Главная / Другое / Групповая форма работы

Групповая форма работы

Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса


Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы работы  на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

 Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.

Один из примеров проблемных (нестандартных) заданий для работы в группах, которые я использую.

Чтобы заинтересовать детей в самом начале урока, я использую прием «Удивляй» - универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать главное.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Активная форма работы в группах дает хорошие результаты. Чтобы быть точными при выполнении задания, все дети увлеченно читают и неоднократно перечитывают текст, разрабатывают планы, кто и за что отвечает в группах, результаты работы оцениваются самими учащимися во время урока.

На уроках русского языка групповой метод незаменим при подготовке к ВОУД и ЕНТ. Работая над выделением проблем текста, разные группы обозначают разные проблемы и работают по принципу, какая проблема в тексте мне ближе. Каждый из участников высказывает свое видение проблемы, все версии рассматриваются, и принимается решение, какую формулировку считать можно наиболее удачной. В таком же режиме прослушиваются комментарии по тексту, вырабатывается общее решение, что можно исключить, а что добавить в комментарии. Подбор аргументов

наиболее ответственный момент, и здесь учащиеся сами решают, какие произведения взять для аргументирования. В процессе живого общения и взаимодействия снимается напряжение у тех, кто чувствует себя неуверенно. Итог такой работы гораздо продуктивнее, чем работа в одиночку или по указке учителя. Учащиеся развивают не только коммуникативно-познавательные компетенции, но и снимают психологический дискомфорт.

Работа в группах на уроках русского языка приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития способностей учеников.

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и учащихся, и преподавателей. Активные формы и методы групповой работы - умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Приемы активизации групповой формы работы:

Прием “Корзина” идей, понятий, имен 

Прием “Инсерт”.

Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ”

Прием “Мозговой штурм”

Прием “Лекция со стопами”

Стратегия «Галерея»

Прием “Составление кластера”.
Групповая форма работы:

способствует вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения;

пробуждает интерес к активной практической деятельности в процессе, овладения учебным материалом, стимулирует мыслительную активность, творческую деятельность;

нацеливает учащихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями;

развивает субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения, соглашаться с чужим мнением;

формирует у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения.

 

Литература: 

1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.

2.Задания для выполнения в период практики в школе. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.

3.Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. www.cpm.kz

4. Методы активного обучения и преподавания для основного уровня.

5.Дьяченко  В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии, 1997.

6.Дьяченко  В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 2. / Под общ. ред. Л.И.   Семиной. М.: Бонфи, 2002.







г.Аксу

СШ с Кызылжар

Темирбаева А.Б

Учитель русского языка и литературы

Групповая форма работы
  • Другое
Описание:

Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.

Один из примеров проблемных (нестандартных) заданий для работы в группах, которые я использую.

Чтобы заинтересовать детей в самом начале урока, я использую прием «Удивляй» - универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать главное.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Активная форма работы в группах дает хорошие результаты. Чтобы быть точными при выполнении задания, все дети увлеченно читают и неоднократно перечитывают текст, разрабатывают планы, кто и за что отвечает в группах, результаты работы оцениваются самими учащимися во время урока.

На уроках русского языка групповой метод незаменим при подготовке к ВОУД и ЕНТ. Работая над выделением проблем текста, разные группы обозначают разные проблемы и работают по принципу, какая проблема в тексте мне ближе. Каждый из участников высказывает свое видение проблемы, все версии рассматриваются, и принимается решение, какую формулировку считать можно наиболее удачной. В таком же режиме прослушиваются комментарии по тексту, вырабатывается общее решение, что можно исключить, а что добавить в комментарии. Подбор аргументов

–наиболее ответственный момент, и здесь учащиеся сами решают, какие произведения взять для аргументирования. В процессе живого общения и взаимодействия снимается напряжение у тех, кто чувствует себя неуверенно. Итог такой работы гораздо продуктивнее, чем работа в одиночку или по указке учителя. Учащиеся развивают не только коммуникативно-познавательные компетенции, но и снимают психологический дискомфорт.

Работа в группах на уроках русского языка приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития способностей учеников.

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и учащихся, и преподавателей. Активные формы и методы групповой работы - умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Приемы активизации групповой формы работы:

Прием “Корзина” идей, понятий, имен

Прием “Инсерт”.

Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ”

Прием “Мозговой штурм”

Прием “Лекция со стопами”

Стратегия «Галерея»

Прием “Составление кластера”.
Групповая форма работы:

способствует вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения;

пробуждает интерес к активной практической деятельности в процессе, овладения учебным материалом, стимулирует мыслительную активность, творческую деятельность;

нацеливает учащихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями;

развивает субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения, соглашаться с чужим мнением;

формирует у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения.

Литература:

1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.

2.Задания для выполнения в период практики в школе. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.

3.Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. www.cpm.kz

4. Методы активного обучения и преподавания для основного уровня.

5.Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии, 1997.

6.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 2. / Под общ. ред. Л.И. Семиной. М.: Бонфи, 2002.

г.Аксу

СШ с Кызылжар

Темирбаева А.Б

Учитель русского языка и литературы

Автор Темирбаева Айнур Баурбековна
Дата добавления 30.03.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 982
Номер материала MA-066013
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓