Инфоурок Начальные классы КонспектыГрамматические признаки имени существительного

Грамматические признаки имени существительного

Скачать материал

 

 

 

Отдел образования Администрации Тальменского района

Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Анисимовкая средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект урока по теме:

Грамматические признаки имени существительного.

для учащихся 9 коррекционного класса по программе VIII вида

Автор учебника: Н.Г. Галунчикова

Э.В. Якубовская

Технология: коррекционно – развивающее обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

                                                                                                   Выполнила: учитель начальных классов:

                                                                                                    Лучина Наталья Анатольевна

 

 

 

Анисимово 2013

 

Конспект урока русского языка в 9 коррекционном классе

Тема: «Грамматические признаки имени существительного».

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания учащихся о грамматических категориях имени                                        существительного (одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род,     число, падежи, склонение).

Задачи:

1.      Продолжить обучать школьников выделять из текста имена существительные, определять грамматические признаки имени существительного: одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число, падеж, склонение, составлять предложения из предложенных слов.

2.      Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук, воображение.

3.      Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, чувства патриотизма.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютерная презентация, таблица                                                                       «Грамматические категории имени существительного», предметные                                                             картинки, карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Методы и приёмы работы учителя и учащихся

I. Орг. момент (мотивация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Сообщение темы и целей урока

 

 

 

 

 

 

III.Актуализа-ция знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Основная часть

1.Одушевлён-ные/ неодушевлён-ные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Собственные/ нарицательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Словарно- орфографичес-кая работа

 

 

 

 

 

 

4.Число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка

 

 

 

 

6.Род

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Склонение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Падеж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Закрепление полученных знаний

(Развитие речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Итог урока

-Здравствуйте, ребята!

-К нам сегодня на урок пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями.

Итак, друзья внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, начнем скорей урок!

    -Запишите сегодняшнее число – двадцать первое октября; классная работа.

 

   -Мы знаем, что с давних времён существовала страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Назовите эти части речи.(глагол, имя прилагательное, имя существительное, местоимение)

О какой части страны Речь мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

     Давно живу я в мире этом,

     Даю названия предметам. (имя существительное)

- Дайте определение имени существительному. (Имя существительное - это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)

- Назовите имена существительные.

 - Имя существительное как часть речи очень древнее. Оно появилось в речи наших далёких предков первым. И сейчас в общении имя существительное употребляется чаще остальных частей речи. Для правильного употребления их в устной и письменной речи нам поможет знание грамматических признаков этой части речи. Как вы понимаете словосочетание – грамматические признаки. (Грамматика – наука об изменении слов, о соединении слов в предложении.)

- Сегодня на уроке, мы вспомним грамматические признаки имени существительного.

- Запишите тему урока «Грамматические признаки имени существительного».

- Какие грамматические признаки имени существительного мы изучали в предыдущих классах?(Одушевлённые /неодушевлённые; собственные/нарицательные; число; род; склонение; падежи.)

 

-Первый признак который мы повторим: одушевлённость-неодушевлённость.

-Рассадите пассажиров в нужные вагоны, задавая вопрос.

Сделаем вывод. (Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ имена существительные.  Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос что? И обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ имена существительные.)

 

-А сейчас самостоятельно распределите данные слова по столбикам. В левый столбик – одушевлённые имена существительные , в правый – неодушевлённые.

-Проверьте правильность выполнения задания в тетрадях, с выполненным заданием на доске.

 

 

Среди имён существительных различают собственные и нарицательные.

-Вспомним, какие имена существительные относятся к собственным.

1.ФИО

2.Клички

3.Названия улиц

4.Географические названия

5.Названия литературных произведений

-А какие имена существительные относятся к нарицательным? Приведите примеры.

- С какой буквы пишутся имена собственные? (с заглавной, большой)

 А теперь открыли учебники и выполнили упражнение 54

-Назовите страну в которой мы живём. (Россия)

С какой буквы напишем название страны?

-Назовите столицу края в котором мы живём? (Барнаул) С какой буквы напишем название города?

-Какое самое большое море в России? (Берингово)

С какой буквы запишем название моря?

Из нашей записи, прочтите имена нарицательные, (страна, город, море)имена собственные (Россия, Барнаул, Берингово).

 

-Вспомним, как проверить написание безударной гласной в корне слова.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

 

 

-Проведём словарно-орфографическую работу. К доске пойдет……(выделить корень, устно подобрать проверочное слово, вставить пропущенную букву)

Россия – наша стр.на.Мы з.вём её Родиной. Здесь мы р.дились, всё тут для нас р.дное.

 

 

 

-Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один, несколько)

   Имена существительные изменяются по числам.

Например: яблоко – ед. ч.,

                    яблоки – мн.ч.

Заполните таблицу:

Ед. ч.

Мн. ч.

стол

 

 

сказки

дорога

 

 

коты

Сделаем вывод. (Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ед.числе. Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во мн. числе.)

 

 

- Встали, расправили спинки, плечи, подняли головы.

  Если я называю имя существительное в ед. числе вы один раз приседаете, если существительное во мн. числе – хлопаете в ладоши несколько раз.( кровать, деревья, машина, карандаши, ведро, конь, тетради, столы)

 

Мы знаем что имена существительные имеют род.

– А вы знаете как появился род? Для того чтобы узнать как появился род, я предлагаю просмотреть видео.

- Мы узнали, что имена существительные могут быть 3-х родов. Для определения рода имён существительных мы используем слова-помощники: он-мой, она-моя, оно-моё. В зависимости от того, какие слова подходят к тому или иному существительному, того рода и будет данное слово.

- Назовите слова-помощники для  сущ. ж.р., м.р., ср.р.

 

-  Зрительно разделите странице на три столбика, озаглавьте их - ж.р., м.р., ср.р.

-Я буду показывать  предметные картинки, а вы должны будите отнести это существительное в один из столбиков. Работаем с комментированием «по цепочке».

Сделаем вывод. (Чтобы определить род существительного нужно использовать слова-помощники: он-мой, она-моя, оно-моё.)

 

 

Для того чтобы узнать следующий признак имени существительного, мы должны разгадать тайну молчащей таблицы. Заполним её и озаглавим.

 Из предложенных слов 1-ая парта выпишите имена существительные 1-го склонения; 2-ая парта  -2-го скл., 3-тья парта – 3-го скл.

-Проверим комментируя с места.

(1-е скл – папа, ива,пена; 2-е скл.- арбуз, поле, небо; 3-е скл.- рысь, рожь, морковь.)

Сделаем вывод. (по таблице)

 

-Следующий грамматический признак – падеж.

- Скажите, сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним.

- А теперь проверим, как вы умеете определять падежи!

Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.

                                    Дорожка домой

                                    Мне мила с детских лет,

                                    Дорожки знакомей, красивее нет!

                                    И если б зашёл я,

                                    Не знаю куда,

                                    Дорожку домой

                                    Отыскал бы всегда

                                    На этой дорожке

                                    И в трудные дни

                                    Я пел бы без устали

                                    Песни свои.
-А теперь применим наши знания на практике. Нам нужно будет грамотно, правильно составить текст.

- Назовите какое сейчас время года.

Рассмотрите картину.

-Из предложенных слов составим предложения, текст по теме «Осенний лес».

                   Осенний лес.

Осень, я, люблю, по, лес, бродить. В, тихо, лес. Мелкий, дождь, идёт. Дерево, сбросили, лист.

(Я люблю осенью бродить по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья сбросили листья.)

 - Выпишите имена существительные и определите их грамматические признаки.

Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни.

-Какие грамматические признаки имени существительного мы повторили?

- Что было интересным?

- Что показалось трудным?

- Работу кого из одноклассников вы сегодня отметили? Почему?

Выставление отметок за урок.

Д/з. Стр. 90, упр. №119. Необходимо слова в скобках поставить в нужном падеже, числе.

- Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке.

 

Слайд №1

Добиться тишины и внимания

 

Следить за осанкой уча-ся

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

Слайд №2

Высказывания учащихся

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

Ответы учащихся

Слайд

 

 

Наглядный (таблица грамматических признаков

(Таблицу на доску)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интер. доской

Высказывания учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-ная работа

(Слайд)

 

 

 

 

 

Самопроверка

с.54 Работа по учебнику

 

 

Высказывания учащихся

Слайд

Беседа

 

 

 

 

 

 

Один учащийся у доски с комментирова-нием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интер. Доской

 

 

 

 

Высказывания учащихся

 

 

 

 

Уч-ся выполняют движения по заданию учителя

 

 

 

 

Просмотр видео

 

Беседа

Наглядный

Слайд

Высказывания учащихся

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

Высказывания учащихся

 

 

 

Работа с интер. доской

 

 

 

Работа с комментирова-нием «по цепочке»

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа с проверкой на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

Работа по карточкам

 

 

 

 

 

 

На доске таблица из слайда

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Грамматические признаки имени существительного"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка в 9 коррекционном классе

Тема: «Грамматические признаки имени существительного».

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного (одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число, падежи, склонение).

Задачи:

1. Продолжить обучать школьников выделять из текста имена существительные, определять грамматические признаки имени существительного: одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число, падеж, склонение, составлять предложения из предложенных слов.

2. Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук, воображение.

  • 3. Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, чувства патриотизма.
  • Оборудование: мультимедийная доска, компьютерная презентация, таблица

Этапы урока

Ход урока

Методы и приёмы работы учителя и учащихся

I. Орг. момент (мотивация)

II. Сообщение темы и целей урока

III.Актуализа-ция знаний

IV.Основная часть

1.Одушевлён-ные/ неодушевлён-ные

2.Собственные/ нарицательные

3.Словарно- орфографичес-кая работа

4.Число

5.Физминутка

6.Род

7.Склонение

8.Падеж

9.Закрепление полученных знаний

(Развитие речи)

10.Итог урока

-Здравствуйте, ребята!

-К нам сегодня на урок пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями.

Итак, друзья внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, начнем скорей урок!

-Запишите сегодняшнее число – двадцать первое октября; классная работа.

-Мы знаем, что с давних времён существовала страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Назовите эти части речи.(глагол, имя прилагательное, имя существительное, местоимение)

О какой части страны Речь мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (имя существительное)

- Дайте определение имени существительному. (Имя существительное - это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)

- Назовите имена существительные.

- Имя существительное как часть речи очень древнее. Оно появилось в речи наших далёких предков первым. И сейчас в общении имя существительное употребляется чаще остальных частей речи. Для правильного употребления их в устной и письменной речи нам поможет знание грамматических признаков этой части речи. Как вы понимаете словосочетание – грамматические признаки. (Грамматика – наука об изменении слов, о соединении слов в предложении.)

- Сегодня на уроке, мы вспомним грамматические признаки имени существительного.

- Запишите тему урока «Грамматические признаки имени существительного».

- Какие грамматические признаки имени существительного мы изучали в предыдущих классах?(Одушевлённые /неодушевлённые; собственные/нарицательные; число; род; склонение; падежи.)

-Первый признак который мы повторим: одушевлённость-неодушевлённость.

-Рассадите пассажиров в нужные вагоны, задавая вопрос.

Сделаем вывод. (Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ имена существительные. Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос что? И обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ имена существительные.)

-А сейчас самостоятельно распределите данные слова по столбикам. В левый столбик – одушевлённые имена существительные , в правый – неодушевлённые.

-Проверьте правильность выполнения задания в тетрадях, с выполненным заданием на доске.

Среди имён существительных различают собственные и нарицательные.

-Вспомним, какие имена существительные относятся к собственным.

1.ФИО

2.Клички

3.Названия улиц

4.Географические названия

5.Названия литературных произведений

-А какие имена существительные относятся к нарицательным? Приведите примеры.

- С какой буквы пишутся имена собственные? (с заглавной, большой)

А теперь открыли учебники и выполнили упражнение 54

-Назовите страну в которой мы живём. (Россия)

С какой буквы напишем название страны?

-Назовите столицу края в котором мы живём? (Барнаул) С какой буквы напишем название города?

-Какое самое большое море в России? (Берингово)

С какой буквы запишем название моря?

Из нашей записи, прочтите имена нарицательные, (страна, город, море)имена собственные (Россия, Барнаул, Берингово).

-Вспомним, как проверить написание безударной гласной в корне слова.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

-Проведём словарно-орфографическую работу. К доске пойдет……(выделить корень, устно подобрать проверочное слово, вставить пропущенную букву)

Россия – наша стр.на.Мы з.вём её Родиной. Здесь мы р.дились, всё тут для нас р.дное.

-Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один, несколько)

Имена существительные изменяются по числам.

Например: яблоко – ед. ч.,

яблоки – мн.ч.

Заполните таблицу:

Ед. ч.

Мн. ч.

стол

сказки

дорога

коты

Сделаем вывод. (Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ед.числе. Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во мн. числе.)

- Встали, расправили спинки, плечи, подняли головы.

Если я называю имя существительное в ед. числе вы один раз приседаете, если существительное во мн. числе – хлопаете в ладоши несколько раз.( кровать, деревья, машина, карандаши, ведро, конь, тетради, столы)

Мы знаем что имена существительные имеют род.

– А вы знаете как появился род? Для того чтобы узнать как появился род, я предлагаю просмотреть видео.

- Мы узнали, что имена существительные могут быть 3-х родов. Для определения рода имён существительных мы используем слова-помощники: он-мой, она-моя, оно-моё. В зависимости от того, какие слова подходят к тому или иному существительному, того рода и будет данное слово.

- Назовите слова-помощники для сущ. ж.р., м.р., ср.р.

- Зрительно разделите странице на три столбика, озаглавьте их - ж.р., м.р., ср.р.

-Я буду показывать предметные картинки, а вы должны будите отнести это существительное в один из столбиков. Работаем с комментированием «по цепочке».

Сделаем вывод. (Чтобы определить род существительного нужно использовать слова-помощники: он-мой, она-моя, оно-моё.)

Для того чтобы узнать следующий признак имени существительного, мы должны разгадать тайну молчащей таблицы. Заполним её и озаглавим.

Из предложенных слов 1-ая парта выпишите имена существительные 1-го склонения; 2-ая парта -2-го скл., 3-тья парта – 3-го скл.

-Проверим комментируя с места.

(1-е скл – папа, ива,пена; 2-е скл.- арбуз, поле, небо; 3-е скл.- рысь, рожь, морковь.)

Сделаем вывод. (по таблице)

-Следующий грамматический признак – падеж.

- Скажите, сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним.

- А теперь проверим, как вы умеете определять падежи!

Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей, красивее нет!

И если б зашёл я,

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.
-А теперь применим наши знания на практике. Нам нужно будет грамотно, правильно составить текст.

- Назовите какое сейчас время года.

Рассмотрите картину.

-Из предложенных слов составим предложения, текст по теме «Осенний лес».

Осенний лес.

Осень, я, люблю, по, лес, бродить. В, тихо, лес. Мелкий, дождь, идёт. Дерево, сбросили, лист.

(Я люблю осенью бродить по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья сбросили листья.)

- Выпишите имена существительные и определите их грамматические признаки.

Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни.

-Какие грамматические признаки имени существительного мы повторили?

- Что было интересным?

- Что показалось трудным?

- Работу кого из одноклассников вы сегодня отметили? Почему?

Выставление отметок за урок.

Д/з. Стр. 90, упр. №119. Необходимо слова в скобках поставить в нужном падеже, числе.

- Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке.

Слайд №1

Добиться тишины и внимания

Следить за осанкой уча-ся

Рассказ учителя

Слайд №2

Высказывания учащихся

Рассказ учителя

Ответы учащихся

Слайд

Наглядный (таблица грамматических признаков

(Таблицу на доску)

Работа с интер. доской

Высказывания учащихся

Самостоятель-ная работа

(Слайд)

Самопроверка

с.54 Работа по учебнику

Высказывания учащихся

Слайд

Беседа

Один учащийся у доски с комментирова-нием

Работа с интер. Доской

Высказывания учащихся

Уч-ся выполняют движения по заданию учителя

Просмотр видео

Беседа

Наглядный

Слайд

Высказывания учащихся

Групповая работа

Высказывания учащихся

Работа с интер. доской

Работа с комментирова-нием «по цепочке»

Фронтальная работа с проверкой на доске

Беседа

Работа по карточкам

На доске таблица из слайда

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1867
    • DOCX 33.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лучина Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лучина Наталья Анатольевна
    Лучина Наталья Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 7892
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 524 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 442 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов