Инфоурок География Другие методич. материалы«Герой моей повести – правда».

«Герой моей повести – правда».

Скачать материал

«Герой моей повести – правда».

Изображение войны в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

Интегрированный урок литературы с историей.

Цель урока.

        Формирование активной гражданской позиции и нравственных убеждений на основе исследования исторических материалов, посвящённых Крымской войне и «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого.

Задачи урока.

1.Создать у учащихся представление об исторической обстановке во время обороны Севастополя.

1.    На материале «Севастопольских рассказов» дать  представление о новаторстве Л.Н. Толстого в изображении войны.

2.    Развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, мышление учащихся, способность обобщать факты.

3.    Воспитывать интерес к истории родной страны, чувство патриотизма, способность сопереживать, отрицание зла и насилия.

Оборудование урока.

Л.Н. Толстой, «Севастопольские рассказы», слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор, книжная выставка, «Толковый словарь» под ред. С.И. Ожегова, карта военных действий.

Методические приёмы организации урока.

Опережающее задание, постановка вопросов для обсуждения, подготовка сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение.

Словарь урока.

«Литература – зеркало истории», участник обороны, очевидец, войска коалиции, путеводитель, эффект «присутствия», документальная достоверность, очерк, эстетический принцип, наблюдательность, психологизация, передача внутренней речи, «диалектика души», показное мужество, подлинный героизм, апофеоз.

Цитаты урока.

«…Война – это сумасшествие…»

                                                                Л.Н. Толстой

«Вопрос, не решённый дипломатией, ещё меньше решается порохом и кровью»

                                                                Л.Н. Толстой

«Это именно то, что нужно теперь русскому обществу: правда – правда, которой так мало осталось в русской литературе»

                                                                Н.А. Некрасов

 

Слайд 1.

Учитель литературы (УЛ):

     -Русская литература, начавшаяся со «Слова о полку Игореве» и развившаяся до величественной вершины – романа Л.Н. Толстого «Война и мир»- всегда была «зеркалом истории», обращаясь к теме защиты родной земли.

     Военная тема помогает понять природу человека, выявить силу добра, противостоящего злу.

     На сегодняшнем уроке мы будем говорить о «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого, ставших своеобразным «предисловием» к «Войне и миру», не потерявших своей актуальности до сих пор.

Учитель истории (УИ):

    -Осенью 2010 г. Севастопольские рассказы» побывали на околоземной орбите. С такой инициативой выступила праправнучка великого писателя, графиня Толстая, желая приурочить это событие к 100-летию ухода Л.Н. Толстого и привлечь внимание общественности к проблемам сегодняшнего Севастополя. В конце декабря книга вернулась на землю с печатью МКС и была преподнесена в дар севастопольцам.

УЛ:

    -Какой предстаёт война в рассказах Л.Н. Толстого?  Это ключевой вопрос урока, на который мы попытаемся найти ответ.

Слайд 2.

УИ:

 - Мы найдём ответ на следующие проблемные вопросы:

1. Почему Россия оказалась во внешнеполитической изоляции?

2. Необходимо ли было самопожертвование защитников Севастополя?

3. Дадим оценку русскому флоту и полководцам – участникам Крымской войны.

Помогать нам будет группа историков, задача которой – дать исторический комментарий описываемых Толстым событий.

    -Л. Н. Толстой явился активным участником обороны Севастополя в 1854-1855 годах. «Севастопольские рассказы» создавались в условиях боевой жизни. Толстой сам ходатайствовал о переводе его в действующую армию. Очевидцы так отзывались о нём: «Храбрый артиллерийский офицер, сохраняющий спокойствие при любых условиях, не суетливый, но упорный». Толстой нёс службу на четвёртом бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.  Толстой оставался там больше 10 месяцев.

       -Свидетелем каких событий стал Л.Н. Толстой?

Слайд 3.

Справка историков. Один ученик работает с картой у доски.

·        Цель внешней политики Николая I   - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью турецкого султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила войну России.

Слайды 4-5-6 (прокрутка).

·         Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда.

·          В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась 11 месяцев.

·        Город был неуязвим с моря, но беззащитен с суши. Его окружила армия союзников численностью 120 тысяч человек.

·        Адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин взяли на себя командование Севастополем.  В обороне участвовали 22 тысячи моряков с 2 тысячами орудий, снятых с судов.

·        Город в кратчайшие сроки был подготовлен к длительной обороне: были построены укрепления, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И. Тотлебена; были затоплены суда у входа в бухту, предотвратив доступ в неё вражеским судам.

·        Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: он умер 18 февраля 1855 года.

Слайд 7.

УИ:

    -Под сильным впечатлением увиденного Толстой пишет брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо «Здорово, ребята, говорил: «Нужно умирать, ребята. Умрёте?» - и войска кричали: «Умрём, ваше превосходительство!» Рота моряков взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. … Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».

УЛ:

  -Эти люди и стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе». Рассказы выходили в 1855 году в журнале «Современник» и были встречены с особым интересом. Обратимся к первому рассказу и попытаемся понять, что так поразило современников и сделало его необыкновенно интересным.

-Какой момент обороны изображён в рассказе?

Справка историков.

В рассказе изображён момент ослабления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 г. сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением наших войск. Война приобрела затяжной характер.

УЛ:

- В чём необычность повествования в рассказе?

(Это своеобразный «путеводитель». Читатель вместе с повествователем совершает путешествие по осаждённому городу. Созданию эффекта «присутствия» помогает употребление 2 лица и глаголов в форме настоящего времени: «Вы подходите к пристани…».)

Слайд 8.

-Отправимся вместе с героями рассказа в путешествие по осаждённому городу. Одновременно демонстрируются слайды. Отрывки – иллюстрации читают заранее подготовленные ученики.

-Что вас поразило в описании города?

(Страшные картины, о которых рассказчик повествует спокойным тоном – создаётся впечатление, что происходящее вокруг стало «обычным» для человека, несколько недель проведшего под обстрелом. «Вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом…»  - почему дважды повторяется эпитет? Город описан с документальной достоверностью.)

Слайд 10.

 

Госпиталь. Зачитывается отрывок.

УИ:

-Здесь мы можем встретить реальных лиц.

(Сообщение группы историков о Бакуниной, Даше Севастопольской, Пирогове.)

- С каким чувством мы покидаем госпиталь?

Слайд 11.

Разбитый город. Зачитывается отрывок.

УЛ:

-Сравните то, что увидел Толстой, а вместе с ним и мы, и то, что запечатлел с натуры другой свидетель осады, Айвазовский.

(Антитеза.)

 – Можно ли утверждать, что картина, нарисованная Л.Н.Толстым, документально достоверна?

Слайды 9, 12(прокрутка)

Редут. Четвёртый бастион.

-Какие слова показывают то, что так описать подступы к батарее и сам бастион мог только свидетель событий?

Слайд 16.

Сцена смертельного ранения. Зачитывается отрывок.

-Какова роль сцен, в которых описаны страдания и смерть?

Слайд 12.

Мысли о духе защитников Севастополя.

-Почему, по мнению Толстого, город невозможно взять?

-Какова жанровая принадлежность произведения? Можно ли назвать рассказ очерком?

(Рассказ можно назвать очерком, так как события в нём описываются с документальной достоверностью.)

УЛ:

-Можете ли вы теперь сказать, почему рассказ вызвал необычайный интерес?

Слайд 13.

    -В этом рассказе  Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осаждённый город в его величии. Автор воплотил в рассказе свой главный эстетический принцип. Какой? Обращение к цитатам урока.

-Поиск вечно прекрасной правды в искусстве и был главным заветом Л.Н. Толстого. Он говорит в рассказе: «Вы увидите войну … в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Толстой сорвал с войны романтические покровы и показал её реалистически, без прикрас.

УИ:

-Чем дальше затягивалась осада, тем сильнее ощущал Л.Н. Толстой разлад и неподготовленность России к войне. Он готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе, используя форму художественного повествования.

УЛ:

-Так появляются ещё два рассказа: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе». Обратимся к первому из них.

-Что происходит в осаждённом городе весной?

Слайд 14.

Справка историков.

-Весной опять началась бомбардировка города. После одной из них, особенно продолжительной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты сапёров, по чистой случайности оказавшихся рядом. Неприятель был выбит с окраин города. Англичане были остановлены в 400 метрах от третьего бастиона.

УЛ:

-Можно ли и второй рассказ назвать очерком? Почему?

-Назовите героев второго рассказа.

-Совершает ли кто-нибудь из них героический поступок?

-Какую проблему затрагивает Толстой?

(Автор впервые сказал о тщеславии на войне. Для него – тщеславие – это сдвиг в сознании современного человека, который можно объяснить забвением христианских ценностей. Думать о том, как ты выглядишь, когда рядом падает бомба – ненормально, но так происходит на самом деле. В этом – правда, которую нам показывает Толстой.)

-Зачитайте сцену гибели прапорщика Праскухина.

- Почему так подробно автор изображает, КАК умирают офицеры, ЧТО при этом думают?

( Они проходят испытание смертью. Война показана «изнутри», поэтому рассказ не оставляет равнодушным никого.)

-Изображая войну через призму человеческого сознания, Толстой использует свои излюбленные приёмы: наблюдательность, психологизацию, воспроизведение внутренней речи – (т.н. «диалектика души»).

-С какой целью показному мужеству военной «аристократии» автор противопоставляет подлинный героизм той части офицерства, которая наравне с солдатами делала своё дело на бастионах Севастополя? ( Толстой хотел обратить наше внимание на то, что настоящий герой тот, кто находится рядом с солдатами, на передовой, проживает свою жизнь вместе с ними, для кого война – «обычное», даже «будничное» дело. )

Слайд15.

УИ:

-К таким героям мы вместе с Л.Н. Толстым смело можем отнести и Нахимова, и Корнилова, и Истомина,  и доктора Пирогова, делавшего операции под бомбёжками, и самого Толстого, жившего на 4 бастионе и писавшего свои произведения в перерывах между обстрелами, и простых солдат, просто и храбро сражавшихся и умиравших на бастионах города.

УЛ:

-С настоящими героями Севастополя мы встречаемся в третьем рассказе цикла. Кто они?

-В какое время попадают братья Козельцовы в осаждённый город?

Слайд 17.

Справка историков.

В конце августа 1855 года началась последняя и самая ожесточённая бомбардировка Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников – 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. Был захвачен Малахов курган. Дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Севастополь продержался 349 дней.

УИ:

-Необходимо ли было самопожертвование?

-Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.

УЛ:

-Расскажите о судьбах братьев Козельцовых.

-Как вы считаете, к кому из братьев у Толстого особая симпатия и почему?

-Обратимся к тексту. Найдите портретную характеристику Володи. Как изображает его Толстой?

(Зачитывается отрывок, отыскиваются ключевые слова, производятся наблюдения за прилагательными, обозначающими цвет, подводится итог – Толстой, действительно, питает огромную симпатию к своему герою. –Почему?)

Слайд 18.

-Л.Н. Толстой со всей силой страшной правды говорит о том, что на войне страдают, прежде всего, слабые, незащищённые, неподготовленные – вчерашние дети, бедняки, женщины. Детям не место на войне – в этом Толстой абсолютно уверен, и поэтому часто в его произведениях о войне гибнут юные и прекрасные душой. Вспомним Петю Ростова, уже известного вам персонажа «Войны и мира».

Слайд 19.

- Подумайте и скажите, с какой целью создаёт автор во втором рассказе образ маленького босоногого мальчика, собирающего синие цветы? Зачитывается отрывок.

(Толстой противопоставляет природу миру человеческого зла и насилия.)

-Как называется этот приём?

(Антитеза.)

-Подведём итог. Так что для Толстого значит война? Обращение к цитате.

(« …война есть сумасшествие,   и если люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать.»)

Слайд 20.

УИ:

Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трёх войн, создававший свои пронзительные по силе правды полотна прямо на передовой. Его картина называется «Апофеоз войны». На раме есть надпись, сделанная художником: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим. Настоящим и будущим».

УЛ:

-Какое толкование слову «апофеоз» даёт С.И. Ожегов?

(В «Толковом словаре» С.И. Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения: 1) прославление, возвеличивание чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений.)

-В каком значении употребил слово художник?

–Какую мысль он стремится передать?

-Были ли у Л.Н. Толстого предшественники в изображении войны во всей её страшной правде?

(М.Ю. Лермонтов, «Бородино»?)

Л.Н. Толстому нравились строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова о сражении у реки Валерик:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!.. Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно,

Один враждует он – зачем?

Лермонтов и его «Зачем?» - краеугольный вопрос в русской литературе. Каждая строка Толстого, написанная им о войне, повторяет это слово: «Зачем?» По мнению Л.Н. Толстого, этот вопрос не мог решить весь 19 век. Не смог его решить и 20 век. Может быть, ответ на него даст век 21?

ДЗ.

Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем.

 

1.     Какой предстаёт война на страницах «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого?

2.     Чем можно объяснить готовность защитников Севастополя к самопожертвованию? (По «Севастопольским рассказам» Л.Н. Толстого)

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Герой моей повести – правда»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Формирование активной гражданской позиции и нравственных убеждений на основе исследования исторических материалов, посвящённых Крымской войне и «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого.

Создать у учащихся представление об исторической обстановке во время обороны Севастополя.

 

На материале «Севастопольских рассказов» дать  представление о новаторстве Л.Н. Толстого в изображении войны.

Развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, мышление учащихся, способность обобщать факты.

Воспитывать интерес к истории родной страны, чувство патриотизма, способность сопереживать, отрицание зла и насилия.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа внеурочной деятельности. Математика 9 класс
  • Учебник: «Алгебра», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А.
  • Тема: Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной
Рейтинг: 5 из 5
  • 03.10.2020
  • 4347
  • 370
«Алгебра», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А.
Рабочая программа внеурочной деятельности . Математика. 11 класс.
  • Учебник: «Математика (базовый уровень) », Мордкович А.Г., Смирнова И.М.
  • Тема: Глава 4. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей
Рейтинг: 4 из 5
  • 03.10.2020
  • 2997
  • 305
«Математика (базовый уровень) », Мордкович А.Г., Смирнова И.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1074
    • DOCX 65.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фарафонов Иван Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фарафонов Иван Александрович
    Фарафонов Иван Александрович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 39964
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 762 человека

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 431 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 385 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 291 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 228 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека