Главная / Директору-завучу / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.

Г.А. Кнашина

Политехнический колледж корпорации «Казахмыс»


ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУАЛЬНОЕ

ОБУЧЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.


Мақалада дуалдық білім беру барысында студенттің азаматтық позициясын және жеке бас тұлғасын қалыптастыру үшін еңбек ұжымының тәрбие беру потенциалын қолдану туралы мәселе қарастырылған. Автор дуалды жүйемен оқытудың болашақ маманның жеке тұлға болып қалыптасуындағы тиімділігін көрсетеді.


В статье рассматривается вопрос об использовании воспитательного потенциала трудового коллектива для формирования личности и гражданской позиции студента при системе дуального обучения. Автор указывает на преимущества дуальной системы обучения с точки зрения воспитания личности будущих специалистов.


В процессе формирования личности конкурентоспособного, компетентного специалиста - профессионала важнейшую роль играет профессиональное воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессиональной деятельности и связанными с нею социальными функциями. Профессиональное воспитание студентов выступает в колледже как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с овладением квалификации и воспитанием профессиональной этики, выработкой умения общаться и взаимодействовать с людьми самого разного статуса в многообразных обстоятельствах.

В результате профессионального воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как трудолюбие, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, творческие способности и другие качества, необходимые гражданину и специалисту в соответствии с его специализацией.

Тема взаимодействия предприятия и образования стала активно обсуждаться в последние годы. В настоящий момент вопрос консолидации усилий по подготовке высококвалифицированной рабочей силы приобрел приоритетное значение. Работодателям в рыночной ситуации нужны работники, которые характеризуются адаптивностью, умением и желанием учиться, способные решать проблемы, работать с информацией, быстро осваивать новые технологии, работники, "мотивированные" на карьеру, готовые брать на себя ответственность и самостоятельно принимать решения.

На сегодняшний день техническое и профессиональное образование (ТиПО) занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В условиях, когда наблюдается повышенная мотивация к получению образования, увеличивается число колледжей: только в Карагандинской области насчитывается около 70 колледжей. По статистике – 65 % молодежи имеют или получают образование в учебных заведениях ТиПО.

Техническое и профессиональное образование более практикоориентированное по сравнению с высшим образованием, что делает выпускников средних профессиональных образовательных учреждений конкурентоспособными на рынке труда. Востребованность рабочих специальностей на предприятиях будет возрастать в связи с реализацией государственных и отраслевых программ.

Однако наряду с высокой профессиональной квалификацией молодые специалисты должны обладать целым рядом социально значимых качеств и навыков. Динамика социальных процессов требует от современных молодых работников умения адаптироваться в новых ситуациях, творчески и ответственно подходя к решению социальных, психологических, нравственных, правовых и бытовых проблем. Не секрет, что именно поэтому работодатели (особенно в частном секторе) предпочитают брать на рабочие вакансии молодых людей, имеющих высшее образование, поскольку современные рабочие должны иметь развитую трудовую мотивацию, обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры, уметь конструктивно разрешать возникающие в быту и на производстве конфликты, быть толерантными к социальным и национальным различиям, вести здоровый образ жизни (в частности, не употреблять психоактивные вещества). Все эти качества и навыки являются результатом воспитания, успешной социализации, приобретения позитивного социального опыта.

Вместе с тем функционирование и развитие ТиПО сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы. Одной из проблем развития среднего профессионального образования выступает проблема воспитания в системе ТиПО.

Низкий статус, непрестижность учреждений ТиПО в совокупности со спецификой контингента студентов (дети из неблагополучных семей, социальные сироты, неуспеваюшие ученики и др.) предопределяют возникновение крайне негативного явления, обусловленного так называемым «жизненным сценарием неудачника». Для большинства студентов этих учебных заведений поступление в колледж не является результатом осознанного выбора профессии, личного желания – напротив, оно зачастую вынужденное. В такой ситуации факт обучения в колледже воспринимается личностью как еще одно подтверждение его жизненного неуспеха, и, соответственно, учебная деятельность не подкрепляется внутренним мотивом. Эту проблему – нежелание учиться и осваивать профессию – отмечают как одну из наиболее существенных педагоги, организаторы воспитательной работы в учреждениях ТиПО. Для ее решения недостаточно только обеспечить учебный процесс необходимыми материалами и оборудованием, квалифицированными кадрами мастеров производственного обучения. Проблема глубже – и решать ее надо целенаправленной воспитательной работой по формированию у студентов жизненных целей и смыслов, для реализации которых именно освоение профессии, повышение профессионального мастерства является необходимым средством и условием. Нормальное желание каждого человека – быть материально обеспеченным, пользоваться уважением окружающих людей – должно быть увязано в сознании студентов с получением профессии и последующей реализацией себя в ней. В решении данной задачи очень положительный эффект дает дуальная система обучения. Включение студента в трудовой процесс, в жизнь производственного коллектива не только меняет его положение в обществе, но становится одной из важнейших жизненных вех. Высоко проявленная активная жизненная позиция является гражданским отношением к жизни, которое воплощается в чувства собственной социальной значимости, ответственности, идейной убежденности, общественной активности. Практика показывает, что многие студенты, которые имели низкие показатели по теоретическому обучению, на производственной практике показывают отличные результаты, быстро вливаются в трудовой коллектив. При дуальной системе обучения у нас появляется возможность приобщения студентов к трудовой практике с 1 курса, что положительно отражается в процессе социализации личности. Дуальная система обучения создает благоприятные условия для успешной адаптации выпускников к среде производственной, поскольку расширяет пространство профессиональной адаптации за счет свободного доступа студентов к производственным технологичным ресурсам, лабораторно-производственной базе, активизирует процесс формирования инструментальных и профессиональных компетенций, стимулирует творческую самореализацию будущих специалистов за счет ясной перспективы дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. Если к этому добавить воспитательный компоненты как активное погружение воспитанников в лучшие традиции трудового коллектива через различные совместные мероприятия, повышение влияния трудового коллектива на формирование личности будущего специалиста через систему наставничества, применение принципа преемственности в организации передачи трудового опыта, развитии и закреплении навыков профессиональной деятельности, то мы получим коллосальный результат. На протяжении 3 лет в нашем колледже сложилась гибкая система мероприятий, направленных на поддержание и улучшение качества подготовки специалистов: «День наставника», «Чествование трудовых династий металлургов»; конкурсы и соревнования с участием наставников с производства, конкурс «Лучший по профессии»; активное участие студентов в организации и проведении профессиональных праздников «День энергетика», «День металлургов» и др. Такая актуализация воспитательных возможностей трудовых коллективов, как значимого фактора формирования и развития гражданской позиции студентов, направлена на обеспечение взаимосвязи с социальными партнерами для повышения эффективности профессионального образования, удовлетворения спроса на новые компетенции специалистов, реализацию социально-экономической и трудовой политики, основанной на интересах всех субъектов учебно-воспитательного процесса.






ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.
  • Директору-завучу
Описание:

Мақалада дуалдық білім беру барысында студенттің азаматтық  позициясын және жеке бас тұлғасын қалыптастыру үшін  еңбек ұжымының  тәрбие беру потенциалын қолдану туралы мәселе қарастырылған. Автор дуалды жүйемен оқытудың болашақ маманның жеке тұлға болып қалыптасуындағы тиімділігін  көрсетеді.

 В статье рассматривается вопрос  об использовании воспитательного потенциала трудового коллектива для формирования личности и гражданской позиции студента при системе дуального обучения. Автор указывает на преимущества дуальной системы обучения с точки зрения воспитания личности будущих специалистов.

Автор Кнашина Гульсим Амантаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 538
Номер материала 17879
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓