Главная / Технология / Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке

Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке

39








Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке



Творческая работа

слушателя курсов ПК учителей биологии и химии, преподающих в профильных классах

Первых Ирины Вальтеровны

учителя высшей категории, старшего учителя общеобразовательной школы

I-II-III ступеней № 40

г. Симферополь










Содержание

Введение………………………………………………………………...…5

Глава I. Теоретические основы организации коллективной познавательной деятельности

I.1. Уровни коллективно-познавательной деятельности………...……..8

I.2. Особенности организации групповой работы учащихся на уроке.11

I.3. Разновидности групповых технологий

I.3.1. Групповой опрос…………………………………………………..13

I.3.2. Общественный смотр знаний……………………………………..14

I.3.3. Учебная встреча……………………………………………………14

I.3.4. Диспут……………………………………………………………...15

I.3.5. Нетрадиционные уроки…………………………………………...16

I.4. Интерактивные технологии коллективно-группового обучения

I.4.1. Обговаривание проблем в общем кругу………………………....17

I.4.2. Микрофон………………………………………………………….18

I.4.3. Обучая – учусь……………………………………………………..19

I.4.4. Мозаика…………………………………………………………….20

Глава II. Тренинг – эффективный метод групповой работы………….23

II.1. Структура тренинга………………………………………………...24

II.2. Виды тренинговой активности……………………………………25

II.2.1. Рисуй и пиши

II.2.2. Взаимообучение

II.2.3. Аквариум

II.2.4. Консилиум

II.2.5. Триады

Глава III. Примеры фрагментов уроков с некоторыми разновидностями групповых методов. Результаты мониторингового исследования

III.1. Общественный смотр знаний по теме: «Покрытосеменные»…..27

III.2. Урок усвоения новых знаний. Тема: «Хищные птицы»………...30

III.3. Нетрадиционный урок – урок путешествие. Тема: «Рыбы»……31

III.4. Учебная дискуссия – диспут. «Эволюционное учение. Альтернативные концепции»…………………………………………...33

Заключение……………………………………………………………….36

Литература………………………………………………………………..39















Введение

В современной научно-методической литературе широко используется понятие «педагогические технологии». Когда это понятие впервые вводили в учительский словарь (конец 70-х – начало 80-х гг. ХХ ст.), оно было обобщающим синонимом длинного перечня методов, форм и способов организации и общей деятельности учителей и учащихся. Сегодня о педагогических технологиях говорят повсюду и с целью характеристики приоритетных направлений педагогических преобразований, и с целью популяризации проблемного и развивающего обучения, и во время подготовки современного урока.

Лишь в публикациях нескольких последних лет можно насчитать множество различных определений педагогических технологий. У одних авторов одни и те же технологии называются педагогическими, у других – образовательными, у третьих – авторскими. Наверное, на вопрос: «Что же такое педагогическая технология?» однозначно ответить нельзя. А вот понять, что овладение технологиями является приоритетным для освоения учительской профессии, наверное, необходимо каждому, кто хочет повысить и усовершенствовать своё педагогическое мастерство.

Чем же отличается понятие «технология» и «индивидуальное мастерство учителя»? По мнению российского педагога В. Беспалько, «любая деятельность может быть или технологией, или искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке». Творческий учитель постоянно пребывает в движении: он ищет новые пути, путём проб и ошибок, на основе собственной интуиции и опыта достигает определенных результатов. Это, определенно, индивидуальное искусство. Однако когда учитель, обобщив собственный опыт, создаёт из своих наработок систему и эта система может быть доступной или возможной для использования другими учителями, то это уже рождение технологии.

Технология позволяет учителям уменьшать путь к цели и силы. С другой стороны, новое время всегда требует новых технологий. Технология должна отвечать духу времени, быть адекватной его требованиям и возможностям. Поэтому, современному учителю для достижения высокого профессионализма необходимо доскональное знание педагогических технологий, непрерывное самообразование, умение заглянуть в будущее.

Целью любой технологии является достижение более высокого уровня обучения и воспитания (Педагогическая Академия Пани Софии, 2006)

По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. Групповое общение определяет групповую организацию и групповой способ обучения, который включает три формы: групповую, парную и индивидуальную.

Существует определенная классификация инновационных педагогических технологий. Групповые технологии относятся (по Селевко Г.К.) к педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса и группе технологий развивающего обучения. Как построить урок с элементами групповых технологий, какие существуют новые способы групповой организации учащихся, как реально, на уроках, воплощается теория. Этому посвящена работа. Лично для меня – это возможность научиться новым подходам: заинтересовать ребёнка, научить учиться, критически мыслить, максимально использовать возможности мозга, а также учитывать особенности своего восприятия и уважительно относиться к иному.
















Глава I. Теоретические основы организации коллективной познавательной деятельности


I.1. Уровни коллективно-познавательной деятельности


Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.


И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.


При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязаностейобязанностей, взаимную зависимость и контроль

Собственно-групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровни организации учебной работы в классе (Виноградова М.Д., Первин И.Б., 1977).

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.

По характеру содержания: проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + + ,клубная, груп­повая.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

По категории обучаемых: все категории.

Гипотеза (концептуальные позиции)

Групповые технологии – способ организации деятельности

детей, который оказывает мощное стимулирующее действие

на развитие ребенка.


Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;

  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

  • коммуникацию, общение, без которых невозможны обмен и взаимопонимание;

  • распределение начальных действий и операций;

  • обмен способами действия – для получения совокупного продукта деятельности;

  • отношение участника к собственным знаниям.

  • взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.




I.2. Особенности организации групповой работы учащихся на уроке


  • Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач.

  • Каждая группа получает задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща.

  • Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

  • Состав группы непостоянный. Руководители и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.


Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполне­ние различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.


При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени воз­растает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.


Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала.

2) Групповая работа.

г) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

д) распределение заданий внутри группы;

е) индивидуальное выполнение заданий;

ж) обсуждение индивидуальных результатов в группе;

з) обсуждение общего задания в группе.

3) Заключительная часть.

и) сообщение о результатах работы в группах;

к) анализ познавательной задачи;

л) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя не группу (Рубцов В.В., 1987).


Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима она при проведении практических и лабораторных работ; при обработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.д. (Лийметс Х.Й., 1975).



I.3. Разновидности групповых технологий

I.3.1. Групповой опрос – для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Перечень вопросов составляет учитель, опрашивают консультанты каждого члена своей группы. Опрос во всех группах ведется одновременно.

Значение – выявление знаний всех без исключения учащихся; воспитание у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за учебу.



I.3.2. Общественный – очень важно правильно провести

смотр знаний подготовительный период, вопросы теории,

задачи, практические, графические задания

учащиеся группы повторяют во внеурочное

время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.

Выбирается, назначается – председатель жюри, само жюри, ведущий; украшается помещение. Ребята сидят по группам. Часть учеников выполняет работу у доски, часть – сидя за отдельными столами, часть отвечает с мест.

С места – дополнения, уточнения. Жюри может задавать вопросы. В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу КВН). Результаты смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Итоги предаются гласности.


I.3.3. Учебная встреча – проводится при повторении изучаемого

материала, как на уроке, так и во внеурочное

время.

Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи чаще намечает учитель. Ведет учебную встречу учитель.

Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий может задавать наводящие вопросы.

Выбирается секретарь для учета правильных ответов, или фишки, которая получает каждая команда. Учебная встреча имеет рабочий характер. Это обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты (Дьяченко В.К., 1991).


I.3.4. Диспут – не требует ни выставления оценок, ни

принятия решений. Его цель – научится

логично, доказательно отстаивать свою точку

зрения, в откровенном споре показать

ученикам истинность той или иной позиции.

Учитель должен тщательно продумать задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым должны прийти учащиеся в результате обсуждения.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

- Я критикую идеи, а не людей.

- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

- Я стремлюсь осмыслить и понять все взгляды на проблему.

- Я выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.


I.3.5. Нетрадиционные – к групповым технологиям следует отнести и

уроки многие другие технологии нетрадиционных

уроков, в которых имеет место разделение

класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету — это хорошо успева­ющие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хоро­шо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отноше­ний, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются боль­шим педагогическим выигрышем (Поливанова Н.И., Ривина И.В., 1996).

тельных аргументов.

соблюдением правил ведения дискуссии которым



I.4. Интерактивные технологии коллективно-группового обучения

К этой группе относятся интерактивные технологии, которые предусматривают одновременную общую (фронтальную) работу всего класса.


I.4.1. Обсуждение проблемы в общем кругу

Это всеобщеизвестная технология, которая применяется, как правило с другими. Её целью является привлечение внимания учащихся к сложным или проблемным вопросам в учебном материале, мотивации познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и др. Учитель должен привлечь всех к равному участию и дискуссии.

Как организовать эту работу?

Желательно расположить стулья или парты по кругу. Весь класс обсуждает идеи или действия, которые касаются какой-либо конкретной темы. Тему необходимо сформулировать так, чтобы она была понятна всем с самого начала.

Учащиеся высказываются по желанию. Обсуждение продолжается до тех пор, пока есть желающие высказываться. Учитель берет слово в конце обсуждения. Он может высказать своё мнение.

Учитель, во время обсуждения, демонстрирует уважение к любому, благодаря каждого учащегося за вопрос или высказывание. Это стимулирует присутствующих продолжать делиться ценной информацией, которую в другом случае они отбросили бы как нудную, не типичную, не существенную или лишнюю.

Не позволяйте кому-либо доминировать над группой во время дискуссии. Ограничить это можно, проговорив: «А теперь послушаем другого (ую), необходимо, чтобы все могли сказать своё слово».

Не следует забывать, что большое количество общеклассных обсуждений утомляет. Злоупотребление этой методикой приводит к утомлению и скуке (Пометун О., Пироженко Л., 2007)



I.4.2. Микрофон

Разновидностью общегруппового обсуждения является технологии «Микрофон», которая даёт возможность каждому сказать что-либо быстро, по очереди, отвечая на вопросы или высказывая свои мысли или позицию.

Как организовать работу?

А. Задавайте вопрос классу.

Б. Предложите классу какой-либо предмет (ручку, карандаш), который выполняет роль условного микрофона. Учащиеся передают его один другому, по очереди берут слово.

В. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон».

Г. Предложите ученикам говорить лаконично и быстро (не более, чем 0,5 – 1 минут)

Д. Не комментируйте и не оценивайте такие ответы.

(Г.К. Селевко, 2006)


I.4.3. Обучая – учусь

(«Каждый учит каждого», «Броуновское движение»)

Этот метод используется при изучении блока информации или при обобщении или повторении изученного. Он даёт возможность учащимся принять участие в передаче своих знаний одноклассникам. Использование этого метода даёт общую картину понятий и фактов, необходимость изучения их на уроке, а также вызывает появление конкретных вопросов и повышает интерес к обучению.

Как организовать работу?

  • Подготовить карточки с фактами, которые касаются темы урока, по одной на каждого ученика.

  • Раздайте по одной карточке каждому.

  • Несколько минут учащиеся читают информацию. Проверьте, понимают ли они прочитанное.

  • Предложите им пройти по классу и познакомить со своей информацией других одноклассников.

  • Учащийся может одновременно говорить только с одним учеником или с небольшой группой (2-3).

Задание заключается в том, что необходимо поделиться фактом и самому получить информацию от другого. На протяжении отведенного времени, необходимо обеспечить общение каждого с максимальным количеством других для получения как можно большей информации.

  • После этого предложите ученикам рассказать, полученную информацию. Проанализируйте и обобщите полученные ими знания.

Ответы можно записать на доске (Чередов И.М., 1988).







I.4.4. «Мозаика» (Ажурная пилка)

Технология используется для создания на уроке ситуации, которая даёт возможность учащимся работать вместе для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени.

Эффективна и может заменить лекции в тех случаях, когда информация должна быть получена учащимися перед проведением основного (базисного) урока или дополняет такой урок. Привлекает учащихся помогать друг другу учиться, обучая.

hello_html_21b48244.gif

Домашние группы


2

1 3

5 4

2

1 3

5 4

2

1 3

5 4

hello_html_a332e82.gif

hello_html_38be9da0.gifhello_html_m50772c30.gifhello_html_m3f119737.gifhello_html_77dd87f9.gifhello_html_m61434e0a.gifhello_html_1082880a.gif

hello_html_fb20e7b.gifhello_html_m435d074.gifhello_html_m33b57e6d.gifhello_html_15eda45a.gifhello_html_m75503af2.gifhello_html_335f4d17.gifhello_html_7f3f3078.gifhello_html_m7be78350.gif

Экспертные группы



1 1 1

1 1 1

1 1 1

1 1 1

1 1 1


Домашние группы

hello_html_adb7b32.gifhello_html_327e2cfe.gifhello_html_m7b6daa08.gifhello_html_3032cdad.gifhello_html_m3437decd.gifhello_html_m503e1b3.gifhello_html_m2703edc1.gifhello_html_b321f21.gifhello_html_4b39e74b.gifhello_html_7eee8441.gifhello_html_1e6828ac.gifhello_html_4bc45392.gifhello_html_m23531820.gifhello_html_m26bf9e03.gifhello_html_m4bb52cb7.gif

hello_html_b504bff.gifhello_html_b504bff.gif

2

1 3

5 4

hello_html_62f5b86c.gif

2

1 3

5 4


2

1 3

5 4

hello_html_62f5b86c.gif



Как организовать работу?

1. Чтобы подготовить учащихся к уроку с большим объёмом информации, подберите материал, необходимый для урока, и подготовьте индивидуальный информационный пакет для каждого ученика (материалы учебника, дополнительные материалы – вырезки из газет и др.)

2. Подготовьте таблички с цветными обозначениями, чтобы учащиеся смогли определить задания для их группы – «домашнюю» и «экспертную». Сначала объедините учащихся в «домашние» группы (1,2,3), используя цветные значки, которые учитель предварительно раздал ученикам. В каждой домашней группе всё её участники должны иметь значки разных цветов, а в каждой экспертной – одинаковые.

3. Распределите учащихся в «домашние» группы по 3-5 человек. Каждый должен быть проинформирован, кто входит в его «домашнюю» группу, т.к. её члены будут собираться позднее. Дайте домашним группам порцию информации для усвоения, каждой группе свою. Задание домашних групп – обработать данную информацию и оперировать ею на уровне, достаточном для обмена этой информацией с другими.

4. После завершения работы домашних групп, предложите учащимся разойтись по своим «известным» группам, где они станут экспертами по отдельной теме своей части информации. Например, соберите всех «красных» около доски, а всех «синих» - в холле. В каждой группе должен быть представитель из каждой «домашней» группы.

5. Каждая экспертная группа должна выслушать всех представителей домашних групп и проанализировать материал в целом, провести его экспертную оценку за определенное время (для этого может понадобиться целый урок, если материал сложный или большой по объёму).

6. После завершения работы предложите учащимся вернуться «домой». Каждый должен поделиться информацией, полученной в экспертной группе с членами своей «домашней» группы. Учащиеся должны стараться донести информацию качественно и в полном объёме. Задание «домашних» групп – окончательное обобщение и коррекция всей информации.



















Глава II. Тренинг – эффективный метод групповой работы

Социальное окружение ребёнка является основным источником его развития, поэтому важно не то, что ребёнок может делать здесь и теперь, а то, что он сегодня может выполнить с помощью взрослого или в совместной работе с другими, а завтра уже самостоятельно (это является зоной его ближайшего развития). Смысл обучения должен иметь превентивный характер с учетом этой зоны. Для эффективного влияния необходимо использовать методы, которые базируются на активном сотрудничестве между собой и с учителем (Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., 2006)


Тренинг – это

  • Новые подходы:

  • Сотрудничество

  • Открытость

  • Активность

  • Ответственность

  • Новые знания:

  • Интенсивное усвоение

  • Уточнения

  • Новые умения и навыки:

  • Эффективной коммуникации

  • Самоконтроля

  • Работы в команде

  • Принятие решений

I

Структура тренинга

hello_html_m3caabd13.gifhello_html_m3caabd13.gifhello_html_355e39c.gifhello_html_355e39c.gifI.1.


hello_html_21fc0224.gifhello_html_355e39c.gifhello_html_355e39c.gifhello_html_355e39c.gif

Вступительная часть

Основная часть

Заключительнаячасть

Основная часть


hello_html_5c40d274.gifhello_html_5c40d274.gifhello_html_5c40d274.gif

  • Обратная связь

  • Знакомство

  • Ожидания

  • Правила

  • Теоретический блок

  • Практический блок

  • Дополнительные активности

  • Теоретический блок

  • Практический блок

  • Дополнительные активности









hello_html_73b4fec4.gifhello_html_355e39c.gif

Теоретический блок:


  • презентации

  • мозговые штурмы

  • мини-лекции

  • самообучение

  • взаимообучение

  • вопросы и ответы

Практический блок:


  • работа в группах

  • выполнение проектов

  • анализ историй

  • ролевые игры

  • инсценирование

  • дебаты

Дополнительные активности:


  • объединение в группы

  • упражнения на релаксацию











II.2. Виды тренинговой активности

hello_html_72b7d767.gif




hello_html_7adea66d.gifhello_html_41a95fe.gif







hello_html_m3a55a074.gif


hello_html_28cddd27.gif








Работа в группах развивает жизненные навыки активного слушания, сопереживания, совместной работы, уверенного поведения и толерантности (О. Полистун, Л. Мирошниченко, 2007).




















Глава III. Примеры фрагментов уроков с некоторыми разновидностями групповых методов.

Результаты мониторингового исследования


III.1. Общественный смотр знаний по теме: «Покрытосеменные»

- 5 или 6 групп;

- каждая группа получает пакет заданий и по ходу урока выполняет их;

- каждое задание оценивается соответствующими баллами. О них объявляется заранее;

- в каждой группе есть капитан (руководитель команды). Именно он отвечает за сохранность пакета и постепенно достает из него то, что необходимо. В конце урока подводятся итоги по баллам и объявляется оценка.


Задания:

1) Биологический диктант (устно) – проверка знаний

отличительных признаков класса однодольных и

двудольных.


Ответы – на доске обозначены цифрами. Зачитывается текст, в котором пропущены слова. Ребята поднимают цифру, которая обозначает нужное слово.


2) «Найти ошибку».

У каждой группы карточки со схемами, отражающими систематические положения одного из растений, схемы написаны с ошибками.

3) Тестирование по разнообразию представителей отдела

Покрытосеменные.

У каждой группы конверт с 20 карточками (цифры). В конверт вкладываются номера признаков семейств отдела Покрытосеменных.

4) «Ай, болит».

Представьте, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях вашего семейства.

5) Составить рассказ по вопросам карты о растениях семейства, которое вы представляете.

6) Кроссворд.

7) Конкурс художников.

С закрытыми глазами выбрать овощ из корзины и нарисовать его на доске, не отрывая руки.

Содержимое корзины:

1. Луковицы.

2. Картофеля.

3. Помидора.

4. Капусты.

8) Загадки.

Лежит Егор под межой,

Накрыт зеленой фатой. (Огурец)


Рос ребенок, не зная пеленок.

Стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)

Красный сказочный сеньор. (Помидор)


Торчит из земли ступка,

На ступке желтая юбка. (Лук)


Какой корнеплод делает чай сладким? (Свекла)














III.2. Урок усвоения новых знаний.

Тема: «Хищные птицы»


Объяснение новых знаний с элементами групповых технологий. Для одного из этапов урока заранее на предыдущем уроке создаются две команды.

«Сокол» «Орел»


Задания, которые получают команды:


1) Дать характеристику:

а) соколу а) ястребу

б) скопе б) сипухе


2) Ответить на вопросы:

а) Какая птица летает а) Какие хищные птицы

быстрее? занесены в Красную

книгу Крыма?

б) Какая сова делает б) Почему совы бесшумно

гнездо? летают?

в) Какая сова охотится в) Как объяснить, что

днем? орлан-белохвост, в

молодом возрасте, имеет

длину тела больше, чем

в старости?


3) Конкурс.

Реклама охраны хищных птиц.

Стихотворение о хищной птице.

III.3. Нетрадиционный урок – урок путешествие

Тема: «Рыбы»


Начинается урок словами: «Сегодня мы отправимся в подводное царство. Путешествуем на подводной лодке тремя экипажами. Каждый экипаж выбирает капитана. Ваше возвращение зависит от смекалки, внимания, а также умения немного пофантазировать. Садимся в шлюпки и приближаемся к нашему кораблю. Кораблем командует компьютер, и его надо проверить, дать верный режим работы. Начинается проверка блока памяти».


Задание 1.

Классификация Надкласса Рыб (представители от команд) на доске.


Задание 2.

Вопросы команд друг другу.


Задание 3.

Индивидуальные задания по опросной карте. По четыре карты – каждый экипаж.


Задание 4.

Узнайте рыбу (читаю характеристику).


Задание 5.

Третий лишний.


Задание 6.

Составь слово: А Л Г Б Е У

С А К Е Т Р

К Н Ь О У


Задание 7.

Игра «Рыболов».

Написать за 1 минуту наибольшее количество рыб.

Экипажи класса получили д.з. о морских промысловых рыбах Черного и Азовского морей, о рыбах внутренних водоемов.


Задание 8.

Как охранять рыбные богатства?


Задание 9.

Расшифровать радиограмму с помощью алфавита.


3, 16, 9, 3, 18, 1, 27, 1, 11, 20, 6, 19, 30

3, 29

19, 17, 18, 1, 3, 10, 13, 10, 19, 30


«Возвращайтесь! Вы справились!»



III.4. Учебная дискуссия – диспут.

«Эволюционное учение. Альтернативные концепции»


Смысл этой дискуссии в том, что учитель предлагает разные точки зрения, которые касаются одной проблемы, и предлагает учащимся выбрать и аргументировать свою позицию. Задание участников дискуссии не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную.


Предлагается три теории:

I – сотворение мира Богом (научный креационизм).

II – постепенная эволюция (дарвинизм).

III – скачкообразная эволюция (сальтационизм).


Обсуждение каждой концепции ведется по плану (этот план известен заранее):

1. Сущность теории

2. Факты – подтверждающие теорию.

3. Общая длительность эволюции или творения;

доказательства.

4. Дальнейшее развитие теории, ее прогноз.

5. Собственные версии о происхождении видов (в

письменном виде).

Оценки выставляются согласно уровню познавательной деятельности учащихся.

Вопросы креационистам:


1. Последние исследования доказывают, что возраст первых одноклеточных – 4 млрд. лет. Как это объяснить?

2. Если возраст Земли около 6 млрд. лет, то как мы видим свет от других звезд, который приходит через миллионы лет?

3. Как растения могли существовать без фотосинтеза, при условии, что они были такими, как сейчас?

4. Человек с ходом времени постепенно деградирует. А акт творения предполагал его стабильность и неизменяемость. Как это объяснить?

Вопросы дарвинистам:


1. Длительность постепенной эволюции (плавной) согласно подсчетам молекулярных биологов должна была быть в 10 раз быстрее. Как это объяснить?

2. Естественный отбор может быть лишь фактором, который поддерживает существование вида, а не создает его. Существуют ли противоположные доказательства?

3. Почему не происходит эволюция интеллекта человека?


Вопросы сальтационистам:

1. Почему нарушается периодичность вымирания? Костные рыбы кайнозойской эры появились за 130 млн. до вымирания динозавров.

2. Когда виды находятся около точки катастрофы, дальнейшее их развитие тяжело предугадать. Почему развитие организмов все-таки было планомерным?

3. Кто был праотцом человека, по вашему мнению?


Вывод учителя:

Происхождение жизни – вопрос, давно волнующий

человечество. Но однозначного ответа нет и до сих пор.

Открытия помогают создавать разные гипотезы. Но

гипотеза не является истиной. Это лишь предположение,

основанное на знаниях, образовании, интуиции

исследователя.














Заключение

Главной особенностью групповой формы организации обучения является то, что процесс обучения происходит в общей деятельности. В сравнении с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в отношении тех же самих заданий повышает её эффективность на 10%. Группа по отношению к каждому её члену становится микрокосмосом (обществом в миниатюре), который отображает весь окружающий мир.

Значение групповой формы организации обучения состоит в том, что добытый опыт (знания, умения) человек сможет перенести во внешний мир и использовать его с успехом. Кроме этого каждый учитель должен понимать, что кроме чисто учебных целей важно, чтобы в процессе взаимодействия, которое происходит в группе, осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними.

Групповые технологии требуют применение учащимися сложных умений и навыков: дискутировать, высказывать и отстаивать свою позицию, работать в группе и др.

Естественно возникает вопрос: какими могут быть критерии оценивания. Чтобы облегчить педагогу контроль за деятельностью учащихся, их можно зафиксировать в таблице. Например:

Оценивание работы учащихся в малых группах


Критерии оценивания

Имена уч-ся

Представляет результат работы группы

Дополняет, комментирует докладчика

Эффективно выполняет свою роль в группе

Имеет записи в тетради

Общая оценка







Оценивание участия учащихся в дискуссии


Критерии оценивания

Имена уч-ся

Тщательно работает над вопросом

Сравнивает изложенные идеи со своими

Обобщает идеи, когда это необходимо

Хороший слушатель

Общая оценка







(О. Пометун, «Завуч» №10, 2006)


Оценивание деятельности учащегося при групповой форме организации обучения имеет свои сложности, прежде всего это самооценка каждым своего вклада в общую работу. Очевидно, что это еще одна проблема, которую должен решить учитель использующий групповые формы работы на уроках.


Групповая работа максимально повышает и личный вклад каждого участника. Обсуждение в группе даёт возможность учащимся больше узнать друг друга, стимулирует свободный обмен мнениями, увеличивает вероятность того, что учащиеся поймут чувства и позицию других, будут больше считаться с ними, то есть будут более толерантными.

Таким образом, групповая форма организации обучения одновременно решает три основных задачи:

  • Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственно-учебной ситуацией;

  • Коммуникационно- развивающую, в процессе которой формируются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

  • Социально-ориентировочную, которая воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.

Результатом обучения в группе является и формирование социально-психологических навыков.

Психологические: помогают людям понимать свой внутренний мир (самоконтроль, управление стрессом, закаливание воли, самооценка, определение жизненных целей, критическое и творческое мышление).

Социальные: помогают создавать продуктивные отношения с внешним окружением (уверенное поведение, эффективное общение, сопереживание, оказание помощи, разрешение конфликтов, противостояние отрицательному влиянию окружения, лидерство, коллективная работа).

«Все мы верим, что обучение – это не только передача знаний, а и творческий процесс человеческого взаимодействия, создавая в классе атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, мы формируем у детей позитивное отношение к обучению».

Клаус В. Фонель, немецкий психолог




Литература

  1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.:Просвещение, 1977

  2. Воронцова Т.В., Пономаренко В.С. Основы здоровья. 6 класс. Пособие для учителя. – К.:Алатон, 2006. – 200с.

  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991

  4. Г.Д. Довгань. Технологические подходы к проектированию урока // Педагогическая Академия Пани Софии. – п4.С.17-20

  5. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975

  6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации ученья. – М.: Просвещение, 1990

  7. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 1996. – №2

  8. О. Пометун. Как оценить деятельность учащихся на интерактивном уроке // Завуч. Школьный мир. – 2006. – п10. С.15-19

  9. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

  10. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1987

  11. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988

  12. Настольная книга педагога. Пособие для тех, кто хочет быть учителем-мастером // Распорядители: Андреева В.М., Григораш В.В. – Х.: Вид. Группа «Основа», 2006

  13. Педагогическая академия Пани Софии. Мини-журнал. Урок-4. Сентябрь 2006 г.

  14. Завуч. Школьный мир №40. Апрель 2006. Газета для заместителей директоров средних учебных заведений.


Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке
  • Технология
Описание:

В современной научно-методической литературе широко используется понятие «педагогические технологии». Когда это понятие впервые вводили в учительский словарь (конец 70-х – начало 80-х гг. ХХ ст.), оно было обобщающим синонимом длинного перечня методов, форм и способов организации и общей деятельности учителей и учащихся. Сегодня о педагогических технологиях говорят повсюду и с целью характеристики приоритетных направлений педагогических преобразований, и с целью популяризации проблемного и развивающего обучения, и во время подготовки современного урока.

Технология позволяет учителям уменьшать путь к цели и силы. С другой стороны, новое время всегда требует новых технологий. Технология должна отвечать духу времени, быть адекватной его требованиям и возможностям. Поэтому, современному учителю для достижения высокого профессионализма необходимо доскональное знание педагогических технологий, непрерывное самообразование, умение заглянуть в будущее.

 

Существует определенная классификация инновационных педагогических технологий. Групповые технологии относятся (по Селевко Г.К.) к педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса и группе технологий развивающего обучения. Как построить урок с элементами групповых технологий, какие существуют новые способы групповой организации учащихся, как реально, на уроках, воплощается теория. Этому посвящена работа.

Автор Первых Ирина Вальтеровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1315
Номер материала 47723
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓