Инфоурок Музыка Другие методич. материалыГИГИЕНА И ОХРАНА ГОЛОСА ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

ГИГИЕНА И ОХРАНА ГОЛОСА ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Скачать материал

МОУ ДОД «НОВОМИЧУРИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 

ГИГИЕНА И ОХРАНА ГОЛОСА ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

 

 

 

 

Подготовила преподаватель

Михайлова С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОМИЧУРИНСК 2012

ПЛАН ДОКЛАДА:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ, ФИЗИОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА

 

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

 

МУТАЦИЯ

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ И ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ

 

ВЫВОДЫ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данного доклада обусловлена тем, что в последнее время в структуре детской заболеваемости ведущее место принадлежит заболеваниям глотки, что, в свою очередь, ведет к нарушениям речи. Гигиена и охрана голоса детей – тема, требующая пристального внимания со стороны взрослых и преподавателей не только на уроках вокала и хора, но и на уроках сольфеджио. У детей гораздо чаще, чем у взрослых  наблюдаются острые респираторные вирусные инфекции, ангины, а также аденоидиты, синуситы и отиты. Несомненно, это напрямую связано с особенностями детского возраста: лимфоидная ткань глотки (прежде всего аденоиды и небные миндалины) достигает максимального развития в возрасте ребенка от 2 до 7 лет, а затем с 9-10 лет она подвергается постепенному обратному развитию (инволюции).

Таким образом, основная цель моего доклада – выяснить, в чем заключаются мероприятия по гигиене и охране голоса у детей на уроках сольфеджио. Доклад также ставит своей задачей изложение в сжатой форме тех имеющихся в настоящее время научных данных о детском голосе, знание которых непосредственно или косвенно важно для преподавателя сольфеджио.

Я посчитала также необходимым описать некоторые формы заболеваний голосового аппарата, которые являются прямым или косвенным следствием неправильного голосового режима, а также и профилактические мероприятия против этих заболеваний.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ, ФИЗИОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Пение, по сравнению с другими видами музыкального искусства, имеет в себе ряд своеобразных особенностей. Эти особенности вытекают из того, что „инструмент" певца - его голосовой аппарат – чрезвычайно сложен по своему устройству и труден для объективного наблюдения и изучения даже при применении специальных методов исследования. Еще более трудным является изучение всего процесса пения, представляющего собой чрезвычайно сложный психофизиологический акт.

Голос – это любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).

Голосовой аппарат – это комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.

Резонатор – это полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор у человека – это его грудная клетка.

Голос каждого человека абсолютно индивидуален.

Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.

Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.

Тембр – это сложное качество звука. Его составляют: основной тон (колебания поверхностей голосовых складок), который обуславливает высоту звучания и обертоны.

Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.

При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.

У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей гораздо короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса более слабая. Голосовая функция человека созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).

Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (она увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), они начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос в такой ситуации просто не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит очень неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Главными причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.

 

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Болезни голосового аппарата, связанные с нарушения голосовой функции, имеют самые различные причины.

Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются хронические и острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае сразу прекратить до полного выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует тщательно избегать переохлаждения и регулярно закаливать организм, повышая иммунитет к простудным заболеваниям.

К сожалению, уже в детском возрасте, при повышенной профессиональной нагрузке на голос ребенок может столкнуться и с более серьезными голосовыми проблемами. К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся так называемые певческие узелки. Они бывают острыми и хроническими, а также застарелыми. Главная причина их появления – это повышенная нагрузка на голосовой аппарат, а также неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Появление на связках узелков может привести к изменению тембра голоса (появляется охриплость), уменьшению его диапазона. Во избежание повторного их возникновения целесообразно в дальнейшем не допускать перегрузок голосового аппарата.

К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в голосовую складку. Оно наступает при резком напряжении (крик, форсирование). Голос сразу «садится», и голосообразование становится невозможным. При абсолютном голосовом покое кровоизлияние постепенно рассасывается и может пройти бесследно.

Дисфония – это часто встречающееся расстройство голосообразования, протекающее либо в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание), либо в спазматической форме (пересмыкание, спазмы). Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.

Голосовой аппарат ребенка как барометр чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной серьезного заболеваний голоса.

Многие такого рода дефекты являются результатом неправильного пения и нерационального режима голоса в детском возрасте, в частности – у мальчиков во время мутации голоса, а также и в до- и послемутационном периоде. Будучи крайне восприимчивы и склонны к подражанию, дети часто перенимают у взрослых и старших товарищей их манеру пения, причем встречающиеся технические трудности преодолеваются ими в большинстве случаев путем вредных напряжений голосового аппарата или его отдельных частей.

Дети обыкновенно стараются петь возможно более громко (перекричать товарища), значительно громче, чем это по силам их хрупкому голосовому аппарату.

 

МУТАЦИЯ

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

У мальчиков 13-15 лет голосовой аппарат растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления физиологической зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера. У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. В отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым».

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения нервной системы. У детей, испытавших сильный стресс, возможен даже паралич голосовых связок.

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ И ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ

Созревание голоса охватывает очень длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние самых разнообразных вредных и негативных факторов.

При многократном и длительном влиянии они могут приводить к более или менее стойким нарушениям голоса.

Родители, воспитатели детских садов, учителя школ и даже детские врачи очень мало знают и очень редко вспоминают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений.

Вот несколько примеров. Все иногда начинается уже с самого младенчества. Некоторые матери спокойно относятся к крику новорожденного младенца, основываясь на предрассудке, что крик чуть ли не необходим для развития голоса; воспитатель в детском саду, для того чтобы организовать ребят, запевает песню, несмотря на мороз или сильный ветер, далее ее подхватывают разгоряченные быстрым шагом ребята; учителя в школе требуют от учащихся громких ответов в шумном классе, при этом совершенно не считаются с тем, что ученик говорит тихим хриплым голосом после только что перенесенного гриппа; в музыкальной школе репертуар детских песен или номера по сольфеджио часто подбираются без соответствия диапазону среднего детского голоса.

Не удивительно поэтому, что многие педагоги после нескольких лет работы говорят сиплыми голосами и жалуются на то, что сорвали голос, так как вынуждены ежедневно говорить громко по нескольку часов подряд.

Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, немногочисленны, их необходимо знать всем преодавателям. Связанным с детским голосом: это афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройство голоса), фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктомированных.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение ребенком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.

Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:

1. Изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;

2. Выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и забо-левания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;

3. Изучением физических возможностей человеческого организма;

4. Составлением и формулированием законов, правил, норм профессио-нального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

Правила и законы формулируются на основании наблюдений, сопоставлений, выявления ситуаций и их анализа. Это:

1. Медицинские требования к организму абитуриентов, предъявляемые при поступлении в учебные заведения для получения специальностей голосоречевых профессий (музыканта, педагога, юриста, лектора, актера).

2. Гигиенические правила и рекомендации для жизни и профессио-нальной голосовой деятельности.

3. Рекомендации для закаливания организма, укрепления голосового аппарата.

4. Элементарные доврачебные рекомендации при самых распростра-ненных заболеваниях, имеющих отношение непосредственно к голосовому аппарату.

Вот некоторые правила гигиены голоса:

– нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;

– недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;

– недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;

– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;

– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;

– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

 

ВЫВОДЫ:

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: гигиена и охрана голоса детей способствует нормальному развитию и функционированию голосового аппарата;

На уроках сольфеджио необходимо осуществлять мероприятия по гигиене и охране голоса ребенка. Профилактика заболеваний голоса заключается в соблюдении простых правил:

1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

5. Ни в коем случае нельзя курить. Как правило, подростки не отдают себе отчет в том, что голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1990.

Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. – М.: Искусство, 1939.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ГИГИЕНА И ОХРАНА ГОЛОСА ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методический доклад по сольфеджио.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данного доклада обусловлена тем, что в последнее время в структуре детской заболеваемости ведущее место принадлежит заболеваниям глотки, что, в свою очередь, ведет к нарушениям речи. Гигиена и охрана голоса детей – тема, требующая пристального внимания со стороны взрослых и преподавателей не только на уроках вокала и хора, но и на уроках сольфеджио. У детей гораздо чаще, чем у взрослых  наблюдаются острые респираторные вирусные инфекции, ангины, а также аденоидиты, синуситы и отиты. Несомненно, это напрямую связано с особенностями детского возраста: лимфоидная ткань глотки (прежде всего аденоиды и небные миндалины) достигает максимального развития в возрасте ребенка от 2 до 7 лет, а затем с 9-10 лет она подвергается постепенному обратному развитию (инволюции).

Таким образом, основнаяцельмоегодоклада –выяснить,вчемзаключаютсямероприятияпогигиенеиохранеголосаудетей наурокахсольфеджио. Доклад также ставит своей задачей изложение в сжатой форме тех имеющихся в настоящее время научных данных о детском голосе, знание которых непосредственно или косвенно важно для преподавателя сольфеджио.

 

Я посчитала также необходимым описать некоторые формы заболеваний голосового аппарата, которые являются прямым или косвенным следствием неправильного голосового режима, а также и профилактические мероприятия против этих заболеваний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 320 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 546
    • DOCX 72.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Светлана Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михайлова Светлана Борисовна
    Михайлова Светлана Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3328
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Музыка")

Учитель музыки

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 189 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 369 человек

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов