Главная / История / "Гражданская война в США"

"Гражданская война в США"


Тема урока: Гражданская война в США.

Класс: 8

Время проведения: 40 минут;

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению причин и значения гражданской войны в США;

- Создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;

- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Глоссарий: аболиционист, гомстед, Конфедерация, республиканцы, Союз, янки;


Ход урока: Стадия вызова

На доске записано слово «Рабство»

- Какие ассоциации вызывает у вас данное слово?

Учащиеся предлагают различные варианты. Все ответы размещаются вокруг ключевого слова. Примерный вариант кластера:


Эпоха (Др. Рим) положение (бесправие)

hello_html_1e4cb7d3.gif

Использование труда формы принуждения


Для расширения знаний о рабстве учащимся предлагается подборка материала о рабстве в США (Приложение 1) Перед группами ставится задача – обратить внимание на особенности рабства в Северной Америке в XIX веке и составить свой кластер. Учащиеся работают в группах, обсуждают предложения, на листах создаётся система взаимосвязанных понятий. Сигналом окончания работы может служить окончание музыкального фрагмента (например, негритянский джаз Л. Армстронга). Плакаты вывешиваются на доске. Группы комментируют свои кластеры.


Стадия осмысления


- В отличие от античных рабовладельческих государств в XIX в. в США складывается массовое движение за отмену рабства. Наиболее решительных противников рабства в Америке называли аболиционисты.

- Объясните причины отрицательного отношения к рабству его противников.

Рассматриваются разные варианты. Выясняется, что:

  1. Данное явление аморально, так как противоречит принципам свободы, равенства, гуманизма, провозглашенных в Декларации независимости.

  2. Рабство препятствует экономическому развитию страны.


- Единое государство - США, разделилось на два враждебных лагеря. Север, где преобладал капиталистический уклад, развивались промышленность и фермерское хозяйство, и Юг – рабовладельческий и плантаторский. В 1860 г. Президентом США избран республиканец Авраам Линкольн, который стремился воспрепятствовать распространению рабства на Западные, неосвоенные, земли США. В 1861 году 11 южных штатов объявили о выходе из Союза и провозгласили создание нового государства – Конфедерации. Началась гражданская война между Севером и Югом.

- Как вы думаете, кто победит в этой войне: северяне или южане?

Учащимся предлагается для анализа документ (Приложение 2) Из данных таблицы и отрывка из романа очевидно, что преимущество на стороне северян. Учащиеся делают выводы.

- А как развивались события на самом деле? Учащиеся работают с текстом документа «Начало боевых действий» ( Приложение 3).


- Оправдались ли наши предположения?

- Война между Севером и Югом становится затяжной , несмотря на преимущества северян в вооружении, численности, оснащённости они уступают армии южан в инициативе и тактике.

- Что северянам нужно сделать, чтобы завершить войну победой? Издайте указы, продумайте меры, способные переломить ход событий. (Группы работают, выслушиваются версии)


- Действительно с 1863 г. (идёт третий год войны) происходит перелом в военных действиях. Скорая победа северян несомненна. Огромную роль в этом сыграли два указа президента А.Линкольна.


Группы получают тексты указов, можно зачитать их вслух. Выясняют, правильными ли были их предположения (Приложение 4)


- В апреле 1865 армия северян, в которую влилась масса добровольцев из негров, получивших свободу и батраков, получивших землю, окружила столицу южан г. Ричмонд.

Первым по улицам города прошёл негритянский полк. В течение четырёх лет страна была в пламени беспощадной гражданской войны. Итоги этого противостояния – 1 миллион раненых и 600 тысяч убитых.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока…(Группы предлагают разные варианты, затем учитель знакомит класс с темой урока: «Гражданская война в США»)



Стадия рефлексия


Учащимся предлагается по 10-бальной системе оценить свою работу с позиций «Я», «Мы», «Дело». По итогам урока они оценивают:

- «Я»: как работал? Допускал ли ошибки?

- «Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?

- «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?

hello_html_4e373333.gif

Я

hello_html_6fb1955b.gif



hello_html_463f4a12.gifhello_html_m3facf97.gif


Дело

Мы


Приложение 1


Из романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

В эту минуту дверь отворилась, и в столовую вошел очаровательный мальчик лет четырех-пяти. Во всем его облике было что-то необычайно милое. Тонкие черные воло­сы обрамляли шелковистыми локонами круглое, в ямочках лицо; большие, полные огня, темные глаза с любопытством посматривали по сторонам из-под пушистых длинных ресниц.

- Эй ты, черномазый! - сказал мистер Шелби и, свистнув, бросил мальчику веточку изюма. - Лови!

Мальчуган со всех ног кинулся за подачкой под громкий смех своего хозяина.

- Поди сюда, черномазый, - скомандовал мистер Шелби.

Мальчик подбежал на зов, и хозяин погладил его по кудрявой голове и пощекотал ему подбородок.

- Ну-ка, покажи джентльмену, как ты умеешь петь и плясать.

Мальчик затянул звучным, чистым голоском капризную негритянскую мелодию, сопровождая её забавным и очень ритмичными движениями рук, ног и всего тела,

- Браво, браво! Ну и молодец! - воскликнул Гейли. —

Этот мальчишка далеко пойдет! А знаете что, - он вдруг хлопнул мистера Шелби по плечу, - продайте его мне в придачу к Тому - и дело с концом! Тогда все будет по справедливости.

Стоя на веранде, Элиза унылым взглядом провожала удаляющуюся коляску, как вдруг плеча её коснулась чья-то рука. Она быстро повернула голову, и её красивые глаза радостно вспыхнули.

- Ты меня напугал, Джордж! Как я рада тебе! Миссис уехала до вечера. Пойдем ко мне и поговорим на свободе.

С этими словами Элиза провела Джорджа в соседнюю с верандой маленькую, чис­то прибранную комнатку, где она обычно занималась шитьем и всегда могла услышать зов хозяйки.

- Что нас ждет, Элиза? Несчастье, одно несчастье! Моя жизнь горше полыни. Я гибну. Я жалкий, несчастный раб, который и тебя потянет за собой на дно. Какой смысл стремиться к чему-то, добиваться знаний? Какой смысл жить? Поскорее бы лечь в моги­лу - и всё!

- Джордж, Джордж! Не пугай меня! Что с тобой? Ты никогда так не говорил! Я боюсь! Ты задумал что-то страшное! Я все понимаю, но сдержи себя, Джордж, ради ме­ня... ради Гарри!

- Я долго сдерживался и долго терпел, но мне тяжелее день ото дня. Сил человече­ских нет выносить такую жизнь! Хозяин не упускает случая, чтобы оскорбить меня, по­издеваться надо мной. Мне думалось так: хорошо, буду работать, буду молчать, а сво­бодное время употреблю на занятия, на чтение книг.- Но он видит, что я справляюсь с работой, и подбавляет все больше и больше. «Хоть ты и молчишь, говорит, а в тебе си­дит дьявол, и этого дьявола надо вывести на чистую воду». Ну что ж, недалек тот день, когда мой дьявол сорвется с цепи, да только он об этом первый пожалеет!

- О господи! Что же нам делать? — с тоской проговорила Элиза.

- Элиза, - с горечью проговорил Джордж, - крепись, моя дорогая... и прощай, я ухо­жу.

- Уходишь, Джордж? Куда?

- В Канаду, - ответил он, расправляя плечи. - и я тебя выкуплю, как только добе­русь туда. Это наша единственная надежда. Твой хозяин добрый, он не откажет мне. Я выкуплю и тебя и сына. Клянусь, что выкуплю!

- А теперь прощай, - сказал Джордж и, взяв Элизу за руки, долго смотрел ей в гла­за.

Они стояли молча. Потом несколько сказанных напоследок слов, горькие слезы, рыдания... Так прощаются люди, когда их надежды на новую встречу тоньше паутины.

И вот муж и жена расстались.

РАБСКИЙ ТРУД НА ХЛОПКОВОЙ ПЛАНТАЦИИ

В ШТАТЕ ЛУИЗИАНА в 1845 году.

Из рассказа Соломона Нортэпа, бывшего 12 лет рабом



«Сезон сбора хлопка наступает в конце августа. В это время каждому рабу дается мешок, к мешку привязывается ремень, который надевается на шею; отверстие мешка находится на высоте груди раба, в то время как нижняя часть почти достигает земли. Каждому рабу дается корзина, куда складывается хлопок из мешка. Когда нового рабоче­го посылают в первый раз на плантацию, его подгоняют и заставляют собирать хлопок в этот день так быстро, как он может. Вечером его сбор взвешивают, и в дальнейшем он должен приносить тот же вес каждый вечер. Если когда-нибудь вес окажется меньше, то это считается доказательством лени, раба и его наказывают хлыстом. Обычная дневная норма составляет 200 фунтов... Рабочие должны быть на плантации с рассвета, и, за ис­ключением 10-ти или 15-ти минут, когда они могут проглотить свой паек, им не разре­шается быть без дела ни одной минуты до того времени, когда становится слишком тем­но, чтобы видеть; а в полнолуние они часто работают до полуночи. Кроме этого, каждый раб кормит мулов, другой - свиней, третий колет дрова... Когда в поздний час изнурен­ные работой рабы приходят, наконец, в свое помещение, то им ещё нужно развести огонь, смолоть кукурузу в ручной мельнице и приготовить себе ужин и обед. Хижина построена из бревен, без пола, без окон. За час до рассвета трубит рог. Рабы встают, го­товят завтрак и заполняют тыквенную бутылку водой, берут свой обед из холодного бе­кона и лепешки из кукурузы и спешат опять на плантации».


***


Рабство, основанное на убогой технике и низкой производительности труда, могло приносить прибыль только при хлопковой монополии Южных штатов и жесточайшей эксплуатации рабов. На беспощадную эксплуатацию и истязания негры-рабы отвечали бегством на Север. Многие стремились уйти ещё дальше — в Канаду, только там они чувствовали себя в безопасности. Негры пели:

В далекую еду Канаду,

Край унылый, как ночь.

Тяжелые цепи рабства

Влачить мне больше невмочь.


Негры восставали против рабства. Величайшим восстанием рабов до гражданской войны было восстание Ната Тэрнера в штате Виргиния в 1831 г.

К 30-м годам центр плантационного хозяйства переместился на юго-запад, на плодородные земли низовья бассейна Миссисипи. «Хлопковый пояс» теперь протянулся на тысячу миль с востока на запад и до 700 миль с севера на юг.

Но рабство уродовало не только судьбы негров. Оно, как ржавчина, разъедало весь жизненный уклад Юга. Белые рабочие не могли получить работу, так как плантаторы предпочитали более дешевый труд рабов. Труд рабов использовался и на многих фабри­ках - на текстильных и металлургических предприятиях Юга. Владелец хлопчатобумаж­ной фабрики сообщал, что рабочий-негр обходится в среднем в год в 75 долларов, тогда как издержки на белого рабочего составляют сумму в 111 долларов. К 1860 г. уровень заработной платы на Юге был самым низким в стране. Но большинство рабовладельцев были против применения труда негров в промышленности, так как опыт показал, что там они быстро становились вождями борьбы за свободу. Поэтому плантаторы всячески препятствовали развитию промышленности на Юге, тормозили процесс создания фабрик.

Англичанин Олмстед в книге «Путешествие по прибрежным рабовладельческим штатам» писал до гражданской войны: «Здесь крайне трудно вводить новые, усовершен­ствованные методы труда... На многих плантациях никогда не пользовались плугом. Землю подготавливают к посеву, разрыхляя мотыгой...»




Ввоз негров-рабов


При избытке земли в Америке не хватало рабочих рук. Попытки заставить индей­цев работать на европейцев не удались. Поэтому в XVII веке начался ввоз негров-рабов из Африки. Их привозили в основном в южные колонии Англии с их влажным субтропи­ческим климатом, где создавались плантации для выращивания табака, индиго (из него делали голубую краску для текстильной промышленности), а позже - хлопка.

На территорию нынешних США было ввезено около 400 тысяч рабов. Все они принадлежали к разным народам Африки, говорили на разных языках, у них были раз­ные верования. В Америке единым для них языком стал английский, а религией - хри­стианство. Во время американской революции ХVШ века, провозгласившей принцип ра­венства всех людей, многие американцы стали говорить о необходимости отмены рабст­ва, поскольку оно самым вопиющим образом противоречило этому принципу. Однако рабство было отменено только в северных штатах США, в южных оно сохранилось.

Развитие хлопчатобумажной промышленности в Англии создало большую потреб­ность в хлопке, которую не могла удовлетворить Индия. Изобретение в 1793 году Эли Уитни простой и производительной машины по очистке хлопка дало стимул быстрому росту производства хлопка в США. Вскоре они стали главным его поставщиком на ми­ровой рынок. Хлопок стал «королем» американской экономики, главной статьей вывоза. В производстве и табака, и индиго труд свободных фермеров был более производитель­ным, чем труд рабов. Но для выращивания и сбора хлопка применялся в основном руч­ной труд, использование здесь рабов стало более выгодным.

Таким образом, выращива­ние хлопка послужило толчком к более широкому использованию рабского труда на Юге США.


Хлопковая плантация стала главным местом жизни и работы черного населения США. Крупная плантация была организована как фабрика или завод. Основная часть взрослых мужчин и женщин работала на хлопковых полях под присмотром белых над­смотрщиков. Жили рабы в специально построенных для них домах, где на семью прихо­дилась одна комната. Нерадивых наказывали кнутом, наиболее строптивых продавали. Рабы редко поднимали восстания, главным средством их борьбы было уклонение от подневольного труда, иногда - бегство.

Поскольку продукция рабского труда шла на рынок, рабство было укладом в рамках капиталистической, рыночной экономики США.



Приложение 2



Соотношение сил накануне войны


Показатель

Север

Юг

Население

22 млн. человек

9 млн. человек

(из них – 4 млн. рабы)

Наёмные рабочие

1200 тыс. и 700 тыс. батраков

170 тыс.

Капитал промышленных предприятий


850 млн. долларов


170 млн. долларов

Капитал банков

400 млн. долларов

22 млн. долларов





Из романа М.Митчелл «Унесенные ветром»:


«...Задумывался ли кто-нибудь из вас, джентльмены, над тем, что на юге нет ни одно­го оружейного завода? Или над тем, как вообще мало литейных заводов на юге? Так же как и ткацких фабрик, и шерстопрядильных и кожевенных предприятий. Задумывались ли вы над тем, что у нас нет ни одного военного корабля и что флот янки может заблоки­ровать наши гавани за одну неделю, после чего мы не сможем продать за океан ни одно­го тюка хлопка?.. Я родился в Чарльстоне, но последние несколько лет провел на Севе­ре... И я видел многое, что никто из вас не видел. Я видел тысячи иммигрантов, готовых за кусок хлеба и несколько долларов сражаться на стороне янки, я видел заводы, фабри­ки, верфи, рудники и угольные копи - все то, чего у нас нет. А у нас есть один только хлопок, рабы и спесь. Это не мы их, а они нас разобьют в один месяц...».


Согласны ли вы со словами героя романа Ретта Батлера?









Приложение 3


Начало боевых действий.


Конкретного плана военных действий не было ни у одной из сторон. Про­тивники стремились решить исход войны в одном генеральном сражении и захватить столицу врага. Первыми такую попытку предприняли войска Кон­федерации.

В июле 1861 года у речушки Булл Ран, к западу от Вашингтона, произошло первое крупное сражение Гражданской войны. Северяне, несмотря на чис­ленный перевес, были полностью разгромлены. Путь на Вашингтон для южан был открыт, но они промедлили и дали возможность северянам укрепить под­ходы к своей столице. Затем Линкольн отдал приказ взять столицу противни­ка Ричмонд, которая находилась в 120-километрах южнее Вашингтона, в шта­те Виргиния. Однако попытка армии северян под командованием генерала Джорджа Мак-Клеллана летом 1862 года взять город также окончилась не­удачей. На западе северянам удалось потеснить южан и установить свой кон­троль над средним течением Миссисипи. Именно там проявил свои полко­водческие таланты один из генералов северян - Улисс Грант.

Флот северян захватил порты на побережье южных штатов, началась мор­ская блокада Конфедерации. 8 марта 1862 года в Чесапикском заливе про­изошел первый в истории бой полностью закрытых броней пароходов. «Мо­нитор» флота северян встретился с «Мерримаком» южан. На «Мониторе» впервые была установлена вращающаяся орудийная башня. Три с половиной часа между кораблями продолжалась артиллерийская дуэль, которая не на­несла им существенного ущерба.


Приложение 4


Прокламация

1 января 1863 г


«Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов, властью главно­командующего армией и флотом в первый день января 1863 года... приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами... отныне и в дальнейшем сво­бодны, и что исполнительная власть Соединенных Штатов, включая, военные и морские власти, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц. Подво­дя итог, я искренне полагаю, что это акт справедливости, оправданный перед конституцией военной необходимостью. Я апеллирую к достойному уважения мнению человечества и к благосклонной милости всемогущего бога».



Закон о гомстедах. 1862 год.


«1. Всякое лицо, являющееся главой семьи и достигшее двадцати одного года, являющееся гражданином Соединенных Штатов или подающее заявление о своем желаний сделаться таковым, никогда не участвовавшее в войне против Соединенных Штатов и не помогавшее их врагам, имеет право с 1 января 1863 года вступить в законное владение одной четвертью секции (160 акров)* или меньшим количеством никем не занятой земли... по 1,25 доллара или меньше за акр.


2. Далее постановляется, что все лица, служившие или которые будут служить в армии или флоте Соединенных Штатов в течение 14-дней в качестве добровольцев или по мобилизации во время международной или гражданской войны, не могут быть лишены права пользоваться привилегиями настоящего закона, даже если они не достигли 21-го года...»

"Гражданская война в США"
  • История
Описание:

Урок «Гражданская война в США» (Всеобщая история, 8 класс) построен по технологии Развития критического мышления.

 

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений формируется за счёт применения разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания.

Автор Круглова Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 827
Номер материала 36079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓