- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Тема: Правила правописания
- 01.10.2020
- 797
- 10
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цели: обучающие:
а) повторить сведения о глаголе и употребление глаголов в предложении,синтаксические функции глаголов;
б) дать знания о переходных и непереходных глаголах;
формирующие:
а) формировать навыки определения переходных и непереходных глаголов;
б) развивать навык правильного употребления в речи;
общепредметные:
а) воспитывать любознательность, стремление обогащать свои знания;
б) воспитывать правильное отношение к чтению.
Оборудование урока: карточка, проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин. ).
Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.
I. Стадия вызова — целеполагание
- А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?
- Молодцы!
- Сегодня мы с вами повторим сведения о глаголе и узнаем, что такое преходные и непереходные глаголы.
- Поставьте перед собой цель и запишите ее.( зачитывают)
Стратегия «Я знал…»
Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знал…”.
Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(Одна — две пары зачитывают информацию
II. Смысловая стадия
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“ - “ — Вызывает у меня сомнение.
“?” — Вопрос.
2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.
3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).
III. Информационный текст
1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”,что значит “говорить”.
2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться);существования (жить, находиться) и другие.
4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.
5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);
в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;
г) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).
2) Непостоянные признаки
а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное(Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;
б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)
д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)
6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.
7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.
8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…
9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….
IV. Стадия рефлексии (размышления)
После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти. Теперь ребята из других групп с помощью стикеров оцените своих одноклассников аргументируйте свои оценки.
После этого каждый заносит себе в оценочный лист баллы Прочитайте текст и выполните задания.
У вас на партах есть распечатки с таблицами, в которых прописано то, что вам нужно делать. Ознакомьтесь с ней, есть вопросы? Нет? Приступаем к работе на это у вас 20 минут.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
Задания (письменно)
Вопросы (устно)
1.Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок.
Какова тема текста?
2.Расскажи товарищу тему и идею текста.
Какова идея текста?
3.Попроси товарища выписать глаголы, и определите время.
Какие глаголы и в каком времени употреблены в тексте?
4. Выпишите с товарищем примеры глаголов: совершенного и несовершенного вида
Что вы знаете о видах глагола и какие виды глагола вам встретились в тексте?
5.Определите спряжение глаголов в тексте, и выпишите их из последнего абзаца.
Какого спряжения бывают глаголы и как вы определили спряжение глаголов в последнем абзаце?
6 Расскажи товарищу о наклонениях глаголов. Определите наклонения глаголов в тексте.
Какие наклонения глаголов вы знаете, какого наклонения глаголы преобладают в тексте?
7.Определите роль глаголов в тексте.
Какова роль глаголов в тексте?
Правильные ответы проецируются на интерактивную доску. Самопроверку проводим
Работа учащихся в парах. (Учащиеся обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы, записанные на доске.)
Вопросы:
1.Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.
2. Составление кластера на доске и в тетради совместно с учителем.
Узнал (а) новое:
Знал (а) ранее:
V. Подведение итогов
Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?
6 662 383 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Жондыбаева Мадина Серикболовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.