объединений – перспективное направление, поскольку представляет ребёнку выбор занятости по интересам, возможность для всестороннего развития способности детей, личностной траектории развития ребёнка. Условия для саморазвития в школе создаются в процессе общения, путём предоставления ребёнку активной самореализации в творческой деятельности. В творческих проектах- выступлениях на олимпиадах, конференциях. В системе ДО –это выставки разного уровня.

Хочу поделиться опытом своей работы. Для удобства информация представлена в таблице.

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 Применение технологий личностно ориентированного обучения на уроках технологии и изобразительного искусства

2. Источник изменений

Новые условия образовательной деятельности.

3.Идея изменений

 В использовании образовательных, личностно ориентированных технологий. Смысл технологии -  в совершенно новой организации учебного процесса и  воспитания. Главное же – именно воспитания. Это цель, сверхзадача каждого урока, на которую уже потом «работают» другие цели: образовательная, развивающая и новая – предметно-практическая. 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В основе технологии – создание учебного модуля, отражающего идеальную модель жизнедеятельности человека. Эта модель включает несколько элементов: образ (жизненные впечатления, переживания, мотивация), анализ (понимание, осмысление, выстраивание концепции жизни), действие (поступки, жизненные события).  

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений,  делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, любви, уважения, толерантности, Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для  ученика.

Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырех основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов).

Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей; учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с окружающим миром. Групповые технологии или педагогику сотрудничества (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, а также на уроках-семинарах, при подготовке устных журналов, творческих заданий. Продумывают состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный качественный состав групп может быть различен.

Группы получают письменные задания (своеобразные программы наблюдений или алгоритмы действий), подробно прописанные на карте, оговаривается время на их выполнение. Учащиеся выполняют задания, работая с текстом. Формы организации отношений в группах могут быть также различны: все могут выполнять одно и то же задание, но по различным частям задания, эпизодам, могут выполнять отдельные элементы заданий, прописанных в карточке, могут готовить самостоятельные ответы на различные вопросы.

В каждой группе назначается руководитель. Его функция - организация работы учащихся, сбор информации, обсуждение оценки каждого члена группы и выставление балла за порученную ему часть работы. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной и письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт наброски своих наблюдений (от каждого ученика или от группы в целом). За монологическое высказывание оценка ставится непосредственно на уроке; после просмотра письменных ответов оценка выставляется каждому члену группы с учётом того балла, который ему поставила группа. Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Вопросы такого характера помогут не повторить (на что обычно нацелены заключительные уроки), а обобщить, сопоставить, выявить существенные" и несущественные признаки изучаемых явлений.

Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость открытия. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

Проявляя интерес к ребёнку вы откроете в каждом его уникальность и своеобразие.

"Гуманизация образовательной школьной среды – залог личностно-ориентированного образования". Из опыта работы
  • Технология
Описание:

 В данной статье рассматривается условия гуманизации образовательной среды. Рассматривается личностно -ориентированный подход в обучении как в урочной так и вне урочной деятельности.

Рассказывается о развитии способностей и талантов детей в системе ДО через создание творческих объединений. Описываются условия для саморазвития учащихся в школе в процессе общения,  путём предоставления ребёнку активной самореализации в творческой деятельности. Приведены примеры групповых технологий или педагогики сотрудничества. Указаны в форме таблицы условия реализации  (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Автор Хахулина Лариса Ароновна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 425
Номер материала 55216
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓