Главная / Начальные классы / Главные и второстепенные члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения

Урок разработала учитель начальных классов Перевощикова О.Н.

ГБОУ школы №469 Выборгского района СПб

Урок русского языка в 3 классе

Дата проведения: 17 апреля 2014 года.

Место проведения: ГБОУ школа № 469.

Учитель: Перевощикова О. Н.

Класс: 3

УМК «Школа России»

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цель: систематизировать знания по теме, закрепить умения различать члены предложения

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания о предложении, главных членах предложения;

  2. В ходе творческой, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме.

Развивающие:

  1. Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение;

  2. Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброта, чувство взаимопомощи);

  3. Развивать и тренировать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к языку;

  2. Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

 

Оборудование к уроку:

  1. Компьютер;

  2. Мультимедийный проектор;

  3. Презентация  по теме урока;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Отгадай загадку:

Слуги его Величества
Светлейшего Электричества.
В поклонах стоят вдоль дороги
И светят прохожим под ноги.
(Ответ: фонарь)

  1. Словарная работа

А) Проговорите данное слово с безударной гласной непроверяемой ударением, закрыв глаза. Запишите его в словарик. Прокомментируйте его. Подберите однокоренные слова разных частей речи. Запишите в правом столбике. Выделите орфограммы в новых словах.

Фонарь, фонарик, фонарный (столб), фонарщик

Б) Что можете сказать об этом слове? «Корзина идей». Учащиеся предлагают свои «идеи» о слове фонарь (часть речи, слоговой состав, фонетический образ, орфограммы и т.д.)

В) Этимология слова фонарь – исконно русских слов на букву «ф» в русском языке нет, это слово заимствованное - (греч. fanarion, уменьшит. от o fanoV - светоч, факел)

Г) Лексическое значение слова фонарь (учащиеся работают с толковым словарём С. Ожегова)

ФОНА́РЬ, -я, м.

1. Осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в к-рой помещается источник света. Зажечь ф. Уличные фонари. Проекционный ф. (прежнее название проектора). Красный ф. (условная вывеска публичного дома).

2. Стеклянный просвет на крыше, а также остеклённый выступ в здании, в кабине. Ф. самолёта.

3.Остекленный или имеющий ряд окон выступ в стене здания на высоту 1-2 или более этажей, то же, что эркер

Вывод: это слово - многозначное.

Д) Краткое сообщение подготовленного ученика об истории появления уличных фонарей в Петербурге

Рассказ фонарщика.

Уличное освещение появилось в Петербурге при Петре I. Он очень любил свет. В праздники по случаю побед устраивались фейерверки. Зажигались уличные фонари. По улицам ходили фонарщики с лестницами и зажигали каждый фонарь. Сначала фонари были масляными, потом керосиновыми, а затем газовыми. Только в конце XIX века петербуржцы впервые увидели яркий свет электрического фонаря. В нашем городе на Одесской улице находится музей городских уличных фонарей.

4. Сообщение темы и цели урока.

А) Подберите подходящий по смыслу глагол к существительному фонарь:

Фонарь (что делает?) - светит, горит, освещает, мерцает, качается, стоит, украшает

Б) Упражнение «Найди лишнее слово»

существительное приставка

прилагательное корень

сказуемое суффикс

глагол подлежащее

местоимение основа

На доске выделены слова:

сказуемое подлежащее

Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения)

Г) Моделирование (Распространение предложения по составленной учащимися схеме)

hello_html_m66ee8852.gif.

Учащиеся дают характеристику предложения, выделяют главные и второстепенные члены предложения, обозначают, какими частями речи они выражены

- Формулирование учащимися темы урока

5. Стадия «Осмысление»

А) Ребята, давайте попробуем составить распространённое предложение из шести слов.











Б) Работа с деформированными предложениями hello_html_m572ea340.gif

Учащиеся составляют и записывают предложения, дают им характеристику, производят разбор предложений по членам и частям речи

В) Упражнение «Зоркий глаз».



Г) Анализ составленного текста и подбор заголовка к тексту

Прочитайте, что мы с вами написали. Что можете об этом сказать? (Это текст, его можно озаглавить). Подбор заголовков к тексту.

Д) Физминутка «Фонарики»

Е) Игра «Веришь – не веришь»

«Погадаем на ромашке». Верите ли вы, что…

*Второстепенные члены не входят в основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Подлежащее всегда выражено существительным?

*Сказуемое всегда выражено глаголом?

*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

*В предложении всегда есть подлежащее?

Ж) Работа в группах. Логическая игра «Составь предложение из букв слова фонарь»

Из букв слова фонарь надо составить предложение таким образом, чтобы каждое следующее слово начиналось со следующей буквы этого слова(кроме буквы ь)

hello_html_7871cf7c.gif

hello_html_m746bb7f0.gif

6. Стадия «Рефлексия»

А) Составление кластера по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»

hello_html_m4a695c2a.gif

Б) «Лесенка знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке

hello_html_7e7f8c3f.gif

В) Подведение итогов урока









Главные и второстепенные члены предложения
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цель:  систематизировать знания по теме, закрепить умения различать члены предложения

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания о предложении, главных членах предложения;

  2. В ходе творческой, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме.

    Развивающие:

  1. Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение;

  2. Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброта, чувство взаимопомощи);

  3. Развивать и тренировать внимание, память, мышление.

    Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к языку;

  2. Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Автор Перевощикова Ольга Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1220
Номер материала 35703
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓