Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыГлагол. Повторение изученного в 5 классе

Глагол. Повторение изученного в 5 классе

Скачать материал

Урок русского языка в 6б классе по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

 

Тема урока: Глагол. Повторение изученного в 5 классе

Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” — писал Н.Греч.

Цель урока: создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи:

учащиеся максимально приблизятся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме; “прочувствовать” и “прожить” ее.

учащиеся  развивают речь, память, внимание; навык работы в парах, в группах, а так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки.

-учащиеся самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;

- научатся сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер

-учащиеся  почувствуют  красоту слова через  работу с текстом.

Тип урока: Вводный.  Урок повторения.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.

 

Ход урока

Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

 

1.     Стадия вызова.

-Давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

-Прием «Верные и неверные утверждения». На доске записаны верные и неверные

утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию, указать верные по ним сформулировать тему урока.

 

-Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по падежам.

Дети указывают верные утверждения и по ним формулируют тему урока.

После этого ставим цели, т.е. спрашиваем: чему должны научиться на уроке? И что должны знать в конце урока?

-.Дети работают по таблице:

Знаю

Узнал

Хочу узнать побольше

 

 

 

 

Заполняют первый столбик.

2.Этап осмысления. Групповая работа.

 -Дети составляют схему-кластер «Глагол»

-Презентация работы

РАЗМИНКА

- Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

-Работа с текстом.

-Обучающиеся читают текст и делают пометки: 

“ ! ” — Я это знал.,“ + ” — Новое для меня.,“ - “ — Вызывает у меня сомнение,“?” — Вопрос.

Текст:

 

 Информационный текст

 

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.

2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

г) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

2) Непостоянные признаки

а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;

б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

 

Вопросы:

Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

 

 

-После работы с текстом дети заполняют второй и третий столбики таблицы.

-Затем идет обсуждение в парах.

-Третий столбик может быть заполнен в ходе обсуждения.

(Из этого столбика можно взять темы для сообщений и поставить цели на следующие уроки по изучению темы «Глагол».)

Закрепление новой темы: упр. 565

3.Рефлексия.

-Дети получаю карточки, в которых они должны дописать предложения.

1.Тема урока - ……

2.Значение глаголов в речи -……

3.Сегодня на уроке мне понравилось -….

4. Сегодня на уроке мне было трудно -….

-Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

-Поместите стикеры «Где я?»

 

 Домашнее задание

Выучить материал по кластеру.

Упр.566

(В конце урока поводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.)

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Допишите предложения.

1.Тема урока -_______________________________________________________

2.Значение глаголов в речи -___________________________________________

3.Сегодня на уроке мне понравилось -___________________________________

___________________________________________________________________

4. Сегодня на уроке мне было трудно -__________________________________

___________________________________________________________________

 

Рефлексия

Допишите предложения.

1.Тема урока -_______________________________________________________

2.Значение глаголов в речи -___________________________________________

3.Сегодня на уроке мне понравилось -___________________________________

___________________________________________________________________

4. Сегодня на уроке мне было трудно -__________________________________

___________________________________________________________________

 

Рефлексия

Допишите предложения.

1.Тема урока -_______________________________________________________

2.Значение глаголов в речи -___________________________________________

3.Сегодня на уроке мне понравилось -___________________________________

___________________________________________________________________

4. Сегодня на уроке мне было трудно -__________________________________

___________________________________________________________________

 

Рефлексия

Допишите предложения.

1.Тема урока -_______________________________________________________

2.Значение глаголов в речи -___________________________________________

3.Сегодня на уроке мне понравилось -___________________________________

___________________________________________________________________

4. Сегодня на уроке мне было трудно -__________________________________

___________________________________________________________________

 

Рефлексия

Допишите предложения.

1.Тема урока -_______________________________________________________

2.Значение глаголов в речи -___________________________________________

3.Сегодня на уроке мне понравилось -___________________________________

___________________________________________________________________

4. Сегодня на уроке мне было трудно -__________________________________

___________________________________________________________________

 

 

“ ! ” — Я это знал.

 

“ + ” — Новое для меня

“ - “ — Вызывает у меня сомнение.

“?” — Вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________________

 

 

“ ! ” — Я это знал.

 

“ + ” — Новое для меня

“ - “ — Вызывает у меня сомнение.

“?” — Вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? И что сделать? В предложении обычно бывает сказуемым. Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени, прошедшем и будущем. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и в прошедшем – по родам и лицам. Глаголы , отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? – это глаголы, стоящие в неопределенной форме. Неопределенная форма так и называется, потому что она не показывает ни числа, ни рода, ни  лица глагола.  Глаголы делятся на два вида: совершенного вида и несовершенного. Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Глаголы, которые употребляются в речи, могут обозначать трудовые процессы (садить, пахать), цвет предметов ( небо голубеет), также глаголы обозначают динамику, движение предметов (бежит).

____________________________________________________________________________

 

 

Текст:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? И что сделать? В предложении обычно бывает сказуемым. Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени, прошедшем и будущем. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и в прошедшем – по родам и лицам. Глаголы , отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? – это глаголы, стоящие в неопределенной форме. Неопределенная форма так и называется, потому что она не показывает ни числа, ни рода, ни  лица глагола.  Глаголы делятся на два вида: совершенного вида и несовершенного. Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Глаголы, которые употребляются в речи, могут обозначать трудовые процессы (садить, пахать), цвет предметов ( небо голубеет), также глаголы обозначают динамику, движение предметов (бежит).

____________________________________________________________________________

 

                                                      

Текст:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? И что сделать? В предложении обычно бывает сказуемым. Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени, прошедшем и будущем. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и в прошедшем – по родам и лицам. Глаголы , отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? – это глаголы, стоящие в неопределенной форме. Неопределенная форма так и называется, потому что она не показывает ни числа, ни рода, ни  лица глагола.  Глаголы делятся на два вида: совершенного вида и несовершенного. Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Глаголы, которые употребляются в речи, могут обозначать трудовые процессы (садить, пахать), цвет предметов ( небо голубеет), также глаголы обозначают динамику, движение предметов (бежит).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки работы над кластером

 

1.                       Компактность материала                      1б

2.                       Содержание                                            1б

3.                       Последовательность изложения           1б

4.                       Грамотность                                           1б

5.                       Эстетичность, аккуратность                 1б

 

 

 

 

 

Критерии оценки работы над кластером

 

6.                       Компактность материала                      1б

7.                       Содержание                                            1б

8.                       Последовательность изложения           1б

9.                       Грамотность                                           1б

10.               Эстетичность, аккуратность                 1б

 

АЗМАН

1

2

3

4

 

 

ДАНИЛ

1

2

3

4

 

РЕНАТА

1

2

3

4

 

САША

1

2

3

4

 

МИНТЕМИР

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Глагол. Повторение изученного в 5 классе

Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” — писал Н.Греч.

Цель урока: создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи:

учащиеся максимально приблизятся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме; “прочувствовать” и “прожить” ее.

учащиеся  развивают речь, память, внимание; навык работы в парах, в группах, а так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки.

-учащиеся самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;

- научатся сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер

-учащиеся  почувствуют  красоту слова через  работу с текстом.

Тип урока: Вводный.  Урок повторения.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластер

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 962 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2462
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 388
    • DOCX 72 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цыбенко Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цыбенко Елена Анатольевна
    Цыбенко Елена Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 78604
    • Всего материалов: 41

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 631 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 185 человек

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»