Автор: Угрюмова Наталья Ивановна, учитель начальных классов. МБОУ «СОШ № 2»

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: Глобус- модель Земли

Оборудование: компьютер, мультимедиа, карточки.

Программа: традиционная, «Начальная школа XXI века», автор Н. Ф. Виноградова Окружающий мир, 2 класс , Вентана-Граф, 2013


1. Проверка домашнего задания.

  • Почему Луну называют спутником Земли?

  • Почему Солнце и Луна на небе кажутся нам одинаковыми по величине?

  • Если бы мы прилетели на Луну, то увидели бы…


2. Работа по теме урока.


Отгадайте загадку, о чем она?


Он Земли изображение (Слайд 1)

И  не любит искажения  (глобус.)


1. Что такое глобус? (слайд 2)
2. Какие глобусы самые древние?
3. Какие бывают глобусы?
4. Как устроен глобус?

5.О чем может рассказать глобус?


Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Глобус – это модель Земли.

Глобус – латинское слово, оно означает шар, шарообразный, круглый. (слайд 3)


(слайд 4)

Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем.  До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

(слайд 5) 

Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру I. Внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

 

Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?(внутри штырь)

Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ось пересекает Землю в двух точках это Северный полюс и Южный полюс. Они остаются неподвижными всегда.

 Как вы думаете, почему глобус сделали вращающимся? (Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.)

(слайд 6)

Глобус- это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

- Какого цвета больше всего на глобусе?

Большую часть занимает – голубой цвет. Голубой цвет – это вода. Это океаны и моря. На земле много океанов и морей.

Что такое океаны? Океаны – огромные участки воды, окружающие материки и острова. Вода в океане соленая.

Учебник (С. 18-19)

Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический. Морей же гораздо больше.

Почему синий цвет не везде одинаковый? Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей.

Что показано белым цветом? Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.  Извилистые нити на суше - это реки.

Посмотрите на глобус, найдите все океаны

Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у всех водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.


- Сколько океанов на Земле?

- Какой океан самый большой?

Назовите все океаны.


(слайд 7)

Земной шар на карте обычно изображают в виде двух полушарий. Западное полушарие и восточное полушарие. Это карта полушарий. Покажите на ней океаны и назовите их правильно.


На глобусе и карте встречаются еще другие цвета.

Как вы думаете, что обозначено коричневым цветом?- это вся суша и горы.


(слайд 8)

Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. Их 6: Самый большой материк – Евразия. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира.

(слайд 9)

- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.


Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.


На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».


3. Итог урока

(слайд 10)


Дополни словами


Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает_____.

На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана и _______ материков.. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ , МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ.


  • Начальные классы
Описание:

Автор: Угрюмова Наталья Ивановна, учитель начальных классов. МБОУ «СОШ № 2»

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: Глобус- модель Земли

Оборудование: компьютер, мультимедиа, карточки.

Программа: традиционная, «Начальная школа XXI века», автор Н. Ф. Виноградова Окружающий мир, 2 класс , Вентана-Граф, 2013

Автор Сергиенко Ксения Витальевна
Дата добавления 22.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 527
Номер материала MA-063334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓