Главная / География / Географы в годы ВОВ

Географы в годы ВОВ

Тема: Географы в годы Великой Отечественной войны.



Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с географами, работающими в годы Великой Отечественной войны.

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину ее героев, уважения и глубокой признательности прошлым поколениям.



Средства обучения:

Физическая карта России, компьютерная презентация мультимедийный проектор.





План урока:

  1. Ознакомление учащихся с темой лекции.

  2. Постановка задания перед учащимися: начертить таблицу «Географы в годы ВОВ», внимательно слушать лекцию.

  3. Прослушивание лекции.

  4. Заполнение таблицы.

  5. Выборочная проверка выполненного задания и корректировка учащимися своих записей.



Учитель:

Прошло 70 лет, как кончилась война.

Но память о ней и поныне жива.

Как это ужасно, когда пули свистят

И мертвый на мертвом солдаты лежат.

Война: Это горечь разлук и потерь.

Война: Это муки и гибель людей.

Это боль матерей и слезы детей.

Потеряно столько отцов, сыновей!

И хочется мне, чтоб никто никогда

Не слышал страшного слова "война"! (слайд №1,2)

Есть события, над которыми не властно время, они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием является Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Она вошла в историю нашей страны, в историю государства как эпопея, небывалая по своим масштабам героизма на полях сражений, самоотверженного подвига на трудовом фронте. Тема войны всегда будет волновать - она принесла великую победу. И мы помним о тех, кто своим ратным и самоотверженным трудом в тылу добыл дорогую победу. О Великой Отечественной войне, о вкладе в дело разгрома врага различных войск, отраслей хозяйства, ученых и специалистов написано много, но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте и в тылу.

И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с вкладом географов в дело победы в трудное для Родины время. Так, географы готовили военно - географические описания, вели прогноз погоды, принимали участие в решении вопросов размещении производства, вели поиски полезных ископаемых в восточных районах страны – на Урале в Сибири, Казахстане.

Запишите тему лекции в тетрадь и начертите таблицу, которую вы заполните после прослушивания лекции. (слайд № 3)

« Географы в годы Великой Отечественной войны»

Географы

Вклад в победу ВОВ.











В первые годы Великой Отечественной войны в академии наук СССР было создано несколько специальных комиссий, объединенных затем в комиссию по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. Одним из руководителей комиссии был геохимик, минералог, академик А.Е. Ферсман.

Вопросы к классу:

Предположите, какие географические науки внесли вклад в победу ВОВ? Как вы понимаете выражение «Топографы – глаза армии»? (ответы учащихся)

Ни одна военная операция не проходила без карт. Мы с вами уже знаем что карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками. Топография важна и жизненно необходима для танковых войск, авиации, флота, но совершенно особую роль она играет в артиллерии. Существует понятие «стрельба с закрытых огневых позиций», т.е. стрельба за горизонт по целям, находящимся вне пределов прямой видимости. Это основной способ артподготовки и артобстрела, при этом артиллерийские батареи прячутся за складками местности, строениями, деревьями, в естественных и искусственных укрытиях. Но спрятанная батарея слепа: наводчики цели не видят, поэтому при стрельбе с закрытых позиций командный пункт располагается за много километров от орудий. Оттуда командир видит цель и передает указания, как и куда, стрелять. Такая стрельба требует умения, навыков, но прежде всего полноценного топографического обеспечения.

На топографических картах стоит гриф секретности. Карта секретна независимо даже от того, отмечено или нет на ней расположение своих войск и войск неприятеля, но и просто потому, что на ней нанесены леса и реки, мосты и поля, дороги. Проникнуть в тайны топографической службы всегда мечта разведки противника, поскольку, как правило, это имело стратегическое значение. В военные годы отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. Только с июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы, и картографы выполнили съемку местности на площади более 500 тыс. км2, создали и издали свыше 2 тыс. листов карт разного масштаба. (слайд №4)

Знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Берггольц так написала об этом: (слайд №5)

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Вопрос к классу.

Скажите, что это за дорога жизни и где она проходила?

В годы Великой Отечественной войны гидрологи помогали преодолевать водные рубежи, болота. Именно гидрологическая служба обеспечила прокладку через Ладожское озеро Дороги жизни. Целый ряд операций наших войск строился с учетом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжелой военной техники. Но на болотах настигалась гать, и таким образом обеспечивалась внезапность и прорыв войсками наименее укрепленных участков обороны противника. В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер. Гидрологи давали сведения о ширине и глубине реки, наличие бродов, скорости течения, характере берегов, и дна, заболоченности поймы и т.д. Так, например форсирование в сентябре 1943 года рек Десны и Сожи, Днепра войсками первого Белорусского фронта было успешно осуществлено с учетом водности этих рек.

Большую роль в победе оказали метеорологи. Они постоянно вели прогноз погоды. Иногда было выгодно перенести начало военных действий на фронте на 1-2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении начать бой.

На всех фронтах действовали военно-геологические отряды. Главные их задачи – обеспечить армию сведениями о рельефе, почвах, залегании подземных вод, источниках водоснабжения, местными строительными материалами, состояние дорог, мостов и переправ. Такие работы велись на всех фронтах в разных природных условиях и в разных природных зонах даже высоко в горах. Свой вклад внесли и альпинисты, которые вели жестокие битвы за перевалы. У подножия Эльбруса расположен горнолыжный и альпинистский центр. Рядом, на научных станциях и обсерваториях, изучают жизнь ледников и лавин. Но 65 лет назад в Приэльбрусье шли жестокие бои с фашистами. Гитлеровцам необходимо было захватить Кавказ, чтобы получить нефть, выйти к южной границе. Бои на Кавказе проходили на склонах и вершинах. 21 августа фашисты взошли на обе вершины Эльбруса и водрузили свое знамя. В долинах, перевалах, вершинах стали разворачиваться военные действия. Поэт Николай Тихонов писал:

Там пушки скатывались в пропасти,

сорвав лавины ком,

там альпинист делился доблестью,

с бывалым моряком.

В феврале 1943 года, несмотря на высоту, холод, бураны, на заминированные тропы советские альпинисты выполнили приказ – сняли с вершины Кавказа фашистские вымпелы и установили государственный флаг СССР.

Примеров вклада географии в нашу победу в Великой Отечественной войне можно приводить ещё очень много, и, прежде всего потому, что все, кто служили и служат этой благородной профессии, это в первую очередь люди, которые любят и уважают свою Родину.

Касаясь конкретных имён известных географов, защищавших нашу страну с оружием в руках, нельзя не упомянуть доктора географических наук, выдающегося океанографа М.М. Сомова. В августе 1942 года он участвовал в героической обороне города Диксон, в котором располагалась научно-исследовательская станция, от десанта фашистского крейсера «Адмирал Шеер». В славные страницы нашей победы вписаны имена других учёных-географов-фронтовиков: К.И. Маркова, В.С. Преображенского, Ю.И. Ефремова, Л.С. Абрамова, Ю.Г. Саушкина, И.П. Герасимова, А.М. Комкова, Н.В. Андреева, Н.А. Максимова и других.

Всё меньше остаётся их,

Седых защитников народа,

Что приближали счастья миг,

К победе шли четыре года”.

Спасибо всем, кто дал нам мир! (слайд №6)

Заполнение и обсуждение таблицы.

Географы


Вклад в победу ВОВ.

Топографы, геодезисты, картографы.

Съемка местности и создание топографических карт своей и вражеской территории.

Гидрологи

Сведения о ширине и глубине реки, скорости течения, характере дна и берегов, заболоченности.

Метеорологи

Наблюдение и составление прогноза погоды.


Геологи

Обеспечение сведениями о рельефе, почвах, залегании подземных вод, источниках водоснабжения, местными строительными материалами, состояние дорог, мостов и переправ.

Альпинисты

Военные действия на Кавказе. Установление на Эльбрусе государственного флага СССР.







Географы в годы ВОВ
  • География
Описание:

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с географами, работающими в годы Великой Отечественной войны.

 

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину ее героев, уважения и глубокой признательности прошлым поколениям.  

Средства обучения:

Физическая карта России, компьютерная презентация мультимедийный проектор.

 

 

План урока:

1.      Ознакомление учащихся с темой лекции.

2.      Постановка задания перед учащимися: начертить таблицу «Географы в годы ВОВ», внимательно слушать лекцию.

3.      Прослушивание лекции.

4.      Заполнение таблицы.

5.      Выборочная проверка выполненного задания и корректировка учащимися своих записей.

 

 

Автор Горбатова Ирина Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1404
Номер материала 25413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓