Главная / История / Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через развитие эмоциональной культуры в процессе изучения истории Великой Отечественной войны.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через развитие эмоциональной культуры в процессе изучения истории Великой Отечественной войны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Суходольская средняя общеобразовательная школа № 1






hello_html_509036cf.gifhello_html_m77251f89.gif










Номинация:

Гражданско-патриотическое воспитание




Учитель:

Гурьянова Ирина Николаевна









п. Суходол, 2006 год


Тема: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через развитие эмоциональной культуры в процессе изучения истории Великой Отечественной войны.



Восхищение гражданской красотой и доблестью – это искра, из которой разгорается огонь зрелой гражданственности, желания стать настоящим сыном своей Родины.

В.А. Сухомлинский





Описание опыта работы





Содержание:


Предисловие. 4

Актуальность опыта. 5

Ведущая педагогическая идея опыта 7

Теоретическая база опыта. 9

Педагогическая система опыта и его своеобразие. 14

Результативность опыта. 24

Перспективы. 29

Используемая литература 30

Методическая разработка урока 32

Методическая разработка классного часа 34

«Я – гражданин России» 34

(З. Александрова) 37

На экран проецируется слайд (диск №1, раздел «Современная российская символика» 38

§15 Современный российский герб). 38

Смена слайда (диск №1, раздел «Современная российская символика», 39

§ 19 Знамя новой России). 39

Ведущий 1: 39

Труженика не забудь простого 41




.


Предисловие.

Не берусь написать о конкретной, устойчиво сложившейся педагогической системе гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках истории.

Описание моего опыта работы есть ни что иное, как творческий поиск и профессиональные размышления по патриотическому воспитанию школьников на примере героизма советского народа в период Великой Отечественной войны.

Системы, как известно, бывают разные (естественные и технические), и все они подчиняются строгим законам. Но другое дело, когда речь идет о системах гуманитарных. Здесь можно выстроить все планы, технологизировать все процессы, организовать по шаблону полезную деятельность, а результат, тем не менее, будет непредсказуем. Так, может быть, нельзя упорядочить работу педагога и выстроить строгую систему? Да, наверное, в полной мере это действительно невозможно.

И, тем не менее, у каждого педагога есть методические приемы, используемые чаще других. Есть технологии работы, принятые в целом или частично. Стоит ли спорить о том, насколько важно, чтобы они были авторскими или заимствованными? Или сегодня, когда существует такой большой выбор методик преподавания любого предмета, нужно только уметь грамотно их использовать? Наверное, не стоит.

В конечном итоге даже полностью заимствованная методика или технология в каждом конкретном случае приобретает черты неповторимости, что обусловлено индивидуальностью личности педагога и особенностью учащихся.


Актуальность опыта.

Сегодня, в условиях социально- экономического и политического кризиса, когда рушатся стереотипы и теряются привычные ориентиры, когда прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя, а новые, которые объединили бы общество, ещё не выработаны, происходит непростительное выпадение из памяти поколений целых пластов героической истории народа, а вместе с тем и утрата величайшей нравственной ценности – естественного патриотизма, любви и уважения к старым людям, чья жизнь и судьба многими нитями связана с героическими этапами нашей истории.

Появление движение скинхэдов, разрастание сподвижников и идей Лимонова, возникновение чуждых российскому менталитету идей национализма – тревожные симптомы потери обществом основных человеческих духовных ценностей. В этих условиях особенно актуальным становится формирование ценностного отношения к сути человеческих отношений, толерантности сознания.

В связи с этим общество кардинально меняет подходы к изучению отечественной истории, переход к цивилизационным, культурологическим, локальным теориям приводит к переосмыслению роли исторической науки в образовательном процессе. Однако, некоторые историки стали отрицать такую цель исторического образования, как воспитание патриотизма и любви к Родине, что и приводит к негативным проявлениям социального поведения подростков. Бездуховность, озлобленность, отсутствие патриотических чувств: чувства уважения к прошлому и чувства благодарности – все чаще встречаются в нашей жизни и являются доказательством несостоятельности такого похода к обучению и воспитанию современного школьника.

Тем не менее, большинство специалистов считают важнейшей целью исторического образования - воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Мы не должны забывать, что школа, помимо просветительской, выполняет и воспитательную функцию, формируя личность с активной жизненной позицией, настоящего гражданина своей страны. Ведь для будущего России важно не только, насколько знающие специалисты будут создавать её богатство, но и каким будет их мировоззрение и нравственная культура.

Как же воспитать учеников, чтобы в своей взрослой жизни они совершали те или иные действия, по своему внутреннему побуждению, основанному на высокой гражданской позиции? Этот вопрос волнует не только учителей, но и широкую российскую общественность. Я ни в коей мере не претендую на исчерпывающий и всех устраивающий ответ. Но, по моему глубокому убеждению, необходимо уделить особое внимание воспитанию учащихся на примерах ратного и трудового подвига наших предков, восстановить порушенную связь поколений, довести до сознания понимание величия, духовной красоты и преданности человека высоким идеалам. Будущее страны строят не «иваны, не помнящие родства», а горьковский Данко!



Ведущая педагогическая идея опыта


В школьном историческом знании страницы Великой Отечественной войны занимают достойное место. Но сегодня учитель должен найти такие психолого-педагогические средства образно - чувственного воздействия, которые помогут заложить интеллектуальные, нравственно-гуманистические основы для практического самоопределения учащихся среди сверстников и взрослых и, что немаловажно, для осознания самого себя. Толчок для саморазвития и самообразования необходим, самосовершенствование не может осуществляться без опоры и внешнего побуждения.

В историческом образовании дело не только в знании фактов, событий, дат и прочего. Есть убеждения, нравственные ценности, а также примеры для подражания. А потому знания о святой для народа победе в Великой Отечественной войне еще не свидетельство того, что защита Отечества станет святым долгом подрастающих и взрослеющих ее граждан. И чем дальше уходят в прошлое события и чем меньше становится свидетелей, тем труднее сохранять в памяти поколений впечатления о войне.

Впечатление – это тот эмпирический материал, который необходим для становления гражданского сознания личности. Но когда школа в большей степени ориентируется на обучение и передачу знаний и ставит перед собой непосредственно задачу развития лишь познавательных способностей учащихся, то вопросы развития эмоциональной культуры остаются как бы за пределами учебного процесса. Тем не менее, ущербность только образовательного воздействия рано или поздно проявляется в «эмоциональной черствости» молодежи.

Исходя из закономерностей формирования личности, следует вывод, что эффективность воспитания патриотизма и гражданственности при изучении истории, в том числе и истории Великой Отечественной войны, зависит от того, насколько удастся обеспечить развитие эмоциональной сферы учащихся средствами воздействия на нее исторических образов.

Таким образом, ведущая идея моего опыта - изучение истории через развитие эмоциональной культуры учащихся и их патриотических устремлений.


Теоретическая база опыта.


Проблема гражданско-патриотического воспитания в процессе изучения истории всегда занимала важное место в методологических исследованиях. В советский период этой теме было посвящено множество публикаций, авторы которых весьма подробно разработали вопросы теории нравственного развития школьников.

В книге П.С. Лейбенгруба «Идейно-нравственное воспитание учащихся в обучении истории», написанной на основе обобщения передового школьного опыта и специально организованной экспериментальной работы, характеризуются задачи и пути идейно-нравственного воспитания учащихся в обучении истории и даются конкретные методические рекомендации, направленные на усиление гражданско-патриотического аспекта изучаемого материала.

Ценные методические рекомендации о путях формирования в процессе обучения истории патриотических чувств содержатся в книге Л.Н. Боголюбова «Идейное воспитание на уроках истории», одна из глав которой специально посвящена вопросам гражданско-патриотического воспитания в курсе истории. Все рекомендации автора пронизаны идеей единства в обучении трех его функций: формирования знаний, патриотического воспитания, развития мышления и умений самостоятельной работы учащихся.

М.А. Терентий в работе «Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения» сформулировал ряд методических условий повышения эффективности такой работы: умелый подбор яркого, убедительного учебного материала, эмоциональный характер преподавания, вовлечение учащихся в соответствующую целям воспитания практическую деятельность.

Вопросами углубления патриотического сознания школьников занимались также Н.Н.Лысенко, Н. И. Болдырев, П. Л. Уховская и многие другие.


Среди современных работ стоит выделить практические пособия по методике преподавания истории Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой. Авторы отмечают особое воспитательное значение отечественной истории в наши дни, воздействующей на нравственные устои учащихся, подробно рассматривают проблемы воспитания патриотизма и интернационализма, гуманности, верности долгу и других моральных качеств.

Непосредственной организацией патриотического воспитания в школе и проблемами изучения периода ВОВ занимаются и наши земляки: Пахомов В.П., Ефименко Г.С., Ковалев А.А., Левицкий Е.Е., Кудерев С.Н. и др.

Все названные публикации отражают передовой педагогический опыт и творческий поиск ученых и методистов и, несомненно, являются значительным вкладом в разработку проблемы гражданско-патриотического воспитания школьников.

Однако для моей тематики наиболее значимыми выступают исследования В. А. Сухомлинского и Э. Я. Дмитриевой, посвященные именно условиям развития эмоциональной культуры и её воздействию на формирование патриотических чувств.

Значимость впечатлений в развитии духовности ребенка обосновывается психологической наукой все более убедительно. Внутренний мир личности зависит от существующей системы ценностей и от того, как и кем, эти ценности «оживляются» в процессе восприятия.

В обучении существует два вектора: от теоретического знания – к практическим умениям и к жизни и, наоборот, от жизни и практических умений – к обобщению и теоретическим знаниям.

Формирование мышления нельзя оторвать от получения впечатлений из внешнего мира. Каждый человек строит свое восприятие мира на основе «переведенного в мысль впечатления». Именно так формируется в человеке способность к усвоению и сохранению культурного опыта поколений и преемственное отношение к традициям.

По мнению кандидата философских наук Э. Я. Дмитриевой, процесс обеспечения впечатлениями – это тоже педагогический процесс, и необходим он не только для того, чтобы удержать внимание, пробудить интерес, создать эмоциональный фон, снять напряжение и т. д., но и для того, чтобы развить мышление, поддерживая и укрепляя личностные аспекты вхождения в историю. Качество субъективных ценностей в духовном мире ребенка будет зависеть в известной степени от потенциальной интенсивности и нравственно-эстетической окраски «оживления» страниц отечественной истории, а, в конечном счете, от того, какое впечатление произведет учитель, перерабатывая свои и чужие впечатления и порождая новые у детей.

Как отмечает Дмитриева, именно впечатления – реальная основа для включения учащихся в самостоятельную работу, и задача педагога состоит в пробуждении у каждого ученика этой самой самостоятельности. Действия учителя с привлечением впечатлений стимулируют творческую работу воображения. Обмен впечатлениями в процессе живого общения скрепляет связь времен, воспитывает чуткое отношение к слову. Только необходимо найти нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. Учащиеся «впитывают» знания, включаются в умственную работу с элементами культуры и историческими фактами, сравнивают, предлагают свою интерпретацию. Открывается возможность в условиях школьного курса увязать свою судьбу с судьбой своих близких и своего Отечества. Только таким подходом и можно сформировать у учащихся ясность сознания. А она – залог того, что подрастающее поколение будет осмысленно относиться к своей истории.

Особенно следует подчеркнуть тот факт, что методика работы с впечатлениями предполагает развитие у самого учителя культуры общения и, прежде всего, умения делиться впечатлениями.

В деле патриотического воспитания нужна умелая, профессиональная работа с впечатлениями учащихся; работа, которая позволит передать правду о войне и сформировать такую систему ценностей, которая поможет в дальнейшем сделать правильный нравственный выбор.

К сожалению, не зная законов развития эмоциональной сферы, в учебном процессе мы часто «давим на сознательность» и стимулируем развитие гражданственности в основном за счет вербализации, внедряя однозначные понятия, которые блокируют естественное восприятие мира и вместо целостного мироощущения формируют стереотипы, подменяя индивидуальное, личностное отношение к истории.

Особенно важным для меня в практической работе по реализации задач гражданского и патриотического воспитания стало произведение В. А. Сухомлинского «Методика воспитания коллектива», содержащее конкретные методические рекомендации. Сухомлинский предлагает целую программу бесед о гражданственности для всех трех школьных возрастов, в соответствии с их особенностями. Так в младшем возрасте созданы самые благоприятные возможности для формирования идейно-гражданских убеждений, поскольку сила восприятия впечатлений проявляется очень ярко. Для подросткового возраста важно понять самого себя, поэтому впечатления должны способствовать самопознанию и самовыражению. Отрочество и юность – пора морального, идейного, гражданского самоутверждения. Это возраст утверждения убеждений и личных жизненных планов. В этот период человек должен сам себе ответить на вопрос “как жить?”, поэтому эмоциональные впечатления должны стать стимулом для раздумий и поисков.

Воспитательная сила слова, состоит именно в том, что оно пробуждает внутренние духовные силы человека, выпрямляет душу, как гимнастика выпрямляет тело. А для этого нужно показывать жизнь и борьбу в ярких образах. Ибо ничто так не пробуждает искреннего желания быть морально красивым, благородным, как восхищение красотой, доблестью и верностью. «Гражданственность, - писал В.А. Сухомлинский, - это, прежде всего ответственность, долг – та наивысшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу. Необходимо добиваться того, чтобы духовными наставниками, учителями наших воспитанников были выдающиеся граждане нашей страны, образ которых является для нас примером преданного служения интересам народа, т. е. является идеалом».

Отдельный акцент Сухомлинский сделал на особенностях методики проведения бесед о героизме народа в годы Великой Отечественной войны.

«В этом отношении, - говорил В. Сухомлинский, - наиглавнейшим является умение найти и вложить в юные души моральные ценности нашей Отчизны и всего человечества. Определив, что нужно передать, воспитатель задумывается над тем, как настроить своих воспитанников на восприятие моральных ценностей. Необходимо великое мастерство видеть человека, ощущать сердцем тончайшие движения его души. Гражданственность – это страсть человеческого сердца; и донести до юных душ страсть борьбы можно лишь тогда, когда ты сам предстаешь перед своими воспитанниками как гражданин.

К беседам о гражданственности следует внутренне готовить себя. Прежде всего, необходимо до тонкостей знать то, о чем будет идти речь. И потому прежде, чем рассказать о героях Великой Отечественной войны, нужно самому осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести и подвига, чтобы передать юным гражданам свое собственное восхищение моральной красотой людей. Это очень важное правило воспитательного влияния педагога на коллектив».

И я не могу с этим не согласиться, так как убедилась в этом на собственном опыте.

Педагогическая система опыта и его своеобразие.


Стремительное развитие общества ведет к модернизации системы образования и, в частности, педагогических технологий, которые призваны обеспечить новое качество образования. На мой взгляд, креативную личность, способную самостоятельно мыслить и добывать знания, любить свою Родину, сопереживать и сострадать ближнему, можно воспитать и сформировать, следуя педагогическим принципам доверия, уважения и сотрудничества.

С годами я убедилась, что вследствие этого, несомненно, изменяется и роль, и место учителя в образовательной системе. Я стараюсь не брать на себя роль пророка и обладателя истины в последней инстанции, а быть для ребёнка Советником, Консультантом, Организатором или Ведущим. Таким образом, моя основная миссия – сопровождение ученика в его движении по выбранному образовательному маршруту и осуществление при этом необходимой педагогической и психологической поддержки.

Изучая тему "Великая Отечественная война. 1941-1945гг.", я отдаю себе отчёт, что это богатейший ресурс для решения задач гражданско-патриотического воспитания.

Разнообразное содержание позволяет использовать различные формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного школьника.

Считаю целесообразным следующее распределение типов урока по этапам внутри данного тематического блока:

1- этап

Введение в тему, формулирование "сквозных" проблем темы.

2-й этап

Конкретизация темы, накопление и углубление знаний, развитие познавательных умений.

3-й этап

Систематизация и обобщение новых знаний и умений, их проверка и оценивание.

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Повторительно - обобщающий урок

Контрольный урок

Лекция, беседа, урок с использованием учебного кино-, видеофильма

Семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия

Смешанный урок, зачет, контрольная работа, конференция

На разных этапах изучения темы мною используются различные приемы, например эвристическая беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач, комментированное чтение, выступления учащихся и др. Одновременно с вышеуказанными приемами ввожу элементы исследовательской и проектной деятельности.

Сочетание как традиционных (семинары, лекции, лабораторные занятия и т. д.) уроков, так и нетрадиционных (интегрированные уроки истории и литературы, урок-панорама, урок-суд и др.), а также и различных форм организации учебной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной и т.д.) способствует эмоциональному восприятию школьниками страниц истории России.

На своих уроках стараюсь чаще включать элементы игр: турниры ораторов, аукционы знаний, игры-путешествия, ролевые игры.

Перечисленные формы учебных занятий не исчерпывают современный арсенал способов организации учебно-воспитательной работы по истории. Так, например, в своей работе я использую различные формы популярных ТV передач, таких как «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Блеф-клуб», «Поле чудес», «Колесо истории» и др., которые создают у учащихся определенный настрой, вызывают интерес к теме, способствуют лучшему восприятию материала. Основные формы внеурочной работы, используемые в опыте: экскурсии в музеи, викторины и инсценировки, интеллектуальные игры «Шаги истории», пропаганда государственных символов и атрибутов, Брейн-ринг, литературно-художественные композиции к юбилейным датам и др.

Так, уже стало традицией проведение в нашей школе классного часа «Я – гражданин России» посвященного государственной символике, а также уроков мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Уроки проходят в эмоциональной обстановке, заставляют ребят сопереживать участникам героических событий и, несомненно, обогащают их идеями патриотизма и гражданственности.

Писатель Борис Васильев в свое время писал: «...в молодых сердцах надо сеять восторг – и пожнешь жажду подвига». В этом, на мой взгляд, и есть нравственная сила уроков истории, ибо восторг перед историей родной страны есть эмоциональное выражение любви к ней.

Изучение истории я связываю не только с работой сознания, но и с эмоциональной сферой. Картины труда в глубоком тылу, армейского быта, жестокой борьбы ярко воспринимаются и детским сознанием, и чувством. Сочетание того и другого на уроке усиливает воспитательное значение изучаемого материала.

Я считаю, что в процессе изучения темы необходимо ярко и убедительно показывать учащимся массовый героизм советских людей на фронте и в тылу, руководящую роль партии в организации разгрома немецко-фашистских захватчиков. В результате изучения темы я стараюсь подвести учащихся к мысли, что новые поколения должны быть достойными героических дел своих отцов и матерей, с честью нести вперед переданную ими эстафету.

Я убеждена, что в целях патриотического воспитания очень важно давать на уроках живые образы героев Великой Отечественной войны (полководцев, офицеров, солдат, партизан, тружеников тыла), раскрывать идейные и нравственные мотивы их героизма. Надо, чтобы учащиеся знали правду о войне, о тех суровых испытаниях, которые выпали на долю советских людей в ее лихую годину. При изучении темы я широко привлекаю документы, воспоминания, фронтовые письма, кино- и фотоматериалы, произведения художественной литературы, звукозаписи. На уроках звучат песни Великой Отечественной войны, фрагмент Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича или «Реквием» Д. Б. Кабалевского на стихи Р. Рождественского. Все это помогает мне создать на уроке эмоционально – взволнованную обстановку и тем самым усилить воспитательное воздействие изучаемого материала. При изучении темы использую поисковую деятельность школьников, подготовку ими небольших устных сообщений и письменных рефератов с привлечением научно – популярной и мемуарной литературы, поручаю поиск материалов о выпускниках школы – участниках войны, о своем поселке, районе в годы войны.

Для того чтобы помочь учащимся увидеть «большую историю» в «малой», проследить основные события Великой Отечественной войны в таком сугубо личностном ракурсе, как история отдельной семьи, заблаговременно, до начала изучения темы, девятиклассникам даю задание для самостоятельной исследовательской работы «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Ученики гордятся своими близкими, им нравится выполнять такого рода задание и ссылаться на исторический опыт своих предков.

Последовательно придерживаюсь наметившейся в последние годы тенденции учить школьников истории, прежде всего, на документальных материалах. Поэтому провожу лабораторные занятия, на которых организую работу ребят с различными источниками. При этом стараюсь шире использовать на уроках материалы периодической печати. А привлечение краеведческих сведений пробуждает не только интерес к истории родного края, но и вызывает чувство гордости за земляков, за свою малую Родину.

Таким образом, эмоциональность при изучении истории, вовлечение учащихся в активную исследовательскую деятельность помогают лучше усваивать материал и делают предмет изучения более интересным и познавательным.

Нужно иметь в виду, что гражданско-патриотический идеал не может быть сформирован без эмоционального переживания изучаемых событий, восхищения самопожертвованием и верностью идеалам. Поэтому, рассказывая об ожесточенных боях на границе в первые дни войны, я привожу яркие факты, предлагаю учащимся прослушать записанные на одной из пластинок фонохрестоматии воспоминания защитников Брестской крепости и использую отрывки из художественных произведений. Эмоциональному восприятию помогает также привлечение на уроке отрывков из стихотворений, посвященных войне. После этого перед учащимися ставится вопрос «Какие идейные и моральные качества советских людей с большой силой проявились в ожесточенных сражениях в начале войны?» И предлагается включить в свой ответ конкретные примеры. Это же задание дается учащимся и для домашней работы.

На уроке «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» большое впечатление на учащихся производит рассказ о 28 героях - панфиловцах, которые прикрывали один из важных участков фронта на Волоколамском шоссе. Среди них были люди разных национальностей: русские, украинцы, казахи, киргизы, и потому их подвиг – пример боевой дружбы народов нашей страны. Это и пример исключительной храбрости и героизма: на них двигалось 50 фашистских танков, но они не дрогнули, не отступили. Герои – панфиловцы показали и пример беспощадной расправы с трусами. Первоначально их было 29 человек, но один из них не выдержал, струсил и в ответ на крики фашистов «Рус, сдавайся!» - поднял руки. Однако он тут же пал, сраженный пулей своих же товарищей. За исключительную храбрость и героизм 28 панфиловцам было присвоено звание Героя Советского Союза. Особое внимание уделяю подвигу Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Алексея Маресьева и др., как примеру безграничной преданности Родине, мужества и героизма, самопожертвования, презрения к врагам.

Говоря о героизме защитников Сталинграда, рассказываю о призыве снайпера – комсомольца Василия Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!», об удивительной стойкости и мужестве советских бойцов во главе с сержантом Я.Ф.Павловым, длительное время оборонявших один из домов Сталинграда (среди защитников дома были люди разных национальностей, и это еще одни пример боевой дружбы народов нашей страны), о героической обороне Мамаева кургана. Подчёркиваю при этом, что чем сложнее становилась обстановка, тем ярче проявлялись замечательные черты советских воинов: сила духа, стойкость, воинское умение, воля к победе. Каждый воин, сражавшийся в Сталинграде, был героем.

В учебнике кратко рассказывается о гибели советского генерала Д.М.Карбышева. Между тем, как показывает опыт, рассказ о нём производит на учащихся огромное впечатление и имеет большое значение для их нравственного воспитания. Поэтому я считаю целесообразным поручить одному из учеников подготовку небольшого сообщения о Д.М.Карбышеве. Материалы о героических поступках особенно помогают, как показывает опыт, эмоциональному восприятию темы и побуждают подростков к самопознанию и самовыражению.

На уроках «Завершение разгрома немецко-фашистской армии. Капитуляция гитлеровской Германии» в целях усиления нравственного аспекта изучаемого материала я привожу факты, показывающие исключительную сложность Берлинской операции и героизм советских воинов, проявленный в боях за Берлин. В частности, внимание школьников обращается на документ учебника – «Знамя победы над Рейхстагом». Считаю необходимым конкретизировать положение учебника о том, что советские воины пришли в Германию не как мстители, за те злодеяния, которые совершили гитлеровцы на советской земле, а как освободители Европы, в том числе и самого немецкого народа от фашизма. При этом надо обязательно рассказать о гуманном отношении советских воинов к гражданскому населению Германии.

Дополняя сказанное учащимися об идейно – нравственных основах победы советского народа в Великой Отечественной войне, я напоминаю о широко известной поэме А.Твардовского «Василий Тёркин». В ней с большой художественной силой переданы замечательные нравственные качества советского солдата: преданность Родине, храбрость, самоотверженность, стойкость, чувство товарищества, человеческая доброта и непримиримая ненависть к врагу.

Героические примеры рождают у детей чувство любви, гордости за свое Отечество. Например, при изучении истории Великой Отечественной войны, чтобы подвести к пониманию того, что в экстремальных условиях нередко проявлялись личностные качества, что побеждало врага не только оружие, побеждали сила духа, вера и любовь, предлагаю учащимся прочитать художественную литературу, для знакомства, с которой организую на уроке совместно с библиотекарем книжную выставку.

Эмоциональный настрой, безусловно, не только делает полученные знания прочными, но и способствует формированию у будущих самостоятельных граждан России активной жизненной позиции.

С идеей гуманизации образования в современную школу входят инновационные методики обучения, способствующие развитию у детей рефлексии, аналитического отношения к действительности, усвоению и сохранению культурного опыта поколений.

Обеспечение сегодня высокого уровня образования и воспитания учащихся требует интенсификации всего учебного процесса, что возможно за счет широкого внедрения современных информационных средств обучения.

Применение компьютерной техники, видеоматериалов помогает мне оживить занятие, повысить интерес к изучаемым проблемам, полнее, ярче, убедительнее раскрыть содержание вопросов, обеспечивает создание целостной картины исторического явления. Использование CD способствует расширению и углублению знаний, видеофрагменты служат в качестве иллюстрации, аргументации информации, данной учителем.

Тема урока

Используемый дидактический материал

1. Начало Второй Мировой и ВОВ

Видеофильм «Великая Отечественная»

2. Коренной перелом в ВОВ

Мультимедийный учебник «История России»

3. Советский тыл в годы ВОВ

СD «От Кремля до Рейхстага»

4. СССР и его союзники

Большая мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

5. СССР в боях за освобождение Европы и Азии

СD «От Кремля до Рейхстага»

6. ВОВ: итоги и уроки

Видеофильм «Великая Отечественная»;

СD «От Кремля до Рейхстага»



Зрительное восприятие той обстановки, о которой я рассказываю на уроке, оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся, так как его просмотр для многих сочетается с внутренним сопереживанием. Из впечатлений учащихся:

«… я потрясен, я не думал, что моя страна столько вынесла и пережила. По телевизору такое показывают редко. А жаль…» В. Дуля

«Побольше бы таких уроков по другим предметам. Хочется узнать больше самому, хочется прочесть еще что-нибудь. Страна моя, я горжусь тобой» Тухтаманов Д.

Таким образом, наглядность информации, полученная с помощью компьютерных технологий, и ее чувственное восприятие способствует лучшему усвоению учебного материала. Никакими словами так ярко не опишешь страшные картины войны и видеофрагмент как нельзя лучше помогает сформировать у учеников представление об обстановке в стране в годы войны. Сопереживание – категория психического восприятия, служит дополнительными источником мотивирующего воздействия для дальнейшего самообразования.

В связи с тем, что в современных концепциях образования предлагается акцентировать внимание на личностно-психологическом аспекте истории, я предлагаю учащимся выразить себя в создании компьютерных презентаций по теме, моноспектаклей, сценическом воплощении.

hello_html_535b1ed3.jpg

hello_html_610dfdc1.jpg









Использую ИКТ для создания игровых ситуаций на уроке. Вопросы и задания по содержанию наглядности помогают сконцентрировать внимание школьников, развивают наблюдательность, память, навыки оценки исторических событий, вырабатывают умения сравнивать, оценивать, делать выводы, наконец, воспитывают вдумчивого, внимательного зрителя.

Главное, чтобы каждый урок и каждое внеклассное мероприятие, посвященное событиям Великой Отечественной войны, волновали школьников и оставляли в их душах глубокий след.

Из статьи в «Сельской трибуне»: «Есть в Суходольской школе № 1 учительница с необыкновенными достоинствами. Она обладает как строгостью, так и отзывчивостью, нежностью своему любимому делу. Это Ирина Николаевна Гурьянова – учитель истории.

История – очень сложная наука, подвластная не каждому. Покорить ее может сильный духом, мужественный, неподдающийся бедам человек. Таким является Ирина Николаевна.

Жизнь научила ее очень многому. Как не просто, преподавая в день по 8-10 часов, вести всегда занимательные, интересные, захватывающие уроки. На них словно попадаешь в прежние времена: Древний Рим и Грецию, Англию и Испанию, петровскую Россию …»


hello_html_8375393.jpghello_html_m70d46395.jpg








Особенностями моего опыта работы являются:

  • разнообразие форм организации обучения;

  • отбор ярких, убедительных фактов и проникновенное их раскрытие на уроках – важное условие успешности патриотического воспитания учащихся;

  • включение учащихся в коллективную, познавательную и творческую деятельность;

- творчество - это главная заповедь, которой я придерживаюсь в своей работе;

- обязательное продолжение урочной учебно-воспитательной деятельности учащихся во внеклассной работе в различных ее формах.


Результативность опыта.


Воспитание гражданственности – сложный, многофакторный процесс. Впечатления о ВОВ в воспитании гражданственности и развитии эмоциональной культуры личности школьников, возможно, оценить по следующим показателям (критериям):

  • гражданская активность учащихся;

  • динамика повышения творческого, интеллектуального потенциала личности школьников (самостоятельность мышления);

  • влияние на профессиональное самоопределение.


Гражданская активность фиксировалась по:

- участию школьников в социальных проектах (4 года подряд старшеклассники, при моём непосредственном участии, представляли нашу школу на районных и окружных конкурсах социальных проектов, один из них был посвящён сбору воспоминаний участников ВОВ);

- активному участию учащихся в жизни школьной демократической республики: ученики проявляют неподдельный интерес к законотворчеству и регулированию школьной жизни правовыми нормами (третий год я являюсь Советником по работе школьного Парламента); согласно опросу 68% учащихся готовы принимать ответственность за свою работу и работу своего коллектива, 29% регулярно участвуют в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

- 97 % учащихся принимали участие в мероприятиях, посвящённых ВОВ,

35 % - активное участие.

Показателями положительной динамики интеллектуального творческого потенциала учащихся являются:

  • участие школьников в районных и окружных олимпиадах по истории



Классы

Количество участников

призовые места

2002 г.

10 кл.

3

3

2003 г.

9 кл.

5

3

2004 г.

11 кл.

4

3

2005 г.

9 кл.

5

3

В 2004-2005 г.г. на районных Брейн- рингах, посвященных ВОВ, учащиеся занимали призовые места.

Подводя итоги своей педагогической деятельности по развитию эмоциональной культуры школьников и их патриотических устремлений я выделяю следующие положительные результаты:

Данные психолого-педагогической диагностики по выявлению уровня развития познавательного интереса школьников и мотивации обучения, полученные на основе использования методики «Референт».



Выраженный интерес к изучению предмета

hello_html_50f0c297.gif











Уровень положительной мотивации на уроках истории

за 2003 - 2005 уч. г.

hello_html_76c3d834.gif

Положительная динамика количества учащихся, выбирающих историю на итоговой аттестации в качестве экзамена по выбору в 9-х классах и на ЕГЭ в 11 классах

hello_html_2516ad46.gif



hello_html_78149a84.gif





hello_html_5456a2d0.gif





О действенности вышеизложенного опыта работы говорит тот факт, что 86% учащихся отмечают большое влияние таких уроков на формирование их взглядов и чувств.

Профессиональное самоопределение учащихся: в настоящее время 8 выпускников школы являются студентами исторических факультетов, у 29 выпускников – история является профилирующим предметом.

Дополнительный эффект проявляется в продуктах деятельности учеников. Ими созданы поделки, игры, викторины, кроссворды, рисунки культурных памятников, карты сражений, тесты и другие дидактические материалы, которые позволяют пополнять информационную базу и оформлять кабинет.

Результаты изучения степени сформированности ценностных ориентаций у учащихся по методике «Изучение ценностных ориентаций».

С помощью данной методики мной совместно со школьным психологом изучалась степень сформированности психологического механизма ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов в ноябре 2003г. и ноябре 2005 года.



Особенности дифференциации

Количество учащихся (%)


2003г.

2005г.


высокая

низкая

отсутствует

33 %

21 %

46 %


47%

15 %

38 %



Учитывая тот факт, что для раннего юношеского возраста характерно начало формирования ценностных ориентаций личности (примерно у половины ребят, как показало исследование, ценностные ориентации еще не сформировались), вместе со школьным психологом мы планируем использовать данную методику в конце учебного года. Это позволит не только увидеть динамику в становлении личностных ценностных ориентаций у ребят, но и изучить содержательную сторону иерархической структуры ценностных ориентаций.

Вывод

Проанализировав результаты мониторинга, можно предположить, что вышеизложенная система работы является эффективной. Условия, создаваемые в рамках данной системы действительно содействуют гражданскому становлению учащихся.

Перспективы.

Предполагаемые направления работы:

  1. Продолжить вместе с учениками работу по созданию банка данных по ;

  2. Подготовить

  3. Оформить методические разработки уроков с использованием современных информационных технологий;

  4. Активизировать работу по внедрению в учебный процесс новых информационных технологий;

  5. Совместно с учениками создать презентационные компьютерные слайд-проекты

основанные на знании истории родного края – родного региона – родной страны.


Таким образом, как учитель истории определяю следующие основные направления своей деятельности:

- развитие гражданских качеств учащихся является важной целью исторического образования;

- осуществлять личностно-ориентированный подход;

- уроки должны носить эмоциональную окраску для лучшего восприятия учениками прошлого и настоящего своей родины;

- уроки должны быть разнообразными по форме: традиционные, разработанные по активной форме обучения, проектной методике и т. д.;

- всегда должна существовать интеграция гуманитарных предметов: истории, литературы, права, политологии, культурологии, что дает наиболее полное представление об изучаемом явлении, факте;

- неустанно изучать лучший опыт, накопленный коллегами и делиться своими изюминками педагогического мастерства.


Используемая литература


  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989

  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Педагогика. №4-1995.

  3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс-1995

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Постановление правительства РФ от 16.02.01, №122

  5. Закон об образовании РФ. Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.92. №3267-1.

  6. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1988

  7. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1736-р

  8. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». Приказ Министерства образования России от 18.07.2002 г. №2783.

  9. Майков А.Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века», книга для учителя – М. «Просвещение», 2002

  10. П.С.Лейбенгруб Идейно - нравственное воспитание в обучении истории СССР, пособие для учителя – М.,«Просвещение» 1983 г.

  11. В.А.Сухомлинский Методика воспитания коллектива, М., «Просвещение» 1981 г.

  12. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Тория, методология, практика – м.: Международная педагогическая академия, 1998

  13. Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики. - Педагогика, 1-2001

14. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М., 1997.

15. Гликман И. Искусство возбуждения или как пробудить у школьников желание учиться // Директор школы, 2003. №2.

16. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб.: СпецЛит, 2000. С. 223.

17. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: «Народное образование», 2001. С. 194 – 207.

18. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 272с.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Методическая разработка урока


Тема: «Великая Отечественная война: итоги и уроки».

«Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия»

У. Черчилль, премьер - министр Англии


Цели урока:

  • повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны;

  • создать у учащихся целостное представление о пройденном периоде изучаемого курса;

  • уяснить историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

Обучающие:

  • обобщить и повторить учебный материал по истории Великой Отечественной войны полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы;

  • подвести итоги второй мировой войны, сделать вывод о масштабах трагедии, привести страшные цифры человеческих потерь, рассказать об огромных разрушениях, тяжелых последствиях войны.

Воспитательные:

  • воспитание патриотических чувств учащихся на примере героизма и мужества советских людей во время Великой Отечественной войны;

  • формирование нравственной позиции, чувства сопричастности к судьбам соотечественников;

Развивающие:

  • развитие умения определять собственное отношение к проблеме войны и аргументировать свою точку зрения;

  • воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Методическая модель урока: урок - панорама с использованием ИКТ

Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.

Оборудование урока:

  • компьютер;

  • CD “История России XX век”;

  • CD “От Кремля до рейхстага”;

  • CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2002;

  • проектор,

  • экран;

  • мультимедийное учебное пособие на CD-диске «От Кремля до Рейхстага» (ГНУ Республиканский мультимедиацентр)

  • картины-плакаты, рисунки о войне;


Ход урока.

  1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к работе на занятии.

  2. Вступительное слово учителя. Мотивация учащихся.

В начале занятия учитель в кратком вводном слове знакомит учащихся с основными задачами урока.

3. Актуализация знаний учащихся. Демонстрация презентации с ресурсными материалами (картины, видеофрагменты и др.), используется для систематизации и дополнения представлений о только что изученном материале.

4. Обратная связь.

Задания учащимся: кратко изложить свои впечатления об увиденном в письменной форме « Мои мысли о войне», обращение в прошлое, настоящее и будущее.

Рефлексия: учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке

5. Подведение итогов и результатов урока. Заключительное слово учителя.

Методическая разработка классного часа

«Я – гражданин России»


Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

/Сенека/

Цель: Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи:

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, гордости за причастность к судьбе России;

  • содействовать воспитанию уважительного отношения к государственным символам России;

  • подвести учащихся к пониманию неповторимости и богатства нашей страны;

  • довести до сознания учащихся, что Россия- это действительно великая страна, с колоссальным потенциалом.

Форма проведения: классный час

Оборудование:

экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, компакт-диски с анимированными иллюстрациями «Государственная символика России», «Россия на рубеже третьего тысячелетия» (в дальнейшем именуемые как диск № 1 и диск № 2).


Звучит песня «Широка страна моя родная…»

Вступительное слово учителя:

Знаковой традицией новой демократической России стало то, что, учебный год принято начинать с урока, посвященного России и государственной символике страны.

И мы решили не отступать от традиций, и сегодняшний урок посвящаем России, стране, которую мы еще называем Родиной, ведь именно здесь мы родились, здесь родились и живут самые близкие нам люди.

(На экран с помощью мультимедийного проектора демонстрируется карта России с фотографиями, которые ритмично сменяют друг друга, и музыкальным сопровождением в соответствии с национальными традициями данной местности (диск №2);

Параллельно звучат слова ведущих.



Ведущий 1:

Россия – родина моя,
холмы, дубравы и долины,
грома морей и плеск ручья
прими, Россия, слово сына


Родина…Россия. В жизни каждого из нас она очень много значит. Трудно представить себе человека, который не любил бы ее. Родина …Ее по праву можно назвать второй матерью каждого из нас. Я думаю, что даже самый жестокий и черствый человек в глубине души очень любит ее. Человек и Родина тесно связаны друг с другом, ибо одно не может существовать без другого.

Россия. При упоминании этого слова перед нашим взором встает все самое важное, самое красивое, самое дорогое сердцу: прекрасная природа, разные города и, конечно, люди – чьи дела и подвиги прославили Россию. Россия – огромная, необъятная страна, называемая Родиной.

На мой взгляд, нигде в мире нет страны, с такой богатой культурой, историей, полной кровавых войн, людьми, всегда готовыми помочь, понять, поддержать в трудный момент.

Россия!!! Правда, звучит? Еще бы, все-таки Родина.


Происходит смена музыки и слайдов

(диск №1, раздел «Современная Российская символика», параграф № 15).

Россия – Родина моя.

Учитель (с четким ритмом перечисления):

Мы живем в самом большом государстве в мире по площади - более 17 млн. кв. км.

Территория России составляет немногим больше 10 % площади земного шара.

Россия является одновременно и европейской и азиатской державой.

Протяженность России с запада на восток составляет 9 тыс. км., а с севера на юг – до 4 тыс. км.

Протяженность сухопутных границ – более 20 тыс. км., морских – около 38 тыс.км.

Россию пересекают 11 часовых поясов.

Берега станы омывают 12 морей трех океанов.

В России около 120 тыс. рек (при длине свыше 10 км.), и почти все они замерзают зимой.

Наиболее протяженной и полноводной рекой Европы является наша могучая легендарная Волга.

2 тыс. пресных и соленых озер, среди которых самое глубокое озеро в мире – Байкал.

Из тысяч водохранилищ одним из наиболее крупных является наше - Куйбышевское.

На территории страны выделяются 7 природных зон (от арктической до субтропической).

До 45% территории занимают леса, 4% - воды, около 14% территории лежит за Северным полярным кругом, в зоне многолетней мерзлоты.

Россия – шестое по численности населения государство мира – почти 147 млн. человек.

Россия – страна, богатая природными ресурсами.

В недрах России сосредоточено треть всех мировых запасов полезных ископаемых.

1-е место в мире – по природному газу и торфу;

2-е – по нефти и запасам алмазов;

3-е – по запасам золота.

В России 13 городов миллионеров и 2 города мультимиллионера.

Россия – много конфессиональная и самая многонациональная страна в мире.

Россия - многоязычная страна, ее население разговаривает почти на 150 языках.

Русский язык – один из крупнейших языков мира, по числу говорящих занимает 5 место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому.

Демонстрация фотоматериалов с пейзажами

Ведущий 2: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами дивишь ты:

озерами многими дивишь ты,

реками и источниками многочисленными,

горами крутыми, холмами высокими,

дубравами частыми, полями дивными,

зверьми различными, птицами бесчисленными».

Ведущий 3: Древний автор 18 века так взволнованно описывал красоту родной земли.

Эту неброскую и величавую красоту нашей природы самозабвенно любили русские поэты и писатели.

Её прелесть воспевали Пушкин, Тургенев, Блок, Есенин.

Ведущий 1:

Россия – великая страна, в этом мы убеждались и еще будем убеждаться не раз.

Мы любим свою страну и гордимся ею.

Включается слайдовая презентация, состоящая из фотографий родных мест

(Сергиевский район, Самарская область).


Показываются изображения герба, флага района и области

Параллельно звучат слова ведущих.

Ведущий 1: Если скажут слово «родина».

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

(З. Александрова)

Ведущий 2:

«Люблю тебя, мой край родной»

И правда – можно ли не любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с друзьями на речку и в лес, - край, где ты живешь? Нельзя!

Взгляните на карту Родины, и вы легко найдете на ней извилистую ленту Волги, в среднем течении на обоих берегах великой русской реки – Самарскую область, в которой мы и живем. Сергиевский район – один из крупнейших сельских районов области по занимаемой площади и численности населения. Суходол – самый большой и единственный поселок городского типа в нашем районе, индустриальный центр Сергиевского нефтяного района.


Слово учителя

Вы являетесь частью народа огромной и богатой страны, вы – граждане России, россияне. Вы её будущее.

Гражданин – житель страны, который признает её законы, любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

Святая обязанность гражданина – чтить и беречь символы нашего государства

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей страны.

Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире.

На экран проецируется слайд (диск №1, раздел «Современная российская символика»

§hello_html_mc48b8b3.png15 Современный российский герб).

Ведущий 3:

О чем рассказывает наш герб? Слово «герб» пришло в русский язык в 16 – 17 веках. В его основе лежит немецкое слово erbe, что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важнейших черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны.

В декабре 2000 года Государственная Дума приняла законы о государственных символах Российской Федерации – гербе, флаге и гимне. Таким образом, Россия вошла в третье тысячелетие с новыми государственными символами.

Так возродилась государственная эмблема, имеющая в России 500 – летнюю историю. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, её суверенность, единение народов европейской и азиатской частей современной России. Красный цвет герба символизирует мужество народа. Скипетр, держава и корона – некогда атрибуты царской власти – историю нашего отечества. На груди орла помещено изображение всадника Георгия, поражающего черного змея, символизирует борьбу добра со злом, освободительные войны России, борьбу за право на жизнь, независимость, сопровождающие Россию на протяжении всей истории.

Российский герб помещается на фасадах государственных учреждений, на паспорте гражданина Российской Федерации, на знаменах воинских частей, на пограничных столбах.

Надругательство над государственным гербом расценивается как оскорбление государственного строя и наказывается законом.

Смена слайда (диск №1, раздел «Современная российская символика»,

§hello_html_m7f063665.png 19 Знамя новой России).

Ведущий 1:

Государственный флаг Российской Федерации – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Трёхцветный русский национальный флаг так же является символом славянской солидарности. Россия – многонациональная страна и цвета на полотнище, по одной из версий, означают единство русских (красный), украинцев (синий) и белорусов (белый). Сочетание белого, синего и красного цветов на флаге появилось во времена царя Алексея Михайловича. Выбор цветов был связан с тем, что они имелись в Российском гербе много времени. С момента установления советской власти государственный флаг стал красного цвета и изображением серпа и молота. Спустя 74 года триколор вернулся на российский флаг. Три цвета с глубокой древности символизируют откровенность и благородство (белый), верность и честность (синий), мужество, смелость и любовь (красный). Все эти качества как нельзя лучше отображают сущность русского народа, сущность всей России.

В 1991 году бело – синий – красный флаг вновь стал государственным флагом России.

Флаг – наша святыня и мы должны относится к нему с уважением и почитанием.

Смена слайда (диск №1, раздел «Современная российская символика»,
§20 Гимн новой России).
Ведущий 3:

«Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную песнь».

Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 г. Текст гимна утвержден указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000 г.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим федеральным конституционным законом, может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко – и видеозаписи, а также средства теле и радиотрансляции.

Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям.

Ведущий 1:

При звуках родного гимна взволнованно бьется сердце. При подъеме флага в знак победы на международных соревнованиях у победителей нередко наворачиваются слезы на глаза, а болельщики решительно раскрашивают лица в цвета государственного флага.

Ведущий 3:

Посягательства на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу и влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством страны.


Звучит гимн РФ.

Демонстрация карты России с фотоматериалами (диск № 2).

Ведущий 2:

Россия, Русь –

Куда я не взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину.

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды

Люблю навек, до вечного покоя. (Н. Рубцов)


Ведущий 3: Родина! Прекрасней края нет

И дороже нет в мире!

Все, что зреет в сердце и мозгу,

Что имеет в этой жизни цену,

Все, что я умею и могу –

Все тебе принадлежит всецело.

И отныне – здесь ли я, вдали –

Труженика не забудь простого

Этой красотой меня даря

И причастностью к твоим просторам… (Т. Кабулов)


Ведущий 1: Земной поклон тебе, Россия,

За трудный путь через века.

Легенд свидетели немые

Плывут над степью облака.

Былинный край,

Любимый с детства:

И удалые бубенцы,

И песен вольное наследство,

И ран жестокие рубцы.

Россия… Речка над обрывом,

Тугие стрелы камыша

И окрыленная порывом

Великой щедрости душа.

Каких героев ты взрастила,

Как тяжело тебе жилось

С твоею добротой и силой

И не разгаданным «авось…»

Ты не была рабою мнений,

И даже в лютую беду

Ты не вставала на колени

И не плелась на поводу.

Из тьмы веков

Ты вышла к свету

Сквозь море крови и огня.

И стала знаменем планеты,

Надеждой завтрашнего дня. (Л. Шакутина)


Заключение.

На экран проецируется видеофрагмент с выступлением президента В.В.Путина

(диск № 2).

Учитель:

Хотелось бы пожелать, чтобы вы гордились своей принадлежностью к России, отдавали свои знания и таланты на благо Родины.

Будьте достойны своих предков, которые совершили немало трудовых и воинских подвигов во славу Отечества, будьте достойными гражданами своей страны, любите Россию, будьте России навеки верны и не пожалейте сил, чтобы она стала ещё светлей и краше.


Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через развитие эмоциональной культуры в процессе изучения истории Великой Отечественной войны.
  • История
Описание:

Не берусь написать о конкретной, устойчиво сложившейся педагогической системе гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках истории.

Описание моего опыта работы есть ни что иное, как творческий поиск и профессиональные размышления по патриотическому воспитанию школьников на примере героизма советского народа  в период Великой Отечественной войны.

Системы, как известно, бывают  разные (естественные и технические), и все они подчиняются строгим законам. Но другое дело, когда речь идет о системах гуманитарных. Здесь можно выстроить все планы, технологизировать все процессы, организовать по шаблону полезную деятельность, а результат, тем не менее, будет непредсказуем. Так, может быть, нельзя упорядочить работу педагога и выстроить строгую систему? Да, наверное, в полной мере это действительно невозможно.

И, тем не менее, у каждого педагога есть методические приемы, используемые чаще других. Есть технологии работы, принятые в целом или частично.  Стоит ли спорить о том, насколько важно, чтобы они были авторскими или заимствованными? Или сегодня, когда существует такой большой выбор методик преподавания любого предмета, нужно только уметь грамотно их использовать? Наверное, не стоит.

 

В конечном итоге даже полностью заимствованная методика или технология в каждом конкретном случае приобретает черты неповторимости, что обусловлено индивидуальностью личности педагога и особенностью учащихся.

Автор Гурьянова Ирина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1476
Номер материала 51849
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓