Главная / Начальные классы / Грани педагогического исследования(метапредметность в начальной школе)

Грани педагогического исследования(метапредметность в начальной школе)

«Грани педагогического исследования»

МЦ Романовского муниципального района




Тема: «Метапредметность на уроках в начальной школе»







Выполнила : Щербинина Елена Юрьевна

учитель начальных классов

МОУ «Малощербединская СОШ»

Стаж работы – 24 года

Образование – высшее (БГПИ,педагогика и методика начального обучения)














Декабрь 2014 год











Актуальность.

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все педагоги! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.

Мир многогранен,

Сложен, гибок,

Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом,

А способом познанья.

Эти незамысловатые строки - можно считать своеобразным мотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.

Метапредметность - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя.

Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.


В связи с этим целью своей педагогической деятельности обозначила следующее:

Совершенствование образовательного процессса посредством реализации принципа метапредметности.

Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  • осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания в начальной школе и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;

  • разработать и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;

  • создать методический инструментарий психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов.

Средства и формы.

Для реализации принципа метапредметности предлагаю

- предметный урок + метапредметная тема

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы.

Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются исследовательская и проектная деятельность.

Основу обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.

По надпредметным программам можно работать на уроках по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Метатемы, подобраны таким образом, могут быть применены практически к любой теме любого предмета.

При выборе метапредметной темы учитывала возраст, ступень обучения учащихся.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом .

Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).


Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришла к выводу, что технология критического мышления в большей степени соответстует стратегии преподавания в начальной школе, так как направлена на формирование этих метаумений.

.


Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Предлагаю работу, в которой постаралась раскрыть метапредметность на уроках в начальной школе.(презентация на диске, эта работа может быть продолжением урока литературного чтения во 2 классе И.Беляков «О чем ты думаешь снегирь»)



Грани педагогического исследования(метапредметность в начальной школе)
  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка может быть использована на уроках в начальной школе. Педагоги работающие по програмее " Начальная школа 21 век", используя в своей работе метапредметность на уроках, могут взять данную тему за основу любого урока.

Используя данный метод интересно уроки интегрировать, детям очень нравится, особенно интересно проводить такие уроки в классе _ комплекте, в малокомплектной школе, где каждый занят своим делом, выполняя свое дело, контролируй соседа по парте и поддерживай связь с классом. Выстраивается цепочка, где ученик может выполнять различные роли: консультант, рабочийи т.д.

Автор Щербинина Елена Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1533
Номер материала 40325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓