Главная / Русский язык и литература / Гуманистическая психология педагога. Публичная лекция для педагогических работников

Гуманистическая психология педагога. Публичная лекция для педагогических работников


Гуманистическая психология педагога.


Публичная лекция

для педагогических работников

Канцедаловой Г.Г. – учителя

русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 15» с. Казинка

Шпаковского района

Ставропольского края.


Пью кофе, медленно прожёвываю бутерброд, с любопытством уставившись в экран телевизора: трупы, искорёженные автомобили, стрельба., обездоленные дети, , отчаявшиеся бездомные…В комнате спокойствие и тишина. А ведь стон стоит.

Крик жил отдельно!

Вырастал стеной.

Карабкался,

Обрушивался с крыш.

Растерзанный, отчаянный, больной,

Нечеловечески огромный крик!..

И всё. И не остановился век…

Какое это чудо – человек!

Какая это мерзость – человек!

Почему так? Может быть, не научили вовремя любить, сострадать, быть гуманным?

А ведь гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие, жестокость, равнодушие к себе и окружающим, инфантильность возникают в связи с воздействием внешнего мира.

Сегодня, как никогда ранее, на первый план перед школой выдвигаются жизненно важные для российского общества проблемы, требующие решения:

- Как воспитать гуманные общественно ценные установки личности?.

-Как с наибольшей эффективностью пробуждать внутреннюю созидательную работу души и мысли ребёнка?.

- Как осуществлять школе свои социальные функции?.

-Как формировать новый образ и способ жизни?

Перечень этих «Как» можно продолжать и продолжать. А весь смысл сводится к тому, чтобы формирование гуманных ценностей стало основой педагогической деятельности.

Как-то Александр Исаевич Солженицын говорил о линии, разделяющей добро и зло: она проходит через сердце человека. И это мудрое разделение в первую очередь касается учителя.

- Ребёнок – это целый мир, освещённый радужными красками, магическими словами матери, желаниями, стремлениями. Как страшно, когда он живёт, а внутренний мир его не существует», - говорил В.А. Сухомлинский.

Безликие, серые существа! Инфантильные, не приспособленные к условиям новых экономических отношений молодые люди – следствие школьной технологии, давшей сегодня крен в сторону обучения без воспитания, а значит, антигуманной по своей сущности.

Именно поэтому хочу ещё раз поговорить о школьном гуманизме с вами, уважаемые коллеги. Учитель учит ведь не только предмету – он учит детей, как жить в этом мире. И слово «учит», наверное, не очень точно, не очень полно отражает смысл того, что происходит в школе. Учитель самой своей жизнью, своим отношением к жизни должен показывать ученикам, как можно и должно жить.

Убеждена, без выстраивания педагогической деятельности на основе основных принципов и методов гуманистической психологии и педагогики, невозможно решать как внутригосударственные, так и глобальные проблемы, общечеловеческие задачи, и, конечно же, личностные устремления человека. Ведь по утверждению психологов Афанасьева и Выготского, «чем выраженнее гуманизм, как личностное качество, тем интереснее, осмысленнее и богаче жизнь человека ».

Хочу сегодня сконцентрировать ваше внимание на необходимости системной опоры в своей педагогической деятельности на созидающие и тормозящие приёмы и методы гуманистической педагогики. .

К сожалению, мы, педагоги, в основном руководствуемся лишь информативно-знаниевой, содержательной стороной образование, проблемы межличностных взаимоотношений, решаем на интуитивном уровне, без опоры на гуманистические принципы, без учёта запросов и потребностей ребёнка. А потребностей у него довольно много!

И знаете, какие из них он выдвигает на первый план?

а) потребность в творческой деятельности;

б) потребность в защите;

в) потребность в признании;

г) потребность в смысле жизни;

д) потребность быть личностью;

е) потребность в самореализации;

ж) потребность в удовольствии;

з) потребность в наслаждении, наконец.

Как видите, не только и не столько в знаниях! Знаниевая сторона обучения очень важна. но не так востребована.

В передаче молодому человеку бесценного богатства, накопленного поколениями, исторической памяти, нравственных устоев, традиций, воспитании прочного иммунитета против духовного обнищания, национальной невилированности видели известные педагоги К.Д. Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.И. Водовозов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский основные направления гуманизации школьной жизни. На этом научно-нравственном капитале мы просто обязаны формировать сегодняшнюю личность.

Что необходимо учителю для этого? Системное самообразование, как психологическое, так и педагогическое. Чтобы сформировать гуманиста-личность, умеющую сострадать и сорадоваться, педагогу всю свою жизнь необходимо формировать себя как личность гуманную, образованную и культурную. Это не позволит ему сломаться под тяжестью жизненных забот, даст силы духовно поддерживать своих питомцев.

В словаре-справочнике по психологии читаю: «Гуманизация образования направляется на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; она предполагает также создание в учебном заведении положительной морально-психологической атмосферы».

Вы спросите, для чего я процитировала эти слова? Воскликните: «Это же прописные истины для любого педагога!» Уверяю, это не так!

В учительской среде особенно широко распространена критическая позиция по отношению к детям, отсутствует психологически обоснованный подход к ним, а это один из источников жестокости. Это проявление существующего у большинства педагогов представления о своём праве вмешиваться в жизнь другого человека своими оценками и осуждениями.

Не потому ли в своей статьи «Помилуем детские души в честь каникул» Симон Соловейчик с горечью писал: « «2» в четверти – это не отметка, это маленькая месть». Я бы сказала: это боль. Ученик не знает урок – это боль и досада учителя. В отместку – «2» - боль и досада ученика. Так и идёт сражение на ринге. Кто кого больнее ударит. Считается, что «2» образумит ученика, прибавит ему разума, послужит предупреждением. Но так ли это? В действительности никакого разума, а просто боль.

И у Сухомлинского, помните: «Можно ли учить без наказания, без боли, без двоек»?

Можно, но нужны:

1. Необыкновенные обстоятельства, необыкновенные учителя, необыкновенные школы. (Вероятно поэтому в рамках приоритетного национального проекта «Образование» идёт поиск таковых и широкое общественное признание и распространение значимости их педагогической деятельности).

2. Можно без «2» , но нужен отказ от привычного:«пришёл – спросил – рассказал – дал задание - ушёл» (для этой системы «2» -кровеносная система, отмени её и школа умрёт от разрыва сердца).

Когда учителю, который учит детей обыкновенным способом, говорят, что кто-то обходится без «2», он возмущается: обманщики, утописты, гуманисты!

И правильно возмущаются. Как учит он, нельзя без «2». А как учат гуманисты – нельзя с «2».

На ослабление жестокости в школе во всех её проявлениях, организацию преподавания всех предметов с учётом наполнения человеческими измерениями, нацеливают нас современные образовательные, воспитательные и управленческие технологии.

Думаю, что вдумчивое погружение в них нас, педагогов, позволит определить нравственное содержание категории мера и позволит выстраивать отношение к детям как высшей ценности.

А жестокость, антигуманность – это отсутствие уровня владения нравственной мерой или её искажение.

Хочу предложить Вам бланковую анкету «Мера» (на экране).

На экране 20 отрицательных качеств и поступков ученика.

Отметьте знаком «+» те качества и позиции, которые вы простили бы ребёнку; знаком « - », которые не простили бы и знаком – «0», в которых сомневаетесь.

Проведите количественную обработку и сделайте выводы о собственной степени владения категорией нравственной меры при выполнении действий прощения. Определите общую направленность оценок других людей: критическую, прощающую, колеблющуюся и задумайтесь над вопросом: «Гуманист ли я?»

… «Космос лепит лик Земли», - говорил известный учёный В.И. Вернадский. Стало быть, космос вместе с Землёй лепит и первозданную природу человека.

Общество, школа, учитель должны содействовать тому, чтобы человек смог раскрыть свою природу. Смог утвердиться, смог выполнить возложенную на него миссию.

Не поэтому ли мы в очередной раз говорим о школьном гуманизме? Не к нему ли взывают нас пронзительные по глубине своей строки, написанные моей ученицей:

Пусть словом не убить в одно мгновенье,

Пусть словом не спасти в последний миг,

Бывает слово – проблеск вдохновенья,

Бывает слово – как предсмертный крик.

Пустой вопрос без чувства, без участья,

Как тяжело порой других понять!

То сердце бьётся в ожиданье счастья,

То снова начинает тосковать.

Простое слово, чуточку вниманья,

Ответ короткий, длинный – всё равно.

Оно как светлый лучик пониманья,

В нём очень многое порой заключено.

Невольно успокоит иль встревожит,

Уменьшит боль иль ранит в сердце снова…

Так знайте же, как много оно может,

Простое человеческое слово.


Гуманистическая психология педагога. Публичная лекция для педагогических работников
  • Русский язык и литература
Описание:

Гуманистическая психология педагога.

 

Публичная лекция

для педагогических работников

Канцедаловой Г.Г. – учителя

русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 15» с. Казинка

Шпаковского района

Ставропольского края.

 

         Пью кофе, медленно прожёвываю бутерброд, с любопытством уставившись в экран телевизора: трупы, искорёженные автомобили, стрельба., обездоленные дети, , отчаявшиеся бездомные…В комнате спокойствие и тишина. А ведь стон стоит.

         Крик жил отдельно!

         Вырастал стеной.

         Карабкался,

         Обрушивался с крыш.

         Растерзанный, отчаянный, больной,

Нечеловечески огромный крик!..

И всё. И не остановился век…

Какое это чудо – человек!

Какая это мерзость – человек!

         Почему так? Может быть, не научили вовремя любить, сострадать, быть гуманным?

         А ведь гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие, жестокость, равнодушие к себе и окружающим, инфантильность возникают в связи с воздействием внешнего мира.

         Сегодня, как никогда ранее, на первый план перед школой выдвигаются жизненно важные для российского общества проблемы, требующие решения:

- Как воспитать гуманные общественно ценные установки личности?.

-Как с наибольшей эффективностью пробуждать внутреннюю созидательную работу души и мысли ребёнка?.

- Как осуществлять школе свои социальные функции?.

-Как формировать новый образ и способ жизни?

      Перечень этих «Как» можно продолжать и продолжать. А весь смысл сводится к тому, чтобы формирование гуманных ценностей стало основой педагогической деятельности.

         Как-то Александр Исаевич Солженицын говорил о линии, разделяющей добро и зло: она проходит через сердце человека. И это мудрое разделение в первую очередь касается учителя.

         - Ребёнок – это целый мир, освещённый радужными красками, магическими словами матери, желаниями, стремлениями. Как страшно, когда он живёт, а внутренний мир его не существует», - говорил В.А. Сухомлинский.

    Безликие, серые существа! Инфантильные, не приспособленные к условиям новых экономических отношений молодые люди – следствие школьной технологии, давшей сегодня крен в сторону обучения без воспитания, а значит, антигуманной по своей сущности.

         Именно поэтому хочу ещё раз поговорить о школьном гуманизме с вами, уважаемые коллеги. Учитель учит ведь не только предмету – он учит детей, как жить в этом мире. И слово «учит», наверное, не очень точно, не очень полно отражает смысл того, что происходит в школе. Учитель самой своей жизнью, своим отношением к жизни должен показывать ученикам, как можно и должно жить.

         Убеждена, без выстраивания педагогической деятельности на основе основных принципов и методов гуманистической психологии и педагогики, невозможно решать как внутригосударственные, так и глобальные проблемы, общечеловеческие  задачи, и, конечно же, личностные устремления человека.           Ведь по утверждению психологов Афанасьева и Выготского, «чем выраженнее гуманизм, как личностное качество, тем интереснее, осмысленнее и богаче жизнь человека ».

         Хочу сегодня сконцентрировать ваше внимание на необходимости системной опоры в своей педагогической деятельности на созидающие и тормозящие приёмы и методы гуманистической педагогики. .

         К сожалению, мы, педагоги, в основном руководствуемся лишь информативно-знаниевой, содержательной стороной образование, проблемы межличностных взаимоотношений, решаем на интуитивном уровне, без опоры на гуманистические принципы, без учёта запросов и потребностей ребёнка. А потребностей  у него довольно много!

         И знаете, какие из них он выдвигает на первый план?

  а) потребность в творческой деятельности;

  б) потребность в защите;

  в) потребность в признании;

  г) потребность в смысле жизни;

  д) потребность быть личностью;

  е) потребность в самореализации;

  ж) потребность в удовольствии;

  з) потребность в наслаждении, наконец.

Как видите, не только и не столько в знаниях! Знаниевая сторона обучения очень важна. но не так востребована.

         В передаче молодому человеку бесценного богатства, накопленного поколениями, исторической памяти, нравственных устоев, традиций, воспитании прочного иммунитета против духовного обнищания, национальной невилированности видели известные педагоги К.Д. Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.И. Водовозов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский основные направления гуманизации школьной жизни. На этом научно-нравственном капитале мы просто обязаны формировать сегодняшнюю личность.

          Что необходимо учителю для этого? Системное самообразование, как психологическое, так и педагогическое. Чтобы сформировать гуманиста-личность, умеющую сострадать и сорадоваться, педагогу всю свою жизнь необходимо формировать себя как личность гуманную, образованную и культурную. Это не позволит ему сломаться под тяжестью жизненных забот, даст силы духовно поддерживать своих питомцев.

         В словаре-справочнике по психологии читаю: «Гуманизация образования направляется на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; она предполагает также создание в учебном заведении положительной морально-психологической атмосферы».

         Вы спросите, для чего я процитировала эти слова? Воскликните: «Это же прописные истины для любого педагога!» Уверяю, это не так!

           В учительской среде особенно широко распространена критическая позиция по отношению к детям, отсутствует психологически обоснованный подход к ним, а это один из источников жестокости. Это проявление существующего у большинства педагогов  представления о своём праве вмешиваться в жизнь другого человека своими оценками и осуждениями.

         Не потому ли в своей статьи «Помилуем детские души в честь каникул» Симон Соловейчик с горечью писал: « «2» в четверти – это не отметка, это маленькая месть».  Я бы сказала: это боль. Ученик не знает урок – это боль и досада учителя. В отместку – «2» - боль и досада ученика. Так и  идёт сражение на ринге. Кто кого больнее ударит. Считается, что «2» образумит ученика, прибавит ему разума, послужит предупреждением. Но так ли это? В действительности никакого разума, а просто боль.

         И у Сухомлинского, помните: «Можно ли учить без наказания, без боли, без двоек»?

Можно, но нужны:

1. Необыкновенные обстоятельства, необыкновенные учителя, необыкновенные школы. (Вероятно поэтому в рамках приоритетного национального проекта «Образование» идёт поиск таковых и широкое общественное признание и распространение значимости их педагогической деятельности).

2. Можно без   «2» , но нужен отказ от привычного:«пришёл – спросил – рассказал – дал  задание - ушёл» (для этой системы «2» -кровеносная система, отмени её и школа умрёт от разрыва сердца).

         Когда учителю, который учит детей обыкновенным способом, говорят, что кто-то обходится без «2», он возмущается: обманщики, утописты, гуманисты!

         И правильно возмущаются. Как учит он, нельзя без «2». А как учат гуманисты – нельзя с «2».

         На ослабление жестокости в школе во всех её проявлениях, организацию преподавания всех предметов с учётом наполнения человеческими измерениями, нацеливают нас современные образовательные, воспитательные и  управленческие  технологии.

         Думаю, что вдумчивое погружение в них нас, педагогов, позволит определить нравственное содержание категории мера и позволит выстраивать отношение к детям как высшей ценности.

         А жестокость, антигуманность – это отсутствие уровня владения нравственной мерой или её искажение.

         Хочу предложить Вам бланковую анкету «Мера» (на экране).

         На экране 20 отрицательных качеств и поступков ученика.

         Отметьте знаком «+» те качества и позиции, которые вы простили бы  ребёнку; знаком « - », которые не простили бы и знаком – «0», в которых сомневаетесь.

         Проведите количественную обработку и сделайте выводы о собственной степени владения категорией нравственной меры при выполнении действий  прощения. Определите общую направленность оценок других людей: критическую, прощающую, колеблющуюся и задумайтесь над вопросом: «Гуманист ли я?»

         … «Космос лепит лик Земли», - говорил известный учёный В.И. Вернадский. Стало быть, космос вместе с Землёй лепит и первозданную природу человека.

         Общество, школа, учитель должны содействовать тому, чтобы человек смог раскрыть свою природу. Смог утвердиться, смог выполнить возложенную на него миссию.

         Не поэтому ли мы в очередной раз говорим о школьном гуманизме? Не к нему ли взывают нас пронзительные по глубине своей строки, написанные моей ученицей:

         Пусть словом не убить в одно мгновенье,

         Пусть словом не спасти в последний миг,

Бывает слово – проблеск вдохновенья,

Бывает слово – как предсмертный крик.

Пустой вопрос без чувства, без участья,

Как тяжело порой других понять!

То сердце бьётся в ожиданье счастья,

То снова начинает тосковать.

Простое слово, чуточку вниманья,

Ответ короткий, длинный – всё равно.

Оно как светлый лучик пониманья,

В нём очень многое порой заключено.

Невольно успокоит иль встревожит,

Уменьшит боль иль ранит в сердце снова…

Так знайте же, как много оно может,

Простое человеческое слово.

        

Автор Канцедалова Галина Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 389
Номер материала 33982
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓