Главная / Обществознание / «Гражданское общество и правовое государство»

«Гражданское общество и правовое государство»

Урок по теме:

«Гражданское общество и правовое государство»



« В гражданском обществе находиться

главный центр человеческой свободы»

Б. Н. Чичерин


Урок изучения нового материала, в 10 классе, 2 часа.


Цели и задачи урока:

раскрыть понятие гражданское общество во взаимосвязи с государством, показать сущность гражданского общества как неполитического общества, его основные признака и условия формирования, неоднозначность подходов в разрешении проблемы по вопросам взаимодействия гражданского общества и государства, реализацию основных идей гражданского общества в Конституции РФ Степень развития гражданского общества в РФ - неоднозначность подходов в разрешении данного вопроса.


Продолжить формирование

у учащихся умений извлекать и сравнивать информацию из разного вида источников, и оформлять полученные результаты в виде таблиц, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах.



у учащихся научных представлений о демократическом обществе, определить особенности участия граждан в политической жизни, продолжить формирование у учащихся политической культуры демократического общества.



План урока:

1. На основе анализа текста и полученных знаний подтвердите или опровергните данное высказывание: правовое государство - это инструмент самореализации общества:

а) сущность гражданского общества как неполитического общества

б) основные признаки и условия формирования

в) существующие точки зрения по вопросу взаимодействия

государства и гражданского общества.

2. Реализация идей гражданского общества в Конституции РФ.

3 Роль гражданского общества в современной России.


Оборудование урока:

1) «Обществознание» для10 класса» под редакцией Л. Н. Боголюбова М. « Просвещение» 2010, стр.-241-3, 248;

2) «Обществознание Глобальный мир в 21 веке» для 11 класса под редакцией Полякова Л. В. М. «Просвещение» 2010 год. Стр.-232-3;

3) А. Кучерена « Конституция Р. Ф. и гражданское общество», материалы сайта : www.argument.ru/articles/podr/13/;

4) Официальный сайт Общественной палаты Р Ф: www.oprf.ru;

5) Сайт фонда « Общественное мнение», данные социологических опросов: www.bd.fom.ru/report/cat/socium/val_/d081723;

6) « Гражданское общество: истоки и современность» М., 2006.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Постановка целей и задач урока.


Создание проблемной ситуации

« На вражде государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа» И. А. Ильин.

Сегодня нам предстоит или подтвердить или опровергнуть это утверждение и ответить на вопросы:

  1. Как соотнести правовое государство и гражданское общество?

  2. Каковы основные теории разрешения данного вопроса?

  3. Почему государство и общество должны взаимодействовать, а не противоречить друг другу?

  4. Как реализуются идеи гражданского общества в Конституции Р Ф?

  5. Какова степень развития гражданского общества в России и его роль?

Обоснование актуальности темы

Так какова же сущность гражданского общества, предпосылки его формирования и основные признаки, почему налаженное взаимодействие между государством и гражданским обществом является основным условием стабильности любой политической системы?


Изучение новой темы

1) на основе анализа текста и полученных знаний подтвердите или опровергните данное высказывание: правовое государство- это инструмент самореализации гражданского общества:

а) сущность гражданского общества как неполитического общества

б) основные признаки и условия формирования

в) существующие точки зрения по вопросу взаимодействия

государства и гражданского общества


Организация работы учащихся с текстами учебников:

1).«Обществознание» для 10 класса» под редакцией Л. Н. Боголюбова М.»Просвещение», 2010, стр.-241-3, 248-249

2). «Обществознание Глобальный мир в 21 веке» для 11 класса под редакцией Полякова Л. В. М. «Просвещение» 2010 год. Стр.-232-3

3). Материалами сайта - статья А. Кучерена «Конституция РФ и гражданское общество»

Это задание получили учащиеся 1 группы

Итог работы по результатам анализа текста, определение понятия и составление схемы

Сущность гражданского общества как неполитического общества

Результат исторической деятельности масс - создание неполитических структур во всех сферах жизни общества: семьи, частных и смешанных предприятий, организаций, ассоциаций, союзов и других объединений

Совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе – экономических, социальных, семейных, производственных, религиозных и т.д.



Перераспределение власти в пользу общества - самоуправляющееся общество, законы ограждают от прямого вмешательства государства


Признаки гражданского общества

Экономическая сфера

Семья

Частные предприятия

Кооперативы

Акционерные общества

ассоциации


Социальная сфера

Общественные движения и организации

Органы самоуправления

Негосударственные С. М. И.

Разрешение социальных конфликтов в рамках закона

Духовная сфера

Свобода совести, мысли, слова

Публичное высказывание своего мнения

Независимость творческих и других объединений

Условия формирования гражданского общества


Цели

Условия

1 Взаимопомощь в реализации частных интересов граждан

1 Развитие многообразных форм собственности, рыночная экономика и свобода экономического выбора


2 взаимопомощь в защите групповых интересов граждан при ущемлении прав

2 Утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина

3 -Признание ценностей свободной и ответственной личности


Большинство учащихся группы пришли к выводу, что правовое государство- это инструмент самореализации общества

И привели аргументы:

При этом они исходили из признаков правового государства

1) разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную

2) верховенство закона во всех сферах жизни общества

3) взаимная ответственность государства и личности


всё это и создаёт условия для реализации основных признаков гражданского общества во всех сферах жизни общества.

Государство охранят правопорядок, создаёт необходимые условия для индивидуальных и коллективных собственников, реализации прав и свобод граждан.


2) реализация идей гражданского общества в Конституции РФ:

А. Как Конституция не употребляя термин «гражданское общество» создаёт его основу?

Б. На основе текста Конституции РФ выделите основные направления организации жизни гражданского общества и составьте таблицу.

Организация работы учащихся с текстом Конституции Р Ф Глава 1.М. «Проспект»

  1. стр. 1-13

Материалы сайта статья В. Н. Влазнева «Гражданское общество и правовое государство в современной России»

Это задание для 2 группы учащихся


Возможные ответы учащихся на вопрос А: глава 1 Конституции РФ закрепляет правовые основы и составные элементы российского гражданского общества, его конституционные характеристики. Конституция является правообразующим источником гражданского общества.

Основы организации гражданского общества, закреплённые в Конституции РФ (ответ на вопрос Б)


Основы организации гражданского общества


Конституция РФ

Равноправие форм собственности

Ст. 8, 9, 35,

Свобода экономической деятельности

Ст. 8. 34, 35, 36, 44

Идеологический плюрализм

13, 28, 29,

Политический плюрализм

Ст. 3, 5, 11, 13, 30, 32

Светское государство

Ст.14

Социальное государство

Ст. 7, 37, 39

Закрепление прав и свобод человека и гражданина

Исходит из их естественного, неотчуждаемого характера,

Закрепляет его права и свободы,

Социально- экономические политические права, культурные права

Ст. глава 1

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

Их государство обязано защищать силой своей власти

Ст. 1 главы

Обязанности гражданина перед обществом и государством


Местное самоуправление


Ст. 1, 17, 29, 38, 43, 44, 55, 58, 59


Ст. 130-133



3) роль гражданского общества в современной Росси:

А) основные теории о взаимодействии государства и гражданского общества,

Б) степень развития гражданского общества в России


Организация работы с текстом учебника:

  1. «Обществознание Глобальный мир в 21 веке» для 11 класса под редакцией Полякова Л. В. М. «Просвещение» 2010, стр.233-34.

  2. Работа с документом - ст. В. Третьякова « Что такое Г О и почему у нас его так мало» -«Обществознание Глобальный мир в21 веке» для 11 класса под редакцией Полякова Л. В. М. «Просвещение» 2010, стр.-237-8












































  1. работа с материалами сайта Общественной палаты:

  • какие рабочие группы существуют в Общественной палате, определите какие они выполняют задачи?

  • в какой рабочей группе вы бы хотели работать? Почему?






































  1. Работа со статистическими данными опроса Фонда общественного мнения, проведенные в 2009 году:

  • выполнить задание - проанализировать данные и сделать вывод: на помощь кого вы будите или не будите рассчитывать в трудных ситуациях.


Задание для учащихся группы №3

Примерный ответ на вопрос А

Основные теории о взаимодействии государства и гражданского общества.

Теория

Сущность

Западные учёные

Гражданское общество состоит в своеобразном противостоянии с государством

Президент России Медведев Д. А.

Гражданское общество должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития

А. Кучерена

Гражданское общество выступает естественным партнёром властей

Современные российские учёные

Государство есть результат активности или пассивности гражданского общества

Чтобы ответить на вопрос «степень развития гражданского общества в России?» необходимо прочесть документ и ответить на следующие вопросы:

а) какой позиции придерживается автор о степени развития гражданского общества в России?

Автор придерживается позиции, что у нас отсутствует полное и развитое гражданское общество.

б) какие аргументы приводит автор, согласны ли вы с этим выводом?

Автор приводит доказательства:

  • наличие преступности

  • мода на преступный образ жизни

  • сверх права у разного рода некриминальных меньшинств

Большинство учащихся пришли к выводу, что они частично согласны с этим выводом, так как автор не исследует факты, которые свидетельствуют о наличии развития гражданского общества

в) какие перспективы видит автор для развития гражданского общества в России?

Автор считает, что политики должны растить гражданское общество, но не использовать для « сбора урожая на выборах».

Работа с материалами сайта Общественной палаты.

Примерные ответы учащихся.

В Общественной палате сформировано 17 комиссий. 4 межкомиссионные рабочие группы.

Основные направления

их деятельности:

готовят ежегодный доклад

  • о состоянии гражданского общества в РФ

  • об организации экспертной деятельности в области законодательства

  • о международной деятельности Общественной палаты


В 2008 году были созданы рабочие группы:

  • по социальным вопросам – развития продовольственного рынка, газификации сёл

  • по вопросам защиты прав и свобод граждан, экспертизы федеральных законов

  • по вопросам общественного контроля за деятельностью органов государственной власти

  • по подготовке и реализации национальных программ и проектов

  • по защите прав детей и по другим важнейшим направлениям развития страны

Учащиеся сделали вывод, что Общественная палата способствует взаимодействию граждан с органами государственной власти, местного самоуправлении

Примерный ответ на вопрос: в какой рабочей группе вы бы хотели работать? Почему?

Большинство учащихся хотели бы работать в группе по защите прав детей. Другие высказали бы свои предложения об участии по обеспечению контроля за обеспечением прав детей, оставшихся без родителей.

Работа со статистическими данными опроса Фонда общественного мнения, проведенные в 2009 году:

а) выполнить задание - проанализировать данные и сделать вывод: на помощь кого вы будите или не будите рассчитывать в трудных ситуациях.

б) сделайте вывод о степени доверия граждан к институтам гражданского общества.

На помощь кого вы будите рассчитывать?

Данные в процентах

На родственников

76%

На друзей и знакомых

59%

На коллег по работе

35%

На церковь

12%

На общественные организации

5%

На социальные службы

14%

Учащиеся сделали выводы:

  • что граждане больше всего надеются на помощь своих родственников

  • 86% граждан не рассчитывают

на помощь государства

  • не рассчитывают они на помощь и церкви, и других институтов гражданского общества

Вывод - гражданское общество в России находится на сложном этапе становления.

Подведение итогов урока

Учитель вновь обращается к главной проблеме урока « На вражде государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа» И. А. Ильин.

И прелагает учащимся каждой группы дать ответ на этот вопрос в короткой форме в виде основного тезиса.

Учитель подводит итоги: государство и гражданское общество должны быть партнёрами. Но современное гражданское находится в процессе становления « Говоря о роли

Гражданского общества в развитии российского государства, можно прямо сказать, что по сути роль гражданского общества определяющая, мы создаём демократию. А значит, роль общества в этих процессах всепроникающая и незаменима» Д. А. Медведев.

1 группа: правовое государство и гражданское общество должны взаимно дополнять друг друга

2 группа: государство и гражданское общество имеют общую цель-реализацию частных интересов

граждан в условиях процветающего государства

3 группа: гражданское общество в России находится в период становления


«Гражданское общество и правовое государство»
  • Обществознание
Описание:

                                                Урок по теме:

                           «Гражданское общество и правовое государство»

 

 

« В гражданском обществе находиться

главный центр человеческой свободы»

                                                                                Б. Н. Чичерин

 

 Урок изучения нового материала, в 10 классе, 2 часа.

 

Цели и задачи урока:

раскрыть понятие гражданское общество  во взаимосвязи с государством,                                                                     показать сущность гражданского общества как неполитического общества, его основные признака и условия формирования, неоднозначность подходов в разрешении проблемы по вопросам взаимодействия гражданского общества и  государства, реализацию основных идей гражданского общества в Конституции РФ Степень развития гражданского общества в РФ -  неоднозначность подходов в разрешении данного вопроса.

 

Продолжить формирование

у учащихся умений извлекать и сравнивать информацию из разного вида источников, и оформлять полученные результаты в виде таблиц, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах.

 

 

у учащихся научных представлений о демократическом   обществе, определить особенности участия граждан  в политической жизни, продолжить формирование у учащихся политической культуры демократического общества.                       

 

 

План урока:  

1. На основе анализа текста и полученных знаний подтвердите или опровергните    данное высказывание:   правовое государство - это инструмент  самореализации   общества:

                         а) сущность гражданского общества как неполитического общества

                         б) основные признаки и условия формирования

                         в) существующие точки зрения по вопросу взаимодействия   

                  государства и гражданского общества.

2. Реализация идей гражданского общества в Конституции РФ.

3 Роль гражданского общества в современной России.

 

Оборудование урока:

1) «Обществознание» для10 класса» под редакцией Л. Н. Боголюбова М. « Просвещение» 2010, стр.-241-3, 248; 

2) «Обществознание Глобальный мир в 21 веке» для 11 класса под редакцией Полякова Л. В. М.  «Просвещение»  2010 год. Стр.-232-3;

3) А. Кучерена « Конституция Р. Ф. и гражданское общество»,  материалы сайта : www.argument.ru/articles/podr/13/;

4) Официальный  сайт Общественной палаты  Р Ф: www.oprf.ru;

5) Сайт фонда « Общественное мнение», данные социологических опросов: www.bd.fom.ru/report/cat/socium/val_/d081723;

6) « Гражданское общество: истоки и современность» М., 2006.  

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

 Постановка целей и задач урока.

 

Создание проблемной ситуации

« На вражде государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа»   И. А.  Ильин.

       Сегодня нам предстоит или подтвердить или опровергнуть это утверждение и ответить на вопросы:

1.   Как соотнести правовое государство и гражданское общество?

2.   Каковы основные теории разрешения данного вопроса?

3.   Почему государство и общество должны взаимодействовать, а не противоречить друг другу?

4.   Как реализуются идеи гражданского общества в Конституции Р Ф?

5.   Какова степень развития  гражданского общества в России и его роль?

 

Обоснование актуальности темы

Так какова же сущность гражданского общества,  предпосылки его формирования и основные признаки, почему налаженное взаимодействие между государством и гражданским обществом является основным условием стабильности любой политической системы?

 

Изучение новой темы     

1) на    основе анализа текста и полученных знаний подтвердите или опровергните    данное высказывание:   правовое государство- это инструмент  самореализации  гражданского  общества:

а) сущность гражданского общества как неполитического общества

б)   основные признаки и условия формирования

в) существующие точки зрения по вопросу взаимодействия   

 государства и гражданского общества

 

Организация работы учащихся с текстами учебников:  

1).«Обществознание» для 10 класса» под редакцией Л. Н. Боголюбова М.»Просвещение»,  2010, стр.-241-3, 248-249

2). «Обществознание Глобальный мир в 21 веке» для 11 класса под редакцией Полякова Л. В. М.  «Просвещение»  2010 год. Стр.-232-3

 3). Материалами сайта -  статья А. Кучерена «Конституция РФ и гражданское общество»

 Это задание получили учащиеся 1 группы

 

  Итог работы по результатам анализа текста, определение понятия и составление схемы

  Сущность гражданского общества как неполитического общества

 Результат исторической деятельности масс - создание неполитических структур во всех сферах жизни общества: семьи, частных и смешанных предприятий, организаций, ассоциаций, союзов и других объединений 

Совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе – экономических, социальных, семейных, производственных, религиозных и т.д.

 

 

Перераспределение власти в пользу общества - самоуправляющееся общество, законы ограждают от прямого вмешательства государства

 

     Признаки гражданского общества

Экономическая сфера

Семья

Частные предприятия

Кооперативы

Акционерные общества

ассоциации

 

 Социальная сфера

Общественные движения и организации

Органы самоуправления

Негосударственные С. М. И.

Разрешение социальных конфликтов в рамках закона

Духовная сфера

Свобода совести, мысли, слова

Публичное высказывание своего мнения

Независимость творческих и других  объединений

        Условия формирования гражданского общества

 

Цели

Условия

1 Взаимопомощь  в реализации частных интересов граждан

1 Развитие многообразных форм собственности, рыночная экономика и свобода экономического выбора

 

2 взаимопомощь в защите групповых интересов граждан при ущемлении прав

 2 Утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина

 3 -Признание ценностей свободной и ответственной личности

 

Большинство учащихся группы пришли к выводу, что правовое государство- это инструмент  самореализации   общества

И привели аргументы:

При этом они исходили из признаков правового  государства

1) разделение властей на  законодательную, исполнительную, судебную

2) верховенство закона во всех сферах жизни общества

3) взаимная ответственность государства и личности

 

               всё это и создаёт условия для реализации  основных признаков гражданского общества во всех сферах  жизни общества.

 Государство охранят  правопорядок, создаёт необходимые условия для индивидуальных и коллективных собственников,  реализации  прав и свобод граждан.

 

2) реализация  идей гражданского общества в Конституции РФ:

А. Как Конституция не употребляя термин «гражданское общество» создаёт его основу?

Б. На основе текста Конституции РФ выделите основные направления организации жизни гражданского общества и составьте таблицу.

 Организация работы учащихся с текстом Конституции Р Ф  Глава 1.М. «Проспект»

2010                      стр. 1-13

Материалы сайта         статья В. Н. Влазнева «Гражданское общество и правовое государство в современной России»

 Это задание для 2 группы учащихся

 

Возможные ответы учащихся на вопрос А:  глава 1 Конституции РФ закрепляет правовые основы и составные  элементы российского гражданского общества, его  конституционные характеристики.  Конституция является правообразующим источником гражданского общества.

Основы организации гражданского общества, закреплённые в Конституции РФ (ответ на вопрос Б)

 

Основы организации гражданского общества

 

Конституция РФ

Равноправие форм собственности

Ст. 8, 9, 35,

Свобода экономической деятельности

Ст. 8. 34, 35, 36, 44

 Идеологический плюрализм

13, 28, 29,

Политический плюрализм

Ст. 3, 5, 11, 13, 30, 32

Светское государство

Ст.14

Социальное государство

Ст. 7, 37, 39

 Закрепление прав и свобод человека и гражданина

Исходит из их естественного, неотчуждаемого характера,

Закрепляет его права и свободы, 

Социально- экономические  политические права, культурные права

 Ст. глава 1

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

Их государство обязано защищать силой своей власти

Ст. 1 главы

 Обязанности гражданина перед  обществом и государством

 

Местное самоуправление

 

Ст. 1, 17, 29, 38, 43, 44, 55, 58, 59

 

Ст. 130-133

 

 

3) роль гражданского общества  в современной  Росси:

   А) основные теории о взаимодействии государства и гражданского общества,

  Б) степень развития гражданского общества в России

 

      

 

 Организация работы с текстом учебника:

  1. «Обществознание Глобальный мир в 21 веке» для 11 класса под редакцией Полякова Л. В. М.  «Просвещение»  2010, стр.233-34.
  2. Работа с документом - ст. В. Третьякова « Что такое Г О и почему у нас его так мало» -«Обществознание Глобальный мир в21 веке» для 11 класса под редакцией Полякова Л. В. М.  «Просвещение»  2010, стр.-237-8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

                    

  1. работа с материалами сайта Общественной палаты:

·    какие рабочие группы существуют в Общественной палате, определите   какие они выполняют  задачи?

·    в какой рабочей группе вы бы хотели работать? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа со статистическими данными опроса Фонда  общественного мнения, проведенные в 2009 году:

·    выполнить  задание - проанализировать данные и сделать вывод: на помощь кого вы будите или не  будите рассчитывать в трудных ситуациях.

      

 

Задание для учащихся группы №3

   Примерный ответ на вопрос А

Основные теории о взаимодействии государства и гражданского общества.

Теория

Сущность

Западные учёные

Гражданское общество состоит в своеобразном противостоянии  с государством

Президент России Медведев Д. А.

Гражданское общество должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития

А. Кучерена

Гражданское общество выступает  естественным партнёром властей

Современные российские учёные

Государство есть результат активности или  пассивности гражданского общества

            Чтобы ответить на вопрос «степень развития гражданского общества в России?» необходимо прочесть документ и ответить на следующие вопросы:

а) какой позиции придерживается автор о степени  развития гражданского общества в России?

Автор придерживается позиции, что у нас отсутствует  полное и развитое гражданское общество.

б) какие аргументы приводит автор, согласны ли вы с этим выводом?   

           Автор приводит доказательства:

·         наличие преступности

·         мода на преступный образ жизни

·         сверх права у разного рода некриминальных меньшинств   

            Большинство учащихся пришли  к выводу,  что они частично согласны с этим выводом, так как автор не исследует факты, которые  свидетельствуют о наличии  развития гражданского общества

в) какие перспективы видит автор для развития гражданского общества в России?  

Автор считает, что политики должны растить гражданское общество, но не использовать для « сбора урожая на выборах».                           

Работа с материалами сайта Общественной палаты.

Примерные ответы учащихся.

В Общественной палате  сформировано 17 комиссий. 4  межкомиссионные  рабочие группы.

Основные направления

их деятельности:

  готовят ежегодный доклад

ü   о состоянии гражданского общества в РФ

ü   об организации экспертной деятельности в области законодательства

ü   о международной  деятельности  Общественной палаты

 

В 2008 году были созданы  рабочие группы:

o   по социальным вопросам – развития продовольственного рынка, газификации сёл

o   по вопросам защиты прав и свобод граждан, экспертизы федеральных законов

o   по вопросам общественного  контроля  за  деятельностью органов государственной власти

o   по подготовке и реализации национальных программ и проектов

o   по защите прав детей и по другим важнейшим направлениям развития страны

   

            Учащиеся сделали вывод, что Общественная палата способствует взаимодействию граждан с органами государственной власти,  местного самоуправлении     

Примерный ответ на вопрос: в какой рабочей группе вы бы хотели работать? Почему?

Большинство учащихся хотели бы работать в группе по защите прав детей. Другие высказали бы свои предложения об участии по обеспечению контроля за обеспечением прав детей, оставшихся без родителей.

Работа со статистическими данными опроса Фонда  общественного мнения, проведенные в 2009 году:

     а) выполнить  задание - проанализировать данные и сделать вывод: на помощь кого вы будите или не  будите рассчитывать в трудных ситуациях.

              б) сделайте вывод  о степени доверия граждан к институтам гражданского общества.

            

На помощь кого вы будите рассчитывать?

Данные в процентах

На родственников

76%

На друзей и знакомых

59%

На коллег по работе

35%

На церковь

12%

На общественные организации

5%

На  социальные службы

14%

         Учащиеся сделали выводы:

§  что граждане больше всего надеются на помощь своих родственников

§  86% граждан не рассчитывают

на помощь государства

§  не рассчитывают они                          на помощь и церкви, и других институтов гражданского общества

         Вывод - гражданское общество в России находится на сложном этапе становления.

  Подведение итогов урока

Учитель вновь обращается к   главной проблеме урока « На вражде государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа»   И. А.  Ильин.

И прелагает учащимся каждой группы дать  ответ на этот вопрос в короткой форме в виде основного тезиса.

         Учитель подводит итоги: государство и гражданское общество должны быть партнёрами. Но современное гражданское находится в процессе становления « Говоря о роли

Гражданского общества в развитии  российского государства, можно прямо сказать, что по сути  роль гражданского общества определяющая, мы создаём демократию. А значит, роль общества в этих процессах всепроникающая и незаменима» Д. А. Медведев.

        1 группа: правовое государство и гражданское общество должны  взаимно дополнять друг друга

         2 группа: государство и гражданское общество   имеют общую цель-реализацию частных интересов

    граждан в условиях процветающего государства 

          3 группа:  гражданское общество в России находится  в период становления

 

Автор Тростина Тамара Алексеевна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 989
Номер материала 6161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓